Rambler's Top100

№ 359 - 360
1 - 18 января 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Конец североцентризма

Мировая демографическая асимметрия

Юг становится все менее аграрным и все более городским

Экономическая и военная мощь Юга не стоит на месте

Север теряет контроль над своими границами

Россия и Север

Россия и Юг

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Сальвадор Дали. Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека. Salvador Dali. Geopoliticus child watching the birth of a new man (1943) Конец североцентризма

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Над темой номера
работал
Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Мировая демографическая асимметрия

ХХ век стал временем невиданного в истории ускорения роста населения Земли вследствие несинхронных изменений смертности и рождаемости в процессе мирового демографического перехода. Темпы роста мирового населения достигли максимума в 1960-е годы, в последующие три десятилетия они постепенно снижались. Тем не менее, рост населения планеты продолжается, и в середине XXI столетия на Земле будет жить примерно в 5–7 раз больше людей, чем в начале XX века. Если верить последнему (2006 года) прогнозу ООН, то к 2050 году число жителей Земли достигнет 7,8 млрд. человек по нижнему варианту этого прогноза, 9,2 млрд. - по среднему и 10,8 млрд. человек – по верхнему варианту прогноза (рис. 1).

Рисунок 1. Численность населения мира до 2050 года по трем вариантам прогноза ООН пересмотра 2006 года, млн. человек

Источник: UN Department of Economic and Social Affairs / Population Division. World Population Prospects: The 2006 Revision and World Urbanization Prospects: The2005 Revision.

Расселение людей по планете никогда не было равномерным, но мировой демографический взрыв резко усилил эту неравномерность. Он происходил в основном в развивающихся странах, в то время как большинство развитых стран находилось на более поздних стадиях демографического перехода, и рост населения в них почти прекратился, а в некоторых из них уже четко обозначились депопуляционные тенденции. В результате к началу XXI века сложилась огромная демографическая асимметрия склонных к депопуляции промышленно развитых стран, в основном расположенных на Севере планеты, и перенаселенных развивающихся стран Юга. Пока мировой демографический взрыв не закончится, эта асимметрия будет нарастать (рис. 2).

Рисунок 2. Численность населения крупных регионов мира до 2050 года по среднему варианту прогноза ООН пересмотра 2006 года, млн. человек

Источник: UN Department of Economic and Social Affairs / Population Division. World Population Prospects: The 2006 Revision and World Urbanization Prospects: The2005 Revision.

Распределение населения по крупным регионам мира, с некоторыми оговорками, совпадает с его распределением по двум крупным группам стран: так называемых «развитых», или «более развитых», как их принято обозначать в документах ООН, - индустриализованных, урбанизированных, богатых – и «развивающихся», или «менее развитых» - преимущественно аграрных, сельских и бедных. Растет и будет расти почти исключительно население «менее развитых» стран (рис.3).

Рисунок 3. Численность населения более развитых и менее развитых регионов мира до 2050 года по среднему варианту прогноза ООН пересмотра 2006 года, млн. человек

Источник: UN Department of Economic and Social Affairs / Population Division. World Population Prospects: The 2006 Revision and World Urbanization Prospects: The2005 Revision.

Географически почти все население более развитых регионов живет в северной части планеты1 – в Европе (включая Россию), Северной Америке и Японии, население менее развитых регионов – в южной ее части. Поэтому сейчас вполне правомерно говорить о разной демографической динамике Севера и Юга планеты. Результатом же этой неодинаковой динамики становится резкое изменение соотношения демографических масс Севера и Юга – в пользу Юга.

Северные, «более развитые» регионы никогда не обладали большинством мирового населения. В начале ХХ века в них было сосредоточено примерно 30% жителей планеты, к середине столетия эта доля немного выросла, но все равно не достигла даже трети мирового населения. Однако затем началось стремительное падение доли Севера, к концу века она опустилась ниже 20% и продолжает быстро снижаться. Согласно среднему варианту прогноза ООН, к 2025 году она упадет ниже 16%, к 2050 будет составлять всего 13,5% (рис. 4), или в 2,4 раза меньше, чем за сто лет до этого, в 1950 году. Примерно то же будет и по верхнему и нижнему вариантам прогноза.

Рисунок 4. Доля более развитых и менее развитых регионов мира в населении мира в 1900 - 2050 годах по среднему варианту прогноза ООН пересмотра 2006 года, %

Источник: UN Department of Economic and Social Affairs / Population Division. World Population Prospects: The 2006 Revision and World Urbanization Prospects: The2005 Revision.

В 1950 году среди 20 крупнейших по числу жителей стран мира с общим населением 1,9 млрд. человек (75% мирового населения) было 10 стран Севера. В 2007 году в первую двадцатку стран, в которых было сосредоточено 4,8 млрд. человек (71% мирового населения) входило только 4 северных страны. По среднему варианту прогноза ООН, в 2050 году в число 20 крупнейших стран с общим населением 6,3 млрд. человек (69% мирового населения) войдут только 3 страны Севера (рис. 5). Доля Севера в совокупном населении первой двадцатки стран упала с 34% в 1950 году до 14% в 2007, а к 2050 году опустится ниже 10%.



