Rambler's Top100

№ 387 - 388
31 августа - 13 сентября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Образовательная миграция как часть миграционной политики России

Трансмиграция высококвалифицированного персонала. Анализ миграционных мотивов российских специалистов

Поощрение мобильности научных кадров как мера кадровой политики

Основные аспекты формирования маркетинговой политики «морских» вузов по продвижению образовательных услуг на международном рынке

Опыт сравнения статистики международной миграции в странах СНГ

История формирования статистического учета учебной миграции в СССР

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Основные аспекты формирования маркетинговой политики "морских" вузов по продвижению образовательных услуг на международном рынке

Е.С. Попова1

В последние десятилетия система российского образования пережила ряд существенных изменений, появились не только новые государственные, но и коммерческие образовательные учреждения, что в свою очередь привело к росту конкуренции на рынке образовательных услуг. Демографические характеристики и тенденции развития населения в постсоветский период оказали негативное влияние на спрос услуг высшей школы. В таких обстоятельствах происходит серьёзное переосмысление принципов функционирования высших образовательных учреждений как самостоятельных субъектов, конкурирующих друг с другом. В такой ситуации в наиболее выгодном положении окажутся те учреждения, которые смогут сформировать активную маркетинговую политику. У «морских» вузов в новых условиях есть существенное преимущество – они выдают диплом международного образца и уже сегодня выступают в роли заведений, работающих в сфере подготовки кадров для международного рынка труда. Именно поэтому в данной статье перспективы продвижения российских образовательных услуг на международном рынке рассматриваются на их примере.

Яркой иллюстрацией признания высокого качества российского морского образования является его признание международным сообществом. Так, в декабре 2000 года Российская Федерация была включена в так называемый «белый список» Международной морской организации, то есть в перечень государств, чьи морские дипломы и квалификационные свидетельства признаются международным морским сообществом2. Кроме того, показательно, что Россия является серьёзным экспортёром квалифицированных кадров, например, по данным на 2006 г. около 25 тыс. российских моряков работало на судах под иностранными флагами3. На сегодняшний день мировой спрос на рынке «морского» образования на готовые кадры значительно превышает  спрос на образовательные услуги морского профиля.

Основываясь на принципах4, разработанных для решения классических вопросов в рамках формирования маркетинговой политики, можно обозначить следующие аспекты, с которыми необходимо работать в первую очередь при выстраивании маркетинговой политики  «морских» учебных заведений, способствующей привлечению иностранных студентов из-за рубежа:

  1. субъекты маркетинговой политики учебного заведения;
  2. выгоды и издержки продвижения образовательных услуг на международный рынок «морского» образования;
  3. длительность и режимы обучения в «морских» вузах;
  4. тип образовательного учреждения с учетом места его расположения;
  5. практические знания, предоставляемые учебным заведением и их соответствие международным стандартам;
  6. характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги в «морских» вузах;
  7. организационная структура формирования маркетинговой политики в «морских» вузах.

В соответствии с перечисленным списком, на примерах восьми «морских» вузов будут рассмотрены основные аспекты формирования успешной маркетинговой политики.

Выборка

Для исследования были взяты восемь высших учебных заведений: Мурманский Государственный Технический Университет (МГТУ), Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота (БГАРФ), Калининградский государственный технический университет (КГТУ), Государственная морская академия им. адмирала С. О. Макарова (ГМА им. адм. С.О. Макарова), Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СпГУВК), Санкт-петербургский государственный морской технический университет (СпбГМТУ), Астраханский государственный технический университет (АГТУ), Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова).

Принципы формирования выборки

Основными принципами формирования выборки являются: морской профиль вузов и гражданский характер подготовки студентов и курсантов.

Методология исследования

  1. Первичные данные: интервью с представителями вузов, взятых с.н.с. СОПС РАН и МЭРТ РФ  Д.В. Полетаевым в 2006, 2008 гг.5
  2. Вторичные данные: статистические данные, информация, размещённая на официальных сайтах выбранных «морских» вузов (МГТУ – www.mstu.ru, БГАРФ – www.bgarf.ru, КГТУ – www.klgtu.ru, ГМА им. адм. С.О. Макарова – www.gma.ru, СпГУВК – www.spbuwc.ru, СпбГМТУ – www.smtu.ru, АГТУ – www.astu.org, МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова – www.nsma.ru).

