Rambler's Top100

№ 425 - 426
7 - 20 июня 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Алкогольная смертность в России и пути снижения алкогольных потерь

Смертельная ноша маскулинности

Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации

Тенденции смертности в России и резервы сокращения её от преодолимых причин

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Алкогольная смертность в России и пути снижения алкогольных потерь

Немцов А.В.1
(Опубликовано в книге: Демографические перспективы России и задачи демографической политики: Материалы научно-практической конференции 6-8 апреля 2010 г. / Ред.-сост. проф. Л.Л. Рыбаковский, проф. А.Е. Иванова. М.: Экон-Информ, 2010. с. 66-74)

Советское правительство неоднократно предпринимало попытки снизить потребление алкоголя населением (1917, 1927, 1958, 1972 и 1985 гг.). Постсоветское правительство России приняло эстафету в 2000 г., организовав антипивную кампанию. Только одна из этих кампаний имела реальный, но кратковременный эффект (1985-1988 гг.).

В отличие от 1985 г. новая кампания развивается постепенно. В 2005 г. на заседании Госсовета в Калининграде Президент Владимир Путин впервые обратил внимание на тяжесть алкогольной ситуации в стране и призвал к монополизации алкогольного производства и рынка. Однако Президент ограничился двумя антиалкогольными законами, вступившими в действие в два этапа: с 1 января и с 1 июля 2006 г. Суть законов состояла в том, что укрупнялось алкогольное производство и торговля за счет увеличения уставного капитала, вводились новые акцизные марки (с 1 января). В развитие этих законов 1 июля 2006 г. была введена новая, более жесткая система денатурирования технических жидкостей, содержащих алкоголь.

В связи с тем, что новые акцизные марки не были готовы к 1 января, а пользоваться старыми запрещалось, произошла дезорганизация алкогольного рынка в первой половине 2006 г. Это способствовало резкому снижению потребления, начавшегося до этого, в 2004 г. Вторая половина 2006 г. была отмечена массовыми отравлениями новыми денатурированными жидкостями.

С 2007 г. нарастает количество антиалкогольной информации в СМИ, начинается серия заседаний государственных органов в связи с алкогольными проблемами. В 2008 г. на ТВ прошла серия антиалкогольных роликов. 24 февраля 2009 г. Постановлением Правительства создано новое учреждение для регулирования алкогольного рынка («Росалкогольрегулирование»), которое с 1 января 2010 установило минимальную цену на водку 89 рублей за 0,5 л. 12 августа 2009 были опубликованы ряд поручений Президента Дмитрия Медведева о мерах по снижению потребления алкоголя, а 30 декабря 2009 Правительство РФ выпустило соответствующую Концепцию. В Думе находится несколько проектов антиалкогольных законов, которые предполагается рассмотреть и принять в марте-апреле 2010 г.

Концепция Правительства пока что - главный документ, по которому можно судить о его намерениях. К сожалению, Концепция содержат много постулатов декларативного характера, например, «укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи»... чтобы «эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции». Но есть более конкретные позиции.

В Концепции впервые обозначено, что «фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения ... составляет около 18 литров в год». Предполагается, что на первом этапе (2010-2012) потребление снизится на 15% (до 15,3 л), а на втором (2013-2020) - еще на 55% (до 8,5 литров). Намечено ограничение доступности спиртных напитков по месту, времени и возрасту, а также санкции за нарушение режима продажи, вплоть до уголовной ответственности. На первом этапе предполагается существенно сократить, а на втором - «ликвидировать нелегальный алкогольный рынок».

Следует сказать, что со времен антиалкогольной кампании 1985 г. Правительство России впервые не только негативно оценило алкогольную ситуацию в стране, но и наметило ряд конкретных мер по ее исправлению. Можно ожидать, что некоторые из этих мер окажутся эффективными. Вопрос состоит в том, как долго продержится эффект и насколько он будет глубок? Иначе говоря, снизится ли потребление алкоголя до 15 л в 2012 г. и до 8,5 л в 2020 г.?

