Rambler's Top100

№ 415 - 416
22 марта - 4 апреля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Таджикские трудовые мигранты во время кризиса

Миграция из Таджикистана в кризис: первая зарисовка с натуры

Выезд трудовых мигрантов из Таджикистана сократился на 150-160 тысяч человек

Как кризис бьет по мигрантам

Стратегии ответа мигрантов на кризис

Трудности возвращения к жизни на Родине

Кто и зачем едет в кризис работать?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Надежда Воробьева. Таджикская девочка. Nadezhda Vorobieva. Tajik girl (1952) Таджикские трудовые мигранты во время кризиса

Над темой номера работали

Саодат ОЛИМОВА Музаффар ОЛИМОВ

Саодат ОЛИМОВА

Музаффар ОЛИМОВ

Стратегии ответа мигрантов на кризис

В ответ на изменения, вызванные воздействием кризиса, мигранты стараются адаптироваться к новой ситуации в стране приема. Только 3,8% опрошенных мигрантов сразу же после потери работы решили вернуться домой. Остальные, оставшись в России, использовали несколько стратегий (рис. 2): нашли другую работу после увольнения (46,6%), взяли в долг, чтобы переждать тяжелые времена (26,2%), продолжали работу на новых условиях (16,9%), ждали выплаты зарплаты и в целом улучшения ситуации (6,2%), отправились в поисках работы в другие регионы России (1,5%).

Рисунок 2. Стратегии мигрантов в кризисный период, % ответов

Данные о соотношении использования этих стратегий мигрантами  достаточно условны, так как опрашивались вернувшиеся мигранты. Тем не менее, можно выделить наиболее распространенные стратегии ответа на кризис:

Продолжение работы в новых условиях

Если мигрант решает продолжать работу на новых условиях, то его доходы существенно уменьшаются в результате сокращения зарплаты, штрафов, увеличения платежей сотрудникам правоохранительных органов России. Как правило, мигранты минимизируют собственное потребление, а также уменьшают переводы.

Для части мигрантов, особенно тех, кому сократили зарплату, либо после потери работы перешедших на менее оплачиваемые рабочие места, затраты превысили доходы от миграции и сделали ее невыгодной. Даже максимальное сокращение личного потребления, в том числе отказ от найма жилья и переход в будки, сараи либо временные лагеря в лесу не спасли положение, в результате люди вынуждены возвращаться.

Существует корреляция между доходами мигрантов и вероятностью их возвращения на родину. Те мигранты, которые вообще не имеют средств, с большей вероятностью останутся в России, даже потеряв работу, чем мигранты, имеющие определенные сбережения. Как правило, первые снижают требования к рабочему месту, соглашаются на менее оплачиваемую работу с худшими условиями труда. В случае неудачи они занимаются на рынках случайными заработками и снижают личное потребление до минимума. Часть из них, накопив деньги на обратный билет, уезжает, часть остается, продолжая перебиваться случайными заработками на рынках. Если это возможно, они продолжают переводить деньги на родину, но в значительно меньшем размере.

Опрос также показал наметившуюся тенденцию возвращения предпринимателей, и перевод ими части своего бизнеса в Таджикистан. «Торговцы и люди из общепита также возвращаются – торговли нет, снизились прибыли, кур гриль не покупают, нерентабелен гриль». Повар, 27 лет, среднее образование, Одинцово.

Согласно ответам мигрантов, эта тенденция обозначилась с конца 2007 года, и  заметно усилилась в 2008-2009 годах. Возвращение бизнесменов прекратилось в конце 2009 года в связи со сбором средств на строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане. Предприниматели, которых «добровольно-принудительно» заставляют покупать акции строящейся ГЭС, начали возвращаться в Россию либо искать возможности эмиграции в другие страны.

Поиск работы после увольнения

После потери работы почти две трети (61,2%) таджикских мигрантов пытались найти другую, а более трети вернулись на родину. Эти данные подтверждаются материалами опроса вернувшихся мигрантов, проведенного Минтрудом Республики Таджикистан.

Как правило, мигранты ищут работу в своей профессиональной сфере, постепенно снижая требования к условиям труда и к заработной плате. Большинство ограничивается поисками в том городе, в котором находится.

Поиск работы осуществлялся в основном через сети – через друзей и родственников - 29%, через знакомых - 29%. Мигранты активно перезваниваются, выясняя возможности для трудоустройства в других регионах. К объявлениям в СМИ обращались 25,8% респондентов, и к Интернету - почти 10%. Период времени поиска работы или ожидания для таджикских мигрантов довольно короткий, что связано с ограниченностью их финансовых ресурсов: 40% искали работу перед возвращением в течение 1 месяца, 30% - в течение 2-х месяцев, еще 30% - более 2-х месяцев.

