Rambler's Top100

№ 303 - 304
1 - 14 октября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Итоги» о мировом опыте социальной политики и демографическом будущем России
«Парламентская газета» о рождаемости в России
«Московский комсомолец» об исследовании по вопросам рождаемости и планирования семьи
«Парламентская газета» об истинных причинах российских демографических проблем
«Газета» о грядущих пересмотрах семейного законодательства
«Русская Германия» о предложении германского политика ограничить брак семью годами
«The New York Times» о положении женщин в Саудовской Аравии
«Еl Pais» о проблеме безопасного секса у европейских подростков
«Коммерсантъ» о законодательном закреплении обязательности урологических и андрологических обследований мальчиков в Башкирии
«Эхо» о женском репродуктивном здоровье в Азербайджане
«Daily Telegraph» о новом методе лечения бесплодия
«Handelsblatt» о проблеме эмиграции в европейских странах
«Российская газета» о терниях практической миграционной политики
«Коммерсантъ» о миграционном приросте в России
«Коммерсант» о растущей нехватке трудовых мигрантов
«Газета» о московской программе толерантности и «миграционном паспорте»
«Коммерсантъ» о предложении мэра Москвы возродить Миннац
«Известия» о миграционных проблемах Москвы
«Известия» о медобслуживании немосквичей в Москве

«Независимая газета» о проблемах регистрации в Москве
«Время новостей» о школах русского языка в Москве
«Российская газета» о жизни иностранных студентов в Краснодаре
«Le JDD.fr» о не прошедшей во Франции поправке об обязательном анализе ДНК у претендентов на воссоединение семьи
«Новые известия» о подготовке отмены визового режима России и Израиля
«Ведомости» о рынке труда Китая и демографических прогнозах
«Невское время» о цене рабочей силы в России
«Вечерняя Москва» о дефиците рабочих кадров в Москве и проблемах среднего профобразования
«Газета» об исследовании дискриминации на российском рынке труда
«Газета» о пенсиях и прожиточном минимуме
«Новые известия» о ценах на жилье в Москве и других городах
«Ведомости» о необходимых затратах на российское образование
«Новые известия» о проблемах ВИЧ-инфицированных в российских тюрьмах
«Gazeta.kz» о заболеваемости туберкулезом в Казахстане
«Зеркало недели» о влиянии алкоголя на онкозаболеваемость
«Экономика и жизнь» о необходимости закона «Об официальном статистическом учете»
«Российская газета» о насущных задачах Минздравсоцразвития
«Газета» о положении маори в Новой Зеландии
«Новые известия» о спорах вокруг глобальных климатических изменений
«Газета» о пропавших без вести

… об истинных причинах российских демографических проблем

Мифы и рифы демографии

Экономика начинается с человека. Поэтому важно знать, сколько людей будет в будущем. Разброс прогнозных оценок велик, но все они предрекают демографическую катастрофу, депопуляцию, возврат к "устойчивому уровню численности населения" с "искусственно накачанных большевиками" высот - и как единственный выход - все увеличивающийся поток мигрантов.

Эхо войны
В последние 110 лет в России наблюдалось три слома демографического тренда - в 1917-1920 годах, в 1941-1945-х и в 1990-1992 годах (см. диаграмму). Последний из них впервые привел к смене знака тенденции - теперь население России ежегодно не растет, а убывает. Прогнозы на ближайшие 20-40 лет колеблются от 80 млн. человек (Центр демографии и экологии человека ИНП РАН) до 110 млн. человек (Бюро переписи населения США). По прогнозу Росстата, за 20 лет (к 2026 году) численность населения России упадет до 137 млн. человек, или на 6 миллионов человек по отношению к сегодняшнему дню.
Но прогнозы часто рассыпаются от столкновения с жизнью. В начале 90-х годов практически все основные западные центры, включая ЦРУ, прогнозировали исход населения из СССР в Западную Европу с огромными для России миграционными потерями. Ничего подобного не произошло - наоборот, Россия вызвала значительный, более 5 миллионов человек, приток иммигрантов. Либеральные экономисты обещали, что усиление роли государства в экономике России приведет к остановке экономического роста. Произошло наоборот. Рост усилился вместе с ролью.
Рискну предположить, что основную роль в демографическом "нырке" 90-х годов играют все же не фундаментальные долгосрочные, а преходящие краткосрочные факторы. В 1988 году достигли 65-летия люди, которым исполнилось 18 лет в хорошо всем известном 1941 году. Мы все еще расплачиваемся за Вторую мировую войну более высокой смертностью наших стариков, усугубленной коллапсом системы социальной поддержки в конце 80 - начале 90-х. Нас настигло эхо войны, усиленное социальной революцией.
Военная полоса еще не прошла. В 2006 году возраста 65 лет достигли люди, рожденные в 1941 году. На их раннее детство пришлись тяготы и лишения военного времени. Полного восстановления ожидаемой продолжительности жизни поэтому можно ждать не раньше 2012 года, когда порога старости достигнут послевоенные дети. Но уже к концу текущего десятилетия демографов могут ожидать приятные сюрпризы в виде ее "неожиданного" роста.

