Rambler's Top100

№ 425 - 426
7 - 20 июня 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Алкогольная смертность в России и пути снижения алкогольных потерь

Смертельная ноша маскулинности

Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации

Тенденции смертности в России и резервы сокращения её от преодолимых причин

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации

Г.Г. Заиграев1
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2009, №8, с. 74-84)

Будучи для России и в прежние времена2 исключительно злободневной, проблема пьянства в начале XXI в. приобрела особенно болезненный для общества характер. По своему разрушительному воздействию на судьбы людей, физическое и нравственное здоровье народа нынешние масштабы алкоголизации общества не идут ни в какое сравнение с их историческими размерами. Практически по всем своим параметрам - уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности населения, преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, подверженности алкоголю подростков и женщин - острота проблемы пьянства приобрела характер, серьёзно подрывающий социально-экономические, духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства, национальной безопасности. Так, главный показатель - потребление алкоголя в расчёте на душу населения - только за 1989 - 2008 гг. увеличился в 1,4 раза и достиг 15 литров абсолютного алкоголя (чистого спирта)3, что почти в 1,9 раза выше того уровня (8 литров), который Всемирная организация здравоохранения признала особо опасным для здоровья людей. В начале XXI в. Россия по потреблению алкоголя стала занимать лидирующее место в мире при крайне неблагоприятной структуре потребляемых напитков4.

Наиболее очевидными проявлениями неблагополучия являются высокая заболеваемость алкоголизмом, а также смертность по причинам, непосредственно связанным со злоупотреблением алкоголем. По данным медицинской статистики, ныне подвержено алкогольному заболеванию 2,6 млн. россиян, однако реальное количество больных намного превышает число находящихся под диспансерным наблюдением, и их возможное количество, по оценкам экспертов, составляет около 5 млн. человек или 3,4% от всего населения, что в 1,5-2 раза превышает показатели большинства европейских стран. Неблагополучие ситуации не ограничивается лишь размерами алкогольного заболевания. Количество статистически установленных ОВД лиц, систематически совершающих на почве злоупотребления алкоголем противоправные действия и поступки, колеблется от 10 до 12 млн. чел., что составляет 7-8% от всего населения. Подобная картина с распространением пьянства и алкоголизма представляет собой серьёзную угрозу для жизни и безопасности широких слоев населения, нравственным устоям и благополучию семей. Так, ежегодная смертность по причинам, связанным с пьянством, составляет от 90 до 100 тыс. чел., в том числе: до 10 тыс. чел. умирают от алкогольной болезни; в среднем 33-34 тыс. от отравления алкоголем; 23-24 тыс. убили пьяные; до 25 тыс. чел. погибают по вине водителей в нетрезвом состоянии и т.д.5

Показателем серьёзного неблагополучия в стране является и всё более частое приобщение к алкоголю подростков и женщин. По данным социологических исследований за последнюю четверть XX в. пик массового приобщения к потреблению алкоголя сместился с возрастной группы 16-17 лет в группу 14-15 лет, что чревато серьёзными последствиями как для физического, интеллектуального развития подрастающего поколения, так и для здоровья, работоспособности российского народа в целом. Столь же опасна для физического и нравственного здоровья народа возросшая алкоголизация женской части населения. За последние 10 лет минувшего века индекс смертности от случайных отравлений алкоголем (в расчёте на 100 тыс. чел.) среди мужчин вырос на 31,1%, а среди женщин - на 53%, аналогичные показатели и по заболеваемости алкоголизмом. Количество впервые взятых под наблюдение больных алкоголизмом увеличилось за этот период среди всего населения на 12%, среди женщин - на 28%6.

Для иллюстрации разрушительного влияния возросшей алкоголизации на семейные отношения и воспитание детей приведём лишь некоторые данные: из общего состава сирот, находящихся в детских домах (720 тыс. чел.), свыше 600 тыс. детей - это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях, как правило, лишенных родительских прав по причине их злоупотребления алкоголем; по данным Института психологии РАН ежегодно около 2 млн. детей страдают от жестокости пьянствующих родителей, а 50 тыс. убегают из дома7.

