Rambler's Top100

№ 335 - 336
2 - 15 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

К вопросу о методике расчета численности долгосрочных международных мигрантов в странах СНГ

Статистические источники информации о миграции населения в России

Прямая передача данных из регистра населения национальной статистической службе. Опыт Центрального статистического бюро Норвегии

Наблюдение и описание международной миграции: проблемы качества данных при использовании регистрационных записей государственной иммиграционной службы как источника статистической информации

Региональные аспекты оценки нелегальных мигрантов в приграничных территориях России

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

К вопросу о методике расчета численности долгосрочных международных мигрантов в странах СНГ

О.С. Чудиновских
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики", 2005, № 11, с. 46-52)

Настоящая статья посвящена методологии расчета численности международных мигрантов, проживающих в стране («migrants stock»), - весьма важного показателя, характеризующего влияние международной миграции на формирование населения той или иной страны. Этот показатель стал в последние годы активно использоваться в международной статистике миграции из-за его основного преимущества - возможности применить единый подход в разных странах. Как ни странно, но именно этот показатель демонстрирует, насколько близки порой бывают вопросы учета миграции населения и политики.

В отличие от учета ежегодных перемещений - миграционных потоков, которые в каждой стране учитываются с известными особенностями, что подчас делает международные сравнения данных несопоставимыми, категория «численность международных мигрантов, живущих в стране» - достаточно однородная. Как правило, для ее вычисления применяется основной подход, в соответствии с которым иммигрантами считаются все те, кто проживает постоянно (не менее одного года) на территории данной страны, но родился в другой стране. При этом критерий гражданства не является главным и практически не принимается во внимание, поскольку оно могло быть приобретено в любое время. Обсуждение методологии исчисления этого показателя, ее уточнение остаются одной из излюбленных тем статистиков международной миграции в зарубежных странах. Особый интерес этот «сюжет» приобрел после распада в конце XX века нескольких государств - СССР, Югославии и других. Геополитические перемены заставили вернуться к вопросам статистики: каким образом исчислять объемы накопленной миграции между частями некогда единых стран, относить ли таких мигрантов к числу международных и т.д.

Оценка численности мигрантов в Российской Федерации по методике ООН

Не так давно Отдел народонаселения ООН опубликовал отчет, в котором говорилось следующее: США являются крупнейшим реципиентом международных мигрантов, имея 35 млн. постоянно проживающих мигрантов на своей территории в 2000 г. За ними следуют Российская Федерация (13 млн.), Германия (7 млн.), Украина, Франция и Индия1.

Происхождение столь удивительной для России цифры объясняется следующим образом. Оказывается, оценки численности международных мигрантов в бывших республиках СССР (до переписей раунда 2000 г.) рассчитывались как сумма двух слагаемых. Первое слагаемое - это число лиц, проживающих на момент Всесоюзной переписи населения 1989 г. на территории одной республики, но родившихся в другой. Второе слагаемое - сумма ежегодных потоков между бывшими союзными республиками за период с 1990 по 2000 г.2.

Таким образом, миллионы людей, которые родились в одной стране, были гражданами одной страны и совершили переезд из одной части этой страны в другую еще до распада Союза, неожиданно стали международными мигрантами. Отнесение к международным мигрантам лиц, рожденных в других республиках, имеет определенные политические основания в странах Балтии. Но в отношении других республик бывшего Советского Союза, которые на протяжении столетий без перерыва были одним государством, такой подход вызывает возражения и, безусловно, требует комментариев.

Во-первых, методика оценки численности долгосрочных международных мигрантов, использованная экспертами ООН в случае стран бывшего СССР, комбинирует, и не вполне удачно, различные критерии идентификации мигрантов. Совокупность долгосрочных мигрантов, совершивших переезд в период с 1990 по 2000 г., определяется по данным текущего учета, при котором в качестве критерия принимается факт пересечения границы, миграция на постоянное жительство. При этом не учитываются ни гражданство, ни место рождения мигранта. В то же время международные мигранты, сменившие место жительства до 1990 г., определяются по факту рождения за пределами республики бывшего Союза.

