Rambler's Top100

№ 313 - 314
10 - 31 декабря 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» о численности совершеннолетнего населения и избирательных списках
«Новые известия» и «Коммерсантъ» о новых расчетах ИРЧП
«Новые известия» о грядущем росте доходов россиян
«Российская газета» о возможностях увеличения уровня пенсии до 40% от средней зарплаты
«Новые известия» о причинах непопулярности в России НПФ
«Независимая газета» об обратной ипотеке
«Новые известия» о возможном вытеснении среднего класса из Москвы
«Новые известия» о региональном неравенстве в России
«Gazeta.kz» о сельско-городской миграции в Казахстане
«Ведомости» о производительности и издержках труда в России
«Время новостей» и «Российская газета» о причинах снижения регистрируемой безработицы в России и перспективах обеспечения российской экономики рабочей силой
«Российская бизнес-газета» о квотировании рабочих мест для социально-незащищенных категорий населения
«Московские новости» о проблемах миграции в России
«Независимая газета» о том, «соотечественник ли нам гастарбайтер» - в продолжение полемики по позиции Лужкова в отношении ограничении легальной миграции в столицу
«Коммерсант» о миграции в мире и роли женщин в ней
«Ha’aretz» о возможностях возвращения соотечественников в Россию из Израиля
«Известия» о российской идентичности
«Российская газета» о проблеме СПИДа глазами Онищенко

«Время новостей» и «Новые известия» о неучтенном количестве ВИЧ-позитивных в России
«Независимая газета» о проблеме курения в России
«Вечерняя Москва» о проблеме смертности в России
«Газета» и «Известия» о смертности на российских дорогах
«Известия» о внутрибольничных инфекциях
«RBC daily» о возможных последствиях пандемии птичьего гриппа
«Коммерсантъ-Власть» и «Известия» о российском здравоохранении
«Известия» о специальном медцентре для мусульман в Москве
«Газета» об инвалидах - российских и зарубежных
«Газета» о молодых семья и доступном жилье в Москве
«Газета» о поддержке столичных семей
«Новые известия» о «прямом усыновлении» и проблеме подкидышей
«Известия» о приемных и патронатных семьях
«Новые известия» о родителях и детях после развода
«RBC daily» об уровне знаний российских школьников
«RBC daily» о том, как (и чем) наша наука весь запад кормит
«Herald Tribune» о «женитьбе для удовольствия
«RBC daily» о перспективах роста мировых цен на продовольствие
«Газета» о влиянии размеров семьи на экологию
«Le Figaro» о возможной климатической войне
«The Times» о новом исследовании возникновения расовых различий

