|  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  На начало 2008 года на 1000 детей 1-6 лет имелось 565 
              мест в дошкольных образовательных учреждениях, их посещали 4,9 миллиона 
              детей  Дошкольное образование относится к числу общеобразовательных 
              программ, реализуемых в Российской Федерации. В соответствии с Законом 
              Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ "Об образовании" 
              (ст. 18), первыми педагогами в дошкольном образовании являются родители, 
              которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального 
              развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В то же время, 
              государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании 
              детей раннего детского возраста и обеспечивает доступность образовательных 
              услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. 
              Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их 
              физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей 
              и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье действует 
              сеть дошкольных образовательных учреждений различной направленности. 
              Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, 
              присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 
              7 лет. Согласно данным, регулярно публикуемым Федеральной службой 
              государственной статистики (Росстатом), число дошкольных образовательных 
              учреждений России, неуклонно возраставшее в 1970-80-е годы, начиная 
              с 1991 года устойчиво сокращалось (рис. 1). Если на конец 1990 года 
              оно достигло 87,9 тысячи, то к началу 2008 года снизилось до 45,7 
              тысячи.  Несколько иначе изменялось число воспитанников этих 
              учреждений. Наибольшего значения оно достигло в середине 1980-х 
              годов - свыше 9 миллионов человек, - а к концу 1990-х годов снизилось 
              более чем вдвое, составив 4,2 миллиона человек в 1999 году. Начиная 
              с 2002 года число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, 
              стало понемногу возрастать, увеличившись к началу 2008 года до 4,9 
              миллиона человек, или почти на 16%. В итоге среднее число воспитанников, 
              приходящееся на одно дошкольное образовательное учреждение поднялось 
              до уровня 1980-х годов, составив 107 человек против 109 в 1980 году, 
              112 в 1985 году и 102 в 1990 году. Неудивительно, что на фоне продолжающего сокращения 
              сети дошкольных образовательных учреждений и роста числа родившихся, 
              стало быстро увеличиваться число детей, состоящих на учете для определения 
              в дошкольные образовательные учреждения. Всего за семь лет оно возросло 
              в 7,4 раза, превысив к началу 2008 года 2,2 миллиона человек против 
              0,3 миллиона человек в 2001 году. Если данные о стоящих в очереди 
              для определения в дошкольные образовательные учреждения не содержат 
              результатов повторного счета (один и тот же ребенок в разных "листах 
              ожидания") и эффекта "упреждения" (заблаговременная 
              постановка ребенка на учет, чтобы получить место тогда, когда это 
              реально потребуется), получается, что на начало 2008 года каждый 
              четвертый ребенок в возрасте 1-6 лет стоял в такой очереди, а неудовлетворенный 
              спрос на услуги дошкольных образовательных учреждений превысил 31%1, 
              тогда как еще в 1995-2000 годах он составлял лишь около 5%. Даже 
              в 1990 году, когда на учете для определения в детские дошкольные 
              учреждения состояло 995 тысяч детей, неудовлетворенный спрос составлял 
              около 10%, а доля детей 1-6 лет, состоящих на учете для определения 
              в них, - около 7% от их общей численности. 
 Рисунок 1. Число дошкольных образовательных учреждений, 
              воспитанников в них и детей, состоящих на учете для определения 
              в дошкольные образовательные учреждения, на коне года  Рост спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений 
              обусловлен не только ростом рождаемости и увеличением численности 
              соответствующих возрастных групп, но и ростом охвата этих контингентов 
              дошкольным образованием, предоставляемым дошкольными образовательными 
              учреждениями. В 1980-е годы, когда женщины СССР получили право на 
              отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, популярность 
              общественного воспитания детей дошкольного возраста несколько снизилась. 
              Охват детей дошкольными учреждениями - отношение числа детей, посещающих 
              дошкольные учреждения, к общему числу детей в возрасте от 1 года 
              до 6 лет, скорректированному на число детей 6 лет, обучающихся в 
              школе, - снизился с 68% в 1985 до 66% в 1990 году и 53% в 1997-1998 
              годы (рис. 2). Затем значение этого показателя стало возрастать, 
              увеличившись к началу 2008 года до 59,2%. Одновременно возрастала загруженность дошкольных образовательных 
              учреждений. Если в 1998 году она опустилась в среднем до 78 воспитанников 
              на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, то к концу 
              2007 года поднялась до 105. Как и в советские времена, дошкольные 
              образовательные учреждения стала работать с "перегрузкой", 
              поскольку число их воспитанников стало превышать число мест в них. 
 Рисунок 2. Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольным 
              образованием (%) и число воспитанников дошкольных образовательных 
              учреждений на 100 мест в них Сохраняющийся уже на протяжении десятилетия рост спроса 
              на услуги дошкольных образовательных учреждений происходит в условиях 
              резко снижающейся обеспеченности детей в возрасте 1-6 лет местами 
              в дошкольных образовательных учреждениях (рис. 3). В 1990 году на 
              каждую тысячу детей этого возраста (за вычетом числа детей 6 лет, 
              обучающихся в школе) приходилось 616 мест в дошкольных образовательных 
              учреждениях. В результате опережающего, по сравнению с сокращением 
              числа мест, снижением числа детей дошкольного возраста, значение 
              этого показателя поднялось к 1999 году до 697. После этого оно стало 
              снижаться, особенно быстро в последние годы. На начало 2008 года 
              обеспеченность детей 1-6 лет местами в дошкольных образовательных 
              учреждениях составила 565 мест на 1000 детей.  
 Рисунок 3. Обеспеченность детей возрасте 1-6 лет местами 
              в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и охват детей данного 
              возраста ДОУ , %  В основном, дошкольные образовательные учреждения России 
              посещают дети в возрасте 3 лет и старше (рис. 4). Их доля составляла 
              в 1990 году 78% от общего числа воспитанников этих учреждений, в 
              середине 90-х годов поднялась до 84-85%, а затем вновь несколько 
              снизилась, составляя около 80% в 2002-2006 годах. На начало 2008 
              года она насчитывала 83,7%. Доля малышей в возрасте до полутора 
              лет в рассматриваемый период не достигала и 1%. По нашим расчетам, охват детей дошкольными образовательными 
              учреждениями составляет: в возрасте до полутора лет - 1,5%, от полутора 
              до трех лет - чуть более 40%, старше трех лет - около 70%.  Согласно данным переписи 2002 года, из детей в возрасте 
              3 лет дошкольные учреждения посещали 63,7%, в возрасте 4 лет - 68,4%, 
              5 лет - 70,3%, 6 лет - 47,0% (еще 35,3% посещали уже общеобразовательные 
              учреждения более высокого уровня, 17,7% не посещали никакие образовательные 
              учреждения). 
 Рисунок 4. Число детей в дошкольных образовательных 
              учреждениях по возрасту, тысяч человек 
 1 - Отношение числа состоящих на учете для определения 
              в дошкольные образовательные учреждения к совокупной численности 
              посещающих дошкольные образовательные учреждения и состоящих на 
              учете для определения в них.  
              
             |