|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
По последним оценкам ООН, доля людей в возрасте 60 лет
и старше в мире составила в 2009 году 11%, а к 2050 году удвоится
Отдел населения Департамента по экономическим и социальным
вопросам Организации Объединенных Наций (ООН) практически с первых
лет своей работы занимается проблемой демографического старения,
производя ретро- и перспективные расчеты численности и состава населения
старших возрастов и анализируя причины и следствия все большего
увеличения относительной численности пожилых. Начиная с публикации
ставшего уже историческим доклада 1956 года, посвященного, в основном,
демографическому старению в наиболее развитых странах мира1,
специалисты ООН постоянно и последовательно привлекают внимание
правительств и международного сообщества к проблеме демографического
старения. Вопросам старения населения и социально-экономического
положения пожилых людей уделялось большое внимание на всех крупных
международных конференциях по вопросам народонаселения, организованных
ООН за последние три десятилетия.
На второй Всемирной ассамблее по проблемам старения,
проведенной в 2002 году в Мадриде, были рассмотрены результаты реализации
решений первой Всемирной ассамблеи по проблемам старения (1982 года)
и принята международная стратегия действий2.
Мадридский международный план действий по проблемам старения и Политическая
декларация ознаменовали поворотный пункт в представлениях международного
сообщества о необходимости построения общества для всех возрастов.
Выработанный план действий сфокусирован на трех приоритетных направлениях:
- пожилые люди и развитие общества;
- укрепление здоровья и благосостояния пожилых людей;
- создание удобной и благоприятной среды для их проживания.
При разработке новой стратегии правительства впервые
применили комплексный подход, в соответствии с которым деятельность
по вопросам старения была увязана с другими направлениями работы
в области социально-экономического развития и защиты прав человека,
согласованными на конференциях и встречах на высшем уровне ООН.
В декабре 2009 года были представлены очередной доклад
ООН «Старение населения мира 2009»3
и подборка соответствующих данных4,
необходимых для оценки реализации Мадридского плана и проведения
дальнейших мероприятий. В них представлены характеристики процесса
демографического старения населения мира, основных групп стран5,
крупных географических регионов, отдельных стран и территорий. Помимо
обновления важнейших показателей демографического старения, содержавшихся
в предшествующих аналогичных изданиях, впервые представлены данные
о старении городского и сельского населения, о действующей пенсионной
системе и влиянии, оказанном на нее финансово-экономическим кризисом
2007-2008 годов. Большая часть приводимых характеристик основывается
на данных 21-го цикла прогнозных расчетов до 2050 года (пересмотр
перспективных оценок 2008 года)6
по среднему варианту, а также других работ Отдела населения ООН.
Кроме того, использовались данные МОТ7,
ЮНЕСКО и Администрации США по социальному обеспечению8.
В качестве основных выводов специалисты ООН выделяют
следующие:
1) Процесс демографического старения приобрел беспрецедентные
масштабы, не имеющие аналогов за всю историю человечества. Старение
населения характеризуется увеличением доли пожилых людей (60 лет
и старше) при сокращении доли детей (в возрасте до 15 лет) и населения
трудоспособного возраста (от 15 до 59 лет). Ожидается, что в 2045
году число пожилых людей во всем мире превысит число детей. В наиболее
развитых регионах, где старение населения началось раньше, численность
пожилых людей уже в 1998 году превысила численность детей.
2) Демографическое старение - глобальное явление, оно
происходит практически во всех странах мира и затрагивает все группы
населения. Одной из главных причин старения населения является практически
повсеместное снижение рождаемости. Вызываемое этим снижение темпов
роста числа детей на фоне неуклонного увеличения численности пожилых
лиц непосредственно отражается на представлениях о принципах справедливости
и солидарности, которые имеют основополагающее значение в жизни
общества, как среди представителей одного поколения, так и среди
представителей разных поколений.
3) Старение населения — глубинный процесс, оказывающий
большое влияние на все стороны жизни людей. В экономической сфере
старение населения отражается на экономическом росте, сбережениях,
инвестициях и потреблении, рынках труда, пенсиях, налогообложении
и трансфертах между поколениями. В социальной сфере старение населения
сказывается на составе семьи и условиях жизни, потребностях в жилье,
миграционных тенденциях, эпидемиологической обстановке и потребностях
в медицинских услугах. В политической сфере старение населения способно
повлиять на результаты выборов и систему политического представительства.
4) Старение населения носит долговременный характер.
В XX веке доля пожилых людей постоянно увеличивалась, и, как ожидается,
эта тенденция сохранится в XXI веке. Если в 1950 году доля пожилых
людей составляла 8%, то к 2009 году возросла до 11%, а к 2050 году
может удвоиться (рис 1). Поскольку смертность в старших возрастах
продолжает снижаться, а повышение показателей рождаемости до прежних
высоких уровней маловероятно, процесс демографического старения
носит необратимый характер, и доля молодежи, которая до последнего
времени составляла значительную часть населения, в XXI веке, судя
по всему, пойдет на убыль, а рост доля пожилого населения сохранится.
