|
Новое о еврейских иммигрантах из б. СССР в Германию.
Результаты государственного обследования.
Павел Полян
(Рецензия к книге: Sonja Haug unter Mitarbeit
von Michael Wolf. Soziodemographische Merkmale, Berufsstruktur und
Verwandtschaftsnetzwerke jüdischer Zuwanderer)
Еврейские иммигранты – статистически не слишком значительная,
а в последние годы и исчезающе малая группа иностранцев, прибывающих
в Германию. Может быть, поэтому Федеральное ведомство по делам беженцев
и мигрантов в Нюрнберге (ФВБМ) не слишком-то и жалует их своим вниманием:
даже новый регламент приема лиц этой категории, формально вступивший
в силу 15 мая 2007 года, до сих пор в полном виде еще нигде не опубликован,
а сама работа над этим регламентом проходила исключительно келейно
и по-советски закрыто. Если бы депутаты Бундестага были менее любознательными
(а на их запросы федеральное ведомство отвечать обязано), то наши
знания об этом регламенте не выходили бы за рамки информационных
крошек со стола функционеров Центрального совета евреев в Германии.
Тем более значимо, что научное подразделение ФВБМ уделяло
еврейской иммиграции определенное внимание. В частности, д-р Соня
Хауг – известный и активно печатающийся специалист в области международных
миграций, посвятила им несколько штудий. В одной из них, делая обзор
имеющейся на сегодняшний день немецкоязычной литературы о еврейской
иммиграции, она отметила, что уровень исследованности этой проблематики
явно недостаточен. Ее скепсис вызывала и репрезентативность проделанных
исследований: большинство выполнено на качественном уровне и основывается
на малочисленных и неслучайных выборках, практически все они или
опираются на общинную статистику или же на анкетирование исключительно
членов общин, причем скорее всего на тех из них, кто именно в силу
своей социальной зависимости или возраста, имеет достаточно времени
для участия в подобных опросах.
И вот, наконец, 9 июля 2007 года ФВБМ опубликовало рабочий
отчет С.Хауг (в сотрудничестве с М.Вольфом) «Социодемографические
признаки, профессиональная структура и родственные сети еврейских
иммигрантов»1. В нем
анализируются данные о 1061 еврейском иммигранте, в 2005 году прибывшем
в Баварию.
База данных охватывает практически весь поток еврейских
иммигрантов, прибывших в Баварию в 2005 году, – 1061 чел. Иными
словами, мы сталкиваемся здесь не с выборкой, а с полным обследованием,
другое дело что «выборкой» - и заведомо представительной - является
вся Бавария, принявшая в этом году 19,5% всех еврейских иммигрантов
в Германию. В соответствующий формуляр занесены следующие данные:
фамилия и имя (сведения анонимизированы), пол, дата рождения, национальность,
обученная профессия, практикуемая профессия, религиозное положение,
семейное положение, члены семьи, приехавшие вместе с данным лицом,
родственники в Баварии, родственники в Германии, родственники, оставшиеся
в стране исхода, желание переехать в Германию, наличие или отсутствие
жилья в Германии.
Открывают исследование и заслуживают пристального внимания
демографические данные, сообщаемые С.Хауг. Уже в первой таблице,
характеризующей ежегодный прирост еврейской иммиграции, встречается
серьезная новация: здесь приводятся следующие данные за1991 и 1992
годы – соответственно, 12583 и 15879 чел.2
Учета фактически прибывших тогда не велось, поэтому эти цифры, в
отличие от всех последующих, основываются на статистике разрешений,
выданных землями. Данных по 1990 году вообще не приведено. Между
тем до сих пор для характеристики самодеятельного потока еврейской
иммиграции в 1990-1992 гг. фигурировала суммарная величина в 8535
чел, введенная в оборот еще Административным ведомством в Кельне.
Считалось, что это и есть так называемые „Altfälle“ –«старые
случаи», то есть лица, прибывшие в Германию в 1990-1992 годах, вне
установленной процедуры и позднее официально признанные в качестве
контингентных беженцев. Серьезность новации не только в значительном
расхождении цифр, но и в ее методике. Она наверняка содержит в себе
сведения о тех, кто фактически въехал позднее и тем самым уже учтен
в сводной статистике. Иными словами, тут неизбежен двойной счет.
Один из наиболее ценных результатов С.Хауг – представление
о демографической структуре приезжающих, причем в основу положены
данные не о фактически приехавших в Германию, а о тех заявителях,
кто получил от немецких властей разрешение (с.12). За период с 1991
по 2004 гг. она охватывает 216225 чел. Иными словами, она охватывает
всех, правомочных приехать по еврейской линии, а не только тех из
них, кого позднее примут в общины. Такие сведения уникальны и до
сих пор никогда не публиковались!
Возрастная структура еврейских иммигрантов (1991 - 2004)
Градации возрастов (лет)
|
Количество (чел.)
|
Доля (%)
|
Менее 18
|
26206
|
12,1%
|
От 18 до 25
|
19483
|
9,0%
|
От 25 до 30
|
12918
|
6,0%
|
От 30 до 35
|
16067
|
7,4%
|
От 35 до 40
|
15240
|
7,0%
|
От 40 до 45
|
16600
|
7,7%
|
От 45 до 50
|
15640
|
7,2%
|
От 50 до 65
|
45229
|
20,9%
|
От 65 до 80
|
37926
|
17,5%
|
Более 80
|
10916
|
5,0%
|
Всего:
|
216225
|
100,0%
|
Источник: Bundesamt für Migration und Flüchtlinge
Согласно расчетам С.Хауг, средний возраст этого контингента
составляет 38 лет, а медианный – около 42 лет. Наша прикидка медианного
возраста дала другой результат: приблизительно 45,5 года, что, кстати,
согласуется и с аналогичным результатом, полученным в обследовании
журнала «Партнер» (46,0 лет - против 52,5 года у членов еврейских
общин в Германии, согласно статистике ZWST).
