Rambler's Top100

№ 411 - 412
22 февраля - 7 марта 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Социально-психологический анализ иммиграционной политики Израиля и ее влияния на абсорбцию последней алии из СНГ

Демографические тенденции в Стране Израиля (1882-2006)

Палестинские территории: спорное демографическое будущее

Диаспорические и иммигрантские сообщества

Население Китая в эпоху модернизации и экономических реформ

Русские в муках ищут свою идентичность, а попадает ...«чужакaм»

Белое гетто

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Население Китая в эпоху модернизации и экономических реформ

Е. Баженова1
(Опубликовано в журнале "Проблемы Дальнего Востока", 2009, №5, с. 212-129)

В статье анализируются основные тенденции в области демографического развития КНР с 1949 г. по настоящее время, раскрыты изменения, произошедшие под влиянием социально-экономических факторов и политики народонаселения. Показано, что правительства КНР и КПК связывают демографическую проблему с судьбой нации, ставя в зависимость от ее решения успехи политики модернизации, прогресс в социально-экономической сфере, достижение статуса великой державы.

В демографическом отношении Китай уникален уже тем, что представляет собой самую многонаселенную страну мира. Это накладывает отпечаток на все стороны жизни китайского общества - экологию, обеспеченность природными ресурсами, продовольственную ситуацию, особенности занятости и т.д. Демографией обусловлены многие проблемы и противоречия развития Китая в прошлом и настоящем. От темпов прироста населения зависят перспективы социально-экономического развития КНР в XXI в., как и во всем нынешнем тысячелетии.

Здесь активно ведется поиск собственного пути комплексного решения демографической проблемы, постепенно сформировалась система регулирования роста населения.

Очевидные противоречия между ростом населения и социально-экономическим развитием, использованием ресурсов, охраной окружающей среды серьезно сдерживают развитие китайской экономики, сказываются на жизненном уровне народа и качестве населения.

За последние 60 лет население Китая возросло в 2,5 раза, с 540 млн. до 1,328 млрд. чел.2 Ежегодный прирост составляет ныне 7-8 млн. чел., за счет прироста населения потребляется более 25% прироста национального дохода.

Китай - страна с более чем тысячелетней историей и древнейшей культурой, достижения которой заимствовались странами Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока и других регионов мира. Сейчас многие государства проявляют

большой интерес не только к его экономической реформе, но и к опыту решения проблем народонаселения.

Отношение руководства КНР к росту народонаселения не раз претерпевало изменения. С конца 1970-х гг. налицо целенаправленное стремление увязывания данной темы с политикой.

Основные демографические параметры Китая определяются тенденциями последнего десятилетия - население возросло, но коэффициенты его естественного движения стабилизировались, упав до умеренных величин; средние размеры семьи постепенно уменьшались; ускоряющимися темпами шло старение населения, особенно в крупных городах; все больше число мигрантов покидало села, чтобы заняться несельскохозяйственным трудом.

Таблица 1. Сравнительные характеристики населения по данным пяти переписей (млн. чел.)

 

1953

1964

1982

1990

2000

Общая численность

594,35

694,58

1008,18

1133,68

1265,83

Мужчины

307,99

356,52

519,44

584,95

653,55

Женщины

286,36

338,06

488,74

548,73

612,28

Соотношение по полу

107,56

105,46

106,30

106,6

106,74

Средний размер семьи (чел.)

4,33

4,43

4,41

3,96

3,44

Возрастная структура (%)

0-14 лет

36,28

40,69

33,59

27,69

22,89

15-64 года

59,31

55,75

61,5

66,74

70,15

Свыше 65 лет

4,41

3,56

4,91

5,57

6,96

Национальный состав

Китайцы (ханьцы)

547,28

654,56

940,88

1042,48

1159,40

Относительная доля (%)

93,94

94,24

93,32

91,96

91,59

Национальные меньшинства

35,32

40,02

67,3

91,2

106,43

Относительная доля (%)

6,06

5,76

6,68

8,04

8,41

Уровень образования (на 100 тыс. чел.)