Субъекты маркетинговой политики учебного заведения

Мировой рынок образовательных услуг начинает формироваться после окончания II мировой войны, и СССР уже в 50-е годы удаётся занять позицию в тройке лидеров на этом рынке6. Экспорт образовательных услуг рассматривался, прежде всего, как метод для решения геополитических задач и имел существенную финансовую поддержку со стороны государства. Наиболее привлекательными странами экспорта советского образования были страны Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Западной Европы7. После распада СССР Россия по количеству учебных мигрантов спустилась на 8 место8. Финансовое обеспечение международной деятельности вузов стало недостаточным, и необходимость высокой эффективности вложения средств в развитие учебной миграции обусловлена на сегодняшний день ещё и этим фактором. В этой связи выбор субъектов, на которых направлена маркетинговая стратегия, относится к вопросам первостепенного значения.

Международная деятельность исследуемых вузов направлена как на страны дальнего, так и ближнего  зарубежья.

Таблица 1. Международные контакты «морских» вузов

Название учебного заведения

Год начала обучения иностранных граждан

Ареал распространения международных контактов

МГТУ

нет данных

Страны Скандинавии, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Италия, Польша, Словения, Нидерланды, Украина, Исландия, Индия, Венгрия, Сербия, США

БГАРФ

1974

Польша, Германия, Швеция, Литва

КГТУ

1962

Страны Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока, Северной и Латинской Америки. Наибольшее количество студентов - из Кубы, Китая, Вьетнама, Польши, Германии, Болгарии, США, Бангладеш, Марокко.

ГМА им. адм. С.О. Макарова

нет данных

Великобритания, Швеция, США, Болгария, Финляндия

СпГУВК

нет данных

Тунис, Марокко, Камерун, Судан, Китай, Ангола, Ливан, Йемен, Сирия, Непал, Алжир, Перу, Сьерра-Леоне, Великобритания, Нидерланды, Китай, Польша, Германия, Франция, Болгария

СпбГМТУ

нет данных

Страны Европы, Северо-Восточной Азии, Северной Америки, Китай

АГТУ

1955

Афганистан, Бангладеш, Вьетнам, Иран, Индия, Китай, Алжир, Замбия, Йемен, Нигерия, Намибия, Кот-Д’Ивуар, Марокко, Мавритания, Каморские острова, Экваториальная Гвинея, Бразилия, Никарагуа, Панама, Перу, Южная Корея, Египет, Армения, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Украина, Киргизстан, Грузия, Туркменистан, Литва, Латвия, Молдова, Франция, Финляндия, Великобритания, Румыния, Испания, Болгария, Бенин

МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова

нет данных

США, Великобритания, Дания, Греция, Германия, Нидерланды, Кипр, Италия, Турция, Казахстан, Япония

Источник: информация, размещённая на официальных сайтах вузов (МГТУ – http://www.mstu.edu.ru/info/inter/, БГАРФ – http://www.bgarf.ru/mezhd.php, КГТУ –
http:// www.klgtu.ru/ru/department/in_students/index.php, ГМА им. адм. С.О. Макарова – http://www.gma.ru/#/rus/intlinks_rus, СпГУВК – http://www.spbuwc.ru/main.php?art=123, СпбГМТУ – http://www.smtu.ru/engver/index.html, АГТУ – http://www.astu.org/international_activity/foreign_education, МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова –  http://www.nsma.ru/page/php?54).

Как видно из таблицы 1, международные контакты «морских» вузов достаточно разнообразны, но организовать массовый приток иностранных обучающихся им пока не удаётся (см. таблицу 2). Одна из причин - в отсутствии чётких приоритетов при формировании целевой группы, на которую направлен маркетинг вуза.

Согласно информации, размещённой на сайтах вузов их интерес к странам СНГ незначителен, хотя это направление можно считать одним из самых перспективных. Например, оно соответствует государственным приоритетам. Так, согласно «Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях» от 18.10.2002 г. одним из стратегических направлений считается рост экспорта российского образования в страны СНГ9. Кроме того, по данным Министерства образования и науки РФ на 2008г. в России обучалось свыше 120 тыс. иностранных граждан, из них свыше 70 тыс. человек были выходцами из стран СНГ10.

Правильный выбор целевой аудитории может позволить учебным заведениям решить текущие проблемы. Например, проблему обеспечения жильём иностранных обучающихся. Фонд жилья, которым располагают «морские» вузы, редко соответствует международным стандартам: строительство и реконструкция требуют немалых финансовых вложений, что не всегда могут позволить себе высшие учебные заведения. Но даже существующие условия проживания могут удовлетворить менее требовательных абитуриентов - выходцев из СНГ. В дальнейшем, при организации стабильного спроса у этой группы абитуриентов возможна реструктуризация жилищного фонда, который будет соответствовать запросам наиболее требовательной группы иностранных абитуриентов.

Список международных связей вузов морского профиля достаточно обширен, при этом важно чётко обозначить границы целевой группы экспорта образовательных услуг, отсутствие которых может приводить к финансовым потерям. Правильный выбор субъекта маркетинговой политики при её ограниченной финансовой поддержке может стать залогом успешного продвижения услуг вуза на мировом рынке.

