Rambler's Top100

375 - 376
1 - 17 мая 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр 

На начало 2008 года на 1000 детей 1-6 лет имелось 565 мест в дошкольных образовательных учреждениях, их посещали 4,9 миллиона детей

В городских поселениях на 100 мест в дошкольных учреждениях приходится в среднем по 112 воспитанников

Детские учреждения посещают от 8% детей в Чеченской Республике до 89% в Чукотском АО, от региона к региону различается техническое состояние зданий этих учреждений

Растет число детей в садах с приоритетными направлениями развития, садах комбинированного вида и группах кратковременного пребывания

В 2007 году выявлено около 137 тысяч детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, большинство из них передано под опеку (попечительство) и на усыновление

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В 2007 году выявлено около 137 тысяч детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, большинство из них передано под опеку (попечительство) и на усыновление

В 2007 году было выявлено и учтено 136790 детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 2,3% меньше, чем в 2006 году (140052). По уточненным данным, наибольшее число детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, было зарегистрировано в 2005 году - 146405 - почти втрое больше, чем в 1990 году (50758).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения обоих или единственного родителя, в случаях:

  • смерти родителей (дети-сироты);
  • длительного отсутствия родителей;
  • лишения родителей родительских прав, ограничения их в родительских правах;
  • признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • болезни родителей;
  • отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  • уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
  • в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Большая часть детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, устраивается под опеку (попечительство) или усыновление (рис. 17). В 1990 году их доля составила почти 74% от общего числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в середине 1990-х годов она снизилась до 66%, а в 2004-2005 годы - до 53%. И только в последние годы она снова стала возрастать, увеличившись до 60% в 2007 году.

С 1993 года стало практиковаться усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами. В 1993 году ими было усыновлено 1485 ребенка (2,6% от общего числа отданных под опеку или на усыновление), а в 2004 году это число увеличилось до 9419 (12,3%). В 2005-2007 годах число детей, усыновленных иностранными гражданами, сокращалось, опустившись в 2007 году до 4536 (5,5%). Всего за 1993-2007 годы иностранными гражданами было усыновлено 80483 российских детей, или 7,2% от общей численности детей, переданных а это время под опеку (попечительство) или на усыновление.

Доля детей, устроенных в специализированные учреждения - дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение, - постепенно увеличивалась - от 22% в 1990 году до 28% в 2003-2005 годы, и лишь в последние годы стала снижаться, вновь опустившись до 22% в 2007 году.

Доля подростков, определенных в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение, составляла в этот период около 2% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей (более всего - 2,3% - в 2004 году, менее всего - 1,2% - в 1995 году).

Согласно опубликованным Росстатом данным, росли число и доля неустроенных детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1990 году их число составляло около 1,5 тысячи человек (2,9% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей), то в 1995 году оно возросло до 7 тысяч (5,9%), а в 2000-2007 годы - до 22-24 тысяч человек (16-17%).

Рисунок 17. Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, тысяч человек на конец года

* дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение
**в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение

Общее число детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях или других семьях, устойчиво возрастало в 1990-2004 годах, увеличившись с 412 до 734 тысяч, а затем, немного снизившись, остановилось на уровне 732 тысяч человек в 2006-2007 годах (рис. 18). Абсолютное число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, росло до 2004 года, после чего стало сокращаться, а их доля в общем числе детей, оставшихся без попечения родителей, снизилась с 27,5% в 1990 году до 21,3% в 2007 году. Число воспитывающихся под опекой (попечительством) неуклонно возрастает, а их доля поднялась с 41,4% в 1990 году до 52,5% в 2007 году. Число детей, воспитывающихся на усыновлении, росло до 2004 года, увеличившись со 128 тысяч в 1990 году до 159 тысяч в 2004-2006 годах, однако в 2007 году оно снизилось до 153 тысяч, а их доля упала с 32% в 1992-1993 годах до 20,9% в 2007 году.

С 2000 года получили развитие такие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как семейные детские дома и приемные семьи без родных детей (на них в 2007 году пришлось 5,9% детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях и других семьях).

Рисунок 18. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях и семьях, тысяч, на конец года

Интернатные учреждения для детей служат созданию благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Выделяют следующие виды учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • дома ребенка - для детей в возрасте от 0 до 3 лет;
  • детские дома (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанные);
  • детские дома-школы, школы-интернаты;
  • санаторные детские дома для детей, нуждающихся в длительном лечении;
  • специальные (коррекционные) детские дома для детей с отклонениями в развитии;
  • специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей с отклонениями в развитии.

В 1990 году чуть более трети детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, воспитывались в детских домах, примерно столько же - в школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья, около четверти - в школах-интернатах для детей сирот (рис. 19). В последние годы доля детей, воспитывающихся в детских домах, возросла до 40%, в домах ребенка почти до 10%, а доля воспитанников школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья снизилась до 22%, школ-интернатов для детей сирот - до 11%.

Рисунок 19. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях разного типа, тысяч, на конец года

Источники: Госкомстат России www.gks.ru
"Российский статистический ежегодник. 2008" и предыдущие выпуски;
"Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008" и предыдущие выпуски;
"Семья в России. 2008";
Основные показатели деятельности дошкольных образовательных учреждений // Статистический бюллетень 2008 № 9 (149);
Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2008 году // Статистический бюллетень 2009 № 1;
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008;
Образование в России. 2003;
Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.