Высшее и среднее специальное

 

416

615

1422

3611

Среднее и техническое училище

 

1319

6779

8039

11146

Начальная ступень средней школы (9 классов)

 

4680

17892

23344

33961

Начальная школа (6 классов)

 

28330

35237

37057

35701

Уровень грамотности

Неграмотные

 

233,27

229,96

180,03

85,07

Уровень неграмотности (%)

 

33,58

22,81

15,88

6,72

Место проживания (город/село)

Городское население

77,26

127,10

210,82

299,71

458,44

Сельское население

505,34

567,48

797,36

833,97

807,39

Источник: Чжунго тунцзи нянъцзянь - 2006 (Китайский статистический ежегодник - 2006). Пекин, 2006. С. 102.

В КНР за всю ее историю было проведено пять Всекитайских переписей населения и ряд выборочных обследований, что служит солидной базой для прослеживания его динамики. Толчком к всестороннему анализу проблем народонаселения явилась III Всекитайская перепись (1982 г.), которая после долгого информационного вакуума предоставила исследователям обширные статистические материалы. Результаты этой переписи, последующих переписей и выборочных обследований населения Китая позволили ученым-демографам анализировать основные показатели занятости, социальной структуры населения и сделать прогнозы о тенденциях дальнейшего развития.

Из материалов переписей следует, что в Китае происходит постоянный рост численности населения с преобладанием мужского пола над женским, уменьшение размера семьи, снижение доли детей, увеличение доли лиц в трудоспособном возрасте и в возрасте свыше 60 лет, в национальном составе сохраняется подавляющее преобладание китайцев, налицо постоянный рост уровня образования с увеличением доли высшего и среднего специального при быстром снижении неграмотности - с 33,58% в 1964 г. до 6,72% в 2000 г. (с последующим увеличением до 11% в 2005 г. по данным выборочного опроса). Увеличивается доля горожан при сокращении доли селян (при этом удельный вес городского населения за то же время увеличился с 13% до 36% с последующим ростом до 45% в 2008 г.)3.

С 1970 по 2008 г. коэффициент рождаемости снизился с 33,4 до 12,1 (промилле, на 1000 населения), число рожденных детей в среднем на одну женщину репродуктивного возраста - с 5,80 до 1,35, коэффициент смертности - с 7,60 до 7,06 промилле, коэффициент естественного прироста - с 26,0 до 5,08 промилле, по этим показателям Китай вошел в число стран с низкой рождаемостью и смертностью. Средние размеры семьи уменьшились с 4,8 чел. в 1971 г. до 3,4 чел. в 2000 г.4 С начала 1970-х гг. по настоящее время в результате целенаправленной политики планирования рождаемости в стране родилось на 400 млн. детей меньше, что в огромной мере уменьшило государственные расходы на обеспечение растущего поколения, смягчило давление населения на ресурсы и экологию, содействовало развитию экономики и улучшению жизни народа. За короткий период времени (чуть более 50 лет) в КНР произошли две фазы демографического перехода - от высокой рождаемости при высокой смертности к высокой рождаемости при низкой смертности и от высокой рождаемости при низкой смертности к низкой рождаемости - низкой смертности. В большинстве развитых стран на этот демографический переход ушло около столетия.

Знание демографической ситуации позволяет более полно оценить возможности Китая в решении задач, поставленных на последних партийных съездах. На XVI съезде КПК (ноябрь 2002 г.) в отчетном докладе ЦК КПК была поставлена цель построения общества "малого благоденствия" (сжжан шэхуэй), которая выдвигалась двумя десятилетиями ранее, и для ее реализации была поставлена задача с 1980 по 2000 г. вчетверо увеличить объем валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. В результате ВВП на душу населения достиг в 2000 г. 800 долл.

XVII съезд КПК (октябрь 2007 г.) поставил новую задачу - к 2020 г. учетверить ВВП на душу населения по сравнению с 2000 г., осуществив тем самым построение общества "малого благоденствия". Т.е. в Китае сохраняются основные направления демографической политики по планированию рождаемости, направленные на стабилизацию низкого уровня рождаемости (при повышении качественных характеристик населения)5.