По данным проведённого нами в 2009 г. в шести регионах страны опроса 1600 человек, почти 2/3 респондентов выразили серьёзную озабоченность нарастающими размерами пьянства и связанных с ним негативных последствий (преступности, заболевания алкоголизмом, смертности по причинам, связанным с алкоголем, и т.п.). Больше всего тревожит людей растущее неблагополучие семьи, безнадзорность детей по причине пьянства родителей, приобщение детей и подростков к алкоголю. В связи с этим невольно возникают вопросы: с чем конкретно связана повышенная социальная опасность массовой алкоголизации населения России; чем можно объяснить столь значительные различия в тяжести и интенсивности проявления негативных последствий даже при сравнительно одинаковом уровне потребления алкоголя в разных странах. Разумеется, исключительно большую роль здесь сыграли необычно высокие темпы роста потребления алкоголя в России. Но сам по себе уровень потребления алкоголя ещё не является решающим при определении размеров тяжести и последствий алкопотребления. Так, во Франции, Португалии, Италии, Испании уровень душевого потребления алкоголя немногим ниже, чем в России, однако показатели и "пьяной" преступности, и заболеваемости алкоголизмом на порядок-другой ниже, чем у нас.

Большинство исследователей основную причину подобного положения склонны видеть в том, что вследствие суровых природно-климатических условий и, особенно под воздействием в течение нескольких веков (XVI-XX) государственной алкогольной политики в России сложились весьма неблагополучные условия, под воздействием которых и протекал процесс алкоголизации масс; постепенно сформировались, с одной стороны, особая структура потребляемых напитков, в которой преобладали крепкие спиртные напитки, т.е. "водочная модель" потребления, с другой, - своеобразная культура винопотребления, характерными чертами которой являлись помимо разового потребления больших доз алкоголя, наличие широкой системы питейных традиций и обычаев, требующих питья и угощения по самым разнообразным случаям и событиям в жизни, превращающих алкоголь в непременный атрибут повседневного быта людей. Оценивая роль указанных факторов в распространении массового пьянства в России, В.М. Бехтерев писал: "Русский народ имел несчастную привилегию потреблять сорокаградусную водку, находиться в гораздо менее благополучных условиях, чем народы Запада, которые главным образом потребляют виноградное вино и пиво. Дело в том, что крепкие растворы алкоголя, сильно раздражая желудок и кишечник и вызывая тем самым резкий приток крови к их стенкам, всасываются в кровь с необычайной быстротой, действуют особо разрушительно, а при слабых растворах алкоголь не имеет такого вредного свойства". Отмечая, что в России сложилась более грубая форма потребления алкоголя, ученый продолжает: "Одно дело - количество потребляемого алкоголя, а другое - способы его потребления. При нашей малокультурности сплошь и рядом у нас практикуется питьё водки целым стаканом, часто без закусывания и даже на голодный желудок. А в этом случае алкоголь действует много более вредно, нежели при потреблении такого же количества при других условиях"8. Возросшая опасность массовой алкоголизации проявляется в том, что её отрицательные последствия вышли далеко за рамки разрушительного воздействия злоупотребления алкоголем на личность пьющего и его ближайшее окружение. Её негативному влиянию стали все больше подвергаться различные аспекты жизнедеятельности людей и в первую очередь социальная и правовая защищенность широких слоев населения. Массовое распространение пьянства и алкоголизма всё более выступает как фактор, серьёзно ограничивающий возможность реализации прав людей на жизнь и безопасность, получения ими соответствующего образования и необходимой для обеспеченной жизни профессии; защиты их от насилия и посягательств со стороны лиц, злоупотребляющих алкоголем. Подводя итог сказанному, можно сделать однозначный вывод: неуклонно растущая на протяжении многих лет алкоголизация населения приобрела на рубеже XX-XXI вв. характер подлинно национального бедствия для России, создающего реальную угрозу социальной и правовой защищенности граждан.

Причину резкого обострения алкогольной ситуации за указанный период следует искать, прежде всего, в объективных трудностях и негативных последствиях происходящего в стране масштабного и радикального реформирования экономических, социальных и политических основ российского общества. Как свидетельствует историческая практика, переломные этапы в развитии общества всегда сопровождались всплеском преступности и пьянства; допущенные же при проведении реформ серьёзные ошибки и просчёты со стороны правительства ещё более обострили положение. Произошедшее в ходе реформ резкое ухудшение условий жизни многих десятков миллионов людей, их социальная неустроенность, появившееся в массовой психологии устойчивое чувство незащищенности и неуверенности объективно способствовали значительному повышению спроса населения на спиртное, употребление которого для многих служит своеобразным средством ухода от действительности, "преодоления" дискомфортности и стрессов, "забвения" трудностей и забот.

Невероятно глубокая поляризация общества по имущественному положению, образование явно выраженных полюсов богатства и бедности повлекли за собой отчужденность значительной части населения, что во многом предопределило появление в массовом сознании негативного отношения к социальным нормам, в том числе к нравственным и правовым ограничениям в сфере потребления алкоголя. В нынешней социальной структуре появился значительный слой люмпенизированных лиц, представляющих наиболее благодатную почву для роста преступности, алкоголизма и наркомании. По расчётам экспертов института социально-экономических проблем народонаселения, число обездоленных, порвавших привычные социальные связи, ныне достигает почти 11 млн. человек9.