Выгоды и издержки продвижения образовательных услуг на международный рынок «морского» образования

Учебная миграция направлена на решение проблем как государственного, так и вузовского уровней. На государственном уровне это решение демографических, геополитических и экономических задач. Так, например, учебная миграция может стать дополнительным демографическим ресурсом, что особенно актуально на фоне общероссийской тенденции сокращения численности молодёжи, от которой напрямую зависит численность абитуриентов. В ходе обучения иностранные граждане приобщаются к российским ценностям, что может обеспечить лояльное отношение к России, если впоследствии они станут частью политической, либо экономической элиты на родине. Вузы, прежде всего, рассматривают экспорт образовательных услуг, как дополнительный источник финансирования. Пока присутствие, как российских вузов, так и исследуемых образовательных учреждений на международном рынке образовательных услуг малозаметно, и денежные поступления от учебной миграции незначительны. Так, например, доходы российских вузов от учебной миграции иностранных граждан в 2005 — 2006 учебном году составили 169,5 млн. долл. США, притом что совокупный международный доход от предоставления услуг высшей школы составляет 50 млрд. долл. США в год11.

Таблица 2. Доходы исследуемых вузов за 2005—2006 учебный год составили

Наименование вуза

Численность иностранных граждан, обучающихся на контрактной основе по различным учебным программам/формам подготовки, человек

Сово-купная оплата в год рублей

подго-товительное отделение

бака-лавриат

дипломированные специалисты

ста-жёры

маги-странты

аспи-ранты

докто-ранты

МГТУ

6

356 400

БГАРФ

41

1 079 325

КГТУ

7

11

87

3 901 500

ГМА им. адм. С. О. Макарова

43

2

1

6 783 250

СпбМТУ

41

15

125

13

65

11

14 768 190

СпГУВК

82

262

1

6

13 343 400

АГТУ

22

164

1

2

2

9 054 450

МГА им.адм. Ф.Ф.Ушакова

27

1 161 000

Источник: Арефьев А. Л., Шереги А. Ф. Экспорт российских образовательных услуг. - М.: Центр социального прогнозирования, 2007.- С. 125 — 143.  

В качестве выгод, которые может получить «морской» вуз в ходе продвижения своих образовательных услуг на международный рынок можно обозначить следующие:

  • приобретение источника внебюджетного финансирования (это могут быть как доходы от обучения иностранных граждан, так и доходы от предложения сопутствующих услуг (общежитие, питание и т.д.);
  • возможности реализовать образовательные услуги по более высокой цене на международном рынке, чем на внутреннем;
  • возможность сохранения старых и открытия новых рабочих мест (в связи с увеличением количества обучающихся за счёт иностранных граждан, организация управленческих структурных подразделений, работающих с иностранными студентами, открытие факультетов довузовской подготовки иностранных студентов);
  • установление новых международных связей в учебно-научной сфере (например, в ходе проведения рекламно-информационной деятельности);
  • формирование имиджа учебного заведения на международном рынке.

Издержки экспортёра образовательных услуг имеют в основном экономический характер,  выражаются в следующих дополнительных расходах:

  • выделение дополнительных ресурсов на международный маркетинг (способы и средства коммуникации, необходимость перевода рекламно-информационной продукции на иностранные языки);
  • более высокая оплата труда преподавателей, занятых в обучении иностранных студентов, связанная с более высоким уровнем трудозатрат;
  • расходы на повышение квалификации персонала (например, языковая подготовка);
  • необходимость выделения материальных и трудовых ресурсов на управленческую деятельность, учебное, методическое обеспечение;
  • расходы на реформирование инфраструктуры.

Успешное проведение маркетинговой политики базируется на обоснованной оценке руководством вуза издержек и выгод от продвижения образовательных услуг морского профиля на международном рынке. Позитивно на преодолении издержек будет сказываться и совместная работа вузов и государства. Со стороны государства важна не только финансовая, но и поддержка организационного характера: минимизация бюрократических издержек, связанных с пребыванием иностранных студентов в РФ, формирование толерантности к иностранным гражданам в обществе, пропаганда российского образования на  межгосударственном уровне и т.д. Со стороны вузов необходимо инициирование работы с государственными структурными подразделениями по оптимизации выработки и реализации государственных решений по экспорту образовательных услуг.