Во-вторых, до распада СССР и на протяжении десятилетий и столетий это была миграция граждан одной страны в пределах одной страны и родившихся, в подавляющем большинстве случаев, на территории той же страны. Можно добавить и третье соображение: изменение в середине 1990-х годов правил регистрации мигрантов исключило из статистического наблюдения значительные совокупности международных мигрантов, что также не учли эксперты ООН.

Краткая история определения понятий международной миграции в СССР и Российской Федерации

До конца 1980-х годов феномен международной миграции, в полном смысле слова, в СССР практически отсутствовал, ее объемы были ничтожно малы. Интересы миграционной политики государства, в том числе на территории Российской Федерации, были сосредоточены в области миграции внутренней. Основные проблемы, которые пытались решать власти, были связаны со значительным и постоянным оттоком населения из сельской местности в города, с необходимостью привлекать трудовые ресурсы в районы быстрого промышленного развития.

Политика в области международной миграции в классическом смысле слова не существовала, практически отсутствовали исследования международной миграции и даже сам понятийный аппарат, необходимый для таких исследований или политики. В Демографическом энциклопедическом словаре 1985 г. присутствует лишь определение понятия «мигрант», которым считается «лицо, совершающее миграцию, то есть пересекающее границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства навсегда или на более или мене длительное время...»3. Когда в начале 1990-х годов геополитическая ситуация на территории СССР и в странах Восточной Европы стала стремительно меняться, Россия, может быть впервые за многие годы, столкнулась с новым для себя феноменом - миграцией значительных масс людей на ее территорию из сопредельных стран. Но и в следующем издании словаря, состоявшемся девять лет спустя, приводится то же самое определение, хотя СССР уже прекратил свое существование, и потоки мигрантов из бывших союзных республик не могли более считаться межрегиональными, а определенно стали международными. В том же издании словаря в статье «Миграция населения» лишь вскользь упоминаются новые явления в области миграции - «утечка» умов и т.д.4.

Складывается впечатление, что вплоть до середины 1990-х годов миграция из этих республик продолжала «ощущаться», скорее, как внутренняя, нежели как международная. Косвенно это подтверждается тем, что правила статистического наблюдения миграции в России были одинаковы как для граждан Российской Федерации, так и для граждан бывших республик Советского Союза5. Заметим, что в публикуемых статистических ежегодниках вплоть до 1997 г. не употреблялось слово «международная»; вместо него использовался термин «внешняя» миграция, в отличие от миграции внутри регионов и внутри Российской Федерации.

Современное законодательство Российской Федерации по вопросам миграции содержит определения отдельных категорий международных мигрантов, например беженцев, вынужденных переселенцев, иностранных работников. Однако отсутствует какое-либо универсальное определение, применимое для долгосрочных международных мигрантов, вне зависимости от причины или цели прибытия в Россию. Также и исследователи не используют какого-либо «синтетического», объединяющего термина для обозначения международной миграции и международных мигрантов. А сами эти сочетания слов могут обозначать достаточно разнообразные потоки и людей, в них участвующих.

Микроперепись населения России 1994 г. зафиксировала значительные изменения в характере миграционных потоков и причинах миграции в предпереписной период. К тому времени бывшие союзные республики уже сформировали институты собственного гражданства и приняли соответствующие законы. Это было время, когда национальные правительства стремительно меняли свое отношение к бывшим соотечественникам, а также к их миграции, которая уже рассматривалась как международная. Параллельно шла трансформация взглядов научного сообщества на миграционные процессы в постсоветских странах и между ними, происходила смена интересов в направлениях исследований, формировался новый терминологический аппарат и т.д.

Применяется ли в статистике международной миграции стран СНГ категория «число долгосрочных мигрантов, проживающих в стране»?

По всей вероятности, скорее нет, чем да. Эта категория пока еще не прижилась ни в исследованиях по вопросам миграции, ни в статистике. По крайней мере, используется эта категория не совсем так, как нам рекомендуют это делать эксперты ООН. В исследовательской и практической работе вплоть до последнего времени специалисты, как правило, оперировали более понятными показателями, характеризующими миграционную обстановку, объемом ежегодных потоков миграции, числом зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, иностранных работников, числом лиц, получивших вид на жительство, а кроме того, - оценочной величиной нелегальной миграции. С практической точки зрения, эти категории более конкретны, однородны и имеют большее отношение к миграционной политике.