Профсоюз против вымирания
К демографическим потерям от экономической пертурбации 90-х можно отнести рост смертности мужчин продуктивного возраста и наблюдаемое снижение коэффициентов рождаемости. Но ни то, ни другое не имеет долгосрочной природы и может быть сравнительно быстро исправлено соответствующей государственной политикой.
Меры демографической госполитики хорошо известны, и во многом это хорошо забытое старое - восстановление стандартов охраны труда (включая ограничение и запрет сверхурочных работ, в том числе и для административного состава), жесткое внедрение отпусков и производственной диспансеризации, - так сказать, профсоюз против вымирания, борьба с коррупцией в ГИБДД и общее устрожение Правил дорожного движения, борьба с наркоманией, СПИДом и алкоголизмом. Здесь нет никакой магии, результаты последуют почти мгновенно.
Что касается коэффициентов рождаемости, то действительно потеря социальной стабильности привела к откладыванию родов на более поздний срок. Эффект отложенных родов налицо, в то время как снижение коэффициента рождаемости у 20-24-летних продолжается. Аналогичный показатель у 30-34-летних в последние 10 лет удвоился. Больше стали рожать и в 25-29 и 35-39-летних интервалах. Это означает, что традиционные подходы к деторождению не изменились, просто адаптировались к возникшим экономическим условиям. Понятно, что полного восстановления быть не может, так как многие вместо, скажем, двух детей, которые могли бы появиться при более ранних сроках родов, рожают всего одного ребенка. Количество абортов, несмотря на доступность современных противозачаточных средств, сохраняется на высоком уровне, что ведет к распространению бесплодия у женщин. Поэтому, к сожалению, не все отложенные роды смогут состояться.

Обойдёмся без третьего мира
С восстановлением системы социальной поддержки хотя бы до советского уровня можно смело ожидать возврата коэффициентов рождаемости в России к докризисному уровню. Это приведет к стабилизации возрастной группы 0-4 года на уровне около 9,5 млн. человек. Одного повышения рождаемости недостаточно, численность населения продолжит падение, хотя и более медленно. Необходимо вернуть показатели смертности мужского населения страны к уровню начала 90-х. Нам, по сути, нужно оказаться в той же недавней исторической точке, что гарантирует России стабилизацию численности населения страны на уровне 140-145 млн. человек без иммиграции, и это уже не демографическая катастрофа.
То, что мы не можем обойтись без мигрантов, - миф. С 1990-го по 2006 год численность трудоспособного населения России не снизилась, а выросла почти на 6,5 миллиона человек! Значит, проблема не в демографии, а в недостаточной социальной и географической мобильности рабочей силы, а также в избыточной прибыльности трудовой эксплуатации мигрантов. Ни то, ни другое не имеет к демографии никакого отношения. Мы не вымираем, как кому-то хотелось бы, мы просто не в состоянии себя организовать.
Действительно, если не ликвидировать последствия социального дарвинизма 90-х годов, численность трудоспособного населения вновь начнет медленно сокращаться примерно с 2010-2013 годов, но это достаточная фора, чтобы успеть наладить движение на дорогах, починить детские садики и развернуть всероссийскую социальную рекламу против абортов.
В любом случае никакой чрезвычайщины в сфере доступности трудовых ресурсов нет. Нам нет необходимости срочно переселять к себе третий мир. Миграционная политика должна быть избирательной, должна способствовать улучшению, а не ухудшению образовательного уровня и социальных стандартов нас, хозяев своей страны. Вновь прибывающие должны органично вливаться в наше общество, а не создавать в нем злокачественные новообразования.

Нас испортил квартирный вопрос
Предположим, мы стабилизировались. Как же нам вырасти?
На мой взгляд, уходом от пресловутого европейского образа жизни к русскому. За исключением Москвы и Петербурга, русское население всегда жило в своих домах, в том числе и в городах. Архаичные и патриархальные американцы до сих пор предпочитают свой дом "европейским благам" многоквартирного проживания. В результате по приросту численности населения Штаты опережают быстрорастущий Азербайджан, где, кстати, тоже две трети населения имеют свой дом.
Нормальный способ существования для русской семьи - это свой дом, где есть место и для бабушек и дедушек, и, конечно, для многочисленных детей. Эпоха индустриализации с ее вечной нехваткой жилья и квартирный вопрос действительно нас испортили. Особенно они испортили чиновников, связанных с распределением жилплощади и земли под застройку, и спекулянтов недвижимостью. Рынок здесь не потянет. Слишком высоки ставки и слишком велик соблазн к распределению ограниченного ресурса в свою пользу. Цена недвижимости, по сути, превратилась в удушающий налог не только на экономический, но и на демографический рост.
За разговорами о падающей численности населения спрятан вопиющий факт - в России прекратилась урбанизация. В 90-х был сломан демографический тренд. Но мало кто обратил внимание на то, что был жестоко сломан тренд роста численности городского населения. У нас уже 18 лет не растет доля городского населения при небольшом увеличении доли населения, проживающего в городах-миллионниках (в основном за счет Москвы).
За последние 18 лет не заложено ни одного нового города, ни одного нового поселка. Наоборот, с лица земли исчезли, деурбанизировались 800 таких поселений. Вспять "растут" Волгоград и Пермь, Саратов и Воронеж. Заметно "похудел" Владивосток - опора России на Тихом океане. Из крупнейших городов с миллионным населением растут только Москва, Казань и Ростов-на-Дону. Остальные теряют население или стагнируют, как Санкт-Петербург.
Вновь запустить урбанизацию - задача посложнее, чем запустить ракету или запустить руку в чей-то карман. Но без этого русская птица-тройка никуда не доедет. Если мы не будем строить и развивать города, кто-нибудь сделает это за нас. Но это будут не наши города.

Игорь ЛАВРОВСКИЙ. «Парламентская газета», 27 сентября 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.