Rambler's Top100

№ 345 - 346
15 - 28 сентября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Как молодежь видит будущее?

Традиционализм и готовность к переменам: что выбирает молодежь?

Молодые люди чаще верят в собственное будущее, чем в будущее своей страны

Молодежь и работа: высокие устремления в рамках разных общественных моделей

В глазах молодежи семья сохраняет свою первостепенную ценность

Какими молодые люди хотели бы видеть своих детей

Какой должна быть молодежная политика

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. Sandro Botticelli. Portrait of a Young Man (1480-1485) Как молодежь видит будущее?

Над темой номера
работала

Виктория САКЕВИЧ

Виктория САКЕВИЧ

Традиционализм и готовность к переменам: что выбирает молодежь?

Каковы устремления и взгляды современной молодежи? Как она воспринимает семью, работу, общество в целом? Изменилась ли нынешняя молодежь по сравнению со своими родителями?
Ответы на эти вопросы попыталась найти международная группа исследователей, объединенных Фондом политических инноваций (Fondation pour l'innovation politique). В проекте "Европейская молодежь в глобальном контексте" участвовало 17 стран: Германия, Дания, Китай, Испания, Эстония, США, Финляндия, Франция, Индия, Италия, Япония, Норвегия, Польша, Великобритания, Россия, Швеция, Тайвань, в каждой из было опрошено по 1000 человек в возрасте от 16 до 29 лет и по 300 человек в возрасте от 30 до 50 лет, всего 22 тысячи человек. Первую панель, таким образом, составили респонденты, родившиеся между 1977 и 1990 годами, а вторую (референтную) - респонденты 1956-1976 годов рождения. Опрос был проведен шведской организацией Kairos Future International в 2006 году. Анкета распространялась по электронной почте, что привело к некоторому смещению выборки в сторону городских и более обеспеченных слоев населения в странах, где пока нет всеобщего доступа к Интернету (в том числе в России).

Анализ результатов опроса был представлен в книге, подготовленной группой ученых под руководством Анны Стеллингер в сотрудничестве с Рафаэлем Винтребертом1. Ниже кратко излагаются основные элементы и выводы этого анализа.

Согласно Максу Веберу, процесс модернизации общества можно свести к трем компонентам: экономическому (рационализация и интенсификация производства), политическому (развитие представительной демократии) и культурному (победа буржуазных ценностей индивидуализма, политического равенства, профессионализма и заботы об экономичности и эффективности). Однако представление о неуклонном и прямолинейном движении по пути модернизации справедливо подвергается критике - общества не так просты и гомогенны, как полагает теория. Проведенное исследование еще раз подтвердило это.

Для выяснения отношения молодежи к традициям и переменам респондентам было предложено, используя 7-балльную шкалу оценок, сделать выбор между противоположными утверждениями: с одной стороны, - "важность традиции и стабильности", а с другой стороны, - "важность перемен"; с одной стороны, - "закон и порядок", а с другой стороны, - "индивидуальная свобода". Фактически, мнения молодежи в среднем разделились поровну, с небольшим перевесом в сторону традиционализма.

Приверженность свободе сильно коррелирует с приверженностью развитию (переменам). Немецкая и английская молодежь наиболее консервативна в этих вопросах, тогда как молодые скандинавы формируют достаточно однородную группу, которая предпочитает общественные перемены, но в то же время высоко ценит закон и порядок. В целом молодежь северных и англо-саксонских стран ставит важность "закона и порядка" выше, чем европейская молодежь в среднем (рис. 1).

Рисунок 1. Отношение молодежи к традициям и переменам

Пояснение: по оси Х показана доля молодых людей, которые четко выбрали перемены в противовес традициям (6-7 баллов по 7-балльной шкале), в то время как по оси У - доля молодых людей, выбирающих индивидуальную свободу в противовес важности закона и порядка.

Молодежь средиземноморских стран (Италия, Испания и в некоторой степени Франция) более либеральна. Например, испанские молодые люди поставили очень высокий балл важности перемен, при том что испанское общество считается чрезвычайно традиционным. Вероятно, общество здесь быстро меняется.

Случаи Польши и Эстонии вызывают некоторое удивление, они дали наивысшие баллы переменам и свободе, тогда как некоторые другие исследования заставляют думать об этих странах как наиболее традиционалистских. Возможно, полагают авторы исследования, слова "традиция" и "перемены" понимаются здесь иначе, больше значения придается их экономическому и меньше - культурному измерению2..