Итак, в течение последних десятилетий в Китае эффективно контролировался рост численности населения (благодаря чему оно не превысило к 2000 г. 1,3 млрд. чел., что позволило выйти на подушевой показатель ВВП - 800 долл.). Однако при быстром снижении рождаемости возникают другие проблемы народонаселения - такие как его быстрое старение, что в перспективе ведет к нехватке рабочей силы и избыточным расходам на социальные нужды. Все это может замедлить в конечном счете поступательное движение Китая к созданию общества "малого благоденствия".

На наш взгляд, именно неудовлетворенность ходом реформы повлекла людей на площадь Тяньаньмэнь в Пекине в мае-июне 1989 г. Темпы реформы политической системы в КНР в конце 1980-х гг. стали заметно отставать от темпов экономической реформы, что осложнялось непростой демографической ситуацией в это время, давлением огромного населения на еще недостаточно развитые производительные силы страны. Выход из состояния экономической бедности без нарушения социальной стабильности возможен при условии сбалансированного проведения экономических и политических реформ с учетом особенностей демографического развития.

Успешное проведение реформ и поступательное развитие экономики есть важная предпосылка и надежная гарантия решения демографических проблем. В Китае высокая рождаемость наблюдается преимущественно в окраинных регионах. При этом численность крестьян, живущих за чертой бедности в селах Китая, существенно сократилась с конца 1970-х гг., а удельный вес этой категории в общей численности сельского населения страны снизился с 33 до 3% - можно сказать, что проблема обеспечения беднейших слоев питанием и одеждой близка к разрешению.

Очевидно, что перспективы развития Китая на ближайшие десятилетия во многом зависят от динамики численности населения и других демографических показателей. Только при условии осуществления соответствующей политики народонаселения и ограничении его численности страна сможет решить стоящие перед ней задачи - продовольственную, экологическую и множество других, достичь намеченных социальных и экономических целей. Все это обусловило необходимость углубленного изучения проблем народонаселения и демографической политики Китая, научно обоснованного прогнозирования демографического развития на период до 2050 г.

Ныне китайскими демографами первоочередное внимание уделяется вопросам теории народонаселения, призванной дать научное обоснование разработке практических мер демографической политики. Еще в начале 1980-х гг. в работе широко известного китайского ученого Лю Чжэна содержалось следующее фундаментальное положение - "наиболее насущной проблемой для Китая в целом является устранение диспропорций в народном хозяйстве и установление рациональной взаимосвязи между воспроизводством населения и производством материальных благ. Это необходимо для скорейшего развития общественных производительных сил и существенного повышения жизненного уровня населения"6.

По мнению китайских ученых, решение обостряющихся проблем народонаселения возможно на основе поэтапного осуществления соответствующих мер, причем на каждом этапе должны меняться приоритетные цели политики. Ныне упор делается на мерах контроля над рождаемостью и снижения детской и младенческой смертности при гибком подходе к вопросам занятости и повышения статуса женщин в обществе, в перспективе намечено решение проблем старения населения, развития системы социального обеспечения.

Для демографических исследований в КНР характерно рассмотрение проблем народонаселения в контексте экономической ситуации в тесной увязке с природными, экологическими характеристиками. На первый план выдвигается экономическое значение планирования рождаемости. Направляющая идеология стратегии: контроль за численностью населения, повышение качества населения, совершенствование структуры населения, создание условий для социалистической модернизации при обеспечении условий стабильности в росте населения и развития социально-экономической сферы. В понятие "качество населения" входит его здоровье, уровень образования и социальной зрелости. В понятие "совершенствование структуры населения" включается регулирование возрастной структуры (особого внимания заслуживают ускоряющиеся процессы старения населения, прежде всего, старения трудовых ресурсов), структуры населения по полу (в ряде районов доля мальчиков намного больше, чем девочек) и соотношение числа городских и сельских жителей.

Основные моменты демографической политики: изменение традиционного мировоззрения в вопросах рождаемости; контроль за численностью населения в деревне; контроль за численностью населения в районах с высоким уровнем рождаемости; контроль за мигрантами; повышение уровня базового образования и укрепление профобразования и технической подготовки.

Выделены основные этапы стратегии и определены демографические параметры каждого этапа, способствующие достижению стратегической цели в области развития народонаселения, сводящейся к тому, что численность населения не должна превышать 1,6 млрд. чел. к 2050 г.

