|  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  В 2007 году выявлено около 137 тысяч детей и подростков, 
              оставшихся без попечения родителей, большинство из них передано 
              под опеку (попечительство) и на усыновление  В 2007 году было выявлено и учтено 136790 детей и подростков, 
              оставшихся без попечения родителей, что на 2,3% меньше, чем в 2006 
              году (140052). По уточненным данным, наибольшее число детей и подростков, 
              оставшихся без попечения родителей, было зарегистрировано в 2005 
              году - 146405 - почти втрое больше, чем в 1990 году (50758).  Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это дети 
              в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения обоих или единственного 
              родителя, в случаях: 
              смерти родителей (дети-сироты);
 длительного отсутствия родителей;
 лишения родителей родительских прав, ограничения их в родительских 
                правах;
 признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными 
                (ограниченно дееспособными);
 болезни родителей;
 отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание 
                в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей 
                подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; 
 уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав 
                и интересов, в том числе отказа родителей взять своих детей из 
                воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты 
                населения и других аналогичных учреждений;
 в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей 
                в установленном законом порядке. Большая часть детей и подростков, оставшихся без попечения 
              родителей, устраивается под опеку (попечительство) или усыновление 
              (рис. 17). В 1990 году их доля составила почти 74% от общего числа 
              выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в середине 
              1990-х годов она снизилась до 66%, а в 2004-2005 годы - до 53%. 
              И только в последние годы она снова стала возрастать, увеличившись 
              до 60% в 2007 году.  С 1993 года стало практиковаться усыновление детей, 
              оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами. В 1993 
              году ими было усыновлено 1485 ребенка (2,6% от общего числа отданных 
              под опеку или на усыновление), а в 2004 году это число увеличилось 
              до 9419 (12,3%). В 2005-2007 годах число детей, усыновленных иностранными 
              гражданами, сокращалось, опустившись в 2007 году до 4536 (5,5%). 
              Всего за 1993-2007 годы иностранными гражданами было усыновлено 
              80483 российских детей, или 7,2% от общей численности детей, переданных 
              а это время под опеку (попечительство) или на усыновление. Доля детей, устроенных в специализированные учреждения 
              - дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и 
              детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной 
              защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение, 
              - постепенно увеличивалась - от 22% в 1990 году до 28% в 2003-2005 
              годы, и лишь в последние годы стала снижаться, вновь опустившись 
              до 22% в 2007 году.  Доля подростков, определенных в учреждения начального, 
              среднего и высшего профессионального образования, другие образовательные 
              учреждения на полное государственное обеспечение, составляла в этот 
              период около 2% от общего числа детей, оставшихся без попечения 
              родителей (более всего - 2,3% - в 2004 году, менее всего - 1,2% 
              - в 1995 году). Согласно опубликованным Росстатом данным, росли число 
              и доля неустроенных детей, оставшихся без попечения родителей. Если 
              в 1990 году их число составляло около 1,5 тысячи человек (2,9% от 
              общего числа детей, оставшихся без попечения родителей), то в 1995 
              году оно возросло до 7 тысяч (5,9%), а в 2000-2007 годы - до 22-24 
              тысяч человек (16-17%). 
 Рисунок 17. Устройство детей и подростков, оставшихся 
              без попечения родителей, тысяч человек на конец года * дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот 
              и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной 
              защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение**в учреждения начального, среднего и высшего профессионального 
              образования, другие образовательные учреждения на полное государственное 
              обеспечение
 Общее число детей, оставшихся без попечения родителей 
              и воспитывающихся в интернатных учреждениях или других семьях, устойчиво 
              возрастало в 1990-2004 годах, увеличившись с 412 до 734 тысяч, а 
              затем, немного снизившись, остановилось на уровне 732 тысяч человек 
              в 2006-2007 годах (рис. 18). Абсолютное число детей, воспитывающихся 
              в интернатных учреждениях, росло до 2004 года, после чего стало 
              сокращаться, а их доля в общем числе детей, оставшихся без попечения 
              родителей, снизилась с 27,5% в 1990 году до 21,3% в 2007 году. Число 
              воспитывающихся под опекой (попечительством) неуклонно возрастает, 
              а их доля поднялась с 41,4% в 1990 году до 52,5% в 2007 году. Число 
              детей, воспитывающихся на усыновлении, росло до 2004 года, увеличившись 
              со 128 тысяч в 1990 году до 159 тысяч в 2004-2006 годах, однако 
              в 2007 году оно снизилось до 153 тысяч, а их доля упала с 32% в 
              1992-1993 годах до 20,9% в 2007 году. С 2000 года получили развитие такие формы воспитания 
              детей, оставшихся без попечения родителей, как семейные детские 
              дома и приемные семьи без родных детей (на них в 2007 году пришлось 
              5,9% детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся 
              в интернатных учреждениях и других семьях).  
 Рисунок 18. Число детей-сирот и детей, оставшихся без 
              попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях и 
              семьях, тысяч, на конец года Интернатные учреждения для детей служат созданию благоприятных 
              условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному 
              и физическому развитию личности. Выделяют следующие виды учреждений 
              для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 
              дома ребенка - для детей в возрасте от 0 до 3 лет;
 детские дома (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, 
                школьного возрастов, смешанные);
 детские дома-школы, школы-интернаты;
 санаторные детские дома для детей, нуждающихся в длительном 
                лечении;
 специальные (коррекционные) детские дома для детей с отклонениями 
                в развитии;
 специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей с отклонениями 
                в развитии. В 1990 году чуть более трети детей, воспитывающихся 
              в интернатных учреждениях, воспитывались в детских домах, примерно 
              столько же - в школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями 
              здоровья, около четверти - в школах-интернатах для детей сирот (рис. 
              19). В последние годы доля детей, воспитывающихся в детских домах, 
              возросла до 40%, в домах ребенка почти до 10%, а доля воспитанников 
              школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья 
              снизилась до 22%, школ-интернатов для детей сирот - до 11%. 
 Рисунок 19. Число детей-сирот и детей, оставшихся без 
              попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях разного 
              типа, тысяч, на конец года Источники: Госкомстат России www.gks.ru"Российский статистический ежегодник. 2008" и предыдущие 
              выпуски;
 "Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008" 
              и предыдущие выпуски;
 "Семья в России. 2008";
 Основные показатели деятельности дошкольных образовательных учреждений 
              // Статистический бюллетень 2008 № 9 (149);
 Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в 
              Российской Федерации в 2008 году // Статистический бюллетень 2009 
              № 1;
 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008;
 Образование в России. 2003;
 Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник. 
              - М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
  
              
             |