Длительность и режимы обучения в «морских» вузах

В «морских» вузах выделяют «морские» и «береговые» специальности. Специфика «морских» специальностей заключается, прежде всего, в практической составляющей этого обучения. Подготовка на «береговых» специальностях по программе дипломированного специалиста, которая пока пользуется большим спросом (см. таблицу 2), составляет 5 лет, на «морских» - 5 лет и 6 месяцев, хотя наряду с обучением по программе специалиста все учебные заведения предлагают программы бакалавриата, стажировок, магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Получить образование по «береговым» и «морским» специальностям можно и на заочных факультетах вузов, которое длится, как правило, 6 лет, и также вызывает интерес у иностранных студентов. Так, например, в БГАРФ основная масса иностранных студентов «морских» специальностей предпочитает заочное образование. Как правило, это студенты из прибалтийских государств12. Это свидетельствует и о том, что обучение со свободным графиком посещения занятий достаточно востребовано.

Всё большую популярность сейчас приобретают образовательные дистанционные технологии. Наиболее полно информация о развитии и внедрении образовательных дистанционных технологий представлена на официальных сайтах МГТУ и АГТУ. Так, например, в МГТУ работа в области развития и внедрения дистанционных образовательных технологий фактически началась в 2005 г. И уже в 2007-2008 гг. общее количество слушателей составило порядка 100 человек13. В качестве приоритетного направления университетом выбрано развитие региональной образовательной сети на Кольском полуострове, но реализация текущих планов со временем будет способствовать и расширению международного сотрудничества14.

Активным участником в формировании виртуального образования выступает АГТУ. С 1996 г. университет входит в Ассоциацию университетов Прикаспийских государств, в рамках которой функционирует Международный открытый распределённый Каспийский университет (МОРКУ). Обучение в системе МОРКУ означает одновременное (параллельное) обучение студента в двух (или более) университетах с целью получения образования и подтверждающих его государственных дипломов этих университетов в сокращенные сроки с наименьшими финансовыми затратами студента. Наряду с российскими вузами в Ассоциацию входят высшие учебные заведения Азербайджана, Ирана, Туркменистана и Казахстана. Информация о деятельности МОРКУ доступна на сайте АГТУ не только на русском, но и на английском языке15.

Развитие виртуального образования по рыболовству курируется и на уровне ведомства: с 2005 г. Агентство по рыболовству совместно с ведомственными образовательными учреждениями ведёт разработку виртуального университета по рыболовству16.

Как видим, российские образовательные учреждения морского профиля предлагают разнообразные образовательные программы, обучение по которым носит как очный, так и заочный характер. Согласно данным за 2005-2006 учебный год, большим спросом пользовалась программа дипломированного специалиста. Но, принимая во внимание международный спрос, можно с уверенностью прогнозировать, что со временем будут более востребованы и другие программы. Обучающиеся на «береговых» специальностях имеют возможность получения образования с использованием виртуальных технологий, что  обеспечивает студенту возможность минимизировать издержки на обучение и сформировать тот график обучения, который для него наиболее приемлем.

Тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения

Приморское расположение регионов, в которых находятся исследуемые вузы, определяет их отраслевое развитие и кадровый спрос. Этот спрос начал формироваться достаточно давно, а история некоторых вузов уже насчитывает почти 200 лет. Так, например, СпГУВК был основан в 1809 г.17

Оценка потребителем образовательной услуги формируется как под влиянием параметров, зависящих от вуза, так и под влиянием параметров внешней среды в регионе: экономической, политической, социо-культурной, географо-климатической. Эти параметры можно обозначить как не изменяемые, так как их изменяемость мало зависит от деятельности самого вуза.

Так, например, серьёзным конкурентом для Мурманска является Санкт-Петербург, так как культурная жизнь в Санкт-Петербурге развита значительно лучше, чем в Мурманске. Более суровый климат Кольского полуострова привлекает меньше, чем, пусть и дождливый, но более мягкий климат Санкт-Петербурга. Так, согласно данным о демографической ситуации в Мурманской области за 2008г., наиболее активные миграционные связи Мурманская область имеет с Северо-Западным федеральным округом, куда на постоянное место жительства в 2008 году выехало 55% от общего миграционного потока. Среди основных обстоятельств смены места жительства главными являются природно-климатические условия18.

А вот культурные и климатические условия на юге РФ не отличаются настолько кардинально, чтобы служить решающим фактором в процессе выбора иностранным гражданином учебного заведения. АГТУ привлекает большее количество иностранных граждан, чем МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, и здесь уже свою роль играют параметры, на которые маркетинг учебного заведения может оказать влияние. Так, например, АГТУ может обеспечить иностранным студентам изучение русского языка на подготовительном отделении, причём информация об этом на сайте вуза  доступна не только на английском, но и на  испанском, арабском и вьетнамском языках19. Кроме того, согласно данным таблицы 2, все учебные заведения, имеющие в своей структуре подготовительные отделения, пользуются большей популярностью у иностранных абитуриентов, что свидетельствует и о целесообразности вложения финансовых средств в организацию довузовского обучения иностранных граждан.