Перепись населения как основной источник данных о международных мигрантах в стране

Поскольку регистры населения в настоящее время отсутствуют в большинстве стран Содружества, основным источником данных для определения числа мигрантов, проживающих в стране, являются переписи населения. Как и в большинстве стран, переписные листы государств Содружества (в переписях раунда 2000 г.) содержали несколько вопросов, позволявших оценить вклад миграции в формирование населения. В первую очередь речь идет о вопросах места рождения, гражданства и предыдущего места жительства, года последнего переезда, а также этнической принадлежности. Отдельные вопросы задавались относительно языка, которым респондент владеет как родным, и т. д. В переписях раунда 2000 г. впервые вопрос о гражданстве был вынесен как отдельный, поскольку в прежних советских переписях он ставился как уточнение вопроса национальной принадлежности для иностранцев. Вопрос о предыдущем месте жительства позволяет определить, пересекал ли мигрант границу государства или совершал переезд в его пределах. К сожалению, в силу некоторых причин, этот вопрос в российской переписи 2002 г. был задан в несколько неточной форме. Респондент-мигрант должен был указать не последнее (до переезда) место жительства, а тот регион, в котором он или она проживали в январе 1989 г., то есть на момент последней советской переписи. Насколько нам известно, в таком виде этот вопрос не задавался ни в одной из переписей. Он не позволяет проследить промежуточные миграции и естественную убыль мигрантов, которые могли произойти за 13-летний период. Одним из объяснений такой версии вопроса является переименование множества населенных пунктов и регионов, имевшее место в 1990-х годах практически на всем пространстве бывшего Союза. Это могло привести к значительным трудностям при кодировке переписных листов.

Разнообразие публикуемых материалов постсоветских переписей населения дает возможность определить международную миграцию, используя различные критерии, в зависимости от конкретных нужд пользователя. Отсутствие каких-либо специальных комментариев в преамбулах томов переписей свидетельствует о том, что статистика стран СНГ не выделяет как-либо особо численность международных мигрантов. Тем самым ученым или практикам в зависимости от целей исследования предоставляется возможность узнать, сколько граждан других стран проживает на территории государства, какова численность населения, родившегося за переделами этой страны, и. наконец, какова численность населения титульных и нетитульных национальностей.

Таблица 1. Основные показатели распределения населения по месту рождения и гражданству по данным национальных переписей некоторых стран СНГ

 

 

Все насе-ление

В том числе

родились в соответст-вующей стране

родились за преде-лами страны

граждане соответ-ствующей страны

ино-странцы и лица без граж-данства

нет сведений о граждан-стве

Армения

человек

3213001

2927306

285695

3185455

27546

 

%

100,0

91,1

8,9

99,1

0,9

 

Украина

человек-

48240902

43084662

5156240

47950004

169122

 

%

100,0

89.3

10,7

99,4

0,4

 

Белоруссия

человек

10045237

8886422

1158815

9934539

107756

2942

%

100

88.5

11,5

.98,9

1,1

0,03

Казахстан

человек

14953126

128397о1

2113173

14867921

85205

 

%

100.0

85.9

14,1

99,4

0,6

 

Российская Федерация

человек

145166731

Данные в разработке

142442404

1025413

1269023

%

100

98,1

1,0

0.9

Источник: Данные национальных переписей населения раунда 2000 г.

Некоторые страны включили в вопросники своих переписей отдельный вопрос о продолжительности пребывания за рубежом и о стране пребывания. Это означает, что оценка числа мигрантов, проживающих в стране, имеет большее значение для стран приема, нежели для стран выхода.

Гражданство - вполне надежный и объективный критерий для выделения мигрантов в населении страны. Однако многие иностранцы могли (и сделали это на практике) отказаться от участия в переписи, в особенности если их правовой статус не был определен.

Место рождения также представляется вполне надежным критерием, но, по нашему мнению, продолжительность проживания или пребывания в последнем месте жительства также должна приниматься во внимание. Давайте, используя этот критерий, проверим, всегда ли одинаково успешно может применяться подход ООН к определению иностранных мигрантов, а также оценим его объективность.