… о неучтенном количестве ВИЧ-позитивных в России

Неизвестный больной

Число невыявленных носителей ВИЧ в России превышает полмиллиона человек

Уже через несколько лет на медицинскую помощь носителям вируса иммунодефицита человека, живущим в России, необходимо будет тратить приблизительно 2 млрд. долл. в год. Вчера, в преддверии Всемирного дня борьбы со СПИДом, эти цифры привел руководитель федерального центра по профилактике и борьбе с этим неизлечимым заболеванием академик Вадим Покровский. Он напомнил, что в 2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» на нужды ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было выделено 5,1 млрд. руб., что уже считалось существенным прорывом. Но грядущее увеличение затрат на лечение инфекции, по словам академика, будет вызвано не только тем, что количество зараженных значительно увеличится, но и тем, что СПИД из остропротекающего смертельного заболевания превращается в хроническую болезнь, с которой многие смогут дожить до глубокой старости. Уже сегодня при своевременном начале лечения и наличии всех необходимых лекарственных препаратов (обычно пациент принимает одновременно три-четыре лекарства) носители ВИЧ живут до 20 лет после заражения.
Своевременное назначение новых препаратов и вообще начало медикаментозной терапии очень важно для инфицированных, поэтому ВИЧ-положительных граждан, стоящих на учете, приходится полностью обследовать четыре-пять раз в год. В зависимости от стадии заболевания диагностика и терапия одного пациента стоит от 1500 до 15 тыс. долл. «Сейчас на лечении находится уже 30 тыс. россиян, не за горами то время, когда нужно будет лечить 400 тыс., а потом и миллион», - отметил академик Покровский.
Большой проблемой остается прогнозирование количества больных через несколько лет, так как сегодня затруднительно подсчитать число инфицированных. Несколько дней назад главный санитарный врач России Геннадий Онищенко назвал оценку международных экспертов из организации UNAIDS слишком «эмоциональной» - по их данным, в России уже есть миллион инфицированных. По данным же «Роспотребнадзора», который возглавляет г-н Онищенко, ВИЧ-положительных у нас чуть более 400 тыс. Вчера Вадим Покровский со своей стороны попытался прояснить цифры, отчасти примирив два ранее высказанных мнения. Он начал с того, что, по официальным данным, в России действительно живет «не менее» 385 тыс. ВИЧ-инфицированных. Но это «не менее» означает, что кроме тех зараженных, что числятся в базе данных, есть и другие, очень многочисленные, - нигде не учтенные. А среди неучтенных, в свою очередь, масса людей, которые никогда на ВИЧ не проверялись и даже не подозревают, что с ними что-то не так. Таких, по его оценкам, от 500 до 700 тыс. человек.
Это самая опасная с точки зрения распространения болезни категория. Также, несмотря на официальный запрет, на территории России постоянно пребывает примерно 10 тыс. инфицированных иностранцев, они приезжают на работу и стараются осесть здесь. Стоит ли говорить, что никакого лечения они, как правило, не получают. «Общее расчетное число ВИЧ-позитивных людей, живущих на территории России, составляет не менее одного миллиона человек. Все эти люди в той или иной мере участвуют в передаче вируса, и число зараженных россиян продолжает увеличиваться ежедневно», - подытожил Покровский. По официальным данным, каждый день выявляется 110-120 новых инфицированных в стране. В 2005 году всего выявили 35861 новый случай, в 2006-м - 39589, а за три квартала текущего года - 36000. Ожидается, что по итогам года эта цифра превысит 40000. Если от каждого зараженного за пять лет заразится только один человек, то это будет означать, что к 2012 году в России будет уже 2 млн. ВИЧ-положительных.
Главный канал распространения страшной болезни - инъекционные наркотики. Так было всегда, но в последнее время стало значительно больше случаев передачи вируса половым путем. В 2007 году треть новых случаев заражения произошла именно так. Это незамедлительно сказалось на гендерном составе заразившихся - среди них все больше женщин. В некоторых регионах их число даже сравнялось с мужчинами-носителями. «Нужно соображать, с кем вступаешь в половой контакт. Могу привести пример, когда слабоумный и ВИЧ-инфицированный, но очень красивый молодой человек любил ходить в Измайловский парк и там развлекаться с девушками», - рассказал случай из практики академик. По его словам, наше общество и профессиональное медицинское сообщество не готово пока раздавать наркоманам метадон (наркотик, отчасти заменяющий героин, но не требующий внутривенного введения), как это делают в некоторых странах Европы. Поэтому остается уповать только на здравый смысл всех без исключения граждан, среди которых только 19% людей используют презервативы, вступая в отношения с новыми или малознакомыми партнерами. «Надо так обучать, чтобы человек даже в пьяном виде знал о необходимости использовать защиту при половом контакте», - сказал Вадим Покровский.

Галина ПАПЕРНАЯ. «Время новостей», 30 ноября 2007 года

Академик Вадим Покровский: «У нас число ВИЧ-инфицированных может приблизиться к миллиону»