Итак, если к середине XX в. численность населения Китая превысила полумиллиардную отметку (как выше отмечалось, 549 млн. чел. в 1949 г.), то следующие 60 лет дали огромный прирост ("прибавка" составила 779 млн. чел.).

Как один из эффективных путей решения демографических проблем китайские ученые расценивают "переток населения" между странами. В последние годы в своей внешней торгово-экономической политике Китай осуществляет стратегию "выхода вовне", позволяя своим предприятиям инвестировать средства на открытие филиалов за рубежом, всемерно наращивая экспорт китайской продукции. Вместе с тем, оказывается поддержка гражданам, которые на законных основаниях отправляются за границу для выполнения подрядных работ. Экспорт рабочей силы снижает давление фактора населения внутри страны. Китай, как и другие страны Азии, обладает гигантскими избыточными трудовыми ресурсами, являясь в перспективе миграционным донором мирового масштаба.

В современный период, с учетом роста жизненного уровня в Китае (средняя зарплата рабочих и служащих составляет около 160 долл. США в месяц), демографическая экспансия со стороны Китая не угрожает другим странам. Но демографическое давление Китая и его геополитическое доминирование всегда будет потенциальным фактором, влияющим на миграционные процессы в Центральной Азии и других регионах, в том числе в Европе.

Нужно иметь в виду, что в Китае есть огромные территории, отстающие в своем развитии от приморских и центральных районов, что особенно заметно стало проявляться в ходе 30-летия экономической реформы. На XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) был выдвинут курс на интенсивное освоение западных районов страны. Его целостная программа, сформулированная в докладе премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи на 3-й сессии ВСНП 9-го созыва (март 2000 г.), рассчитана до 2050 г., предусматривая преимущественное развитие энергетики, добывающей промышленности, металлообработки, сооружение разветвленной транспортной инфраструктуры при проведении масштабных природоохранных мер.

Западный Китай занимает огромную площадь (1/6 часть территории страны), для него характерны малонаселенность и относительно слабый уровень социально-экономического развития. Потенциал его определяется наличием огромных запасов самых разных природных богатств. Это 83% всех водно-энергетических ресурсов страны, уголь, нефть и газ, крупные месторождения цветных металлов, большие запасы химического сырья. Так, на территории Синьцзяна залегает около 30% всех разведанных запасов нефти и газа Китая. В настоящее время освоение разведанных месторождений осложняют непростые природные условия и неразвитость инфраструктуры. Но в XXI в. Западный Китай сможет обеспечить более 60% всех потребностей страны в сырьевых ресурсах, 50% - в электроэнергии.

Одним из условий успешного решения задачи освоения западных районов является разумное, продуманное проведение сбалансированной политики народонаселения и занятости. Эти обширные и малонаселенные территории могут поглотить миллионы избыточного населения востока страны. Для этого ведется разработка научно обоснованных программ регулирования численности и занятости местного населения и миграций из восточных провинций. В условиях рыночной экономики претворение в жизнь таких масштабных проектов диктует необходимость использования целой системы приоритетов и материального стимулирования.

Следует отметить, что политика ограничения рождаемости проводится в различных регионах дифференцированно. В западных районах, где проживает подавляющее большинство представителей национальных меньшинств, она носит деликатный, рекомендательный характер.

Этим частично объясняются гораздо более высокие показатели рождаемости в западных провинциях страны - 14,4 - 14,6 промилле в Гуанси и на Хайнане, 15,2 - 15,8 - в Цинхае, Нинся и Синьцзяне, 17,4 - в Тибете, по сравнению с показателем в 6 - 7 промилле в Северо-Восточном Китае и городах центрального подчинения. Отсюда - и более высокие коэффициенты естественного прироста населения в этих регионах - 8,3-8,7 промилле в Гуанси и на Хайнане, 9,0-10,8 - в Цинхае, Нинся и Синьцзяне и 11,7 - в Тибете, в то время как в крупных городах, в центральных и восточных районах - 1,1-3,4 промилле.7

В целом же, к настоящему времени в Китае произошел переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения, для которого характерны умеренные демографические показатели.

Проводимая в Китае демографическая политика показала, что он стал первой в мире страной, способной эффективно контролировать численность быстро растущего населения. Коэффициент суммарной рождаемости уже ниже уровня замещения, что является новой вехой в истории народонаселения страны.