Украина и Белоруссия к настоящему моменту опубликовали очень близкие по смыслу данные последних переписей населения о распределении пожизненных мигрантов6 по продолжительности проживания в месте последней миграции и месту рождения - в стране или за границей (см. таблицу 2).

Таблица 2. Распределение международных пожизненных мигрантов, родившихся за пределами страны, по продолжительности проживания в месте прибытия

 

 

Период проживания, лет

После распада СССР

До распада СССР

до 5

6-9

10 и более

всего

Украина

человек

351123

423451

4377354

5156240

778886

4377354

%

6,8

8,2

84,9

100

15

85

Белоруссия

человек

181732

182513

789859

1154105

364246

789859

%

15,7

15,8

68,4

100,0

32

68

Источник. Переписи населения Украины (2001) и Белоруссии (1999).

Согласно данным переписей, в Белоруссии около 70% «лиц, родившихся за рубежом» и 85% - на Украине совершили переезд до распада Союза. В России, где материалы переписи пока опубликованы не полностью, эта цифра ожидается меньшей, поскольку именно Россия была главной страной приема масштабных потоков мигрантов из бывших союзных республик в 1990-е годы. Но и в этом случае число людей, совершивших переезд еще в те годы, когда почти все они были гражданами и уроженцами одной страны, должно быть очень значительным.

Главный вопрос заключается в следующем: в какой еще стране мира, кроме бывших республик СССР, наблюдается столь высокая доля собственных граждан среди пожизненных мигрантов, и можно ли действительно относить их к числу долгосрочных мигрантов, живущих в стране? На наш взгляд, все эти люди, конечно, мигранты, но не международные, и включать их в состав числа зарубежных мигрантов, живущих в стране, некорректно, если только этим не преследуются цели политической конъюнктуры.

Может ли этническая принадлежность выступать критерием определения численности долгосрочных международных мигрантов в стране?

Несмотря на то, что этнический состав многих стран СНГ сильно изменился после переписи 1989 г., большинство из них остались многонациональными и были такими на протяжении нескольких веков. Представители более чем 100 народов проживают в настоящее время на Украине, в Белоруссии, России и Казахстане. Некоторые националистически настроенные политики пытаются всеми доступными средствами акцентировать внимание на необходимости увеличивать численность и долю в населении лиц основной - титульной национальности. Напомним, что речь не идет о коренных народах, традиционно проживающих на той или иной территории, а именно о той части населения, которая дает название государству (см. таблицу 3).

Таблица 3. Доля и динамика титульного населения в некоторых странах СНГ

 

% титульного населения в общей численности

Динамика численности титульного населения по отношению к данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.

% населения других национальностей

Азербайджан

90,6

1,24

9,4

Армения

99,1

0,98

0,9

Белоруссия

81,2

1,03

18,8

Казахстан

53,4

1,23

46,6

Киргизия

64,9

1,40

35,1

Россия

79,8

0,97

20,2

Украина

77,8

1,003

22,2

Источник. Данные национальных переписей населения раунда 2000 г. Статистический ежегодник «Страны СНГ в 2002 году» (изд. Стат. комитета СНГ).

Таким образом, мы полагаем, что невозможно в отношении большинства бывших республик СССР применять критерий этнической принадлежности для оценки численности долгосрочных мигрантов, проживающих в стране. Однако в постсоветский период этот критерий может использоваться для мониторинга изменения объемов миграционных потоков отдельных этнических групп в страну и из нее. Например, сравнение данных переписей 1989 и 2002 гг. показало, что с 1989 г. численность армян в России выросла более чем в два раза (на 112 %), а азербайджанцев - на 85%.

Миграция не единственный путь изменить этнический состав населения. Это может быть вызвано различиями в уровне рождаемости у титульного и нетитульного населения (например, в республиках Центральной Азии) или заведомо неточными ответами на вопросы, связанные с этнической принадлежностью. Численность русских на Украине сократилась почти на 4 млн. человек (26%) с момента переписи 1989 г. Эксперты относят эти стремительные перемены на счет заведомо (или непроизвольно) данных некорректных ответов на вопрос о национальности, что было вызвано стремлением многих русских назвать себя украинцами по политическим соображениям.

