Rambler's Top100

№ 345 - 346
15 - 28 сентября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Как молодежь видит будущее?

Традиционализм и готовность к переменам: что выбирает молодежь?

Молодые люди чаще верят в собственное будущее, чем в будущее своей страны

Молодежь и работа: высокие устремления в рамках разных общественных моделей

В глазах молодежи семья сохраняет свою первостепенную ценность

Какими молодые люди хотели бы видеть своих детей

Какой должна быть молодежная политика

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. Sandro Botticelli. Portrait of a Young Man (1480-1485) Как молодежь видит будущее?

Над темой номера
работала

Виктория САКЕВИЧ

Виктория САКЕВИЧ

Молодые люди чаще верят в собственное будущее, чем в будущее своей страны

Другой важный аспект взаимоотношений молодежи и общества выражается в том, насколько молодые люди чувствуют себя интегрированными в общественную жизнь, членами "общности", имеющей единые ценности, доверяют ли общественным институтам и участвуют ли в их работе.

Обследование выявило существенные различия между странами (рис. 4).

Рисунок 4. Чувство принадлежности обществу и доверия другим людям

Пояснение: Левая шкала (столбики) показывает процент респондентов, которые согласились с утверждением "Я чувствую, что принадлежу обществу, в котором живу" (6-7 баллов по 7-балльной шкале). Правая (красная линия) шкала показывает процент респондентов, которые заявили, что "в целом доверяют людям" (6-7 баллов по 7-балльной шкале). Возраст респондентов 16-29 лет.

В целом доверие к другим людям хорошо коррелирует с чувством принадлежности к обществу: те страны (среди них есть и страны Восточной и Южной Европы, и Франция, Германия и Великобритания), которые имеют низкий уровень "принадлежности", демонстрируют и низкий уровень доверия. По мнению авторов, это указывает на слабую интегрированность этих обществ, что в некоторых случаях (например, в случае Великобритании) оказалось для них неожиданным.

Результаты опроса позволили построить ранжированный ряд стран по степени доверия общественным институтам, который оказался похожим на ряд, относящийся к вопросу "чувства принадлежности": скандинавская молодежь показала высокую степень доверия всем институтам за редким исключением (табл. 2). Молодые американцы выделяются самым высоким показателем доверия религиозным организациям: 18% ответили, что полностью им доверяют против 5,5% в среднем по странам Европы.

Интересно, что ответы молодежи на эти вопросы оказались близкими к ответам взрослых респондентов из той же страны, то есть межнациональные различия оказались сильнее межпоколенных (это относится и к другим вопросам анкеты).

Таблица 2. Степень доверия молодежи общественным институтам


Прави-тельство

СМИ

Мульти-националь-ные компании

НПО

Люди в целом

Полиция и система право-судия

Религи-озные органи-зации

Всего

Финляндия

12

13

9

6

12

12

9

73

Дания

13

9

3

12

13

13

1

64

США

9

7

11

7

6

8

13

61

Эстония

5

11

13

8

4

7

10

58

Швеция

10

2

8

11

11

10

2

54

Италия

6

6

10

10

7

3

11

53

Польша

1

12

12

5

8

2

12

52

Норвегия

11

4

4

4

10

11

7

51

Испания

7

8

2

13

5

5

4

44

Россия

8

10

7

1

9

1

6

42

Германия

3

5

6

3

3

9

5

34

Великобритания

4

3

5

2

2

4

8

28

Франция

2

1

1

9

1

6

3

23

Пояснение: Цифры в столбцах соответствуют месту страны в ранжированном ряду стран согласно доле респондентов, доверяющих данному институту. Например, самая низкая доля молодых поляков указали на доверие своему правительству, в то время как среди датчан - самая высокая. Последний столбец "Всего" - сумма всех рангов для страны, по нему ранжирован список стран.

Как показало обследование, существуют значительные различия между странами, молодежь которых настроена оптимистично относительно своего будущего (страны Северной Европы и США), и странами, где молодежь имеет более негативные взгляды на будущее (Франция, Италия, страны Восточной Европы) (рис. 5). При этом почти повсеместно удовлетворенность своей собственной жизнью и вера в свое личное будущее заметно превосходят удовлетворенность своей страной и оценку ее перспектив. Только у молодых скандинавов оценки удовлетворенности своей жизнью и своей страной сближаются.

Рисунок 5. Чувство удовлетворенности и оптимизма у молодежи

Пояснение: процент согласившихся с предложенным утверждением (тех, кто дал 6-7 баллов по 7-балльной шкале)

Страны, где молодые люди не очень довольны своей жизнью, можно условно разделить на две группы. К первой относятся те из них, где молодежь опасается широкого круга различных угроз, как в Польше, Италии и России. Молодые люди чувствуют, что живут в очень уязвимой стране, которая находится под угрозой как внешней (война, терроризм), так и внутренней агрессии (бедность, загрязнение, преступность и т.д.). Эта неудовлетворенность, возможно, происходит от осознания того, что государство не способно эффективно противостоять перечисленным угрозам. Во второй группе стран с наивысшей степенью пессимизма - Франции, Великобритании и Германии - молодые респонденты указывали на конкретные угрозы: бедность и безработицу в Германии, терроризм и войну в Великобритании, загрязнение окружающей среды и безработицу во Франции.