Таким образом, расположение учебного заведения может давать ему дополнительные бонусы для привлечения иностранных студентов, но деятельность самого вуза способна формировать у потребителя привлекательный образ учебного заведения и тем самым нивелировать не изменяемые параметры.

Характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги в «морских» вузах

Одним из ключевых вопросов является состав и качество профессорско-преподавательского состава. В соответствии со спецификой «морского» образования преподаватели специальных дисциплин должны иметь опыт работы на судах. Это требование выполнялось много лет, но время берёт своё и таких преподавателей становится всё меньше и всё сложнее становится укомплектовать ими вуз.

Привлечь новых специалистов с флота для преподавания в вузе сложно, так как при нынешней оплате труда формировать финансовую мотивацию невозможно, а нефинансовые мотивации в виде системы предоставления социальных льгот и  привилегий не развиты. Например, заработная плата доктора наук, профессора составляет 19-23 тыс. руб., кандидата наук, доцента — 12-15 тыс. руб., а зарплата даже младшего вахтенного офицера  на судах — не меньше 50 тыс. руб. Капитан современного морского судна зарабатывает до 15 тыс. долл. США.20 Преподаватели специальных дисциплин - это опытные капитаны, механики, то есть, высшее звено плавсостава, их возраст на сегодняшний день в «морских» учебных заведениях составляет 65-75 лет21. Кадровая проблема обостряется ещё и тем, что существуют конвенционные требования, в соответствии с которыми, работники на кафедрах должны быть дипломированными морскими специалистами. С другой стороны, согласно лицензионным требованиям 62% преподавателей должны иметь степень кандидата, или доктора наук. Возможно, повысить заработные платы удастся в ходе перехода на отраслевую систему оплату труда22, который осуществляется в настоящее время. Но, так или иначе, каждому учебному заведению придётся искать выход из складывающейся ситуации и дополнительные источники финансирования, одним из которых может выступать обучение иностранных студентов.

Практические знания, предоставляемые учебным заведением и их соответствие международным стандартам

Специфика подготовки специалистов морехозяйственной отрасли предусматривает  обязательное прохождение ими плавательной практики. Учебная плавательная практика проводится на учебно-парусных, учебно-производственных судах, судах судовых компаний и в учебных тренажёрных центрах.

Возможность прохождения практики на учебно-производственных судах весьма ограничена. Только трём из исследуемых учебных заведений в 1991 г. по решению Правительства РФ для прохождения обучения курсантов были переданы суда: МГТУ - УПС «Седов», БГАРФ — УПС «Крузенштерн» и ГМА им. адм. С.О. Макарова — УПС «Мир». Количество практикантов, которые могут проходить практику на этих судах -  от 14423 до 16424, но  необходимо учесть, что и курсанты других учебных заведений на постоянной основе проходят практику на этих судах. Так, например, курсанты, обучающиеся на специальности «Судовые энергетические установки» АГТУ проходят практику на УПС «Седов» 25. Учебные рейсы продолжаются, как правило, около трёх месяцев, в ходе которых приобретается плавательная и даже языковая практика, так как на судне бывают и иностранные студенты26. Содержание учебного флота не может быть заботой исключительно учебных заведений, без государственной поддержки развитие учебного флота не представляется возможным.

Проходят курсанты практику и на судах российских и иностранных судовых компаний. Такой способ прохождения практики — это своего рода подбор персонала для судовладельца. Как правило, если капитан посчитает практиканта перспективным, то после окончания учебного заведения ему предлагают постоянную работу27. Такой способ прохождения практики не является массовым, и курсанты рассматриваются скорее не как ученики, а как работники на определённый срок. Но в то же время, при весьма ограниченных возможностях учебного флота возможность сходить в рейс для будущих морских специалистов имеет первостепенное, важнейшее значение.

Альтернативным видом получения практических навыков являются занятия в учебно-тренажёрных центрах. Учебно-тренажёрные центры могут действовать как самостоятельные субъекты, либо на базе учебных заведений. По данным на 2006 г. в Российской Федерации насчитывалось 67 аккредитованных организаций, которые проводили тренажёрную подготовку28.

Как правило, специфика тренажёрной базы «морского» вуза определяется национальными и международными требованиями, предъявляемыми к подготовке специалистов. Иногда вуз начинает развитие тренажёрной базы в каком-то более уникальном направлении, и тем самым приобретает новые конкурентные преимущества. Так, например, в СПГУВК в 2003 г. началась работа по созданию учебно-научного центра безопасности гидротехнических сооружений, что способствовало появлению в университете единственной в России универсальной модели шлюза, предназначенной для проведения гидравлических исследований судоходных шлюзов29. Российские центры подготовки являются объектами внимания международного сообщества,  аудиторские комиссии осуществляют проверки практически на ежегодной основе. Как правило, практическая подготовка признаётся соответствующей международным стандартам, хотя и не обходится без замечаний, не являющихся, впрочем,  критическими.

