Rambler's Top100

№ 335 - 336
2 - 15 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

К вопросу о методике расчета численности долгосрочных международных мигрантов в странах СНГ

Статистические источники информации о миграции населения в России

Прямая передача данных из регистра населения национальной статистической службе. Опыт Центрального статистического бюро Норвегии

Наблюдение и описание международной миграции: проблемы качества данных при использовании регистрационных записей государственной иммиграционной службы как источника статистической информации

Региональные аспекты оценки нелегальных мигрантов в приграничных территориях России

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Региональные аспекты оценки нелегальных мигрантов в приграничных территориях России

В.А. Сивелькин1, А.И. Спицын2
(Полностью опубликовано в журнале "Вопросы статистики", 2004, №10, с. 36-40)

В современных условиях актуальны исследования ненаблюдаемой экономики в части региональных аспектов - особенностей, определений, оценок скрытой, нелегальной миграции, которые играют важную роль при получении объективной характеристики рынка труда и экономики. Наиболее остро эта проблема возникает в приграничных зонах Российской Федерации. В связи с особенностями географического расположения Оренбургской области, то есть ее приграничья, с Казахстаном, она может по праву претендовать на объект исследования нелегальной миграции как приграничной территории России. Выполненное статистическое моделирование и полученные результаты, выводы и рекомендации могут использоваться при решении аналогичных задач другими приграничными территориями.

С целью определения нелегальных мигрантов будем исходить из понятий и определений миграции в части трудовой, незаконной и иммиграционного контроля как предупреждения и пресечения незаконной миграции. Интеграция России и ее регионов в международный рынок труда сопровождается привлечением иностранной рабочей силы, основываясь на требованиях Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и выданных пакетов документов разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Разграничения на законное и незаконное основание использования иностранных граждан в различных сферах экономики и соответственно пребывания их на территории области позволяют получить одну из оценок нелегальных мигрантов.

Установление незаконного использования иностранной рабочей силы, пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории осуществляется на основании контроля за порядком привлечения и использования иностранных работников. Этот контроль организует и проводит Управление по делам миграции УВД Оренбургской области в соответствии с указаниями ФМС МВД России. При этом контролю подвергаются не только юридические и физические лица, зарегистрированные Управлением в качестве работодателей, привлекающих иностранных работников, но также и организации, учреждения и другие объекты (стройки, рынки, индивидуальные предприниматели), на которых используется труд иностранных граждан. Периодичность проведения таких контролей - неделя, месяц, квартал. Дополнительно проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Нелегальный мигрант» с целью выявления незаконных мигрантов, находящихся на территории Оренбургской области, незаконно проживающих и т.п. Выявляются фирмы и организации, занимающиеся нелегальным трудоустройством российских граждан за рубежом.

Практика работы по контролю за привлечением иностранных работников показывает, что с нарушением установленного порядка они используются в основном в торговле и частном строительстве. При этом работодателями на рынке строительства выступают как физические, так и юридические лица, которые, как правило, не оформляют в установленном порядке трудовых отношений с иностранными работниками. Иностранные работники трудятся на основе устной договоренности с работодателем, что не дает возможности привлечь последнего к административной ответственности из-за отсутствия доказательной базы для представления в суд.

Вместе с тем, пока не будут ликвидированы пробелы в законодательстве, эффективность этой работы будет невысока. Так, до сих пор не выработан механизм административного выдворения иностранных граждан за нарушение порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы (ИРС). Без решения этого вопроса проблема административного выдворения, даже в случае положительного решения суда, заходит в тупик.

В пунктах пропуска на российско-казахстанской границе иммиграционная обстановка остается сложной. Основным направлением незаконной миграции из республик среднеазиатского региона на территорию Российской Федерации, как и раньше, остается железнодорожная станция «Илецк-1», через которую проходят поезда: Бишкек - Москва, Алма-Ата - Москва, Ташкент - Москва, Ташкент - Уфа. Тот факт, что на территории Акбулакского и Соль-Илецкого районов Оренбургской области проходит участок казахстанской железной дороги, которая не несет никакой ответственности за прибытие на территорию России иностранных граждан с неисправными проездными документами, еще более обостряет обстановку с незаконной миграцией.

