Rambler's Top100

№ 347 - 348
29 сентября - 12 октября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Образ россиян в глазах китайцев и образ китайцев в глазах россиян на сопредельной территории

Кому нужна китайская угроза?

Китайская диаспора и «китайская угроза»

Эмиграционный процесс в политике Пекина

Дальний Восток России и проблемы китайской миграции

Любят ли в Самарской области «трудовых гостей»?

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Дальний Восток России и проблемы китайской миграции

Л.В. Антонова
(Полностью опубликовано в книге: Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГИМО(У) МИД РФ, г. Москва, 21-22 декабря 2006 г.) / под ред. А.В. Лукина; Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО(У) МИД России. -М.: МГИМО-Университет, 2007. с. 85-93)

Дальний Восток, несомненно, продолжает оставаться регионом, стратегически важным для национальных интересов Российской Федерации. В его развитии заинтересованы и наше государство, и наше общество. Демографическая ситуация на Дальнем Востоке характеризуется устойчивым снижением численности населения, основной причиной которого является миграционный отток в другие регионы страны. В последние десятилетия отмечается резкое снижение уровня жизни населения Дальнего Востока, утрачены сравнительные преимущества региона в области доходов граждан, ухудшилось социально-экономическая и экологическая ситуация. Уровень реальных доходов в этом сложном по климатическим условиям регионе сегодня ниже, чем среднероссийский. В результате численность населения, особенно сельского, сокращается быстрыми темпами. Приведу конкретный пример - Камчатская область. По сравнению с 1989 годом, население области сократилось на треть: с 462 до 347 тыс. чел. По состоянию на 1 сентября 2006 года общий миграционный оборот - разница между прибытием и убытием населения - в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на целых 9,2%. Отрицательное сальдо миграции сохраняется за счет выехавших в другие регионы России. 96% из них приходится на другие регионы России, свыше 3% - на страны СНГ и Балтии - (из этого числа наиболее значительный отток населения - 76% - был на Украину), остальные - на страны дальнего зарубежья. Наибольший приток населения на Дальний Восток наблюдался из регионов России (92%) и Украины - 3%. Социологические опросы свидетельствуют о том, что жители Дальнего Востока, особенно молодежь, утрачивают перспективы дальнейшего проживания в этом регионе. Если ранее вектор миграции был направлен на восток страны, то в настоящее время он окончательно утвердился в западном направлении. Сегодня миграционные потоки с Дальнего Востока в основном направлены на центральные районы России и за ее пределы. Немаловажно при этом, что основную часть, около 3/4 мигрантов составляют люди экономически активного возраста, прежде всего с высшим образованием. Среди них много молодых женщин, что соответственно пагубно сказывается на перспективах увеличения рождаемости в регионах.

При этом уровень смертности превышает уровень рождаемости в полтора раза. В силу перечисленных причин, а также удаленности данного региона от государств СНГ, которые являются основными поставщиками в Россию трудовых мигрантов, в силу ограниченности транспортного сообщения, высокой стоимости проезда, а также низкого уровня жизни населения Дальний Восток продолжает оставаться регионом с ограниченными возможностями массового приема граждан. Безусловно, региону необходимо, прежде всего, стабилизировать демографическую ситуацию, принять самые неотложные меры по предотвращению оттока населения. Международный опыт освоения северных территорий: Аляски, Канады, - показывает, что необходимо создание благоприятных условий для частного капитала и введение государственного протекционизма. Причем первоначально государственные капиталовложения должны превалировать над частными. Иностранные инвестиции в регион могут стимулироваться льготными законодательными гарантиями, высокой квалификацией и сравнительно низкой стоимостью рабочей силы, развитием социальной инфраструктуры. Причем наличие рабочей силы, адаптированной к условиям жизни в данном регионе, приобретает решающее значение для экономического развития. По нашему мнению, важнейшим фактором обеспечения поступательного развития Дальнего Востока должна стать экономически и политически выверенная комплексная стратегия развития всего региона. В том числе - определение в качестве стратегической государственной задачи создание благоприятных условий для привлечения трудоспособного населения на Дальний Восток, введение компенсаций повышенного уровня затрат на воспроизведение рабочей силы и сложных условий жизнедеятельности, включая введение института территориального пенсионного страхования, выплату районных и стажевых надбавок, целевые льготы и гарантии. Кроме того, желательно введение экономических мер, направленных на выравнивание ведения бизнеса в регионе, по сравнению с другими регионами России. Необходимо введение льготных транспортных тарифов для преодоления негативных последствий, связанных с отдаленностью региона от центра России. Желательно введение повышенных коэффициентов к заработной плате, которые будут компенсировать затраты населения в связи с суровыми климатическими условиями. В целом, необходимо разработать государственную стратегию развития и улучшения качества трудовых ресурсов.

Для обеспечения экономики региона трудовыми ресурсами необходимо, прежде всего, повышение пространственной мобильности населения Российской Федерации, без которой демографическую ситуацию в регионе нам не выровнять. Важным становится управление потоками внутренней миграции в России. Для этого в настоящее время в Минрегионразвития России разрабатывается проект концепции Федеральной целевой программы повышения пространственной мобильности населения. Я думаю, что, если эта Программа будет принята, она даст в целом положительный эффект. Кроме того, соответствующие мероприятия по развитию дальневосточного региона должны быть заложены в стратегию социально-экономического развития регионов России. Мы полагаем, что помимо этого необходимо очень активно использовать потенциал Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию. Эта Программа утверждена 22 июня 2006 года Указом Президента России № 637. В настоящее время разработаны и представлены на согласование в правительство проекты программ добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Приморский и Хабаровский края. Надеемся, что эти программы будут тщательно проработаны в регионах и приняты, и появятся возможности для переселения соотечественников.

