Rambler's Top100

№ 405 - 406
1 - 24 января 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Украина и Россия в демографическом измерении

Население России и Украины: тенденции сходные, но динамика разная

Возрастные пирамиды – близнецы-братья

В старении населения Украина опережает Россию

А в изменениях рождаемости впереди Россия

Обе страны не могут справиться с высокой смертностью в трудоспособных возрастах

Замещение поколений в России обеспечивается на 71%, на Украине - на 68%

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Александр Богомазов. Трамвай. Alexander Bogomazov. Tram. (1914) Украина и Россия в демогра-фическом измерении

Над темой номера работали:

Сергей ПИРОЖКОВ

Гаяне САФАРОВА

Сергей ПИРОЖКОВ

Гаяне САФАРОВА

Возрастные пирамиды - близнецы-братья

Возрастно-половая структура населения – одна из его важнейших характеристик. Она представляет собой результат эволюции режима воспроизводства населения, действовавшего в ближайшем и отдаленном прошлом. Кроме того, структура оказывает определенное влияние на будущий рост населения5. Поэтому анализ возрастного состава населения позволяет глубже проникнуть в суть отдельных процессов естественного движения населения и, следовательно, в особенности его воспроизводства.

Динамика возрастно-половой структуры зависит от двух основных групп факторов – эволюционных, характеризующих общие закономерности изменения возрастной структуры, и пертурбационных - потрясений и кризисов, которые резко нарушают ход демографической истории (например, войны, голод, массовые репрессии). Как в России, так и на Украине в ХХ столетии влияние на динамику возрастной структуры второй группы факторов было исключительно большим.

Возрастная структура населения России и Украины формировалась под влиянием сходных и происходивших одновременно в обеих странах исторических и демографических событий. Возрастные пирамиды на момент переписи 1959 года дают представление о времени и условиях образования основных современных демографических „волн” (рис. 5). Через систему межпоколенных взаимосвязей (родители-дети) эти „волны” формируют демографическое „эхо”, то есть повторение выпуклостей и впадин на пирамиде.

Рисунок 5 . Возрастные пирамиды и система межпоколенных связей населения России (слева) и Украины (справа) по переписи 1959 года (условные обозначения в тексте)

Рисунок 6. Возрастные пирамиды и система межпоколенных связей населения России (слева) и Украины (справа) на начало 2004 года (условные обозначения в тексте)

Демографические „волны” определяли не только сдвиги собственно возрастной структуры, но и изменение количественных показателей естественного движения на протяжении последних 50 лет. Эти „волны” будут также влиять на общую динамику численности населения и показателей естественного движения в течение ближайших десятилетий.

Как демонстрирует рис. 5, наименьшим удельным весом характеризуются когорты родившихся в 1917-1923 годах. Именно они понесли наибольшие потери во время Великой Отечественной войны. Потери в годы войны заметно сказались на снижении доли лиц в возрасте 37-43 года по состоянию на начало 1959 года (цифра „1” на рис. 5). Движение этих возрастных групп со временем по возрастной пирамиде перемещает их в возраст 82-88 лет на начало 2004 года (рис. 6).

Социальные катаклизмы в России и на Украине в течение ХХ века также были общими. Так, дефицит рождений и рост смертности населения, в частности, младенческой, во время голода 1932-1933 годов сказались на структуре населения обеих стран (цифра „2”) и отражаются на снижении удельного веса населения соответствующих лет рождения в возрасте 24-25 лет на начало 1959 года (рис. 5) и соответственно в возрасте 69-70 лет на начало 2004 года (рис. 6).

На возрастных пирамидах обеих стран сказались рост рождаемости в 1950-1960 годы (подобный „бэби-буму” в странах Запада) и в середине 1980-х (вследствие пронаталистских мер демографической политики, в частности, удлинения отпуска по уходу за ребенком).