С целью обеспечения контролируемости потоков миграции и представления объективной информации об этом процессе на пограничных пунктах пропуска и паспортно-визовых службах с 14 февраля 2003 г. введены в действие миграционные карты. Миграционная карта представляет собой бланк, состоящий из двух талонов: первый - въездной «А» и второй - выездной «В». В миграционной карте отражается основная информация об иммигранте: Ф.И.О., дата рождения, пол, гражданство, № паспорта, цель визита, срок пребывания. Максимальный срок действия миграционной карты типа «А» - три месяца.

По данным Управления по делам миграции УВД Оренбургской области, нами выполнен экономико-статистический анализ миграционных процессов в Оренбургской области. За 2003 г., с момента введения миграционной карты, в среднем за сутки въезжал в область 1061 человек, за январь-апрель 2004 г. - 799, а нарастающим итогом с момента ввода миграционной карты - 995 человек. Из вышеизложенного следует, что иммиграционный поток в области очень высок.

Нами проведен статистический анализ помесячной динамики въезжающих в область иностранных граждан (ИГ) и лиц без гражданства (ЛБГ), который позволил выявить основную тенденцию развития наблюдаемого процесса, построить прогноз. Используя «Кривые роста», построен полиномиальный тренд с достаточно высоким коэффициентом аппроксимации (R2) и выполнен прогноз на два месяца вперед (см. рис. 1).

Рисунок 1. Динамика численности въехавших иностранных граждан и лиц без гражданства в Оренбургской области

Из рис. 1 следует, что за период с марта по апрель 2003  г., с июля 2003 г. по февраль 2004 г. прослеживалась тенденция снижения потоков ИГ и ЛБГ при увеличении ее с апреля по июнь 2003 г. и с марта по апрель 2004 г. На основе прогнозных данных, в мае 2004 г. число ИГ и ЛБГ, прибывших в область, будет составлять 20606 человек (верхняя граница - 28450, нижняя - 12760 человек), в июне - 20458 (28470 и 12450 человек).

С целью получения объективной оценки контингента въезжающих на территорию области выполнена статистическая группировка талонов «А» миграционных карт по полу, возрасту, цели визита, гражданству, сроку пребывания.

Таблица 1. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области по полу (человек)

Пол

Март-декабрь 2003

Удельный вес в %

Январь-алрель 2004

Удельный вес, в %

Мужской

252555

65,2

07131

69,5

Женский

134574

34,8

29512

30,5

Из данных таблицы 1 следует, что преобладающую часть въехавших на территорию области составляют мужчины при наблюдающейся тенденции к их увеличению. Рассмотрим группировку мигрантов по цели визита (см. таблицу 2).

Таблица 2. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области по цели визита (человек)

Цепь визита

Март-декабрь 2003

Удельный вес, в %

Январь-апрель 2004

Удельный вес, в %

Частная

260099

67,2

76316

79,0

Служебная

8S60

2,3

3829

4,0

Коммерческая

7005

1,8

1064

1,0

Работа

90754

23,4

10514

10,9

Транзит

7044

1,8

1998

2,1

Учебная

7227

1,9

2177

2,3

Туризм

6140

1,6

745

0,7

По данным, приведенным в таблице 2, можно сделать вывод о том, что в основном сохранились тенденции, наметившиеся в марте-декабре 2003 г., то есть мигранты преследуют частную цель при переезде, они занимают наибольший удельный вес от общего числа въехавших; второй по значимости целью визита является работа. На остальные цели приходится незначительный удельный вес в общем объеме мигрантов. Транзит - выезд за пределы России - в январе-апреле 2004 г. составил 2,1% (в марте-декабре 2003 г. - 1,8%).

Для получения информации о гражданстве мигрантов проведена группировка миграционных карт по гражданской принадлежности (см. таблицу 3).