Всемирная организация здравоохранения объявила 1 декабря Всемирным днем борьбы со СПИДом. Проблема действительно стала всеобщей: в мире насчитывается более 41 млн. человек с вирусом иммунодефицита. О том, как живут ВИЧ-инфицированные в нашей стране, появятся ли в обозримом будущем лекарства, излечивающие от СПИДа, «Новым Известиям» рассказал директор Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, академик РАМН Вадим ПОКРОВСКИЙ.
– Вадим Валентинович, сколько сегодня в России ВИЧ-инфицированных?
– Официально зарегистрировано 426 тысяч россиян – носителей антител к вирусу иммунодефицита человека. Из них 406 тысяч – взрослые, у которых диагноз ВИЧ-инфекция подтвержден, а 20 тысяч – дети, родившиеся от ВИЧ-инфицированных матерей. Это одно-двухгодовалые малыши, и пока нет точных данных о том, заражены они или нет. Есть надежда, что нет: большинство еще в утробе матери и в первые дни жизни получали антиретровирусные препараты. Сейчас всех беременных проверяют на ВИЧ, и, если оказывается, что женщина заражена, ей назначают лечение во время беременности. Можно провести терапию и непосредственно при родах, что также снижает риск заражения. До применения этих методов риск передачи вируса от матери ребенку составлял до 50%, а сейчас – менее 10%.
– Появились эффективные препараты?
– Да, и с их помощью можно вообще добиться, чтобы все дети рождались здоровыми. В Европе сегодня практически не рождаются ВИЧ-инфицированные малыши. Средства на лечение детей у нас есть, но нам надо решить еще много организационных проблем. Как только мы их решим, риск рождения зараженных детей снизится до 1–2%.
– ВИЧ-инфицированных сегодня лечат только импортными лекарствами? В свое время много писали о российском препарате. Какова его судьба?
– Он был создан в Институте молекулярной биологии, мы его практически бесплатно испытывали, и могу сказать, что он не уступает ни одному из западных аналогов. А, может, даже и лучше некоторых. Но реальность такова, что каждый больной должен принимать одновременно 3–4 лекарства.
Сегодня мы закупаем порядка 15 импортных препаратов, и стоимость лечения одного человека составляет от 1,5 до 15 тысяч долларов. Если бы производство было российское, препараты стоили бы дешевле. Пока лечение получают 40 тысяч человек – то есть лишь 15% инфицированных нуждаются сейчас в лекарственной терапии, у остальных иммунитет еще достаточно крепкий. Но рано или поздно придется обеспечить лечением все 400 тысяч, иначе они заболеют СПИДом. И здесь цена препаратов будет иметь колоссальное значение.
Принимать лекарства надо начинать еще до развития СПИДа, когда проявляются первые признаки снижения иммунитета. Если человек обращается к врачам, когда заболевание в запущенной стадии, сделать ничего нельзя. Но проблема в том, что невозможно точно сказать, через какое время после заражения у конкретного человека разовьется СПИД.
– А от чего это зависит?
– Все зависит от индивидуальностей организма. Есть небольшое количество людей, которые 20 лет живут с ВИЧ-инфекцией и еще не нуждаются в лечении. Но таких не более 5%.
Скажу больше: 90% инфицированных и заболевших россиян заразились по цепочке, исходящей, видимо, от одного человека. Генетический анализ показал, что различия в структуре вируса минимальны. Вирус проник на территорию бывшего СССР в начале 90-х, где-то в портовом городе южной Украины. Именно тогда на всем постсоветском пространстве распространилось употребление наркотиков, и ВИЧ попал в очень благоприятные условия.
– Но сейчас другая ситуация: основной путь заражения уже не наркотики, а половой.
– Да, наступил следующий этап. В свое время ВИЧ заразилось большое количество молодых наркоманов, преимущественно мужчин. И сейчас они заражают женщин. В прошлом году женщины составили 44% среди всех вновь выявленных, хотя еще в 2000 году число носителей ВИЧ среди них не превышало 20%.
– А какой средний возраст зараженных?
– Двадцать–тридцать лет. Но в последнее время мы выявляем инфицированных и в группе старше семидесяти.
– Можно ли точно сказать, сколько у нас сегодня заболевших СПИДом?
– Не хотел бы называть цифру – это не показатель для специалистов. Сейчас вообще размывается само понятие «Синдром приобретенного иммунодефицита». Даже если у человека выявляют нарушения иммунитета, которые обычно приравниваются к СПИДу, это совсем не означает, что он умрет. У одного очень известного артиста СПИД был диагностирован еще семь лет назад, но назначенная терапия оказалась успешной, и сегодня он продолжает выступать. А до появления современных антиретровирусных препаратов с диагнозом СПИД больше двух лет никто не жил.
– Скажите, а сколько россиян погибло от СПИДа?