Однако решающую роль в обострении алкогольной ситуации сыграла ошибочная политика государства, которая привела к фактической неуправляемости процессом алкоголизации населения. Отказ от государственной монополии на производство и продажу винно-водочной продукции, переход к рыночным отношениям в январе 1992 г. привели к полной дезорганизации в этой сфере. Сориентированная на обеспечение широкой доступности спиртного и фактический отказ от государственного регулирования винопотребления, эта политика, в известной мере, спровоцировала ускоренное распространение массового пьянства в стране и более тяжелые для общества его негативные последствия. Отсутствие государственного контроля в сочетании с непомерно высокими налогами на винно-водочную продукцию породило всплеск ее нелегального производства, широкий размах незаконного оборота спиртного, массовый наплыв на алкогольный рынок дешевой, но часто негодной к употреблению водки, что, в свою очередь, явилось причиной массовых отравлений. О степени опасности потребления фальсифицированной водки для здоровья и жизни людей можно судить по данным Госкомстата: случайные отравления алкоголем с 16,1 тыс. чел. в 1991 г. выросли до 55,5 тыс. чел. в 1994 г., затем снизились до 35 тыс. в 2005 г.

Нелегальное изготовление винно-водочных изделий достигло огромных размеров (в 1998 г. до 60%). Даже после принятия правительством целой серии мер по исправлению положения, удельный вес нелегальной продукции продолжает оставаться высоким (по данным Минэкономразвития, около 40%). Кроме того, страна столкнулась с новым витком самогоноварения массового характера. По данным нашего опроса населения и экспертов, значительная часть жителей села (от 60 до 70%) потребляет в основном самогон. То, что его изготовление для личного пользования ныне действующим законодательством не запрещается, делает борьбу с самогоноварением с целью продажи этого питейного продукта очень серьёзной и трудно решаемой задачей. Не случайно 42% респондентов отметили, что, осуществляя подобную политику, власти будут неспособны ослабить остроту проблемы массового пьянства.

Возможно ли при такой государственной политике добиться сколько-нибудь существенных позитивных изменений в алкогольной ситуации, ослабить ее негативное влияние на жизнедеятельность общества? Вся предшествующая практика борьбы с народным пьянством в России свидетельствует: наиболее значительные усилия, предпринимавшиеся государством в этом направлении (четыре "питейные" реформы до 1917 г., крупномасштабные меры в советский период 1958, 1972, 1985 гг.), ожидаемых результатов не принесли. Более того, после каждой резкой активизации антиалкогольной борьбы общество сталкивалось с ещё большим распространением пьянства и алкоголизма.

На наш взгляд, неэффективность предпринимаемых ранее крупномасштабных акций против народного пьянства во многом связана с использованием неадекватных природе алкоголизма путей, средств и способов преодоления этого социального зла. Провал попыток разрешить проблему путём запретов на алкоголь ("сухой" закон в России в 1914 г.) или жестких ограничений в производстве и продаже алкогольных напитков (1958-1960, 1985-1987 гг.); усилении санкций за нарушение норм морали и права в состоянии алкогольного опьянения - результат традиционно ограниченного, одностороннего подхода к объяснению природы алкоголизма, сводящего основные причины массовой алкоголизации к широкой доступности алкоголя, слабости социального контроля за поведением лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, к недостаткам воспитания. К сказанному следует добавить: в антиалкогольной деятельности практически игнорировались достижения научных исследований данной проблемы. В частности, за минувший XX в., особенно за его вторую половину, в объяснении причин алкоголизации произошли существенные изменения в сторону признания, что потребление алкоголя связано в первую очередь с удовлетворением определенных человеческих потребностей, и что оно своими истоками уходит в сферу человеческих связей и отношений, коренится в культуре быта, в условиях и образе жизни людей, то есть в изучении данной проблемы прочно определился переход большинства исследователей к углубленному отражению сути причинного комплекса алкоголизации. Выработка научного представления - итог значительной за последние 50-60 лет активизации исследований представителями социологии, психологии, медицины, юриспруденции. Уместно заметить, что объяснению природы алкоголизма как сложного социального явления во многом способствовало развитие в этой сфере масштабных социологических исследований.

