Rambler's Top100

№ 345 - 346
15 - 28 сентября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Как молодежь видит будущее?

Традиционализм и готовность к переменам: что выбирает молодежь?

Молодые люди чаще верят в собственное будущее, чем в будущее своей страны

Молодежь и работа: высокие устремления в рамках разных общественных моделей

В глазах молодежи семья сохраняет свою первостепенную ценность

Какими молодые люди хотели бы видеть своих детей

Какой должна быть молодежная политика

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. Sandro Botticelli. Portrait of a Young Man (1480-1485) Как молодежь видит будущее?

Над темой номера
работала

Виктория САКЕВИЧ

Виктория САКЕВИЧ

Молодежь и работа: высокие устремления в рамках разных общественных моделей

В ходе обследования молодым людям был задан ряд вопросов, позволяющих выяснить, какое место в их жизни занимает работа. Судя по ответам, работа остается фундаментальной ценностью как с точки зрения достижения удовлетворительных материальных стандартов, так и с точки зрения привнесения смысла в жизнь человека (табл. 4).

Таблица 4. Мнения молодежи от 16 до 29 лет относительно работы


Работа привносит смысл в жизнь человека

Хорошая жизнь: интересная и значимая работа

Хорошая жизнь: не надо работать

Карьерная стратегия: упорно работать

Я уверен, что у меня будет хорошая работа в будущем

Хорошая жизнь: иметь много денег

Важно для будущей карьеры: высокая зарплата

Европа

52

63

13

59

33

29

56

Дания

44

62

9

52

60

18

36

Финляндия

44

64

8

54

38

20

58

Норвегия

41

60

8

60

45

21

40

Швеция

42

65

9

59

43

35

49

Франция

47

70

13

54

27

30

57

Германия

62

66

9

57

34

30

50

Испания

57

60

19

64

36

25

60

Италия

61

70

16

60

26

33

58

Эстония

59

74

11

65

41

40

74

Польша

55

63

9

58

25

26

72

Великобритания

36

47

16

66

39

26

47

США

49

57

17

76

60

29

56

Россия

56

73

14

65

42

47

85

Япония

45

34

17

42

9

23

37

Пояснение: процент согласившихся с предложенным утверждением (тех, кто дал 6-7 баллов по 7-балльной шкале).

В то же время в отношении к работе молодежи разных стран существуют заметные различия, а иногда между ответами на разные вопросы возникают и определенные противоречия.

В некоторых странах работа как то, что придает смысл жизни человека и ассоциируется с хорошей жизнью, оценивается очень высоко. К этим странам относится и Россия, в обоих случаях она входит в первую пятерку среди 15 приведенных в табл.4 и на рис. 6 стран. В других странах эта оценка намного ниже, например, Великобритания занимает по этой шкале последнее или предпоследнее место.

Рисунок 6. Представления молодежи о месте работы в жизни
(процент давших 6-7 баллов по 7-балльной шкале)

Однако, ранжирование стран по ответам на вопросы, касающиеся представлений молодых людей о хорошей жизни, оказывается иным (рис. 7). Среди испанцев, которые довольно дружно заявили, что работа придает жизни смысл, оказалось и больше всего таких, которые сказали, что хорошая жизнь - это когда не надо работать. Да и среди россиян таких нашлось немало. Зато россияне, даром что они были на одном из первых мест среди тех, кто заявил, что хорошая жизнь - это интересная и значимая работа, побили рекорд по доле тех, для кого хорошая жизнь - это иметь много денег.

Рисунок 7. Представления молодежи о хорошей жизни (процент давших 6-7 баллов по 7-балльной шкале)

Таким образом, сопоставление ответов на разные вопросы косвенно указывает на определенное "завышение" в ряде стран ответов, которые заведомо ассоциируются с декларируемыми нравственными ценностями. Но в некоторых странах этого нет. Например, японская молодежь сравнительно низко оценивает значение работы как жизненной ценности и в полном соответствии с этим находится на одном из первых мест по доле согласных с тем, что хорошая жизнь - это когда не надо работать. То же можно сказать и о жителях Великобритании.

Это же наблюдение подтверждается и ответами на другие вопросы, например, о том, в чем видят современные люди свои моральные обязательства (рис.8). Россияне вместе с американцами и китайцами находятся в первой пятерке (на этот раз - из 18 стран) тех, кто считает своим долгом содействовать тому, чтобы мир стал лучше. Но когда речь заходит о более конкретных вещах - о том, следует ли выполнять свою работу наилучшим образом независимо от зарплаты, - американцы или итальянцы даже улучшают свои позиции в первой пятерке, тогда как китайцы оказываются на 14-м месте, а россияне - и вовсе на последнем, 18-м.

Рисунок 8. Представления молодежи о моральных обязательствах (процент давших 6-7 баллов по 7-балльной шкале)

Взгляды молодежи на работу связаны с уровнем образования. Как отмечают авторы исследования, чем выше уровень образования респондента, тем более значимую роль он отводит работе, тем чаще отвечает, что "работа привносит смысл в его жизнь".

Мнения молодых людей несколько отличаются от мнений их старших соотечественников. Молодые люди больше ценят такие аспекты работы, как независимость, гибкий рабочий график, больше свободного времени, право на отпуск по уходу за ребенком. Меньший процент молодежи, по сравнению со взрослыми, указали, что "каждый человек обязан выполнять свою работу наилучшим образом независимо от зарплаты".

И ещё: разница между ответами молодежи 16-29 лет из разных стран меньше, чем между ответами взрослых от 30 до 50 лет из разных стран. Можно предположить, что происходит некоторая конвергенция взглядов молодежи разных национальностей. Одна из основных сфер сближения позиций -сокращение гендерных различий: модель, когда заработок женщин рассматривается лишь как дополнительный, постепенно уходит в прошлое во всех странах.

Авторы исследования выделили несколько групп стран с точки зрения отношения молодежи к работе.

Группа стран Центральной и Восточной Европы отличается большим акцентом на материальной стороне занятости - высокой зарплате, хороших условиях работы и высоком статусе, а также разнообразием карьерных стратегий (например, получение хорошего образования и квалификации, знакомство с нужными людьми, улучшение внешнего вида и др.).

Азиатские страны (Китай, Тайвань и, в меньшей степени, Индия) оказались схожими с первой группой в том, что придают большое значение финансовому аспекту и отмечают многообразие карьерных стратегий, но в то же время они выше (чем первая группа) ценят некоторые качественные аспекты работы: гибкий рабочий график, условия отпуска и работы.

Напротив, группа, объединяющая США и Западную Европу, проявила безразличие по отношению к материальной стороне в пользу социальных и символических аспектов занятости, особенно безопасности и чувства гордости за свою работу.

Группа скандинавских стран тоже оказалась довольно равнодушной к финансовой стороне, утверждение "В ближайшие 15 лет я хочу заработать много денег" получило здесь наименьшие баллы среди пунктов, связанных с работой (за исключением Швеции). Похоже, молодые скандинавы вполне уверены в своем будущем финансовом положении, о чем свидетельствует часто звучавшее согласие с утверждением "Я уверен(а), что у меня будет хорошая работа в будущем".

Наконец, Япония выделяется на фоне всех других стран низким рейтингом почти всех предложенных в анкете положений. Японские респонденты редко указывали на важность уверенности в будущем, денег и высокого положения на карьерной лестнице.

Таким образом, выявлены существенные различия между "новыми" и "старыми" индустриальными странами. Отношение молодежи к работе в последних менее материально, они отводят более важную роль образованию для получения интересной работы.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.