– За весь период наблюдений около 20 тыс. человек, пока у нас сравнительно небольшое число смертей. Например, в США от СПИДа погиб уже миллион человек с начала эпидемии. Большинство наших ВИЧ-инфицированных, к счастью, еще не дожили до развития СПИДа, и медицина сегодня в состоянии отодвинуть этот момент как можно дальше.
– В каких направлениях сегодня ведутся разработки в области создания лекарств против СПИДа?
– Ученые продолжают работать над созданием вакцины. Но перспективных разработок в этом направлении нет, и говорить о том, что в ближайшие 10–20 лет будет создана «прививка от ВИЧ», увы, не приходится.
– Как-то все очень пессимистично…
– Да, пессимистично, и люди должны знать об этом. Единственное эффективное средство от заражения сегодня – обучение населения безопасному образу жизни. На Западе, где эпидемия СПИДа началась раньше, чем у нас, пораженность населения ВИЧ ниже, чем в России, только благодаря своевременно начатым мощным профилактическим мероприятиям, которые продолжаются и сейчас. В США сегодня заражено ВИЧ 0,5%, в Западной Европе – 0,3%, а в России – уже до 1% взрослого населения. Все силы и средства брошены на лечение, а о профилактике никто не вспоминает.
– Возможно ли каким-то образом решить эту проблему?
– Только одним: в правительстве должны быть люди, которые заглядывают в будущее страны на несколько десятилетий вперед. Если ничего не изменится, в будущем нам придется лечить уже не 400 тысяч, а порядка 1 млн. человек.
– Почему?
– Потому что 400 тысяч – официально зарегистрированные инфицированные. Реальное же их число – порядка одного миллиона. И если мы не начнем эффективных профилактических мероприятий, через 3–5 лет это число удвоится. Большинство тех, кто сейчас инфицирован, потребуют лечения через 3–5 лет, а остальные – лет через 8–10. В прошлом году заразилось больше, чем в предыдущем, – около 40 тысяч человек, в этом такая же тенденция: в ноябре уже было 38 тысяч новых случаев. Процесс заражения идет, и его ничем, кроме изменения поведения, не остановить. Людям надо объяснять, как жить нормальной жизнью и не заразиться ВИЧ. Для этого нужен максимальный охват аудитории, обеспечить который может только телевидение.
Пока же власти, видимо, не до того: правительственная комиссия по вопросам СПИДа за год своего существования при министре здравоохранения и соцразвития Михаиле Зурабове собиралась всего один раз. Сейчас ждем, когда новый министр Татьяна Голикова членов комиссии соберет.
– Но частично профилактические мероприятия и те же телепередачи могли бы спонсировать фармацевтические компании.
– Производители препаратов делают вид, что активно занимаются профилактикой, так как в их адрес постоянно звучат обвинения в том, что они заинтересованы в том, чтобы было как можно больше больных. От профилактики им никакой прибыли, поэтому обучением населения надо заниматься на государственном уровне.
– Возвращаясь к проблемам ВИЧ-инфицированных россиян. Как им живется, соблюдаются ли их права?
– Живется им не просто, хотя Федеральный закон «О предупреждении распространения ВИЧ/СПИДа в РФ», принятый еще в 1995 году, считался передовым. Все их права, в том числе и на бесплатное лечение, закон гарантирует. Однако фактически бесплатное лечение у нас появилось лишь в 2006 году. То есть потребовалось почти 10 лет, чтобы закон начал, наконец, реально действовать хотя бы в этой части. Чтобы заработали и другие положения, потребуется еще много лет.
– Сегодня некоторые российские компании при приеме на работу требуют принести справку с результатом анализа на ВИЧ. Законны ли подобные требования работодателей?
– Нет, ни одно российское предприятие не имеет права обследовать людей на ВИЧ-инфекцию при найме на работу. Частные компании могут предъявлять дополнительные требования к кандидатам, но они не должны противоречить действующему законодательству. В статье 17 упомянутого выше закона четко сказано: «Не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу… на основании наличия у человека ВИЧ-инфекции». В обязательном порядке на ВИЧ в России обследуются только доноры и поступающие на работу в государственные центры СПИДа. Все остальное – инициативы, никакого отношения к закону не имеющие. Обследование на ВИЧ у нас добровольное, каждый имеет право от него отказаться. На Западе при такой постановке вопроса компании пришлось бы отвечать за свои действия в суде и выплатить человеку большую компенсацию.
– Пока же наши компании диктуют свои правила: если в такой ситуации оказывается ВИЧ-инфицированный, он предпочитает тихо уйти.
– Или предоставить липовую справку. Их не принимают на работу в основном из-за страха и недостаточной информированности. Что нисколько не оправдывает такие действия. Прецедентов выигрыша судебных исков ВИЧ-инфицированных россиян еще не было. Но я надеюсь, они скоро появятся.

Наталья ТИМАШОВА. «Новые известия», 29 ноября 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.