Респондентам были предложены также три пары противоположных утверждений в сфере экономики: 1) "низкие налоги против сильной социальной защиты", 2) "индивидуальные достижения против справедливого распределения богатства", 3) "свободная торговля и глобальная конкуренция против протекционизма".

Обследование показало, что ни в одной стране молодежь не выразила полной приверженности либо той, либо другой концепции развития экономики. Пожалуй, наиболее либеральные взгляды продемонстрировали молодые люди из Дании (а не из США, как ожидалось) (табл. 1, рис. 2).

Таблица 1. Взгляды молодежи на экономику и науку


А. Низкие налоги
Б. Сильная социальная защита

А. Общество, в котором богатство справедливо распределено
Б. Общество, в котором вознаграждаются индивидуальные успехи

А. Свободная торговля и глобальная конкуренция
Б. Протекционизм по отношению к национальному производству

А. Наука и рациональность
Б. Духовные ценности

Дания

45,7

37,2

7,6

7,3

Швеция

30,3

22,4

12,5

4,9

Испания

31,1

17,8

19,2

7,7

Финляндия

35,1

32,8

19,7

17,5

Норвегия

33,8

15,9

20,7

8,9

Польша

23,2

36,3

21,0

11,1

США

14,1

36,3

21,8

26,9

Великобритания

18,3

28,7

22,4

10,4

Германия

22,7

29,6

23,1

7,0

Италия

10,0

21,4

23,1

8,7

Эстония

39,9

27,5

28,0

20,7

Франция

35,3

22,8

28,0

7,8

Россия

40,4

48,2

31,3

14,8

Европа

24,5

26,6

22,2

8,9

Все страны

29,2

29,0

21,5

11,7

Пояснение: % респондентов, давших 6-7 баллов по 7-балльной шкале от А (1) до Б (7). Чем больше процент, тем сильнее респонденты поддерживают утверждение Б. Наоборот, чем ниже процент, тем сильнее респонденты поддерживают утверждение А. Показатели, существенно превышающие средние, выделены оранжевым цветом; существенно более низкие, чем средние, - желтым.

Рисунок 2. Взгляды молодежи на экономику, социальную политику и науку

Пояснение: % респондентов, давших 6-7 баллов по 7-балльной шкале от А (1) до Б (7). Чем больше процент, тем сильнее респонденты поддерживают утверждение Б. Наоборот, чем ниже процент, тем сильнее респонденты поддерживают утверждение А.

Авторы исследования отмечают, что взгляды российских молодых людей отличаются от ответов их западноевропейских сверстников. Акцент россиян на индивидуальные достижения, возможно, отражает желание скорейших перемен в обществе, постепенно уходящем от командно-административной экономики. В то же время молодые россияне, похоже, осознают слабость национальной экономики, которая затрудняет участие их страны в свободном глобальном соревновании, и поэтому чаще высказываются за протекционизм. Поэтому решительная поддержка россиянами глобализации неоднозначна. Они связывают глобализацию не с преимущественно либеральной моделью, а с возникновением новой межгосударственной конкурентной среды, в которой сила становится оружием выбора.

Важная характеристика модернизации - отношение к науке и рациональности. В целом позиции молодежи в этом вопросе менее уравновешены, чем когда речь идет о соотношении традиции и перемен или об экономике, мнения более определенно склоняются в пользу рациональности. Доля европейцев, решительно высказавшихся в пользу духовных ценностей, довольно низка (около 9%, см. табл. 1 и рис. 2). На этом фоне выделяются США, где эта доля втрое выше, что, по-видимому, связано с религиозностью американской молодежи, но, возможно, также "с недавними нападками в этой стране на науку и общепризнанные научные положения, о чем свидетельствует полемика по поводу креационизма"3.

Вопросы, касающиеся религиозности, тоже подтвердили существенные культурные различия между европейскими странами, а также между Европой и США. Молодые поляки, как и американцы и, в меньшей степени, итальянцы и россияне указали на свою высокую религиозность. Например, 70% молодых американцев ответили, что "верят в бога" (рис. 3), тогда как среди юношей из Дании и Швеции таких было 20% .

Рисунок 3. Религиозность молодежи

Пояснение: процент согласившихся с предложенным утверждением (респонденты, которые поставили 6-7 баллов по 7-балльной шкале)


1 Young people facing the future. An international survey. Under the direction of Anna Stellinger with the collaboration of Raphaël Wintrebert. Survey conducted by Kairos Future. Fondation pour l’innovation politique. 2008.
2 Young people facing the future, p. 30-31.
3 Young people facing the future, p. 35.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.