Согласно социологическому подходу к объяснению причинного комплекса массовой алкоголизации и пьянства, наиболее значимыми его элементами являются:

  • экономические, связанные с производством и продажей спиртных напитков (высокая прибыльность, широкая доступность алкоголя, неблагоприятная структура реализуемой алкогольной продукции - преобладание в ней крепких спиртных напитков);
  • социально-экономические, объективно располагающие к потреблению алкоголя (неблагоприятные условия жизни, труда, быта людей, их воспитание и культурное развитие, социальные неравенство и напряженность, отчужденность, одиночество);
  • социально-психологические, формирующие в сознании людей независимо от других причин устойчивые установки на потребление алкоголя (питейные традиции и обычаи "за встречу", "с устатку", "за здравие", "за упокой", "обмыть покупку, премию, зарплату"; социально-психологический механизм подражания, особенно свойственный подрастающему поколению);
  • психологические, отражающие заложенное в природе человека стремление к веселью, радостному настроению, удовольствию, душевному комфорту;
  • социокультурные, влияющие на формирование и способы реализации потребности в алкоголе (низкий уровень общей культуры, духовных и культурных запросов и интересов, недостатки и упущения в нравственном воспитании);
  • психофизиологические, вызывающие влечение к алкоголю (слабая нервная система, наследственная предрасположенность, нарушение обменных процессов и т.п.).

Таким образом, причины массовой алкоголизации - это сложная совокупность самых разнообразных по содержанию и значимости условий и факторов; и только обеспечение необходимого воздействия на всю совокупность может стать средством достижения позитивных изменений в сложившейся ситуации. К сожалению, содержание государственной алкогольной политики по-прежнему ограничивалось административно-правовыми мерами по значительному ограничению доступности спиртного, повышению ответственности за различные правонарушения и аморальные поступки на почве злоупотребления алкоголем.

А возможно ли вообще посредством государственной политики эффективно управлять процессом деалкоголизации населения?

На всех наиболее значимых этапах борьбы с пьянством в СССР (1958, 1972, 1985 гг.) она проводилась при явном игнорировании объективных запросов и уровня жизни населения, забвении того фактора, что в массовом сознании умеренное потребление алкогольных напитков выступает как социальная норма, как часть бытовой культуры и образа жизни.

Помимо отсутствия комплексного воздействия на всю совокупность причин алкоголизации населения, содержание государственной алкогольной политики, как правило, строилось без учета целого ряда особенностей данного социального явления. Так, в отличие от ряда других негативных явлений истоки потребления спиртного уходят в определенные человеческие потребности, способы и возможности их удовлетворения. Люди приобщаются к "питию", чтобы получить наслаждение, поднять настроение, снять напряжение, усталость, чувство неудовлетворенности, установить контакты и др. И хотя все эти ощущения кратковременны, иллюзорны, являются самообманом, легкая степень опьянения субъективно приятна и большинством оценивается положительно, именно в этой привлекательности - изначальная психологическая основа влечения людей к алкоголю. Бытовая неустроенность, социальная неуверенность обычно порождают повышенное влечение к спиртному как средству забвения трудностей и забот, ухода от реальной действительности. Неразвитость социально приемлемых способов потребления алкоголя или отсутствие навыков их использования побуждает блюстителей трезвости прибегать к иному, легкодоступному запрету - нормированному потреблению алкоголя.

Чтобы глубже уяснить причины провалов неоднократно предпринимавшихся ранее мер борьбы с народным пьянством, необходимо, на наш взгляд, обратиться к историческому опыту, к содержанию предпринимавшихся практических мер, ведущих не к уменьшению народного пьянства, а к дальнейшему усложнению алкогольной ситуации.

В этом плане особенно поучительным является опыт антиалкогольной кампании в СССР 1985-1987 гг. - самой широкомасштабной и самой пагубной по своим последствиям, создавшей совершенно новую, более сложную и более трудную алкогольную ситуацию. Для достижения поставленной задачи были использованы разнообразные и самые радикальные меры - от жестких ограничений и запретов в сфере производства и реализации алкогольных напитков до административного и мощного морального и политического давления. Главный итог кампании - резкое сокращение объемов производства и продажи винно-водочных изделий (в России их реализация на душу населения за 1985 - 1987 г. сократилась с 10,4 до 3,8 литра), что при сохранении уровня спроса привело к образованию огромного дефицита спиртного. Это послужило причиной массовых спекуляций и повсеместного изготовления самогона, всплеска нетрадиционных видов правонарушений, связанных с алкоголем, то есть к превращению нелегального изготовления спиртных напитков в массовое явление.

