Rambler's Top100

№ 263 - 264
30 октября - 12 ноября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Алкогольная смертность и токсичность алкогольных напитков

Качество жизни населения и потребление алкоголя в современной России

Характер и тенденции потребления алкоголя: некоторые характеристики потребления алкоголя в Норвегии за период 1973-1999 годов

Норвегия: вождение в нетрезвом виде в 90-е годы

Алкогольная ситуация в России ухудшается: женщины догоняют мужчин


Google
Web demoscope.ru

Исследование образцов крови и регистрационные данные на норвежских водителей-нарушителей дорожного движения. Вождение в нетрезвом виде в 90-е годы

А. Кристоферсен1
(Опубликовано в сборнике: Алкогольная политика в России и Норвегии. Москва - Осло, 2000)

Алкоголь и наркотики у задержанных полицией водителей в 90-е годы

В начале 90-х годов норвежская полиция уделяла повышенный интерес к выявлению факта приема наркотиков у задержанных ею водителей по подозрению в вождении в нетрезвом виде. Главная причина такого интереса была, вероятно, связана с результатами исследований, выполненных в Национальном Институте судебной токсикологии (NIFT) в конце 80-х годов, которые обнаружили высокую частоту употребления наркотиков водителями, задержанными по подозрению в употреблении только алкоголя (Christophersen et al., 1990). Другая важная причина может быть связана с общим увеличением потребления нелегальных и психоактивных лекарственных препаратов населением Норвегии (Alcohol and Drugs in Norway, 1999; Narkotikaproblemene i Norge, 2000).

Другие исследования были выполнены в период ранних 90-х годов, чтобы подтвердить результаты исследований, проведенных в конце 80-х, когда образцы крови водителей (n=1197), задержанных в течение 1993 года из-за вождения в нетрезвом состоянии, были проанализированы на наличие алкоголя и наркотиков, независимо от причин первичного задержания. Всего один или более наркотиков были обнаружены в 30% случаях, в то время как 14% образцов содержали как алкоголь (выше допустимого уровня 0,5 per mille), так и наркотики (M?rland et al., 1995). В аналогичном исследовании 1998 года (n=7101) один или более наркотиков были обнаружены в 46% случаев, в то время как 12% образцов крови содержали как алкоголь, так и наркотики. Выявление отдельных наркотиков (например, бензодиазепинов, каннабиноидов, амфетаминов и опиатов) возрастало в период с 1993 по 1998 годы, зачастую они определялись как смесь наркотиков, в то время как частота употребления алкоголя среди потребителей такой смеси наркотиков уменьшилась. Изменения в количестве задержанных по подозрению в употреблении алкоголя или наркотиков с 1983 по 2002 годы, представлены на рис. 1, который показывает уменьшение числа случаев употребления алкоголя и увеличение числа случаев, связанных с употреблением наркотиков. Таким образом, число задержаний по подозрению в употреблении алкоголя или наркотиков будет, по-видимому, находиться на том же уровне и в течение 2002 года, если экстраполировать число случаев в течение первых 6 месяцев к остальной части года (приблизительно 5000 случаев на 4,5 миллионов жителей). На основании этих результатов можно, предположительно утверждать, что Норвегия имеет самый высокий уровень вождения на фоне состояния употребления наркотиков по сравнению с другими странами.

Рисунок 1. Водители, задержанные норвежской полицией по подозрению в вождении в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (1983-2002 годы). Значения по 2002 году экстраполированы на основании данных за первые 6 месяцев года

Обработка данных о случаях вождения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в Норвегии

Рис. 2 показывает пример установившейся практики по обработке данных о случаях вождения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в Норвегии.

Рисунок 2. Обработка данных о случаях вождения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в Норвегии

Причинами для повышенного внимания полиции к водителям в связи с наркотиками являются следующие основания: нахождение наркотика или приспособлений для его употребления в автомобиле; необнаружение алкоголя после проведения дорожного контроля, использующего первичное исследование дыхания водителя, подозреваемого в употреблении спиртного; применение теста на наркотики, выполненные полицией, или сведения о прежних случаях вождения в состоянии наркотического опьянения. Наиболее типичными водителями, употребляющими наркотики, являются мужчины (приблизительно 85%), в возрасте 20-39 лет, часто употребляющие смеси наркотиков, главным образом, представленные наркоманами или потребителями, но почти никогда не пациентами служб здравоохранения2. Приблизительно 50% из них арестовывались ранее по причине вождения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Высокая смертность в будущем, т.е. в последующие годы, была зарегистрирована именно среди этой группы водителей. Несколько исследований были выполнены в течение 90-х годов с использованием регистра данных Норвежского Национального Института судебной токсикологии (NIFT), с целью охарактеризовать водителей. Некоторые из их результатов будут представлены ниже.