Наиболее длинную систему демографических „волн” обусловили когорты родившихся в предвоенные годы во время роста рождаемости, происходившего как в России, так и в Украине (цифра „3” на рис. 5). На начало 2004 года они находились в возрасте 64-68 лет (рис. 6) Поколению их детей отвечает „волна” родившихся в начале 1960-х (цифра „5”). Когорта их внуков приходится на середину 1980-х (цифра „7” на рис. 6). Именно последняя „волна” с 2001 года определяет структурную часть вклада в рост рождаемости в последние годы.

Система „углублений” на возрастной пирамиде начинается с относительно небольших по численности возрастных групп населения, родившихся в 1942-1945 годах (цифра „4”). Так, на момент переписи 1959 года когорты, которые отвечают им, были в возрасте 13-17 лет (рис. 5). На начало 2004 года они переместились в возрастные группы 58-62 лет (рис. 6). Поскольку длина поколения (средний интервал времени между поколениями родителей и детей) колеблется в границах 25-30 лет, то становится понятным образование „демографического отголоска” – потомков когорт военных лет рождения. Цифра „6” на рис. 6 указывает на соответствующее „углубление” на демографических пирамидах России и Украины, образованное родившимися во второй половине 1960-х. Определенным образом структурный фактор сказался  и на снижении количества родившихся в начале 1990-х (цифра „8”). Таким образом, сужение основания возрастных пирамид населения России и Украины обусловлено не только сокращением интенсивности рождений, но и демографическим эхом войны.

Тем не менее, основным фактором сужения основания пирамиды стал резкий спад рождаемости. Некоторое его расширение, наметившееся в начале нынешнего века, в обеих странах связано как со структурным фактором (относительно высокой долей населения в репродуктивном возрасте), так и с интенсивным (собственно возрастанием рождаемости).

Одним из видов обобщающей характеристики возрастной структуры населения является ее деление на укрупненные возрастные группы, представляющие детей, население в трудоспособном возрасте и пожилых (соответственно, 0-14 лет, 15-59 лет и  60 лет и старше). Поскольку сумма долей этих трех возрастных групп в общей численности населения составляет 100%, (т.е. две координаты однозначно определяют третью), то такую агрегированную структуру можно изобразить в виде точки на треугольной диаграмме рис. 7.

На графике представлены изменения возрастной структуры населения России и Украины по данным переписей населения. Рис. 7 показывает, что за последние пятьдесят лет в населении Украины была меньше доля детей и больше доля пожилых, чем в России, при том, что тенденция к увеличению удельного веса пожилых является общей для обеих стран.

Рисунок 7. Эволюция возрастной структуры населения России и Украины во второй половине XX - начале XXI века

Отметим, что увеличение удельного веса лиц в возрасте 60 лет и старше в 1970 году по сравнению с 1959  годом в России произошло преимущественно за счет снижения доли детей, а на Украине – за счет лиц в трудоспособном возрасте. Поэтому на рис. 7 наблюдается перемещение точки, которая отвечает координатам возрастной структуры, вдоль сетки 15-59 (Россия) и вдоль сетки 0-14 (Украина).

За период 1970-1979 годов изменения возрастной структуры в России и Украине шли в параллельных направлениях. За счет снижения рождаемости в эти годы возрастает доля лиц трудоспособного и старше трудоспособного возраста.

Рост рождаемости в середине 1980-х обусловил довольно радикальное изменение курса анализируемых траекторий. За время между переписями 1979 и 1989 годов в России увеличение удельного веса детей произошло за счет уменьшения доли лиц в возрасте 15-59 лет, при этом удельный вес пожилых здесь возрос незначительно. На Украине, хотя темп старения и снизился, рост рождаемости был недостаточным для увеличения доли детей.

