Rambler's Top100

№ 321 - 322
18 февраля - 2 марта 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Какой будет продолжительность жизни Россиян

Цели и средства

Можно ли полагаться на экстраполяцию?

Что показывает экстраполяционный прогноз для России?

Возможен ли неэкстраполяционный прогноз?

Оптимистический сценарий изменений смертности

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Александра ЭКСТЕР. Конструктивный натюрморт. Alexandra Ekster. Constructive still life (1917)

Какой будет продолжительность жизни Россиян  

Евгений АНДРЕЕВ

Над темой номера
работал
Евгений АНДРЕЕВ

Оптимистический сценарий изменений смертности

Попытаемся представить себе некоторый весьма оптимистический сценарий развития событий. При этом будем исходить из того, что в детских возрастах трендовый прогноз выглядит вполне благопорлучно, и возьмем за базу оптимистического сценария верхний вариант трендового прогноза для детских возрастов.

Что касается смертности взрослых, то оптимистический сценарий предполагает активизацию антиалкогольной политики, что позволит закрепить достигнутый в последние годы успех и (учитывая снижение смертности в детских возрастах) повысить продолжительность жизни мужчин до 65 лет.

Дальнейшее снижение смертности невозможно без кардинальных успехов в профилактике и лечении болезней системы кровообращения. Рывок в борьбе со смертностью от этого класса причин получил в Западной Европе и США название «сердечно-сосудистой революции» (“the cardiovascular revolution”)21. Эта революция началась в 1970-х, так что сейчас в активе европейских стран тридцатилетний прогресс в лечении болезней системы кровообращения.

Ликвидация тридцатилетнего отставания – весьма дорогостоящее дело. Недавний ускоренный рост продолжительности жизни в Польше и Чехии сопровождался ростом расходов на здравоохранение в разы22. С учетом масштабов страны и степени отставания, затраты России должны быть гораздо большими, чем сейчас. Возможно, ветераны демографии помнят, что в середине 1970-х годов Б.Ц. Урланис называл (на закрытых обсуждениях в АН СССР и в документах с грифом «Для служебного пользования») важной целью демографической политики в СССР - предоставление всему населению того же уровня медицинского обслуживания, что пациентам Четвертого главного управления при МЗ СССР23. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с политической точки зрения, проще, чем с алкоголем, но требует огромных капиталовложений, несравнимых с расходами по национальному проекту «Здоровье», а также подготовки новой генерации врачей, знакомых с современными высокими технологиями.

Что касается профилактики, то здесь, учитывая мировой опыт, на первое место выходят борьба с курением и артериальной гипертонией. По данным ВОЗ (HFA-DB), в России продолжается рост курения – одного из важнейших факторов сердечно-сосудистой патологии и рака легких. Несмотря на Федеральную целевую программу «Профилактика и лечение артериальной гипертонии» и небольшое снижение показателя, смертность от инсультов в возрасте до 65 лет в стране в 10 раз превосходит уровень «старых» членов ЕС.

После скачка, обусловленного улучшением алкогольной ситуации, скорость снижения смертности, скорее всего, замедлится. В 12 восточноевропейских странах, которые раньше России начали выходить из кризиса смертности (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Хорватия, Чешская республика, Эстония) скорость роста продолжительности жизни мужчин составляет примерно 0,27-0,30, а женщин 0,19-0,21 года за 1 год. Даже в Восточной Германии, где кризис смертности был самым слабым среди бывших социалистических стран, рост продолжительности жизни мужчин после объединения двух Германий составил 0,34 года за 1 год, а обоих полов – 0,35. Разрыв продолжительности жизни для двух полов сократился с 2,5 до 0,64 года, но сохраняется, несмотря на то, что выравнивание уровня медицинской помощи в Западных и Восточных землях произошло почти сразу.

По данным The Human Mortality Database24, после 1950 года не было ни одного случая, чтобы продолжительность жизни в стране в течение 10 лет росла со средней скоростью более 0,5 лет за 1 год. Вообще в двадцатом веке подобный рост зафиксирован где-либо лишь в послевоенные годы.

Нельзя не учитывать и современное состояние здоровья населения. В конечном итоге, здоровье «неумеренного пьющего» большинства не может  улучшиться мгновенно. Поэтому, на наш взгляд, та же средняя скорость роста продолжительности жизни, что в 12 восточноевропейских странах, – это весьма оптимистический прогноз возможного снижения смертности для России в период 2009-2025 годов, после снижения алкогольной смертности.

С учетом всего этого, нам представляется, что продолжительность жизни к 2025 году при самом благополучном развитии событий не будет выше 73,5 года (рис. 6). Две равно важные предпосылки оптимистического прогноза – проведение «непопулярных» антиалкогольных мер и «сердечно-сосудистая революция».

Рисунок 6. Оптимистический прогноз ожидаемой продолжительности жизни населения России (оба пола), лет

Согласно Концепции, в 2007-2015 годах темп роста продолжительности жизни должен составлять 0,37 года за 1 год, что, в принципе, реализуемо, а в 2015-2025 годах - 0,5 года за 1 год. В речи президента на заседании Госсовета Российской Федерации 8 февраля 2008 года предлагается увеличить продолжительность жизни до 75 лет уже к 2020 году, основой для этого должны стать «системные изменения и в организации медицинской помощи, и в техническом перевооружении медицинских организаций, и в качественном изменении кадрового потенциала здравоохранения». Также предполагается «создать такие условия, чтобы люди имели возможность и сами стремились поддерживать свое здоровье за счет профилактики заболеваний, занятий физической культурой и спортом25».

В конечном итоге - разница оценок 73,5 года, 75 лет или 78 лет – не столь важна. Гораздо важнее прервать тенденцию сорокалетнего роста смертности. На наш взгляд, это возможно только при условии немедленного развертывания широкого комплекса мер по снижению негативного влияния алкоголя на российскую смертность. Самая совершенная система здравоохранения не в состоянии продлить жизнь тем, кого мы относим к группе опасно потребляющих алкоголь.


21 Vallin J., Meslé F., Valkonen T. Trends in mortality and differential mortality. Population studies No. 36. Council of Europe Publishing 2001.
22 Андреев Е.М., Е.А. Кваша и Т.Л. Харькова. Ожидать быстрого снижения смертности в России не приходится. Вопросы статистики.  11. 2003: 13-27.
23 Четвертое главное управление (до 1953 г. - Лечебно-санитарное управление Кремля) осуществляло медицинское обеспечение деятельности высших государственных и партийных органов, и оказание высококвалифицированной медицинской помощи членам их семей.
24 База данных о человеческой смертности  http://www.mortality.org/, наиболее полное собрание достоверных исторических рядов смертности.
25 "Российская газета" - Федеральный выпуск №4585 от 9 февраля 2008 г.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.