Прочие источники данных о долгосрочной миграции на примере Российской Федерации

Помимо переписи, в Российской Федерации в настоящее время существуют, по меньшей мере, 10 систем сбора данных о международных мигрантах различных категорий, но в большинстве своем они либо неадекватно отражают действительность, либо недоступны для публичного использования. Большинство из них, однако, отражают сведения, скорее, о ежегодных потоках, нежели о «накопленной» численности международных мигрантов в РФ. Однако некоторые из них действительно дают представление о численности долгосрочных зарубежных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, но с совокупностью международных мигрантов, определяемых методикой ООН, эти категории имеют мало общего. Как правило, учитываются граждане других государств или лица без гражданства, находящиеся длительное время в РФ на тех или иных основаниях. Мы располагаем достаточно надежной статистикой о числе лиц, ищущих и получивших убежище на территории РФ. Эти данные достаточно адекватно отражают действительность, поскольку они собираются по методике, применяемой повсюду в мире. Они публикуются открыто и доступны пользователям.

Данные о числе разрешений на работу в РФ для иностранных работников. Круг показателей, подлежащих разработке в области внешней трудовой миграции, определен Постановлением Госкомстата России от 2 апреля 2001 г. №247. Однако, несмотря на разнообразие разрабатываемых показателей (см. Приложение 4), качество этой статистики можно считать условно удовлетворительным, поскольку фиксируются лишь факты выдачи разрешительных документов, а не реальное число работников. При этом, как известно, подавляющее число трудовых мигрантов (по некоторым оценкам, в 10 раз большее, чем зарегистрировано) работают в России незаконно. Не учитываются первично и повторно выданные разрешения, нет данных о сроках заключаемых контрактов. Таким образом, статистика разрешений на работу пока не может дать сведения о числе долгосрочных трудовых мигрантов из-за рубежа, находящихся в России. То же самое касается и учета занятости граждан России за рубежом. Трудоустраивается за границей с помощью российских фирм, имеющих лицензию на такую деятельность, лишь небольшая часть граждан РФ, выезжающих за границу на заработки.

Намного лучше обстоят дела со статистикой учебных мигрантов. Учет иностранных и иногородних мигрантов осуществляется в высших и средних специальных учебных заведениях. Следует подчеркнуть, что эта информация собирается только в отношении студентов государственных и муниципальных учебных заведений. Частные вузы не обязаны представлять соответствующую отчетность. Данные собираются в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 19 апреля 2002 г. №34 «Об утверждении Инструкций по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью государственных и муниципальных высших и средних специальных учебных заведений». За каждый учебный год собираются данные о приеме, выпуске и общей численности студентов, проживающих постоянно в странах бывшего СССР, и граждан других иностранных государств (см. Приложение 5).

Главная методологическая проблема, которая обнаруживается при составлении этой формы, - явное смешение критериев отнесения студента к учетной категории: места постоянного жительства (для лиц, проживающих на территории быв. СССР) и гражданства (для лиц, прибывших из других государств). Нельзя исключить, что среди лиц, постоянно проживающих на территории бывшего СССР, определенное число, возможно значительное, является гражданами Российской Федерации.

Большое значение имеет административная статистика, формируемая в рамках Федеральной миграционной службы. Часть данных и сейчас можно использовать для определения компонент совокупности долгосрочных зарубежных мигрантов, живущих в России. В частности, ежегодно определяется число лиц, проживающих в РФ на основании разрешений на временное проживание и видов на жительство. К сожалению, эта статистика не имеет широкого круга пользователей, так как не публикуется. Поясним, что согласно закону о правовом положении иностранных граждан, долгосрочные мигранты могут находиться в России или на основании разрешения на временное проживание (выдается на срок до трех лет), или вида на жительство (пять лет, с продлением). Однако не совсем ясно, как удается при этом избежать двойного учета и в случае смены статуса одним лицом.