После 1989 года изменение возрастных структур населения России и Украины снова шло почти параллельным курсом. Резкое снижение доли детей (траектория почти перпендикулярна к линиям сетки оси 0-14) было вызвано снижением рождаемости в обеих странах. При этом удельный вес пожилых был выше на Украине, а удельный вес населения трудоспособного возраста – в России. Это обусловлено, прежде всего, тем фактом, что Россия на протяжении всего последнего межпереписного периода имела положительный миграционный баланс6, а к переезду склонны люди преимущественно трудоспособного возраста. Страна же, которая является миграционным „донором”, то есть Украина, соответственно стареет.

С начала 2000-х годов в России и на Украине усилилась тенденция к увеличению доли населения в возрасте 15-59 лет. Это обусловлено структурным фактором - вступлением в трудоспособный возраст лиц, родившихся во время активной пронаталистской кампании середины 1980-х и выходом за пределы трудоспособного возраста малочисленных поколений, родившихся в военные годы. Сейчас действие обоих этих факторов заканчивается.

Более детальную картину изменения агрегированной возрастной структуры населений России и Украины после Всесоюзной переписи населения 1959 года дают рис. 8-11. По сравнению с 1959 годом в России удельный вес детей сократился почти в два раза – с 29,2% (в 1959 году) до 14,9% (на начало 2006 года), на Украине – соответственно с 26,0% в (1959 год) до 14,5% (на начало 2006 года). Доля лиц в возрасте 60 лет и старше за тот же период увеличилась в России почти на 90% (с 8,9 до 17,0%), на Украине соответственно – почти на 95% (с 10,5 до 20,4%).

Рисунок 8. Доля трех укрупненных возрастных групп в общей численности населения, Россия, 1959-2006 годы, %

Рисунок 9. Доля трех укрупненных возрастных групп в общей численности населения, Украина, 1959-2006 годы, %

Рисунок 10. Изменение долей трех укрупненных возрастных групп в общей численности населения Россия, в % к 1959 году

Рисунок 11. Изменение долей трех укрупненных возрастных групп в общей численности населения Украины, в % к 1959 году

Перейдем от агрегированных возрастно-половых структур к полным и сравним возрастно-половые структуры населений России и Украины, а также распределение по полу и возрасту каждой из этих стран с соответствующим распределением для Северной, Южной и Западной Европы для 2005 года. Соответствующие возрастные пирамиды приведены на рис. 12-19. Вектор полной возрастно-половой структуры состоит из двух частей (отвечающих мужскому и женскому населению), разбитых на пятилетние возрастные группы (0–4 года, 5–9 лет,…, 80–84 года, 85+).

Рисунок 12. Возрастные пирамиды, Россия и Украина, 1989 год

Рисунок 13. Возрастные пирамиды, Россия и Украина, 2005 год

Рисунок 14. Возрастные пирамиды, Россия и Северная Европа

Рисунок 15. Возрастные пирамиды, Украина и Северная Европа

Рисунок 16. Возрастные пирамиды, Россия и Южная Европа

Рисунок 17. Возрастные пирамиды, Украина и Южная Европа

Рисунок 18. Возрастные пирамиды, Россия и Западная Европа

Рисунок 19. Возрастные пирамиды, Украина и Западная Европа

Анализ показывает, что структурные различия между Россией и Украиной заметно меньше, чем  между этими странами и странами Северной, Южной и Западной Европы.

Демографическое развитие России и Украины характеризуется значительным гендерным дисбалансом, возрастающим с возрастом (табл. 1). Наиболее острые формы он приобретает в сельской местности. Так, на Украине на начало 2005 года на 1000 сельских женщин в возрасте старше 65 лет приходилось лишь 489 мужчин соответствующего возраста (для России - 490).