По данным Всесоюзного научно-исследовательского института по изучению конъюнктуры и спроса в торговле и по нашим расчетам, объемы изготавливаемого самогона сравнялись с объемом спиртных напитков, выпускаемых на государственных предприятиях. При этом сложилась и крайне неблагоприятная (с точки зрения последствий) структура потребляемых напитков: в начале 1990-х гг. удельный вес крепких напитков (водка, самогон) составляли более 80% против 49% в 1980 г.10 Другим следствием непродуманной антиалкогольной кампании стало заметное ухудшение криминогенной обстановки, связанное со злоупотреблением спиртными напитками. После кратковременного (1985-1987 гг.) снижения показателей практически всех видов правонарушений на почве потребления алкоголя они стали неуклонно и быстро нарастать: только за 1989-1990 гг. общее количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения, увеличилось более чем на 20%, а среди несовершеннолетних - более чем на одну треть; в условиях острого дефицита спиртного получили массовое распространение нетрадиционные виды правонарушений - только за один 1988 г. за хулиганские действия в винных очередях, спекуляцию спиртным, хищение сырья для его изготовления, производство и сбыт самогона, содержание притонов и т.п. было привлечено к ответственности более 1 млн. человек11.

Нельзя не сказать еще об одном негативном результате антиалкогольной кампании, оказавшем, на наш взгляд, наиболее отрицательное влияние на состояние и перспективы борьбы с пьянством и алкоголизмом, а именно, о серьезных изменениях в массовом сознании, повлекших за собой значительное ослабление поддержки населением антиалкогольной политики государства, усиление негативных настроений. Ежегодно проводимые ВНИИ МВД (с участием автора) опросы населения выявили: в среднем 2/3 опрошенных отрицательно относились к алкогольной политике государства в целом, в том числе больше 80% респондентов резко осуждали политику в сфере производства и продажи спиртных напитков.

Острота проблемы пьянства не только сохранилась, но стала еще более злободневной, поиск путей и средств разрешения данной проблемы поставил перед учеными и практиками задачу объяснения причин неблагоприятного исхода антиалкогольных кампаний. В качестве наиболее важной из них выделим то, что к решению исключительно сложной и трудной социальной проблемы правительство приступило, не имея ни четкой и ясной концепции профилактики и преодоления пьянства, ни научно обоснованной программы практических действий. Это изначально открывало широкий простор для проявления субъективизма как в определении основных направлений, задач и этапов антиалкогольной кампании, так и в выборе средств и способов достижения поставленных целей. Неразработанность концептуальных положений, неопределенность основных исходных позиций, текущих, промежуточных и долгосрочных задач привели к серьезной ошибке в практической деятельности - к фактическому непониманию алкоголизма как антиобщественного явления и бытового пьянства, "выпивки" с традиционно умеренным употреблением спиртного, которое подавляющим большинством взрослого населения не воспринимается как нечто аморальное, противоправное.

Давно сформировавшиеся в быту и повседневной жизни нормы, обычаи и традиции, как важнейшие регуляторы человеческого поведения, не требовали и не требуют от людей полного отказа от алкоголя. В этих условиях настойчивые попытки властей искусственно насаждать явно не реальные лозунги абсолютной трезвости, естественно, не могли не вызвать у населения резко отрицательной реакции. Это отразилось и на разработке стратегии и тактики антиалкогольной политики: плохая научная обеспеченность антиалкогольной деятельности во многом объяснялась не столько слабостью научных исследований в стране, сколько явным нежеланием правительства использовать все то, что уже накоплено наукой и многолетней практикой борьбы с пьянством и алкоголизмом. Анализ этого опыта позволил ученым сделать ряд выводов, касающихся методов и средств решения проблемы. К ним можно отнести: меры по запрещению и ограничению доступности спиртных напитков не могут составлять основного содержания антиалкогольной политики; причины приобщения масс к алкоголю лежат не в сфере производства и продажи спиртных напитков, а в сфере человеческих отношений, конкретных жизненных условий; направленность антиалкогольных усилий, главным образом, на сокращение и изъятие спиртных напитков может привести лишь к их столкновению с интересами людей, сложившимися навыками и стереотипами поведения и общения и вызвать негативную реакцию. Осталась нереализованной и потребность в научном осмыслении явно неблагоприятной обстановки, сложившейся в период, предшествующий реформе 1985 г. и вызвавший быстрое нарастание алкоголизации населения, что, в том числе, было обусловлено широким использованием запретительных мер12 в сфере торговли и реализации винно-водочных изделий13. Все это вывело потребление спиртного на улицы, в скверы, подъезды и подвалы, что повлекло за собой не только увеличение размеров потребления, но и стремительный рост антиобщественных поступков. Наши расчеты показали: "уличное распитие" (при том же количестве выпитого алкоголя) увеличивает вероятность правонарушений в среднем в 2,7 раза; породило негативные моменты в общественной нравственности, сделало широко обозримыми самые неприятные, отвратительные стороны группового распития спиртного, и вместе с тем сформировало в массовом сознании отношение к пьянству, как явлению обыденному, повседневному, не вызывающему резкого осуждения со стороны окружающих.