Кроме того, одна из форм отчетности содержит сведения о численности иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в РФ по различным причинам в текущем календарном году. Но эти данные основаны на регистрации всех иностранцев в паспортно-визовых подразделениях МВД (ФМС). Иными словами, в эту отчетность попадают и долгосрочные, и краткосрочные мигранты. В частности, выделяются следующие группы иностранцев: прибывшие с частными целями, с целями осуществления деловых поездок, с туристическими целями, в целях обучения, с целью осуществления трудовой деятельности. В каждой из перечисленных категорий выделяется три графы - зарегистрировано всего, первично, прибывших с территории других регионов РФ. Приводится также распределение названных групп иностранцев по странам выхода. Выделение зарегистрированных первично в отдельную категорию создает иллюзию того, что все прочие иностранцы могут быть отнесены к долгосрочным мигрантам, прошедшим перерегистрацию. Однако данные о числе иностранных граждан, прибывших с целью обучения и зарегистрированных первично, практически полностью совпадают с данными Министерства науки и образования о контингенте студентов из-за рубежа, обучающихся в государственных высших и средних специальных учебных заведениях России. Поэтому эти сведения и методология их получения нуждаются в детальной проверке и дополнительных пояснениях со стороны Федеральной миграционной службы. Однозначно интерпретировать и тем более использовать их в аналитической работе пока нельзя.

В стадии конструирования программного обеспечения в РФ сейчас находится Центральный банк данных по учету иностранных граждан, однако его разработка и формат пока не доступны для представителей гражданской науки. Теоретически он должен объединить модули информации об иностранцах и лицах без гражданства, собираемой разными ведомствами - МВД, Федеральной пограничной службой. Министерством иностранных дел и т.д.

Заключение

Итак, почему же показателю численности мигрантов придается столь большое значение? Теоретически эти данные обосновывают оценку экономических, политических и культурных последствий присутствия международных мигрантов в стране прибытия, возможности и успешность их взаимодействия с местным населением и т.д. Некоторые эксперты полагают, что данные о числе долгосрочных мигрантов необходимы для мониторинга численности и состава населения иностранного происхождения с точки зрения долгосрочных перспектив их интеграции8.

Можно определенно сказать, что в отношении стран бывшего СССР это соображение применимо, скорее, к новоселам, совершившим переезд после распада Союза, но не к мигрантам, переехавшим до 1990 г. Эти люди, как и все мигранты, сталкивались, скорее, с проблемой адаптации на новом месте. Проблема интеграции вряд ли существовала для граждан одной страны, родившихся в большинстве случаев на территории той же страны, говоривших на одном языке и имевших чаще всего общее культурное прошлое.

Мы, безусловно, высоко оцениваем усилия специалистов ООН, которые пытаются сделать международную статистику миграции более понятной, сопоставимой и корректной. Понятно, что без сходной или близкой методики оценки численности долгосрочных мигрантов и объема миграционных потоков международные сравнения данных становятся весьма проблематичными. Однако в некоторых случаях методология должна быть более гибкой, что позволит избежать сверхупрощения задачи, особенно в тех случаях, когда мы имеем дело с непростой ситуацией и неоднородными объектами. Необходимо весьма осторожно обращаться с данными, относящимися к государствам, переживающим или пережившим в недавнем прошлом серьезные геополитические перемены. Вне исторического контекста статистика часто дает ложное представление о ситуации.

Краткий обзор практик, применяемых в странах СНГ для оценки численности долгосрочных мигрантов, проживающих в стране, показывает, что переписи населения являются главным источником для определения этой величины и дают представление о числе иностранных граждан, а также лиц, родившихся за пределами страны. В России чаще всего используются данные о конкретных подгруппах международных мигрантов, находящихся на территории страны. Пока что практический смысл категории, предлагаемой экспертами ООН, не представляется очевидным, поскольку миграционная политика чаще всего имеет дело с конкретными группами мигрантского населения. Эти данные более понятны и оперативны, несмотря на известные недостатки методологий, применяемых при их сборе и разработке.

Приложение 1. Число пожизненных мигрантов, проживающих на территории Украины и Белоруссии, прибывших из-за рубежа, с распределением по месту рождения - в республике или за ее пределами

 

Всего пожизненных мигрантов, прибывших из-за рубежа

в том числе

родились за пределами республики

родились в республике

Украина

5256923

5156240

100683

Белоруссия

1263023

1154105

108918

Источник. Материалы национальных переписей населения раунда 2000 г.