Таблица 1. Число мужчин на 1000 женщин в населении в целом и в возрастах 60+, 65+, 80+, Россия, Украина и ряд европейских стран, 2005 год

Страна

Население в целом

60+

65+

80+

Франция

945

746

696

492

Германия

957

751

693

373

Италия

943

750

707

492

Испания

969

772

730

535

Швеция

981

814

754

558

Великобритания

958

792

745

513

Польша

936

656

612

435

Украина

858

550

514

291

Россия

865

510

474

240

Источник: World Population Prospects: The 2008 Revision. – UN, 2009. – http://esa.un.org/unpp

Заметим, что число мужчин на 1000 женщин в России и на Украине меньше, чем в приведенных европейских странах, представляющих Северную, Южную, Западную и Восточную Европу. Более того, число мужчин на 1000 женщин для возрастной группы 60+ для России и Украины меньше, чем для возрастной группы 65+ для приведенных стран. Тем не менее особенностью долговременных изменений возрастных пирамид России и Украины является постепенное ослабление диспропорции полов по мере естественного ухода из жизни поколений, в которых эта диспропорция была особенно сильна.

К числу интегральных характеристик возрастной структуры можно отнести медианный возраст населения. Он делит все население на две равные части: одну – моложе медианного возраста, другую – старше. Увеличение медианного возраста означает сокращение удельного веса молодых возрастных групп и/или рост доли старших возрастов. В табл. 2 приведены значения медианного возраста для России, Украины и ряда европейских стран, представляющих все регионы Европы.

Таблица 2. Медианный возраст, Россия, Украина и ряд европейских стран, лет

Cтрана

1950

1975

2000

2005

2010

Франция

34,5

31,6

37,6

38,9

40,1

Германия

35,4

35,4

40,1

42,1

44,3

Италия

29,0

33,4

40,2

41,7

43,3

Испания

27,2

29,7

37,7

38,7

40,2

Швеция

34,3

35,3

39,7

40,1

40,9

Великобритания

34,6

33,9

37,7

38,9

39,9

Польша

25,8

28,6

35,2

36,8

38,2

Украина

27,6

33,6

37,3

38,9

39,5

Россия

25,0

30,8

36,8

37,3

38,1

Источник: World Population Prospects: The 2008 Revision, http://esa.un.org/unpp

Данные табл. 2 свидетельствуют о росте медианного возраста для всех рассматриваемых стран. Медианный возраст для Украины выше этого показателя для России, но различие между ними сокращается: в 1950 году оно составляло 2,6 года, а в 2005 году – 1,6 года, в 2010, согласно новейшему прогнозу ООН, - 1,4 года. И для России, и для  и Украины медианный возраст имеет меньшие значения, чем для стран Северной, Южной и Западной Европы, при этом очевидно сближение этих значений.


5 Андреев Е.М., Пирожков С.И. О потенциале демографического роста/ Население и окружающая среда. – М.: Статистика, 1975. – С.52-67; Пирожков С.И. Демографические процессы и возрастная структура населения. - М.: Статистика, 1976; Пирожков С.И., Сафарова Г.Л. Закономерное и «случайное» в динамике возрастной структуры населения// Демографические исследования. – Вып. 16. – Киев: Наукова думка, 1993. – С.72–92; Пирожков С.И., Сафарова Г.Л. Возрастная структура как фактор роста населения // Клиническая геронтология. - 1997. - № 3. - С. 18-24; Пирожков С.И., Сафарова Г.Л. Возрастная структура как фактор воспроизводства населения // Экономико-математические исследования. Математические модели и информационные технологии. Сборник трудов СПб ЭМИ РАН № 3 / Под ред. А.А. Корбута и Л.А. Руховца. - Санкт-Петербург: Наука, 2003. – с.179-230; Pirozhkov S., Safarova G. Demographic regularities and irregularities: the USSR population age structure // Demographic Trends and Patterns in the Soviet Union before 1991/ Wolfgang Lutz, Sergei Scherbov and Andrei Volkov Eds., - London and New York: Routledge, - 1994.- P.441-469.
6 Демографический ежегодник России: Стат. сб. - М.: Росстат, 2005; Демографический ежегодник России: Стат. сб. - М.: Росстат, 2006; Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад. / Отв. ред. А.Г. Вишневского. - М.: Книжный дом “Университет”, 2004.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.