Таблица 3. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области по гражданской принадлежности (человек)

Наименование страны

Март-декабрь 2003

Январь-апрель 2004

Наименование страны

Март-декабрь 2003

Январь-апрель 2004

Австралия

1

-

Греция

6

7

Австрия

1

-

Грузия

123

42

Аргентина

-

1

Дания

3

3

Азербайджан

3057

487

Египет

11

3

Армения

3132

764

Израиль

5

2

Афганистан

6

-

Индия

4

11

Беларусь

62

-

Иордания

34

11

Бельгия

-

14

Ирак

1

-

Болгария

17

-

Иран

1

-

Босния

6

10

Испания

1

-

Великобритания

25

17

Италия

26

17

Венгрия

1

2

Йемен

1

-

Вьетнам

21

-

Казахстан

80393

31167

Германия

1883

86

Канада

3

-

Китай

12

6

Словакия

5

8

Корея (КНДР)

2

2

Словения

2

-

Кыргызстан

67833

12875

США

34

11

Латвия

82

1

Таджикистан

30045

8142

Ливан

80

51

Туркмения

129

15

Ливия

1

-

Турция

110

29

Литва

186

88

Узбекистан

195905

42012

Македония

3

-

Украина

2889

513

Марокко

1

-

Финляндия

2

-

Молдова

347

116

Франция

4

1

Монголия

-

1

Хорватия

5

1

Новая Зеландия

2

-

Чехия

19

4

Норвегия

2

1

Швейцария

1

-

Пакистан

7

1

Швеция

2

-

Палестина

3

8

Эстония

11

5

Польша

73

19

ЮАР

1

1

Румыния

32

8

Югославия

39

2

Сербия

-

2

Япония

1

1

Сирия

4

-

Лица без гражданства

431

75

За январь-апрель 2004 г. в Оренбургскую область прибыло 43% мигрантов из Узбекистана (в марте-декабре 2003 г. - 51%), 32% - из Казахстана (21%), 13% - из Кыргызстана (18%), 8% - из Таджикистана (8%), около 1% - из Армении и Азербайджана (около 1%), 1,2% - прочие (0,5%). Таким образом, наибольший приток мигрантов в область наблюдается из Средней Азии - Узбекистана и Казахстана.

С целью получения информации о мигрантах, остающихся в области, выполнена группировка по адресности (см. таблицу 4).

Таблица 4. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области по адресности (человек)

 

Март-декабрь 2003

Удельный вес, в %

Январь-апрель 2004

Удельный вес, в %

Всего

387129

100

96643

100

г. Оренбург

55436

14,3

11731

12,1

Транзит

331693

85,7

84912

87,9

Наибольшая часть мигрантов не задерживается в области при отмечающейся тенденции к их увеличению, то есть в области остается незначительная доля иностранцев и лиц без гражданства. Так, в январе-апреле 2004 г. они составляли 12,1% (в марте-декабре 2003 г. - 14,3%).

Подробная характеристика по сроку пребывания ИГ и ЛБГ представлена группировкой миграционных карт по этому индикатору (см. таблицу 5).

Таблица 5. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области по сроку пребывания (человек)

 

Март-декабрь 2003

Январь-апрель 2004

человек

Удельный вес, в %

человек

удельный вес, в %

Менее 3 месяцев

62086

16,0

20352

21,1

3 месяца

308156

79,7

57248

59,2

3,1 месяца и до 1 года

14447

3,7

3959

4,1

1 год и более

2440

0,6

15084

15,6

В январе-апреле 2004 г. по сравнению с мартом-декабрем 2003 г. произошло незначительное перераспределение ИГ и ЛБГ по сроку пребывания между периодами один год и более и 3,1 месяца и до одного года.

Оценить возрастной потенциал ИГ и ЛБГ позволила группировка миграционных карт по возрасту (см. таблицу 6).

Таблица 6. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области по возрасту (человек)

 

Январь-апрель 2004

лица в  возрасте 0-15 лет

удельный вес, в %

трудо-способное население

удельный вес, в %

старше трудо-способного возраста

удельный вес, в %

Всего

29021

100

64151

100

3471

100

Мужчины

18437

63,5

47612

74,2

1082

31,2

Женщины

105S4

36,5

16539

25,8

2389

68,8

Анализируя данные, приведенные в таблице б, можно сделать вывод о том, что в январе-апреле 2004 г. наибольший удельный вес ИГ и ЛБГ составляли лица трудоспособного возраста (66,4%), из них 74,2% - мужчины и лишь 25,8% - женщины. Эта тенденция характерна и для детей и подростков. Наименьший удельный вес составляют мигранты старше трудоспособного возраста (3,6%), среди которых преобладают женщины (68,8%).

<…>


1 канд. экон. наук, Оренбургский областной комитет государственной статистики.
2 канд. экон. наук, Управление по делам миграции УВД Оренбургской области.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.