Но прежде чем ответить на этот вопрос стоить рассмотреть развитие алкогольной ситуации в России в последние полвека. Однако описание и оценка алкогольных проблем - трудная задача в связи с очень низким качеством алкогольной статистики в России. Среди многих других характеристик более надежно о состоянии этих проблем можно судить по показателям смертности, и в первую очередь - по отравлениям алкоголем (рис. 1). Первое, что обращает внимание - почти полная синхронизация общей смертности и при отравлении алкоголем. Это значит, что в России общая смертность, как мужчин, так и женщин, существенно зависит от злоупотребления алкоголем. Второе. В результате антиалкогольной кампании 1985 г. и последующих рыночных реформ (1992 г.), проведенных неквалифицированно и без учета российской специфики в стране начался колебательный процесс смертности.

Рисунок 1. Смертность в России: общая и отравления алкоголем (стандартизованные показатели)

Сначала произошло резкое снижение потребления алкоголя и смертности во время кампании (1985-1990 гг.), резкий рост в начале рыночных реформ (1992-1994 гг.), снижение при «подготовке» к дефолту в 1998 г., новый рост к 2003 г. и новое снижение после этого года. Колебательный характер смертности на протяжении почти 30 лет делает бессмысленным сравнение показателей текущего или предыдущего года с предшествующим, как это у нас часто делается, - нужно анализировать большой ряд лет, чтобы судить о демографических процессах, в частности, об эффективности антиалкогольной политики и начавшейся антиалкогольной кампании. Тем более что в настоящее время (2008-2009 гг.) происходит замедление снижения алкогольной смертности и, вероятно, окончание этапа снижения потребления (рис. 1 и 2).

Рисунок 2. Смерти при отравлении алкоголем по месяцам 2004-2010 гг. (данные Росстата, приведенные к среднедневному месяцу; толстая линия - наименьшие квадраты)

Важно отметить, что связанная с алкоголем смертность не ограничивается алкогольными диагнозами. Антиалкогольная кампания показала, что все основные виды смертности «откликнулись» снижением на ограничение доступности спиртных напитков (рис. 3).

Рисунок 3. Смертность мужчин, 1965-1997 гг. (шкалы логарифмические)

А это значит, что эти виды смертности содержат связанную с алкоголем составляющую. И эту часть можно вычислить, пользуясь колебательным характером почти всех видов смертности при их сопоставлении с отравлениями алкоголем (таблица 1) или оценками реального потребления. Если пересчитать смертность на 100 тыс. в абсолютные величины, то получим связанную с алкоголем смертность - немногим менее 0,5 млн. человек в год, которые включают прямые (например, отравления алкоголем) и непрямые алкогольные потери (например, сердечно-сосудистые смерти, наступление которых ускорило злоупотребление алкоголем), а также фальсификацию связанной с алкоголем смерти (например, отравления алкоголем, которые камуфлируются сердечно-сосудистыми диагнозами).

Таблица 1. Связанная с алкоголем смертность (среднегодичная в 1980-2007 гг.)

Пол

Виды смертности

Алкогольная смертность в %

Алкогольная смертность на 100 тыс.

Мужчины

Отравления алкоголем

100,0

35,0

Убийства

73,4

23,7

Самоубийства

44,5

27,7

Сердечно­сосудистые

20,6

251,7

Общая смертность

23,9

522,2

Женщины

Общая смертность

15,0

175,0

В год погибает в связи с алкоголем 351,7 тыс. мужчин и 135,1 тыс. женщин. Всего - 486,8 тыс. человек

Из этого краткого обзора следует, что обращение Правительства к алкогольным проблемам - более чем своевременное, если не сказать запоздалое решение. Вот почему столь важно содержание Концепции и его анализ.

В Концепции при описании современной алкогольной ситуации ничего не сказано о причинах злоупотребления алкоголем в России, лишь перечислены некоторые негативные следствия злоупотребления. Между тем невозможно бороться с явлением, не обозначив его причины. А причины российского пьянства имеют несколько уровней.

На верхнем, сравнительно простом для решения уровне - легкая доступность алкоголя: по месту (шаговая), по времени (круглосуточная) и, главное - по цене (сейчас 89 рублей за 0,5 л водки).

