|  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  В городских поселениях на 100 мест в дошкольных учреждениях 
              приходится в среднем по 112 воспитанников  Особенно остро проблема нехватки мест в дошкольных образовательных 
              учреждениях стоит, как и в прежние годы, в городских поселениях, 
              в которых, как правило, выше и сам спрос на услуги таких учреждений 
              (и , как следствие, более высокий охват детей дошкольным образованием), 
              и масштабнее жилищное строительство, не всегда обеспеченное необходимой 
              социальной инфраструктурой. К тому же именно в городах здания и 
              территория многих дошкольных образовательных учреждений, прекративших 
              свою деятельность в первой половине 1990-х годов (прежде всего, 
              ведомственных), после смены собственника стали использоваться в 
              других целях. В 1970-1980-е годы число дошкольных образовательных 
              учреждений и воспитанников в них росло гораздо быстрее в сельских 
              поселениях (рис. 5). К началу 1991 года число этих учреждений в 
              городских поселениях России увеличилось на 20% по сравнению с 1971 
              годом (до 47,3 тысячи), а в сельских - на 57% (до 40,6 тысячи). 
              Число воспитанников дошкольных образовательных учреждений за тот 
              же период увеличилось в городских поселениях на 49% (до 6,9 миллиона 
              человек, хотя самым высоким оно было в 1988 году - 7,5 миллиона 
              человек), а в сельских - почти вдвое, на 95% (до 2,1 миллиона, а 
              в 1988 году оно составляло 2,3 миллиона человек). В силу специфики 
              сельского расселения среди дошкольных образовательных учреждений 
              на селе велика доля малокомплектных детских садов. Среднее число 
              воспитанников, приходящихся на одно дошкольное образовательное учреждение, 
              даже в 1988 году составляло на селе 59 против 160 в городе, а к 
              началу 2000 года снизилось до 33 против 115 (самое низкое значение 
              в городе отмечалось в 1997-1998 годах - 113 воспитанников на учреждение). Сокращение числа дошкольных образовательных учреждений 
              в городе началось с 1991 года, на селе - с 1992 года. В городских 
              поселениях оно продолжалось до 2006 года, к началу которого число 
              таких учреждений снизилось до 26,4 тысячи (на 44%). После некоторой 
              стабилизации оно увеличилось до 26,6 тысячи к началу 2008 года. 
              В сельских поселениях сокращение сети дошкольных образовательных 
              учреждений продолжалось до 2008 года, к началу которого их число 
              снизилось до 19,1 тысячи (на 53%). При этом сокращение числа воспитанников 
              дошкольных образовательных учреждений продолжалось на селе до 1999 
              года, когда оно опустилось до 0,8 миллиона человек, а в городе - 
              до 2001 года (менее 3,4 миллиона человек). К началу 2008 года число 
              детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, возросло 
              в городских поселениях до 3,9 миллиона человек (на 15% по сравнению 
              с 2001 годом), а в сельских до 1 миллиона человек (на 25% по сравнению 
              с 1999 годом). Среднее число воспитанников, приходящихся на одно 
              дошкольное образовательное учреждение, увеличилось до 147 в городе 
              и 52 на селе. 
 Рисунок 5. Число дошкольных образовательных учреждений 
              и воспитанников в них в городских и сельских поселениях России, 
              на конец года Сельские дошкольные образовательные учреждения работают, 
              как правило, с определенной недогрузкой, а городские, наоборот, 
              - с перегрузкой. Только в 1992-2004 годах в городских дошкольных 
              образовательных учреждениях в целом было меньше детей, чем мест, 
              но уже с 2005 года число воспитанников дошкольных учреждений стало 
              превышать число мест в них (рис. 5). В сельских дошкольных учреждениях 
              число воспитанников не превышало числа мест начиная с 1970-х годов. 
              В 1970-1980-е годы на 100 мест приходилось более 90 детей, а к концу 
              1990-х годов этот показатель опустился до 60. К началу 2008 года 
              число детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях 
              поднялось до 112 в городских и 84 в сельских поселениях.  
 Рисунок 6. Число воспитанников дошкольных образовательных 
              учреждений на 100 мест в них, городские и сельские поселения Обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных 
              учреждениях - отношение числа мест в дошкольных учреждениях к общему 
              числу детей в возрасте от 1 года до 6 лет, скорректированному на 
              число детей 6 лет, обучающихся в школе, - продолжает снижаться и 
              в городе, и на селе (рис. 7). Наивысшей отметки в городских поселениях 
              она достигла в 1998 году - 740 мест на 1000 детей, на селе - 590 
              - в 1999 году. К началу 2008 года она снизилась до 594 в городских 
              и до 494 в сельских поселениях. Между тем, охват детей дошкольными учреждениями - отношение 
              числа детей, посещающих дошкольные учреждения, к общему числу детей 
              в возрасте от 1 года до 6 лет, скорректированному на число детей 
              6 лет, обучающихся в школе, - остается довольно высоким в городе 
              (около 66% в 2001-2007 годах против 62% в 1996 и 1998 годах) и устойчиво 
              возрастает на селе (до 42% к началу 2008 года против 35% в 1998 
              году). Однако это заметно ниже значений начала 1990-х годов: 71% 
              детей 1-6 лет в городских и 56% в сельских поселениях. 
 Рисунок 7. Обеспеченность детей 1-6 лет местами в дошкольных 
              образовательных учреждениях (ДОУ) и их охват ДОУ, на конец года  
              
             |