В течение всей 60-летней истории КНР произошло радикальное снижение коэффициента смертности- с 20 промилле в начале 1950-х гг. до 6,28 в 1990 г. и 7,06 в 2008 г.8 Средняя продолжительность жизни составляла 67,9 года (66,4 для мужчин и 69,3 для женщин), а в 2000 г. - 71,4 года при показателе 30- 35 лет до 1949 г.

Коэффициент рождаемости, державшийся в первые годы на высоком уровне (35-40 промилле) в дальнейшем уменьшился почти втрое, составив 17,8 промилле в 1985 г., 21,06 в 1990 г. и 12,14 в 2008 г.9

Соответственно уменьшились и средние размеры семьи. По данным ГСУ КНР число членов китайской семьи в среднем составляло в 1983 г. 4,41 чел.,  в 1988 г. - 4,23 чел., по данным переписи 1990 г. - 3,96 чел., по переписи 2000 г. - 3,44 чел.

Приведенные выше демографические показатели свидетельствуют о нисходящей тенденции коэффициентов рождаемости и естественного прироста в целом в течение последних десятилетий. Дальнейшее снижение будет зависеть от интенсивности демографической политики и достижений китайского общества в области социально-экономического развития.

Проводя целенаправленную политику снижения рождаемости, КНР тем самым вносит свой вклад в регулирование демографических проблем в Азии и во всем мире, что способствует социальной стабильности и прогрессивному развитию стран континента. На международных форумах по проблемам народонаселения и развития неоднократно отмечалось, что, если бы КНР не прилагала усилий по контролю численности населения, число жителей Азии и мира в целом могло быть на несколько сотен миллионов больше. Несомненно, что динамика демографических процессов в Китае оказывает огромное влияние на перспективы изменения численности населения Азии и земного шара.

Безусловно, огромная численность населения Китая оказывает серьезное влияние на душевые показатели производства и доходов населения. Если по объему ВВП Китай в 2000 г. занимал 6-е место, а по паритету покупательной способности 2-е, то по доходам на душу населения - 140-е и 104-е места соответственно. По ряду оценок (в частности, МВФ и Всемирного банка) КНР по объему ВВП переместится в 2010 г. с 6-го на 3-е место, к 2020 г. обгонит Японию и выйдет на 2-е место, а к 2050 г. обгонит США и займет 1-е место. К 2050 г. китайский рынок станет самым обширным в мире, Китай будет первенствовать по объему экспорта и импорта, станет самым крупным центром обрабатывающей промышленности.

Однако экономический рост тесно связан с ростом населения. С началом реформ, то есть с 1979 по 2007 гг. среднегодовые темпы роста ВВП составили 9,8% в год, однако, в дальнейшем по мере регулирования роста численности населения темпы экономического роста Китая должны будут последовательно снижаться до 4 - 5% ВВП к 2045 - 2050 гг. Китай может обеспечить сохранение высоких темпов экономического роста при переходе от экстенсивных к интенсивным методам развития народного хозяйства, связанным не столько с использованием огромной массы дешевой рабочей силы, сколько с повышением производительности труда в результате развития научно-технического прогресса и внедрения технических новинок, повышения качества рабочей силы в результате увеличения инвестиций в образование, изменения структуры производства за счет перехода от живого труда к овеществленному, создания более капиталоемких производств, перелива рабочей силы из первой - во вторую и третью сферы.

Пока что Китай по-прежнему является аграрно-промышленной, развивающейся страной с преобладанием сельского населения и ручного труда в сельском хозяйстве, существенной долей неграмотного или малограмотного населения в отсталых сельских районах.