В ходе поиска работы только 28% респондентов не нашли никакой работы. Остальные либо трудоустроились, либо отказались от места по следующим причинам: а) неудовлетворительная оплата и условия труда; б) требование гражданства Российской Федерации для занятия вакантного места.

По мере поиска работы мигранты снижают требования к условиям работы и к зарплате. В крайнем случае - они идут на рынки, большие торговые центры/мегамоллы (например, «Ашан»), строители - на строительные рынки, и там занимаются случайными заработками либо временно устраиваются грузчиками, носильщиками, упаковщиками и т.д.

Потерявший работу мигрант - высококвалифицированный строитель средних лет с высшим образованием отказался от найма квартиры, перешел на строительный рынок, там собирает пластиковые бутылки, заполняет водопроводной водой и продает торговцам. Зарабатывает до 700-800 долларов в месяц. Живет на помойке за рынком, спит в картонных упаковках. Продолжает переводить семье деньги.

Случайными заработками в торговых центрах, на рынках занимаются мигранты самых разных профессий. Это проверенный способ заработать на билет домой. В случае, если по каким-то причинам мигрант не может заработать на билет, то он занимает деньги у родственников, сохранивших работу. В ряде случаев мигранты получали деньги на обратный билет из дома.

Только после того, как испробованные стратегии оказались  безуспешными, а сбережения и ресурсы, в том числе кредиты, помощь родственников и знакомых, исчерпаны, мигранты решают вернуться на родину.

Переводы

Наиболее заметным для Таджикистана следствием кризиса стало существенное сокращение переводов из-за рубежа. Согласно информации Национального банка Республики Таджикистан, в целом за 2009 год объем денежных переводов в Таджикистан по сравнению с 2008 годом сократился на 31,3%, составив 1833,9 млн. долларов США.

По данным нашего исследования, трудовые мигранты стали высылать меньше денег. Треть мигрантов продолжали переводить тот же объем денег, что и раньше, 40% сократили размеры переводов, 20% вообще не посылали деньги и только 5 % мигрантов увеличили размеры переводов.

Из респондентов, потерявших работу, 25% продолжали посылать деньги из своих сбережений, 10% брали в долг и отсылали семьям, более половины ничего не посылали.

Положение семьи в период поиска работы мигрантов

Благосостояние домохозяйств, в которых члены-мигранты потеряли работу, за время кризиса существенно ухудшилось. Только 28,6% уволенных мигрантов посылали переводы из случайных заработков своим семьям в период поиска работы. 52,4% домохозяйств в этот период расходовали средства и продукты, произведенные в своем хозяйстве, а также накопленные сбережения. 14,4% респондентов сообщили, что домохозяйство жило на зарплату членов семьи – жены, брата, родителей, 9,5% указали на собственные источники доходов членов домохозяйства, такие как продажа произведенной сельхозпродукции, предоставление услуг (шитье, уборка), и т.д., 4,8% сообщили, что домохозяйство жило на переводы от других мигрантов – членов домохозяйства. 19% указали, что домохозяйства совершенно обнищали.

Наибольшие изменения, связанные с кризисом

  1. Территории приема мигрантов. По словам респондентов, наибольшее количество мигрантов потеряли работу в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Ситуация почти не изменилась в небольших городах и селах европейской части России, Поволжья (Самара, Саратов, Волгоград и т.д.), Южном федеральном округе, Сибири, Дальнем Востоке. Поэтому в 2009 году мигрантские сообщества активно собирали информацию о возможном трудоустройстве по мигрантским сетям, высылали разведчиков, которые искали новые территории приема.
  2. Меняются практики найма – заметно увеличилось число посредников, растет торговля людьми, распространяется теневая занятость и эксплуатация мигрантов. Сокращение квот и резкий рост формальной и неформальной платы за  устройство иностранного работника заставляют работодателей не оформлять легально мигрантов.
  3. Часть мигрантов маргинализируется. Безработные мигранты идут на грязный неквалифицированный труд, случайные заработки, живут в крайне плохих условиях. Растет алкоголизм.
  4. Резко ухудшилось здоровье мигрантов, что вызвано ухудшением условий труда и условий жизни. Работодатели сокращают затраты на охрану труда, технику безопасности. С другой стороны, мигранты минимизируют личное потребление и экономят на лечении. В результате растет заболеваемость болезнями верхних дыхательных путей (воспаление легких, плеврит, хронический бронхит), туберкулезом, нефритом, грыжами (из-за физических перегрузок). Очень высок уровень производственного травматизма.
  5. Повсеместно упали зарплаты - до 50% от предыдущих зарплат. Очень широка практика невыплат зарплаты. Согласно интервью, встречаются задержки и невыплаты зарплаты до 4-5 месяцев.
  6. Трудоустройство мигрантов затрудняет не столько отсутствие рабочих мест, сколько изменившееся отношение к иностранным работникам, протекционистские меры России по защите рынка труда. Отсюда требования гражданства Российской Федерации при устройстве на работу и соответственно - желание мигрантов получить российское гражданство, оставаясь сезонниками или временными мигрантами. Существенное значение имеет также рост ксенофобии.
  7. Заметно возросло число мигрантов, которые хотели бы получить гражданство Российской Федерации и переехать вместе с семьей в Россию на постоянное место жительства.