Таким образом, система российского «морского» образования способна обеспечить прохождение практики, соответствующей международным стандартам. Кроме того, сами российские «морские» вузы могут конкурировать и конкурируют между собой, например, создавая, уникальные тренажёрные комплексы.  Если рассматривать данный вопрос в контексте формирования маркетинговой политики, то в общем и целом, можно считать его решённым.

Организационная структура формирования маркетинговой политики

Разработка, реализация и контроль за исполнением решений по формированию маркетинговой политики осуществляется на трёх уровнях:

  • ректор/проректор
  • специализированное подразделение →
  • общеобразовательные факультеты/научно-исследовательские лаборатории

Структурные обязанности на уровне «ректор/проректор» носят идентичный характер во всех исследуемых учебных заведениях и, как правило, заключаются в руководстве и контроле.30 Функции специализированных структурных подразделений могут варьироваться в зависимости от общей организационной структуры, утверждённой в учебном заведении.

Таблица 3. Основные функции специализированных структурных подразделений вузов

Название учебного заведения

Наименование структурного подразделения

Основные функции

МГТУ

Отдел международного сотрудничества

  1. Работа с международными фондами и организациями;
  2. Организация образовательных программ обмена, участие в международных научно-исследовательских программах, конференциях;
  3. Организация плавательной практики для российских студентов в заграничных вузах и ссузах и для студентов зарубежных учебных заведений в МГТУ.

БГАРФ

Международный отдел

  1. Деятельность по работе с международными фондами и организациями;
  2. Организация образовательных программ обмена, участие в международных научно-исследовательских программах, конференциях;
  3. Организация плавательной практики для российских студентов в заграничных вузах и ссузах и для студентов зарубежных учебных заведений в БГАРФТ.

КГТУ

Деканат по работе с иностранными студентами31

  1. Оформление приглашений, контрактов, регистрация паспортов иностранных учащихся, решение вопросов, связанных с медицинским обслуживанием, личной безопасностью, организация культурно-массовых мероприятий;
  2. Комплексная подготовка по русскому языку, организация стажировок иностранных студентов по русскому языку в КГТУ.

ГМА  им. адм. С. О. Макарова

Отдел международных связей

  1. Деятельность по работе с международными фондами и организациями;
  2. Организация образовательных программ обмена, участие в международных научно-исследовательских программах, конференциях;
  3. Контроль за соблюдением паспортно-визового режима студентами - иностранцами.

СпГУВК

Центр образовательных услуг для иностранных учащихся

Оформление приглашений, контрактов, регистрация паспортов иностранных учащихся, решение вопросов, связанных с медицинским обслуживанием, личной безопасностью, организация культурно-массовых мероприятий.

Отдел по связям с общественностью и международным вопросам

  1. Организация и координирование работы профильных факультетов  по налаживанию связей  с международными фондами и организациями;
  2. Организация образовательных программ обмена, участие в международных научно-исследовательских программах, конференциях.

СпбГМТУ

Отдел подготовки иностранных учащихся32

  1. Организационная работа по привлечению иностранных студентов;
  2. Комплексная подготовка по русскому языку.

АГТУ

Подготовительный факультет для иностранных граждан

  1. Предвузовская подготовка студентов по 5 направлениям: техническому, естественно-научному, экономическому, медико-биологическому, гуманитарному;
  2. Организация работы по привлечению иностранных студентов, обеспечения культурно-массовых мероприятий.

Международный отдел

  1. Деятельность по работе с международными фондами и организациями;
  2. Организация образовательных программ обмена, участие в международных научно-исследовательских программах, конференциях.

МГА им.адм.Ф.Ф.Ушакова

Управление международной деятельностью

  1. Организация учебной практики в заграничных вузах, на судах зарубежных судоходных компаний и в береговых компаниях;
  2. Подбор командного состава для трудоустройства на суда зарубежных компаний;
  3. Работа с международными фондами и организациями;
  4. Организация образовательных программ обмена, участие в международных научно-исследовательских программах, конференциях.

Источник: информация, размещённая на официальных сайтах вузов (МГТУ – http://oms.mstu.edu.ru/, БГАРФ – http://www.bgarf.ru/mezhd.php, КГТУ –
http:// www.klgtu.ru/ru/department/in_students/, ГМА им. адм. С.О. Макарова – http://www.gma.ru/#/rus/intlinks_rus, СпГУВК – http://www.spbuwc.ru/main.php?art=123, СпбГМТУ – http://www.smtu.ru/engver/index.html, АГТУ – http://www.astu.org/international_activity/foreign_education, МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова – http://www.nsma.ru/page/php?54).