С начала 1990-х гг., по мере проведения экономических реформ и политики контроля над рождаемостью по принципу "одна семья - один ребенок", демографические изменения вызывают к жизни и новые проблемы - такие, как нехватка рабочей силы в городах и приморских районах Китая с более высоким уровнем экономического развития, старение населения. Согласно исследованиям китайских ученых, запасы природных ресурсов Китая позволяют содержать население численностью 1,5-1,6 млрд. чел. Сверх отметки 1,6 млрд. чел. проходит "линия судьбы" китайской нации. По прогнозам, Китай придет к нулевому приросту населения в середине XXI в. Для сохранения устойчивого развития, баланса между населением и ресурсами по-прежнему потребуются строгий постоянный контроль за приростом населения, рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды. По этой причине главной проблемой для Китая остается необходимость избежать демографического кризиса - т.е. достижения численности населения, способной резко обострить проблемы обеспечения продовольствием, жильем, топливом и рабочими местами, исходя из сложившегося уровня развития производительных сил на определенный момент времени. По мнению некоторых китайских ученых, для Китая с территорией 9,6 млн. кв. км оптимальной была бы численность населения не выше 700-800 млн. чел. Ныне же, как уже отмечалось, она превысила 1,3 млрд. чел., а к 2050 г. вплотную приблизится к 1,4 млрд. чел. (1,409 млрд. чел. по среднему варианту прогноза Отдела народонаселения Департамента экономических и социальных проблем ООН)10. Впрочем, существуют прогнозы меньших показателей.

Согласно последним выкладкам китайских ученых (Институт народонаселения Пекинского университета) и ученых Международного института прикладного системного анализа (Австрия), хотя в последующие десятилетия с учетом молодой возрастной структуры численность населения Китая будет расти, уже к середине нынешнего столетия она уменьшится примерно до 1,28 млрд. (с вероятностью 60%) или до 1,35 млрд. (с вероятностью 80%). По их расчетам, максимальная численность населения КНР (в количестве 1,38 млрд. чел.) будет достигнута ориентировочно к 2025 г., а затем начнет постепенно снижаться. Если данный прогноз сбудется, Китай будет примером самого масштабного демографического перехода в мировой истории11.

В настоящее время Китай имеет огромные преимущества в экономическом развитии в связи с низким коэффициентом демографической нагрузки (обеспечение населения детских и пожилых - нетрудоспособных возрастов). Численность населения в детских возрастах невелика - в абсолютном, и относительном выражениях продолжает уменьшаться. А число пожилых людей растет, но не очень быстро. Те возможности, которые открываются в связи с благоприятной демографической структурой, способствуют современному экономическому буму, но в обозримом будущем они будут исчерпаны и наступят времена тяжкого демографического бремени. По имеющимся прогнозам, в последующие десятилетия коэффициент демографической нагрузки существенно возрастет, особенно это касается обеспечения пожилых людей (доля которых составит около 30% к 2050 г.) Последующие суровые вызовы экономической и социальной структуре Китая требуют немедленных действий, в первую очередь завершения реформы системы социального обеспечения.


1 Баженова Елена Степановна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН. E-mail: bazhenova@ifes-ras.ru.
2 . Чжунго тунцзи чжайяо - 2009. Пекин, 2009. С. 10.
3 Таблица 1 и "Чжунго тунцзи чжайяо-2009. Пекин, 2009. С. 38.
4 1996-2050 нянь Чжунго цзинцзи шэхуэй фачжань чжаньлюэ - цзоусян сяньдайхуады гоусян (1996-2050 гг.) [Стратегия социально-экономического развития Китая - на пути структурной модернизации]). Пекин, 1997. С. 468; Чжунго тунцзи чжайяо - 2009. Пекин, 2009. С. 38; Human Development Report - 2004. UNDP. UN. NY, 2004.
5 Чжунго гунчаньдан ди шици цы цюаньго дайбяо дахуэй вэньцзянь хуэйбянь [Сборник документов XVII Всекитайского съезда КПК]). Пекин, 2007. С. 19, 39.
6 China's Socialist Modernization. Beijing, 1984. P. 38.
7 Чжунго тунцзи чжайяо - 2007. Пекин, 2007. С. 42.
8 Чжунго тунцзи чжайяо - 2009. Пекин, 2009. С. 38.
9 Жэньминь жибао. 1987.17 февр.; Чжунго тунцзи чжайяо - 2009. Пекин, 2009. С. 38.
10 World Population Prospects. The 2006 Revision. UN.N.Y, 2007. Vol. 1. P. 178.
11 Ren Qiang, Zheng Xiaoying, Wolfgang Lutz, Sergei Scherbov. China's grave demographic challenges in coming decades // China Economist. Beijing, 2009, N 20. P. 101.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.