Совершенно очевидно, что при сохранении в ближайшей перспективе объективно неблагоприятных экономических и социальных условий жизни большинства населения, высокой степени его социальной неуверенности, утраты многих человеческих ценностей и упадка духовно-нравственной культуры практически невозможно обеспечить значительное снижение потребления алкоголя и уменьшение размеров связанных с этим негативных последствий. Однако стабилизировать, несколько ослабить остроту алкогольной ситуации - задача вполне реальная. Но для этого необходимо в первую очередь осуществить радикальные изменения в самой политике государства по отношению к алкогольной проблеме, преодолеть присущие ей неопределенность, непоследовательность, односторонность.

Для повышения эффективности нужна алкогольная политика, сориентированная на комплексное видение задачи, максимально учитывающая как специфические особенности и причины распространения данных социальных явлений, так и реальные возможности общества, исторический опыт, культурные традиции и обычаи народов России. Разработка и эффективная реализация такой политики требует от государства четкого изложения своей официальной позиции в отношении массового потребления алкоголя. Как нам представляется, к наиболее важным исходным позициям при разработке и реализации алкогольной политики следует отнести признание того, что:

1. Массовое потребление алкоголя - социальное явление глубоко противоречивое и потому требующее проведения гибкой алкогольной политики с разноплановыми по содержанию мероприятиями. С одной стороны, следует признать (в качестве основополагающего) принцип воздержания, умеренности в потреблении алкоголя, повышения его культуры, с другой - проявлять более жесткое, с принятием определенных санкций, отношение к случаям злоупотребления алкоголем.

2. В силу социальной и социально-психологической обусловленности потребления алкоголя и пьянства работа по их профилактике не может проводиться в отрыве от одновременных усилий по изменению реальных условий жизни людей, повышению уровня их культуры и нравственности, формированию соответствующей морально-психологической атмосферы вокруг проявлений злоупотребления алкоголя. Постепенное вытеснение алкоголя с занимаемых им позиций в решающей степени будет зависеть от того, насколько успешно и далее будут развертываться осуществляемые в стране перестроечные процессы и как радикально будут меняться экономические, социально-политические отношения в обществе. Реализация осуществляемого в стране курса на всемерное повышение материального и культурного уровня народа, достижение социальной справедливости людей будут означать обогащение их жизни, способствовать утверждению разумных и общедоступных альтернатив потреблению алкоголя и тем самым созданию основы для постепенного вытеснения пьянства.

Из признания приоритетности социальных аспектов в работе по профилактике и преодолению пьянства вполне естественно возникает вопрос о соотношении в этой деятельности мер общей и специальной профилактики, призванной затруднить реализацию желания у людей по тем или иным причинам потребление алкоголя, свести к минимуму его вредные последствия. При этом уместно заметить, что улучшение условий в различных сферах жизнедеятельности людей автоматически не ведет к преодолению и значительному уменьшению пьянства, оно создает для этого лишь объективные возможности и предпосылки. Степень же реализации этих возможностей во многом зависит от зрелости специальных профилактических мер, от того, какое отношение к алкоголю будет сформировано в общественном сознании.

3. Создание объективно благоприятных условий и предпосылок для полного вытеснения пьянства из жизни общества - задача на отдаленную перспективу. Поэтому для разработки эффективной программы практических действий по профилактике и уменьшению пьянства на данном этапе общественного развития общества требуется объективный анализ и учет реальных условий и возможностей, постановка реально выполнимых целей и задач. Таковыми являются: профилактическое воспитание и образование населения; разработка и внедрение широкой системы антиалкогольного воспитания подрастающего поколения; усиление социального контроля за лицами, совершающими различные правонарушения на почве злоупотребления алкоголем; разработка и внедрение основ и принципов управления процессом профилактики и преодоления пьянства; обеспечение сознательного и активного участия широкой общественности в борьбе с проявлениями пьянства и алкоголизма и т.п.

4. Среди наиболее значимых неблагоприятных факторов, способствовавших резкому обострению алкогольной ситуации, особое место занимает фактическая утрата государством контроля над ситуацией, в том числе по причине распространенности коррупции в административных и силовых структурах, препятствующей наведению порядка в сфере производства и реализации алкогольной продукции.

Сохранение по разным причинам высокого спроса населения на спиртные напитки и объективная необходимость его удовлетворения выдвигают перед государством насущную задачу: с одной стороны, обеспечить действенный государственный контроль в сфере производства и реализации винно-водочной продукции (то есть сохранить и твердо проводить в жизнь монополию по производству и реализации алкоголя), с другой, - значительно усилить государственное регулирование алкопотребления с целью сдерживания его роста и уменьшения порождаемых им негативных последствий. Для этого необходимы: принятие мер по ограничению доступности алкоголя по ценам, времени и месту его продажи (согласно исследованиям комитета экспертов ВОЗ, широкая доступность спиртного вдвое увеличивает число лиц, злоупотребляющих алкоголем); разработка и решительная реализация экономических и правовых мер по устранению незаконного алкогольного бизнеса; пересмотр государственной политики, фактически легализовавшей самогоноварение и способствовавшей его массовому распространению, особенно в сельской местности.