Табл. 3 построена на основе ответов молодых людей, характеризующих их оценку своего настоящего и будущего. Эти оценки очень различаются по странам, которые ранжированы по первой колонке: от Дании, где около 60% ответивших убеждены, что их ждет светлое будущее, до Италии, где таких оптимистов менее 23%. Велики различия и в других столбцах таблицы. Но важно обратить внимание на дополнительную информацию, которую несет раскраска таблицы.

Таблица 3. Оценка молодыми людьми своего настоящего и будущего

Страна

Меня ждет светлое
будущее

Мою страну ждет
светлое будущее

Люди могут изменить
общество

Люди в моей стране
могут выбирать, как
им жить

Я полностью
свободен и мое
будущее
в моих руках

Я уверен, что в
будущем у меня
будет хорошая работа

Для меня очень важно,
что мой материальный
уровень

выше, чем
у моих родителей

не ниже, чем у моих родителей

Дания

59,6

25,9

62,9

60,2

44,7

60,0

11,8

18,1

США

54,1

17,9

63,4

61,3

51,4

59,6

31,5

36,6

Норвегия

54,2

24,2

57,9

58,5

40,1

45,1

6,9

17,1

Швеция

49,2

17,7

49,6

44,2

35,4

43,2

11,8

24,9

Финляндия

42,8

17,6

44,5

49,4

38,1

37,5

14,8

24,9

Эстония

41,5

20,7

52,6

34,5

30,1

41,3

42,8

41,1

Германия

36,5

9,7

49,8

22,7

39,0

34,3

15,7

42,6

Великобритания

35,9

6,9

41,4

40,7

31,1

38,6

19,1

25,4

Испания

31,6

6,8

46,5

30,3

28,8

35,8

19,7

21,9

Россия

28,1

11,2

49,6

29,3

19,3

42,0

66,5

67,7

Франция

25,6

4,2

39,0

25,8

22,4

27,0

15,9

22,6

Польша

23,6

4,7

41,4

23,5

28,1

25,3

44,5

54,2

Италия

22,6

6,7

43,6

28,3

22,9

26,0

24,2

25,9

Европа

32,0

8,1

44,8

30,6

30,2

33,0

21,3

31,3

Всего

38,4

13,0

49,1

38,5

33,0

39,2

24,7

32,4

Пояснение: процент молодых людей, согласившихся с предложенным утверждением (тех, кто дал 6-7 баллов по 7-балльной шкале). Если показатели для молодежи выше соответствующих показателей для взрослых из той же страны не менее чем на 10 пунктов, они выделены оранжевым цветом, если не менее чем на 5, - желтым.

Она отражает различия в ответах молодых людей и респондентов контрольной группы - взрослых от 30 до 50 лет, позволяя таким образом судить о межпоколенной динамике оптимизма. В некоторых странах, столь разных, как США и Польша, ответы молодежи явно более оптимистичны, чем ответы представителей старших поколений. В меньшей степени это характерно для таких стран, как Эстония и Россия. В других же странах, казалось бы, намного более благополучных, таких как Дания и Норвегия, при сравнительно более высокой оценке и настоящего, и будущего, значительного роста оптимизма у молодежи по сравнению с поколением их родителей не наблюдается.

Подводя итог, можно сказать, что, с точки зрения взаимоотношений молодежи и общества, обследование позволило выделить 5 групп стран:

Первая группа состоит из католических стран - Италии, Испании и Польши, где сильно влияние религии и, соответственно, традиций на жизнь общества (правда, в Испании в меньшей степени). Однако молодежь этих "традиционных" стран характеризуется сильным желанием перемен.

Вторую группу образуют Франция, Великобритания и Германия. Эта часть Европы, похоже, затронута общим кризисом доверия. Французская молодежь показала особенно низкую степень вовлеченности в общественную жизнь, неподчинение общественным институтам, недоверие другим людям и наиболее пессимистический взгляд на будущее.

Существенное влияние на настроения молодежи здесь играет боязнь безработицы и неопределенность на рынке труда. Кроме того, эта, центральная, часть "старой Европы" выглядит напуганной и замкнутой в себе: французы и британцы, например, больше всех сопротивляются глобализации.

Третья группа - это Соединенные Штаты Америки. Американскую молодежь отличает от европейской несопоставимо большая важность, придаваемая религии и духовным ценностям, и необычайный оптимизм и вера в будущее - как своё, так и общества.

В четвертую группу можно объединить Россию и Эстонию. По данным обследования, российская молодежь демонстрирует очень противоречивые взгляды: желание перемен сочетается с традиционными ценностями, конкуренция - с протекционизмом, готовность к конформизму - с отсутствием страха потери индивидуальности. Вероятно, полагают авторы исследования, российское общество испытывает сильное напряжение, разрываясь между желанием перемен, с одной стороны, и страхом социальных потрясений, вызываемых этими переменами, и противодействием им, с другой.

В пятую группу входит большинство скандинавских стран, характеризующихся сильной степенью единения, что способствует индивидуальному и коллективному оптимизму и доверию. Эти страны в наибольшей степени открыты остальному миру и идут в ногу с глобализацией.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.