Но даже на этом уровне Правительство столкнется с трудностями: уже сейчас в соответствие с распоряжением «Росалкогольрегулирования» о минимальной цене водки вся нелегальная продукция стоимостью 40-60 рублей повысилась в цене до 89-90 рублей и осталась на прилавках магазинов. Скорее всего, теперь вся нелегальная водка, уже наработанная и новая будет стоить в магазинах 89 рублей. Эта цена станет знаком подпольного происхождения водки.

Но у нас (2008 г.) 22% населения имеют среднедушевой денежный доход ниже 6 тыс. рублей. Этим людям 89 рублей за 0,5 л будет не по карману. Уже началось то, что к этим потребителям идут навстречу добрые люди (продавцы) и в придачу к двум бутылкам по 89 руб. дарят третью бесплатно (никто никому не запрещает дарить). Таким образом, цена одной бутылки снижается до 59 руб. Для таких манипуляций - широкий простор, так как себестоимость бутылки водки (без уплаты акцизов) 17 руб. Если не будет введена жесткая монополия на производство спирта, часть его потечет в подполье и выйдет на поверхность после разбавления до 40° по прежней цене в 40-50 руб. за 0,5 л. Найдутся и такие, кто сохранит в своем ассортименте алкогольных напитков дешевые технические жидкости, содержащие алкоголь.

Важно напомнить, что помимо легкой доступности есть еще уровень базовых причин. Первая из них - бедность. Люди с низкими доходами потребляют больше алкоголя, чем с высокими и средними доходами (рис. 4). Это общечеловеческая закономерность, так называемая U-образная зависимость потребления от доходов. Но то, что эта зависимость распространена широко, не делает последствия российского пьянства более легкими. Поскольку бедность в России - долгосрочное явление, трудно ожидать радикального решения алкогольных проблем к 2020 г.

Рисунок 4. Потребление алкогольных напитков в зависимости от дохода, разделенного на 10 групп (Андриенко и Немцов, 2005)

По данным фонда "ROMIR-monitoring" среднестатистический образ российского пьяницы - это мужчина средних лет, живущий в сельской местности или небольшом городе, с низкой заработной платой или безработный.

Точно такая же U-образная зависимость потребления существует в связи с уровнем культуры. Вот почему основным источником депопуляции в России являются люди с низким образованием. На фоне общей депопуляции люди с высшим образованием увеличивают ожидаемую продолжительность жизни (рис. 5). Для сравнения на рис. 5 приведены данные Финляндии, где у всех трех образовательных категорий граждан увеличивается ожидаемая продолжительность жизни.

Рисунок 5. Ожидаемая продолжительность мужчин в России и Финляндии в 1988-1989 и 1998-1999 гг. (Shkolnikov, Andreev, Jasilionis, Leinsalu, Antonova, McKee, 2005)

В широком распространении пьянства до сих пор большую роль играла коррупция, на которой держалось все подпольное производство, начиная от деревенской самогонщицы до больших винно-водочных предприятий, которые гнали безакцизную продукцию в третью смену («водка третьей смены»). Есть ли надежда, что в ближайшем будущем удастся сломить коррупцию в отдельно взятой винно-водочной отрасли, если это явление приняло системный характер?

К этим базовым явлениям (причинам), которые легко доказать, надо добавить низкую цену человеческой жизни в России, бесцветное, а часто и бесперспективное существование большой части населения, безработицу, жизнь в малых городах, лишившихся основного производства, беспризорность, социальное сиротство и много другое, что является питательной средой пьянства. Ликвидация этих причин не предвидится в обозримом будущем. Это остается, и будет толкать людей к дешевой выпивке. Будет спрос, будет предложение. Сомнительно, что за 10 лет можно справиться со всеми этими социальными пороками и кардинально решить алкогольные проблемы страны. Нужны большие денежные затраты и постоянное внимание к этой проблеме со стороны государства и общества.


1 Немцов Александр Викентьевич – д.м.н., руководитель отдела Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития России

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.