Функции образовательных факультетов и  научно-исследовательских лабораторий можно разделить на две категории:

  1. функции содействия и активного участия при организации и проведении образовательных и научно-исследовательских мероприятий международного характера;
  2. функции международных отделов (деятельность по работе с международными организациями и фондами, организация образовательных программ обмена, международных научно-исследовательских программ, конференций)33.

Таким образом, в целом организационные структуры вузов, обеспечивающие международную деятельность, идентичны. Одним из существенных отличий можно назвать функции по работе с иностранными обучающимися. Например, в некоторых вузах созданы специальные подразделения, работающие с иностранных гражданами, причём именно в этих вузах и обучается большее число по сравнению с другими исследуемыми вузами учебных мигрантов (см. таблицу 2). То есть, наличие таких специализированных подразделений в структуре учебного заведения можно считать целесообразным и оказывающим позитивное влияние на рост числа учебных мигрантов.

В заключение необходимо отметить, что ситуация, когда распространение образовательных услуг высшей школы практически не дотируется государством, а конкуренция за абитуриентов, в том числе и иностранных, становится всё выше, может способствовать формированию маркетинговой политики, выстроенной на ограниченном, но точечно направленном  финансировании. Спрос на специалистов морского профиля будет достаточно стабильным ещё в течение длительного времени, о чём свидетельствует и тот факт, что по разным данным, дефицит морских специалистов в мировом морском флоте составляет от 10,5 до 40 тыс. человек34.

При формировании адекватной маркетинговой политики «морским» вузам необходимо учесть ряд аспектов:

  • на какую целевую аудиторию первоначально будет направлена стратегия;
  • каковы затраты, необходимые для привлечения этой целевой аудитории, и как скоро возможно получить выгоды от вложения в экспорт образовательных услуг;
  • какие образовательные программы пользуются большим потребительским спросом, и что необходимо внедрить в образование, чтобы стать более конкурентоспособным и меньше зависеть от региональных параметров, на которые вузам сложно оказывать влияние;
  • какими характеристиками должна обладать практическая подготовка студентов, чтобы она соответствовала международным стандартам;
  • каковы пути привлечения квалифицированных кадров в образование;
  • какова должна быть оптимальная организационная структура разработки, реализации и контроля маркетинговой политики.

Решение всех этих задач будет способствовать формированию более успешной маркетинговой политики, база для выстраивания которой есть у всех «морских» вузов.