5. Как нам представляется, наиболее перспективным путем ослабления остроты кризисного состояния алкогольной ситуации в стране выступают усилия по изменению существующей в России специфической культуры потребления алкоголя (водочной модели) как весьма значимого фактора повышенной алкоголизации населения. Задача эта гораздо более трудная, требующая для своей реализации значительных усилий государства и довольно длительного времени14.

Данное направление в антиалкогольных усилиях занимает особое место и потому заслуживает более пристального рассмотрения. Как известно, решающую роль в формировании такой культуры сыграла государственная антиалкогольная политика на предшествующих этапах развития России. Сменяющие друг друга питейные реформы (винная монополия, откуп, акцизная система и снова - винная монополия) неизбежно завершались не только значительным увеличением доходов, поступающих в казну от продажи спиртного, но и нарастанием пьянства, которое приобретало все более массовый и уродливый характер.

Весьма печальным для русского народа были, например, последствия винной монополии (начало становления которой относится ко второй половине XV в. и окончательное утверждение - во второй половине XVII в.). Именно в этот период были искоренены корчмы (где людей кормили при потреблении алкоголя), ликвидирована свободная продажа спиртного и установлено полное господство царевых кабаков. Здесь можно было только пить (без закуски), что приводило к быстрому опьянению. А это, в свою очередь, формировало представление о повсеместном пьянстве на Руси, о пьянстве как национальной черте русских. Искусственное насаждение водочной модели потребления сопровождалось применением жестких репрессивных мер по свертыванию домашнего изготовления легких алкогольных напитков (браги, пива, медовухи). Реализация политики винной монополии заставляла людей изыскивать повод для получения разрешения на изготовление хмельных напитков в домашних условиях, укореняла в быту множество новых, порой нелепых питейных традиций и обычаев, которые и ныне играют исключительно большую роль в массовом приобщении людей к алкоголю. Преобладание в массовой психологии отношения к потреблению спиртного как обязательной норме поведения при определенных обстоятельствах придает ему привычный и социально одобряемый характер. Нарушение этой социальной нормы, как правило, влечет за собой моральную санкцию.

Откупной системе (1765-1863 гг.) русский народ обязан тем, что при ней было сведено на нет пиво- и медововарение, и люди были обречены на потребление преимущественно водки15. В итоге к началу XX в. в структуре потребляемых напитков доля водки составила 93%. (К началу XXI в. - 80%, ныне - 72,3%.) В условиях кризисного состояния алкогольной ситуации и огромных масштабов ее негативных последствий в стране объективно назрела необходимость смены модели и культуры потребления алкогольных напитков как наиболее важного средства преодоления тревожного положения в этой сфере. Одним из проявлений серьезной озабоченности общественности стало проведение в ноябре 2007 г. в Госдуме под эгидой Комитета по безопасности "круглого стола", на котором депутаты, обеспокоенные кризисным положением в алкогольной ситуации, впервые совершенно отчетливо признали потребление крепких спиртных напитков в таких количествах смертельно опасным для страны. Депутаты констатировали, что алкогольную ситуацию усугубляет огромное количество суррогатного алкоголя, которого потребляется до 5 л на душу населения, и был сделан однозначный вывод: спасти страну может переход на иной тип потребления алкогольных напитков, например, на пивную модель.

Насколько выполнима эта задача в России, где помимо необходимости преодоления, ломки веками сформировавшегося питейного стереотипа - водочной модели потребления алкоголя, отсутствуют благоприятные условия для производства виноградных вин. За последние годы они резко ухудшились не только потому, что в результате распада СССР зоны виноградарства оказались за пределами России, но и в самой России из-за неудовлетворительного состояния ее нынешней экономики, а также из-за антиалкогольной кампании 1985 - 1987 гг., порушившей большие площади виноградников, производство винограда за последние годы сократилось более чем в 5 раз. (Так, на Кубани ныне производится не более 6 млн. декалитров виноматериалов против 22 млн. декалитров в середине 1980-х гг.16) Таким образом, рассчитывать на вытеснение крепких спиртных напитков виноградными винами в условиях нашей страны пока не приходится. Единственно возможный путь - максимальное развитие производства пива. Опыт целого ряда северных стран (Норвегия, Швеция, Финляндия) убеждает в реальной выполнимости задачи обеспечения позитивных изменений в структуре потребления алкогольных напитков в сторону заметного уменьшения доли водки.