Кто остается в России?

Результаты исследования  показали, что на трудовую миграцию влияет не столько кризис, сколько протекционистская политика в  стране приема, в том числе ужесточение отношения российских правоохранительных органов к мигрантам, сокращение квот, стремление работодателей компенсировать убытки от кризиса за счет мигрантов, либо просто нажиться на мигрантах, а также рост формальных и неформальных платежей. Все это делает миграцию экономически невыгодной и опасной для жизни. Поэтому более обеспеченные мигранты предпочитают вернуться на родину и переждать несколько лет, сократив расходы. Более бедные мигранты остаются в России, соглашаясь на худшие условия труда и жизни, меньшую зарплату. Наиболее активные мигранты меняют регион вселения, либо ищут возможности  трудоустройства в других странах (США, ЕС, ОАЭ, Китай и т.д.), учатся новым профессиям, более востребованным на российском рынке труда.

Мы задались вопросом, отличаются ли по социально-демографическим характеристикам, занятости, стратегиям миграции люди, которые в ходе кризиса приняли решение остаться в России и те, кто решил вернуться в Таджикистан? Действительно, оказалось, что в России остаются мигранты старших возрастов, с более высоким уровнем образования, квалификации, с относительно высокими зарплатами и со стажем мигрантской жизни. В то же время среди возвращающихся мигрантов повышена доля молодых людей с низким уровнем образования или с довольно высоким уровнем образования, но без стажа работы. Это говорит о том, в ходе кризиса отсеивается категория неуспешных мигрантов, прежде всего малоквалифицированная молодежь до 24 лет.

Тем не менее, перспектива остаться в России зависит не от уровня зарплаты, а от способности и возможностей мигрантов сохранить старую или найти другую работу. Немаловажное значение имеет предприимчивость, активность, способность рисковать, переквалифицироваться и/или переехать в поисках работы. Еще более важным является терпение и непритязательность, готовность примириться с трудностями, сокращением зарплаты, ухудшением условий работы и жизни. Так, 60% оставшихся в России мигрантов сообщили, что согласны работать за меньшую плату, тогда как среди вернувшихся в Таджикистан мигрантов таких было в два раза меньше. Большее значение имеет также культурная ориентация на Россию («вера в Россию») и стремление связать свою жизнь с Россией. Две трети респондентов, оставшихся в России, заявили, что они хотели бы получить российское гражданство. Что касается миграционных планов, то только одна треть планирует вернуться на родину, половина опрошенных не собирается возвращаться, и еще 10% заявили, что они вернутся, если заработают большие деньги или когда улучшится ситуация в Таджикистане.

Таким образом, самая заметная разница между возвращенцами и остающимися в России мигрантами – в стратегиях миграции и возвращения. Обе группы использовали одинаковые каналы в поиске работы - это друзья и родственники, в меньшей степени - газеты и самостоятельный поиск. Остающиеся в России мигранты заметно активнее в поиске работы: 60% согласны на более низкую зарплату, а среди возвращенцев таких 40%. 20% остающихся мигрантов согласны в поисках работы переехать в другие регионы России, а среди  вернувшихся мигрантов таких только 5%.

Остающиеся мигранты активно учатся и переучиваются - в ходе адаптации к кризису 40% остающихся мигрантов поменяли сферу занятости, почти столько же за время миграции повысили свою квалификацию.

В случае дальнейшего ухудшения ситуации в России более половины оставшихся  мигрантов сообщили, что останутся в России, несмотря ни на что. Эта группа нацелена на получение гражданства РФ, переезд семьи и обустройство в России.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.