Приложение 2. Зарубежные студенты учебных заведений высшего и среднею профессионального образования России (Общее число, все курсы и все программы обучения)

Число студентов из-за рубежа

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

56787

50318

44963

43366

43248

44419

45784

48976

Источник: Данные Минобразования РФ, 2002 (Стат. сборник).

Приложение 3. Доля населения титульной и нетитульной национальности и доля родившихся за рубежом в населении стран Балтии (в процентах)

 

Эстония

Латвия

Литва

Титульное население

67,9

57,66

83,45

Русские

25,63

29,58

6,31

Другие национальности

6,47

12,76

10,24

Родившиеся в республике

80,8

81,5

92,9

Родившиеся в России

13,9

9,6

2,7

Родившиеся в других странах

5,3

8,9

4,3

Источник. Национальные переписи (раунд 2000 г.).

Приложение 4. Формы статистической отчетности по привлеченной иностранной рабочей силе и гражданам РФ, занятым за границей

Привлеченная иностранная рабочая сила

I. Половозрастной состав иностранных граждан
II. Численность иностранных граждан по странам происхождения
III. Распределение иностранных граждан по отраслям экономики и странам происхождения
IV. Распределение численности иностранных граждан по форме привлечения на территорию Российской Федерации
V. Распределение численности иностранных граждан по формам трудоустройства на территории Российской Федерации
VI. Распределение иностранных работников по отраслям экономики

Занятость граждан России за рубежом

I. Половозрастной состав российских граждан, выехавших на работу за границей
II. Численность российских граждан по странам приема, уровню образования, продолжительности профессиональной деятельности, предусмотренной в контрактах и договорах подряда
III. Численность российских граждан, выехавших на работу за границей, по категориям занятости
IV. Распределение российских граждан, выехавших на работу за границей, по видам деятельности
V. Профессиональный состав российских граждан, выехавших на работу за границей

Приложение 5. Отчетность по учебной миграции из-за рубежа

Раздел 9 формы №3-НК

Численность студентов, постоянно проживающих на территории государств, входящих в Содружество Независимых Государств, и других государств на территории бывшего СССР, а также иностранных граждан

Код по ОКЕИ: человек - 792

Наименование

Код строки

Код госу-дарства по ОКСМ

Принято

Численность студентов

Выпуск

всего

из них с полным возме-щением затрат на обучение

все-го

из них с полным возме-щением затрат на обучение

все-го

из них с полным возме-щением затрат на обучение

А

Б

В

1

2

3

4

5

6

Всего

01

0

 

 

 

 

 

 

в том числе: Российская Федерация

01

643

 

 

 

 

 

 

Страны СНГ и Балтии (перечисление по строкам )

01

031

 

 

 

 

 

 

Кроме того, численность иностранных граждан (кроме государств на территории быв. СССР)

02

0

 

 

 

 

 

 

Из них (из строки 02) по договорам (контрактам), заключенным учебным заведением

03

0

 

 

 

 

 

 


1 UN DESA, Trends in total migrant stock: the 2003 revision.
2 Keiko Osaki. The International Migrant Stock: a Global View. Paper presented at the IOM seminar «Approaches to Data Collection and Data Management»,Geneva 8-9 September, 2003, IOM website
3 Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 250.
4 См.: Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
5 На недавно созданном Web-сайте ФМС можно найти только два определения, относящиеся к международной миграции, - иммигрант и эмигрант (см. www.fmsrf.org).
6 Пожизненные мигранты - лица, проживающие в регионе / населенном пункте не с рождения.
7 См.: Постановление Госкомстата России oт 2 апреля 2001 г. № 24 «Об утверждении статистическою инструментария для организации Минфедерации России статистического наблюдения в области внешней трудовой миграции» (с изменениями от 23 мая, 3 сентября 2002 г.).
8 Еnrico Bisogno, Presentation «International migration: practices of 2000 Round and issues for 2010». UNFPA-UNECE-NIDI Training Programme on International Migration 24-28 January 2005.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.