6. Насущно необходима и скорейшая разработка научно обоснованной Концепции государственной алкогольной политики Российской Федерации. Эта Концепция должна учитывать как положительный международный опыт решения данной проблемы, так и основные характеристики нынешней алкогольной ситуации в стране и факторы, ее формирующие. Законодательно закрепленная, она может быть положена в основу широкого комплекса мер, реализация которых будет способствовать повышению эффективности усилий государства по решению проблемы пьянства и алкоголизации.

Эти меры предполагают значительную активизацию усилий различных государственных органов, общественных организаций и социальных институтов, усиление контроля и координации их действий. Представляется, что органами, направляющими и координирующими многоплановые антиалкогольные усилия, могли бы стать межведомственные комиссии со штатным обеспечением при правительстве РФ и главах администрации регионов, с возложением на них функций разработки и контроля за реализацией антиалкогольных программ.

Для обеспечения должной эффективности антиалкогольных усилий столь же необходимыми являются: 1) решение вопроса о финансовом обеспечении алкогольной политики и вытекающих из нее программ практических действий. Без соответствующего финансирования трудно рассчитывать на какой-то успех в решении столь сложной социальной проблемы. По опыту многих стран задача финансирования подобных программ решается путем создания при координационных центрах специального фонда, формируемого за счет процентного отчисления (2-3%) от сумм, выручаемых от продажи винно-водочных изделий; 2) создание научно-информационного обеспечения алкогольной политики. Без этого немыслимы ни разработка эффективных программ практических действий, ни принятие других управленческих решений по данной проблеме.

Современное состояние государственной статистики и научных исследований различных аспектов проблем алкогольного потребления не позволяет создать объективную картину алкоголизации населения, в том числе среди различных его социальных и этнических групп, распространенности пьянства на различных территориях страны. Решению этой задачи могло бы способствовать создание при межведомственной комиссии научно-методического совета и возложением на него функций организации и координации научных исследований, сбора и анализа статистической и социологической информации по алкогольной ситуации в стране и регионах, подготовки предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности по профилактике и решению проблем, связанных с потреблением алкоголя.

И, наконец, интересам ослабления остроты сложившейся в стране крайне неблагоприятной алкогольной обстановки, уменьшения ее разрушительного воздействия на различные сферы жизнедеятельности общества отвечали бы разработка и претворение в жизнь Федерального закона, в котором были бы законодательно закреплены принципиально новые, научно обоснованные подходы к решению проблемы пьянства и алкоголизма, четко определены цели и содержание государственной алкогольной политики, пути и средства реализации этих целей: обозначены социальные приоритеты алкогольной политики, организация развернутой системы антиалкогольного воспитания молодежи, обеспечение охраны здоровья граждан и профилактика от злоупотребления алкоголем и социальная реабилитация больных алкоголизмом, а также правовой основы, необходимой для организационного, финансового научно-информационного обеспечения этой политики.


1 ЗАИГРАЕВ Григорий Григорьевич - доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИС РАН.
2 По заключению многих исследователей, массового пьянства среди русских (вплоть до середины XVI в.) не было. Положение резко изменилось, когда продажа спиртных напитков сделалась статьёй государственного дохода, а власть стала всячески поощрять производство спиртного, и как следствие - проводить политику насильственной алкоголизации населения.
3 Уровень потребления алкоголя включает легально и нелегально произведенную водку, самогон и различные суррогаты.
4 В России доля крепких спиртных напитков, потребляемых населением, составляет 72,3% против 25 - 30% в большинстве других стран.
5 Данные Госкомстата, статистики МВД и Минздрава России за 1990-е годы.
6 Материалы рабочей группы Совета Федерации по разработке мер борьбы с наркоманией, пьянством и алкоголизмом.
7 Аргументы недели. 2008. 5 июня.
8 Бехтерев В.М. Алкоголизм и борьба с ним. Л.; 1927. С. 7 - 8.
9 Независимая газета. 2000. 26 сентября.
10 Данные Госкомстата.
11 Данные МВД России.
12 Так, во времена Н.С. Хрущева было принято постановление (1958), запрещавшее продажу водки на всех предприятиях торговли, общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях; не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных и детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массового гуляния и отдыха.
13 Вестник Академии наук СССР. 1991. N 8.
14 В условиях значительного повышения благосостояния и социальной защищенности населения странам Западной Европы потребовалось до 30 лет для появления устойчивой тенденции снижения уровня потребления алкоголя и размеров его негативных последствий.
15 При откупной системе (1765-1863 гг.), ради увеличения денежных поступлений в бюджет, что обеспечивалось увеличением производства водки, государством были приняты меры, сводящие на нет пиво- и медоварение.
16 Аргументы недели. 2007. 22 ноября.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.