Рецидивы среди водителей, употребляющих наркотики и алкоголь

В более ранних исследованиях было показано, что значительная часть пьяных водителей совершают повторные нарушения3. Однако наши исследования свидетельствуют о более высоком уровне повторных арестов среди водителей, употребляющих наркотики. Когда водители-наркоманы (n=1102) и водители-алкоголики (n=850), отобранные в течение 1992 года, были исследованы ретроспективно и перспективно в течение 15 лет (1984 -1998 гг.) используя регистр данных NIFT, оказалось, что 70% и 40%, соответственно, арестовывались дважды или более раз за этот период4. Повторные аресты отмечались вдвое чаще среди водителей, употребляющих наркотики, в период 1992-1998 годов (57%; среднее число повторных арестов - 4) по сравнению с водителями, употребляющими алкоголь (28%; среднее число повторных арестов - 3).

Большинство водителей-рецидивистов повторно арестовывались в течение первых трех лет после первичного выявления. Наиболее часто обнаруживались наркотики при первом аресте среди выявленных водителей-потребителей наркотиков, у тех из них, кто ранее был арестован в период с 1984 по 1992 год. (n=546) за употребление алкоголя. Эти результаты показывают, что большая часть водителей, употребляющих наркотики, формируется из бывших водителей, употреблявших в прошлом алкоголь. Наиболее важными факторами риска для рецидивов среди водителей-наркоманов были предыдущие аресты за вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или обнаружение у них смешанных или нелегальных наркотиков, мужской пол и возраст до 36 лет (рис. 3)5.

Рисунок 3. Важные факторы риска для водителей-наркоманов в перспективе на 7,5 лет

Повышенная смертность среди ранее задерживавшихся водителей, находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

Сравнительное изучение показателей смертности (SMR) среди водителей, употребляющих алкоголь или наркотики, в возрасте 20 - 39 лет в последующие 7,5 лет показывает увеличение смертности (SMR) для обеих групп водителей по сравнению с теми же возрастными группами норвежского населения. Результаты показывают также, что смертность среди водителей-мужчин, употребляющих наркотики, выше (SMR:18,1), по сравнению с пьющими мужчинами-водителями (SMR:3,7)6. В подгруппе мужчин водителей-наркоманов, употребляющих героин, SMR был равен 39,8. Доминирующие причины смерти для обеих групп водителей были: отравление/передозировка, несчастные случаи и самоубийства. Работы Каплана Майера показывают, что показатели выживания выше среди пьющих водителей, по сравнению водителями-наркоманами (рис. 4), и в дальнейшем выше для потребителей нелегальных наркотиков (без героина) по сравнению с потребителями героина (рис. 5). Для всех групп выявленных полицией водителей- потребителей ПАВ, ежегодная смертность была величиной постоянной в течение всего периода наблюдения (рис. 4 и 5).

Рисунок 4. Совокупный график выживания для ранее задерживавшихся водителей пьющих и употребляющих наркотики. Время после задержания: 7,5 лет

Рисунок 5. Cовокупный график выживания для ранее задерживаемых водителей - наркоманов. Время после задержания: 7,5 лет

Заключение

Результаты наших исследований по изучению характеристик водителей, употребляющих алкоголь и наркотики, с использованием регистра данных NIFT, показали, что водители-наркоманы представляют группу наибольшего риска по сравнению с пьющими водителями.

Поэтому реабилитационные и лечебные программы так необходимы для обеих групп водителей - в дополнение к штрафам, лишению водительских прав, которые являются обычными действиями при нарушении Норвежского Дорожно-транспортного Акта. Однако наиболее важная задача состоит в том, чтобы предотвратить возможность перехода водителей из алкогольной группы в группу более высокого риска - водителей-наркоманов. Данные регистра NIFT могут, таким образом, использоваться для выявления среди водителей групп высокого риска, употребляющих наркотики, - это, например, те, которые ранее задерживались, употребляли смеси наркотиков, нелегальные наркотики и более молодые водители-мужчины. Некоторые из этих водителей из группы высокого риска не зарегистрированы в других медицинских регистрах, учитывающих алкоголиков или наркоманов. Главная цель воздействия для обеих групп водителей состояла в том, чтобы предотвратить дорожные происшествия, рецидивы и раннюю смерть, а также сохранить ресурсы для медицинского обслуживания и работы полиции. Эта цель могла бы быть достигнута, если выявленные водители из групп повышенного риска, употребляющие наркотики, будут охвачены лечебными мероприятиями и инициативной вторичной профилактикой.


1 - Asbjоrg S. Christophersen. Национальный Институт судебной токсикологии (NIFT), Норвегия.
2 - Christophersen, A.S., M?rland, J., 1997. Drugged driving, a review based on the experience in Norway. Drugs and Alcohol Depend. 47, 125-135.
3 - Gjerde, H., Mørland, J., 1990.  Repeat offences among arrested drunken drivers. J. Traffic Med. 18, 175-178; Skurtveit, S., Christophersen, A. S., Beylich, K.M., Bjørneboe, A., Mørland, J., 1998. Study of rearrests for drunken driving in Norway. Forensic Sci Int. 92, 21-28.
4 - Christophersen, A. S., Skurtveit, S., Grund, M., Mørland, J., 2002. Rearrest rate among Norwegian drugged drivers compared with drunken drivers. Drug Alcohol Dep. 66, 85-92.
5 - Там же.
6 - Skurtveit, S. , Christophersen, A.S. , Grung, M., Mørland, J., 2002. Increased mortality  among previously apprehended drunken and drugged drivers. Accepted for publication in Drug Alcohol Depend.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.