1 аспирантка СОПС РАН И МЭРТ РФ
2 Кружков, И. Система управления качеством подготовки и дипломирования моряков / И. Кружков // Морской флот. - 2006. - № 6. - С. 27
3 Инвестиции в образование — выгодное вложение капитала // Морской флот.- 2006. - №6.- С. 3
4 См. например, Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие / А. П. Панкрухин. - М.: Интерпракс, 1995. – 240 с.
5 НИР СОПС «Оптимизация отношений пользователей различными природными ресурсами прибрежных зон морей Российской Федерации и анализ эффективности морской деятельности страны», для Федерального агентства по науке и инновациям, М.,  2006 г.; НИР СОПС «Комплексный анализ и обоснование конкурентоспособных моделей устойчивого развития морской деятельности Российской Федерации в условиях рисков и вызовов глобализации. Разработка предложений по развитию современных форм государственного регулирования и управления морской деятельностью на региональных и функциональных направлениях» для Федерального агентства по науке и инновациям, М.,  2008 г.
6 Шереги Ф. Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. «Россия на мировом рынке образовательных услуг» // http://demoscope.ru/weekly/2003/097/analit03.php (март, 2003)
7 Федеральное агентство по образованию. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования РФ. // http://www.russia.edu.ru/information/analit/1300/ (2008)
8 Министерство образования и науки РФ. Информационное сообщение об иностранных студентах в РФ // http://www.mon.gov.ru/press/reliz/1728/ (2008)
9 Министерство образования и науки Российской Федерации. Основные положения Концепции государственной политики РФ в области  подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. 18.10.2002 // http://www.edu.ru/mon-site/work/mez/prior/1062 (2009)
10 Министерство образования и науки РФ. Информационное сообщение об иностранных студентах в РФ // http://www.edu.ru/mon-site/work/mez/prior/1062 (2009)
11 Арефьев, А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А. Л. Арефьев. — М.: Центр социального прогнозирования, 2007. – 599 с.
12 Проблемы региональных морских высших учебных заведений рассматриваются с использованием материалов экспертных интервью, взятых с.н.с. СОПС РАН Д. В. Полетаевым  у экспертов Балтийской государственной академии рыбопромыслового флоты  (http://www.bgarf.ru/academy.php) в июне 2008г.  - НИР СОПС «Комплексный анализ и обоснование конкурентоспособных моделей устойчивого развития морской деятельности Российской Федерации в условиях рисков и вызовов глобализации. Разработка предложений по развитию современных форм государственного регулирования и управления морской деятельностью на региональных и функциональных направлениях» для Федерального агентства по науке и инновациям, М., 2008 г.
13 Середа, А.И. Основные этапы развития и внедрения образовательных дистанционных технологий в МГТУ в 2007-2008годах / Середа А. И. Международная научно-практическая конференция. Мурманск: МГТУ, 2007.- С. 33.
14 Середа, А.И. Основные этапы развития и внедрения образовательных дистанционных технологий в МГТУ в 2007-2008годах / Середа А. И. Международная научно-практическая конференция. Мурманск: МГТУ, 2007.- С. 35.
15 Международный открытый распределительный каспийский университет. АГТУ. http://www.astu.org/international_activity/iodcu/ (2003 - 2008)
16 Середа, А.И. Основные этапы развития и внедрения образовательных дистанционных технологий в МГТУ в 2007-2008годах / Середа А. И. Международная научно-практическая конференция. Мурманск: МГТУ, 2007.- С. 35.
17  Официальный сайт СпГУВК // www.spbuwc.ru
18 Информация о демографической ситуации в Мурманской области за 2008 год. http://economics.gov-murman.ru/socialnaya_sfera/demografiya/ (2008)
19 Официальный сайт АГТУ //http://www.astu.org/education/institutes_and_faculties/faculty_for_foreigners/ (2003-2009)
20 Костылев, И. Сохранить «морскую школу» России / И. Костылёв, Михеев В. // Морской флот. – 2008. - № 5. - С.59
21 Проблемы региональных морских высших учебных заведений рассматриваются с использованием материалов экспертных интервью, взятых с.н.с. СОПС РАН Д. В. Полетаевым  у экспертов Балтийской государственной академии рыбопромыслового флоты  (http://www.bgarf.ru/academy.php) в июне 2008г. - НИР СОПС «Комплексный анализ и обоснование конкурентоспособных моделей устойчивого развития морской деятельности Российской Федерации в условиях рисков и вызовов глобализации. Разработка предложений по развитию современных форм государственного регулирования и управления морской деятельностью на региональных и функциональных направлениях» для Федерального агентства по науке и инновациям, М.,  2008 г.
22 Костылев, И. Сохранить «морскую школу» России / И. Костылёв, Михеев В. // Морской флот. – 2008. - № 5. - С.59
23  Официальный сайт ГМА им. адм. С. О. Макарова. Парусник «Мир» // http://www.gma.ru (2003 - 2009)
24  Официальный сайт МГТУ. УПС «Седов» // http://www.mstu.edu.ru/sedov/ (22.11.2006)
25 Официальный сайт АГТУ // http://www.astu.org/photoreport/ (2008)
26  Официальный сайт БГАРФ //www.bgarf.ru/kruzer/php (2008)
27  Проблемы региональных морских средних специальных учебных заведений рассматриваются с использованием материалов экспертных интервью, взятых с.н.с. СОПС РАН Д. В. Полетаевым  у экспертов Мурманского морского рыбопромышленного колледжа им. Месяцева (http://www.an.ru/mmnrc/) в июле 2006г. -  НИР СОПС для Федерального агентства по науке и инновациям «Оптимизация отношений пользователей различными природными ресурсами прибрежных зон морей Российской Федерации и анализ эффективности морской деятельности страны», М.,2006 г.
28  Костылев, И. Состояние и перспективы развития тренажёрной подготовки специалистов морского транспорта / И. Костылёв // Морской флот,. - 2006. - №6. - С. 10
29  Гладков, Г. Основы инженерного образования / Г. Гладков // Морской флот.- №1 - 2008. - С. 51
30 См. например, на сайтах вузов документацию по системе менеджмента качества, разработанную и внедрённую в исследуемых вузах, например, такие стандарты как «Руководство по качеству», «Внутренние проверки», «Управление записями»
31 Международной деятельностью, направленной на организацию международных научных конференций, участие в международной научно-исследовательской деятельности входит в функции факультетов, научно-исследовательских центров, руководства вуза // http://www.klgtu.ru (2007)
32 Международной деятельностью, направленной на организацию международных научных конференций, участие в международной научно-исследовательской деятельности входит в функции факультетов, научно-исследовательских центров и курируется проректором по международному сотрудничеству. //http://www.smtu.ru/rus/rektorat.htm (2009)
33  Например, функциями международных отделов наделены образовательные факультеты и научно-исследовательские лаборатории в КГТУ, СпбГМТУ.
34 Костылев, И. Состояние и перспективы развития тренажёрной подготовки специалистов морского транспорта / И. Костылёв // Морской флот,. - 2006. - №6. - С. 8

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.