Помимо роста удельного веса пожилого населения наглядной
характеристикой старения служит коэффициент потенциальной поддержки
–отношение численности населения в возрасте от 15 до 64 лет к численности
населения 65 лет и старше, показывающее, сколько лиц трудоспособного
возраста приходится на одного пожилого человека. За период с 1950
года по 2009 год его значение сократилось в целом по миру с 12 до
9. Согласно прогнозам, в ближайшие годы снижение коэффициента потенциальной
поддержки ускорится и к 2050 году его значение опустится до 4. Снижение
коэффициента потенциальной поддержки имеет важные последствия для
механизмов социального обеспечения, в частности для пенсионных систем,
в соответствии с которыми выплата пенсий производится за счет налогообложения
работающих.
Рисунок 1. Доля населения 60 лет и старше (% от общей
численности) и коэффициент потенциальной поддержки, 1950-2050 годы,
мир в целом
Процесс старения начался в развитых странах раньше и
до сих пор более выражен, чем в развивающихся странах, в которых
его признаки появились лишь в последней четверти ХХ века. Как ожидается,
существенные различия в степени старения населения между этими группами
стран сохранятся и в ближайшие десятилетия (рис. 2). Сейчас в развитых
странах мира уже каждый пятый достиг возраста 60 лет и старше, а
к середине века к этой возрастной группе будет относится каждый
третий. В развивающихся странах доля населения 60 лет и старше пока
ниже, чем была в развитых странах в середине прошлого века, однако
процесс старения в них, скорее всего, будет более быстрым и уже
в середине текущего века степень старения их населения будет близка
к современным показателям развитых стран (20% населения в возрасте
60 лет и старше). Таким образом, развивающиеся страны будут вынуждены
приспосабливаться к последствиям старения населения в более сжатые
сроки, причем в условиях более низкого уровня социально-экономического
развития.
Рисунок 2. Доля населения 60 лет и старше по основным
группам стран мира, 1950-2050 годы, % от общей численности
населения
1 The Ageing of Populations
and its Economic and Social Implications, Population Studies, No.
26 (United Nations publication, Sales No. 1956. XIII.6).
2 Report of the Second
World Assembly on Ageing (United Nations publication A/CONF.197/9,
Sales No. E.02.IV.4).
3 World Population
Ageing 2009 (United Nations publication ESA/P/WP/212) -http://www.un.org/esa/population/publications/WPA2009/WPA2009_WorkingPaper.pdf
4 Population Ageing
and Development 2009 /Wallchart. (ST/ESA/SER.A/290
Sales No. E.09.XIII.10). - http://www.un.org/esa/population/publications/ageing/ageing2009.htm
5 Для выделения основных
групп стран (регионов) по уровню демографического и социально-экономического
развития в публикациях ООН используются понятия: "более развитые"
и "менее развитые регионы", хотя это не всегда отражает
оценку уровня, достигнутого той или иной страной (регионом) в процессе
развития, а служит лишь основанием для статистических группировок.
Используемый термин "страна" в ряде случаев относится
к отдельной территории или району.
"Более развитые регионы" (развитые страны) включают Австралию
и Новую Зеландию, Европу (включая всю Российскую Федерацию), Северную
Америку и Японию, "менее развитые" (развивающиеся) - Африку,
Азию (за исключением Японии, но включая закавказские республики
Азербайджан, Армению и Грузию), страны Латинской Америки и Карибского
бассейна, Меланезии, Микронезии и Полинезии.
В группе "менее развитых регионов" в 2007 году выделялись,
в соответствии с резолюциями ООН (59/209, 59/210, 60/33), 49 «наименее
развитых» стран: Афганистан, Ангола, Бангладеш, Бенин, Бутан, Буркина-Фасо,
Бурунди, Вануату, Гаити, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Демократическая
Республика Конго, Демократическая Республика Тимор-Лесте, Джибути,
Замбия, Йемен, Камбоджа, Кирибати, Коморские острова, Лаос, Лесото,
Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивские острова,
Мозамбик, Мьянма, Непал, Нигер, Руанда, Самоа, Сан-Томе и Принсипи,
Сенегал, Соломоновы острова, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания,
Того, Тувалу, Уганда, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная
Гвинея, Эритрея, Эфиопия.
6 World Population
Prospects: The 2008 Revision, Highlights. - New York, 2009.
- http://www.un.org/esa/population/publications/wpp2008/WPP2008_Highlights_rev.pdf
7 Economically Active
Population Estimates and Projections, 5th Edition, Revision 2008
// International Labour Organization. Available from: http://laborsta.ilo.org/applv8/data/EAPEP/eapep_E.html,
(accessed 5 May 2009).
8 Social Security
Programs throughout the World (Africa, 2009; Americas, 2007; Asia
and the Pacific, 2008; Europe, 2008; and International Updates)
// United States Social Security Administration. Available
at http://www.ssa.gov/policy/docs/progdesc/ssptw/
(accessed 7 August 2009).
|