В середине декабря 2006 года в правительство Российской Федерации внесен проект концепции государственной миграционной политики. В нем предусматривается комплекс мер, направленных на повышение эффективности управления миграционными потоками, привлечение в Российскую Федерацию высококвалифицированных трудовых ресурсов, прежде всего из числа соотечественников.

О проблеме внешней миграции в страны Дальнего зарубежья. Иммиграционная ситуация в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) определяется следующими основными факторами: транзитным положением округа на путях миграции иностранных граждан из дальневосточного региона в центральные регионы Российской Федерации и далее, в страны Европы, достаточно развитой, с учетом приграничного рельефа местности, приграничной транспортной инфраструктурой; многонациональностью и многоконфессиональностью населения; большой емкостью рынка труда Дальнего Востока при высокой степени коммуникационной и административной контактности проходящих по его территории участков государственной границы. Только за десять месяцев 2006 года на пунктах пропуска через государственную границу, которая функционирует на территории ДФО, было подвергнуто миграционному контролю свыше 400 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом не разрешен въезд в Российскую Федерацию постом миграционного контроля, который входит в систему ФМС, свыше 2 тыс. чел. Это на 57% больше, чем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большую часть в иммиграционном потоке составляют, конечно же, граждане Китая. Затем идут граждане КНДР, Республики Корея и Вьетнама.

Основная масса иностранцев въезжает на территорию ДВО с коммерческими, служебными целями, а также для осуществления трудовой деятельности. Кроме того, свыше 20% въезжают в рамках безвизового туристического обмена с Китаем. Значительное количество граждан Китая, к сожалению, использует безвизовые туристические поездки для доставки и последующей продажи товаров широкого потребления, осуществления незаконной коммерческой и трудовой деятельности. После сокращения срока указанных поездок с 30 до 15 дней этот канал незаконной трудовой деятельности несколько потерял остроту, но по-прежнему актуален в строительной и сельскохозяйственной отраслях.

Другой проблемой остается неконтролируемая миграция граждан КНР, прибывших в Российскую Федерацию по коммерческим и деловым визам. Многие из них занимаются незаконной деятельностью, получают значительные необлагаемые налогом доходы. Располагая крупными суммами денежных средств, указанные граждане через подставных лиц покупают лес, металлы, производственные жилые помещения. Несмотря на преобладание среди официально заявленных целей поездок китайских граждан в Россию туризма и частных дел, реально, как правило, они осуществляют трудовую и коммерческую деятельность, вывозя биоресурсы из российских приграничных регионов. При этом устремления китайских граждан, рассматривающих Россию в качестве емкого рынка сбыта для растущей китайской экономики, осуществления трудовой деятельности, получения материальной выгоды подчас незаконными средствами, активно поддерживаются государственной политикой Китая.

Сравнение пограничными органами количественных показателей фактов въезда и выезда граждан КНР позволяет сделать вывод о значительном количестве китайцев, ежегодно оседающих на российской территории. Сравнительные цифры за девять месяцев 2006 года говорят о том, что из Российской Федерации выехало на 7% меньше китайских граждан, чем въехало за указанный период. В условиях низкой плотности населения в приграничных с Китаем регионах России и роста демографической нагрузки в Китае, увеличение числа китайских мигрантов, прежде всего незаконных, является одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации. Сейчас число китайцев, более или менее постоянно проживающих в России, в целом, по экспертным оценкам, составляет от 200 тыс. до 2 млн. чел. Оценки разнятся. На то это и незаконная миграция - подсчитать ее очень сложно. Но наиболее взвешенные и внушающие доверие оценки - это от 200 до 450 тыс. чел. По крайней мере, такова точка зрения Федеральной миграционной службы.

Все же полную картину по незаконной миграции мы, видимо, получим только тогда, когда у нас будет автоматизированная система миграционного учета населения. Это дело не самого ближайшего будущего, но такую работу служба проводит. В частности, в нашем управлении создание информационных ресурсов является фактически ведущим направлением деятельности. В конце 2006 года программно-аппаратные комплексы поставлены во все субъекты Российской Федерации, отлаживаются защищенные каналы связи, потому что это - персональные данные. По Закону о персональных данных мы должны эту информацию защитить, чтобы она не попала, в том числе, и на рынки. Переход к полноценной системе миграционного учета произойдет к концу 2008 года, когда ФМС будет подключена к информационным ресурсам других заинтересованных министерств и ведомств, когда мы будем получать информацию непосредственно с границы о конкретных въехавших лицах, когда полная информация об этих лицах будет поступать с территорий, из субъектов федерации. Тогда мы уже более четко сможем сказать, кто реально находится на территории Российской Федерации с нарушением установленных правил и конкретно поименно видеть этих людей в системе информационного учета.

Исторически сложившиеся многообразные китайские землячества на территории сельских приграничных регионов отличаются социально-культурной обособленностью при наличии устойчивых связей с этнической родиной, высоким уровнем воспроизводства, организованностью и взаимосвязанностью. Увеличение их численности за счет миграции китайского населения на российскую территорию, в том числе незаконной, уже сегодня очень осложняет демографическую, экономическую и, в том числе, криминогенную ситуацию в российских регионах. Китайский бизнес, во многом связанный именно с незаконной миграцией, успешно теснит российских бизнес в торговле, производстве продуктов питания и товаров широкого спроса, строительстве, усиливает сырьевую направленность экономики приграничных регионов. Данные процессы могут усилиться в условиях членства обеих стран в ВТО, устав которой руководствуется принципом предоставления предпринимателям из стран-членов ВТО таких же условий, что и национальным предпринимателям.
<…>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.