Вот еще некоторые из результатов С.Хауг. Иммиграция
ЕИ – классическая семейная иммиграция: 53 % среди прибывших составили
женщины. Самый старший из въехавших был 85 лет от роду.
Существенное расхождение с обследованием “Партнера»–
по среднему числу членов семей – 3,2 против 2,2: думается, что это
связано с тем, что по мере взросления детей часть иммигрантских
семей как бы «расщепляется» на две – родительскую и детскую (к этому
же результату могут привести и разводы).
Из лиц, приехавших в Германию по еврейской линии, собственно
евреями по национальности являются 59%, 25% - это русские и еще
12% украинцы. Евреями по религиозной принадлежности (иудаистами)
задекларировали себя 52% приехавших, на втором месте атеисты – 29%,
далее следуют православные (11,5 %) и представители других христианских
конфессий (7 %). Если наложить эти параметры друг на друга, то получим,
что 43% приехавших являются одновременно евреями и иудаистами, 16%
- евреями, но не иудаистами, 9 % - не евреями, но иудаистами и 32
% являются и ни теми, ни другими.
Подавляющее большинство еврейских иммигрантов до приезда
работало или училось, были пенсионеры и домохозяйки, безработных
же (по русским и т.п. понятиям) были буквально единицы. Из тех,
кто работал, большинство (43%) составляли научные работники, причем
действительно работали по своим специальностям 32% приехавших. Недостающие
10% научных сотрудников славировали в продавцы (10%). Сравнивая
эти данные с данными по коренным немцами, отмечаешь, что среди еврейских
иммигрантов вдвое больше научных сотрудников, но в 3-4 раза – меньше
ремесленников.
Важная роль в анализе отведена родственным сетям и цепочкам.
Более ¾ еврейских иммигрантов имеют родственников в Баварии
(что, конечно, играло роль при выборе земли), а вот дома родственники
остались лишь у половины. Интересно, что число желающих жить в Нюрнберге
(38%) даже больше, чем в Мюнхене (36%). Иммиграционный потенциал
оставшихся оценивается С.Хауг в 14% от количества въехавших в 2005
году.
И в завершение еще несколько цифр, которых мы без С.Хауг
не узнали бы: они извлечены из всенемецкого регистра иностранцев,
доступ к которому строго ограничен. Он основывается на текущих данных
Министерства внутренних дел. По состоянию на 18 апреля 2005 года,
в нем было зарегистрировано 113692 контингентных беженца, въехавших
после 1.1.1991, среди них представители 76 различных подданств,
в том числе 111811 человек – граждане стран СНГ и Прибалтики. Иными
словами, около половины еврейских иммигрантов, зарегистрированных
в ФРГ как контингентные беженцы, в этом регистре уже не фигурируют.
С.Хауг объясняет это тем, что многие уже получили немецкое гражданство
или же покинули Германию. Думаю, что еще одним серьезным источником
недобора стала естественная смерть: возрастная структура этой иммиграции
буквально заставляет нас это предполагать.
И вот что интересно. Оказалось, что лишь 1576 человек
из без малого 112 тысяч зарегистрированных в нем еврейских иммигрантов
указали на «иудаизм» как на свое вероисповедание3.
Это составляет всего 1,4%! Что ж, отрезвляющая цифра даже для тех
еврейских политиков, что не устают спекулировать на «второсортности»
прибывающего еврейства, причем спекулировать настолько, что всю
иммиграцию фактически закрыли!
Можно сколько угодно ругаться на бесчеловечный сталинский
режим, притеснявший иудаизм, как, впрочем, и другие религии, но
пора уже усвоить и уважить то, что еврейская идентичность еврейских
иммигрантов из б.СССР – совершенно другая, не-религиозная. Господа
принимающие: вы хотите изменить ситуацию и привить им именно религиозную
идентичность? Пожалуйста, флаг и господдержка вам в руки, - но не
забывайте, что перед вами - и без того евреи, взрослые
и сложившиеся, но только - другие. Предоставьте им ваши возможности,
поговорите с ними еще и еще раз, а то и послушайте их сами, - и
потом вы посмотрите, что вам удастся и что нет. Но не смейте обижать
их надменностью и высокомерием, выбросьте свои котурны и свою спесь:
перед вами – ваше будущее, и будет оно точно таким и останется его
ровно столько, насколько правильно вы себя сейчас с ним поведете.
1 Sonja Haug unter
Mitarbeit von Michail Wolf. Soziodemographische Merkmale, Berufsstruktur
und Verwandtschaftsnetzwerke jüdischer Zuwanderer. Working
paper Nr.8 der Forschungsgruppe des Bundesamtes. Nürnberg:
Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, 2007.
2 Эти же цифры были
опубликованы в 2005 г., со ссылкой на ФВБМ, исследователями из Дортмундского
университета. См.: Hammes, Michael. Jüdische Zuwanderung in
Deutschland. // Clavis. Schlüssel für die Integration
der Migranten in den Arbeitsmarkt: Strategien für Wirtschaft,
Verwaltung und Politik. 2005. Nr.3. S.14-15.
3 Аналогичные сведения
в документообороте консульств и земель менее представительны, так
как заявителю, как правило, заранее ясна роль еврейских организаций
в процедуре его приема
|