Рисунок 5. Население 20 наиболее многолюдных стран мира в 1950, 2007 и 2050 годах

Источник: UN Department of Economic and Social Affairs / Population Division. World Population Prospects: The 2006 Revision and World Urbanization Prospects: The2005 Revision.

Какие изменения несет миру нарастающая демографическая асимметрия? Может ли она, сама по себе, повлиять на сохранение или изменение мирового порядка? Ведь, как отмечалось, доля развитых («северных») стран в населении мира не была преобладающей, даже и в середине ХХ века, когда она была максимальной. Сейчас, как и тогда, вес Севера в мировой экономике и мировой политике определяется не столько его демографической, сколько экономической и военной мощью. Стоит ли придавать слишком большое значение демографическим переменам?

Скорее всего, стоит, потому что эти перемены протекают на фоне переживаемого человечеством глубочайшего цивилизационного сдвига, сами являются его частью и не могут рассматриваться вне общего контекста всесторонней глобальной трансформации.

Человеческая цивилизация первоначально сложилась как цивилизация собирателей и охотников, живших небольшими разобщенными группами и постепенно, очень медленно, расселявшихся по всему Земному шару. Каждое племя жило под покровительством своего тотема, соблюдая обычаи и нормы, привязанные к особенностям своего местообитания. Но цивилизационный фон был общий, все главные социальные предписания были однотипными, они обеспечивали выживание в равновесии с дикой природой, на протяжении десятков тысяч лет остававшейся единственным кормильцем человека.

Этот этап истории закончился с неолитической революции, ознаменовавшей переход от присваивающей экономики к производящей. Возникли скотоводство и земледелие, а вместе с ними и первые очаги новой, аграрной цивилизации – их число множилось по мере распространения сельскохозяйственного производства по ойкумене.

Сельское хозяйство сделало возможным существование на планете намного большего, чем прежде, числа людей, их совершенно иную концентрацию и частоту взаимодействия, привело к появлению оседлости, возникновению сел и городов, государства, семьи нового типа, новых религий. Все это и создало основы мировой аграрной цивилизации, снова ставшей общим фоном, на котором формировались локальные человеческие сообщества больших или меньших размеров, политически и (или) культурно обособленные, но цивилизационно однотипные. За несколько тысяч лет новая цивилизация охватила почти все население Земли, на планете осталось лишь несколько небольших очагов присваивающей экономики.

Однако настало время, когда подошел к концу и этот этап человеческой истории. Все главные события произошли во второй половине второго тысячелетия Новой эры, особенно же заметным новый цивилизационный разлом стал с конца XVIII века, когда западноевропейское общество стало втягиваться в три фундаментальные революции: промышленную, урбанизационную и демографическую. Эти революции, в свою очередь, потребовали огромных политических и культурных перемен, и постепенно стало ясно, что у тысячелетней аграрно-сельской цивилизации появился мощный конкурент – цивилизация промышленно-городская.

Новая цивилизация обладала бесспорными эволюционными преимуществами, которые проявлялись, по крайней мере, в начале, в экономической и военной сфере, но, видимо, и в мотивации поведения людей, хотя это менее верифицируемо. Так или иначе, но именно эта новая цивилизация привела к необыкновенному возвышению Европы, которая уже со времени великих географических открытий XV-XVI веков стала формировать «европоцентристский» мир. С этого времени непрерывно нарастала связанность между собой различных частей планеты, причем на протяжении нескольких столетий судьбы становившегося все более единым мира решались европейским политическим истеблишментом, а внутриевропейские конфликты нередко были обусловлены борьбой между различными национальными частями этого истеблишмента за мировое влияние.

Однако уже в ХIХ веке промышленно-городская цивилизация выплеснулась за пределы Европы, и к середине ХХ столетия всё «северное кольцо» - Европа, США, СССР и Япония – стали промышленно-городскими, и теперь уже все эти части Севера претендовали на участие в управлении остальным миром. Соответственно и связанные с этими претензиями конфликты вышли за пределы Европы и стали «внутрисеверными».

Между тем, «южное кольцо» - развивающиеся страны (за исключением нескольких небольших вкраплений), – все еще оставались преимущественно аграрными и сельскими – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому какое-то время могло казаться, что сложившийся за предыдущие два-три столетия мировой порядок останется неизменным, а разница заключается лишь в том, что геополитический «европоцентризм» сменился «североцентризмом». Нарастающий дисбаланс демографических масс Севера и Юга был замечен не сразу, а многим и до сих пор не кажется особенно важным. В конце концов, население Англии всегда было намного меньше населения Индии, но это не помешало Англии превратить Индию в свою колонию. Соотношение сил, особенно в XXI веке, зависит не от количества людей.

Это рассуждение могло бы быть правильным, если бы Север обладал монополией на новую цивилизацию. Но он ею не обладает.


1 Наиболее важные исключения – Австралия и Новая Зеландия, но их население – около 25 млн. человек – составляет немногим более 2% всего населения развитых стран.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.