… о проблеме абортов по половому признаку в Азербайджане
Внутриутробная половая дискриминация
Азербайджанские депутаты намерены запретить разглашать пол будущего ребенка
"Кого бы ты хотел, милый? Мальчика или девочку?"
- "Первым уж точно мальчика, а там видно будет".
Таков стандартный диалог большинства пар, которые только планируют рождение ребенка. Чего уж скрывать, большинство азербайджанских мужчин мечтают исключительно о наследнике, то бишь о сыне. Некоторые супружеские пары в том случае, если рождаются исключительно девочки, готовы повторять попытки обзавестись наследником мужского пола по несколько раз.
Другие же пары не готовы или не в состоянии растить ораву девчонок, а потому при первом же походе на УЗИ, подтвердившее женский пол ребенка, женщина решается на аборт, чаще всего, конечно, с подачи мужа, категорически отказывающегося от дочки.
Затем, при наступлении второй беременности, процесс повторяется с зеркальной точностью, и, если опять не повезло и снова ожидается девочка, тогда ее ждет незавидная участь - смерть еще до появления на свет Божий.
Это явление приобрело достаточно масштабные размеры в нашей стране, и если такими темпами будет продолжаться и дальше, то вскоре на 10 мальчишек будет 9, а то и меньше девчат. Аборты по половому признаку будущего ребенка получили название селективных в странах, где проводятся такого рода аборты, жертвами которых оказываются девочки.
В связи с распространением ультразвукового исследования плода в некоторых странах большую популярность приобрели такие аборты, т.е. многие женщины, узнав, что беременны девочкой, предпочитают избавляться от плода, поскольку ценность мальчиков в этих культурах существенно выше. Одной из таких стран является Китай.
В результате сейчас в Китае на 100 девочек рождается 119 мальчиков, в 1982 году их было 108. По меркам Всемирной организации здравоохранения, нормой является 104-105 мальчиков на 100 девочек. Но, учитывая все перетряски в Китае второй половины XX века, неудивительно, что коэффициент рождаемости мальчиков у них был выше и без всякой селекции.
В Индии ситуация несколько лучше. Там на 1000 мальчиков рождаются 927 девочек (при норме 960), то бишь 107 мальчиков на 100 девочек. Но в целом по стране уже сейчас гендерная диспропорция составляет 10%, а в некоторых штатах она достигает 30%.
По прогнозам демографов, уже в самое ближайшее время количество холостых мужчин в возрасте от 15 до 34 лет, не имеющих шансов на вступление в брак, достигнет в каждой из этих стран около 30 млн. человек.
Кстати, следует отметить, что и в Китае, и в Индии селективные аборты законодательно запрещены. Однако их практика, разумеется, сохраняется. Там пытаются также проводить социальные кампании по перелому стереотипа малоценности дочерей, но пока не слишком успешно. Более того, в Китае уже были попытки снять законодательное запрещение селективных абортов. Обоснование вполне очевидное - это нарушение базового права женщины на распоряжение своим телом.
По сути, Китай и Индия как государства очень даже заинтересованы в гендерной селекции.
Причина относительно простая - демографическая. Для стран, пытающихся контролировать рост рождаемости, ограничение численности женской части популяции является вполне простым, но при этом весьма оригинальным способом. Как известно, воспроизводство в первую очередь зависит от женской особи: мужчина может зачать сколько угодно детей, зато женщина может родить их ограниченное количество. Так что, чем меньше женщин, тем меньше детей в будущем. А тут вполне естественный процесс без всякого госпринуждения. Чаще всего китаянки, узнав о том, что беременны девочкой, стараются избавиться от плода, что приводит к выраженному дисбалансу полов в обществе. Тюремному заключению подвергаются даже те медики, кто просто сообщит родителям пол будущего ребенка. Некоторые китайские эксперты считают, что уголовная ответственность врача должна наступать только в том случае, если его сообщение о поле будущего ребенка привело к аборту (и если он был выполнен не по медицинским показаниям).
В нашей стране селективные аборты - проблема достаточно актуальная. Наши мужчины стараются воплотить в жизнь известную пословицу о том, что жизнь удалась только в том случае, если мужчина построил дом, посадил дерево и вырастил сына, а про дочь в этой мудрой фразе нет ни слова.
Отметим, что азербайджанские медики и юристы признают человеком уже живого рожденного ребенка, но не признают таким эмбрион. И женщине, решившей самостоятельно либо при помощи медиков избавиться от него, ничего не грозит.
Отметим, что аборт до 12 недель беременности в Азербайджане не запрещен (что подтверждается законодательством), и делается он как в стационарах, так и амбулаторно в женских консультациях. Аборты и искусственные роды на более поздних сроках в нашей стране разрешены только по медицинским показаниям, т.е. если существует угроза жизни матери.
Особая защита прав ребенка и его жизни предусмотрена в международных документах, признанных Азербайджаном. В частности таких, как Женевская декларация прав ребенка (1924 год), Декларация прав ребенка Генеральной Ассамблеи ООН (20 ноября 1959 года), Конвенция ООН по правам ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах и т.д. В Декларации прав ребенка указано, что ребенок "ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Конвенция ООН по правам ребенка в статье 1 определяет: "Ребенок - каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее". Статья 6 той же конвенции гласит: "Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь". Отметим, что государства, подписавшие эти конвенции, обязаны обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно законодательству Азербайджана, врачу, совершившему незаконный аборт (искусственные роды) на поздних сроках беременности, грозит уголовная ответственность, равно как если аборт будет производиться в домашних условиях либо неспециалистами, а также если женщине будет нанесен вред здоровью и она умрет во время операции.
Кроме того, в случае принуждения женщины к данному хирургическому вмешательству со стороны мужа, близких родственников и т.д. все данные лица несут уголовную ответственность согласно закону.
Ульвия А. - домохозяйка. Она никогда не работала, так как сразу же после окончания педагогического университета вышла замуж и вскоре родила дочку. Рождение дочери внесло некоторый разлад в ее до той поры достаточно ровные взаимоотношения с мужем. Он сказал о том, что всегда мечтал о сыне и рождение дочери для него весьма неприятный сюрприз. Масло в огонь подлили его родственники, которые, узнав, что у него родилась дочь, язвительно подмечали, что он сплоховал. Через какое-то время супруг смирился и полюбил малютку, но постоянно говорил о том, что следующий ребенок уж точно будет мальчик. Через два года Ульвия сообщила мужу, что в семье ожидается пополнение.
С. АЛИЕВА, Е. МАЛАХОВА. «Зеркало», 26 ноября 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)