| Российские города как центры роста Наталья Зубаревич1(Опубликовано в журнале "Российское экспертное обозрение" 
              №2 (16), 2006)
 Открытая "Российским экспертным обозрением" 
              дискуссия о перспективах городов помогает сменить масштаб обсуждения 
              проблем пространственного развития. Привычное обсуждение неравенства 
              регионов некорректно по сути - регионы рассматриваются как точки, 
              хотя это территории с огромными внутренними контрастами, зачастую 
              более сильными, чем межрегиональные. Роль центров развития регионов 
              выполняют города, причем далеко не все, в очень разной степени и 
              с разным качеством роста. В современной России сформировались четыре типа городов-центров 
              роста: 1) федеральные города Москва и Санкт-Петербург (социально-экономические 
              различия между ними пока еще очень велики); 2) прочие города-"миллионники", 
              сильно отстающие от федеральных столиц; 3) города-центры регионов 
              (почти все и независимо от численности их населения - такова сила 
              влияния статусного фактора); 4) монопрофильные города с ведущими 
              предприятиями крупных компаний, в основном экспортно-ориентированных. В книге детского писателя Льва Кассиля ребенок спрашивал: 
              "Если кит и вдруг на слона налезет? Кто кого сборет?" 
              Применительно к развитию городов "кит" (столичный статус 
              города) явно перебарывает "слона" (численность населения). Сравним роль, факторы и перспективы развития каждой 
              из этих групп. Для первой группы очевидно, что используемый штамп 
              "две столицы" - сильное преувеличение с экономической 
              точки зрения. Сохраняющаяся сверхконцентрация экономических ресурсов 
              в Москве обеспечивает ей устойчивое доминирование: на Москву приходится 
              более 21% суммарного ВРП всех регионов, причем за годы экономического 
              роста эта доля увеличилась, а на Петербург - менее 4%.  Москва - единственный в стране крупный город постиндустриальной 
              экономики, в структуре ее ВРП 84% составляют услуги (в Петербурге 
              - только 63%). Чрезвычайно высока степень концентрации торговли 
              и платных услуг в столице - 26-29% всего объема платных услуг и 
              торговли в стране (рис. 1).  
 Рисунок 1. Доля крупнейших городов-миллионеров в основных 
              социально-экономических показателях России Только в инвестициях начался, хотя и медленно, процесс 
              движения в регионы: если в конце 1990-х каждый шестой рубль инвестировался 
              в Москву, то в 2003 г. - каждый восьмой. Снижение доли столицы в 
              объеме ввода жилья в последние годы имеет двойную природу - не только 
              из-за активизации строительства в других городах, но и потому, что 
              строительство переместилось из столицы на свободные и более дешевые 
              площадки за МКАД - в Московскую область, оставаясь в пределах агломерации. 
             На фоне столицы доля Петербурга крайне мала по всем 
              индикаторам и она немногим выше доли города в населении страны. 
              Но все же заметен рост в жилищном строительстве и платных услугах, 
              а это хорошие косвенные индикаторы роста инвестиций и доходов населения. Не вызывает сомнений необходимость ускоренного роста 
              Петербурга как второго сильного центра и в чем-то альтернативы Москве, 
              но весь вопрос в том, какой альтернативы и с помощью каких ресурсов? 
              Пока петербургские власти при поддержке федеральных властей воспроизводят 
              модель опоры на финансовые ресурсы крупнейших компаний-налогоплательщиков, 
              перетягивая их из Москвы и даже из регионов. Эта модель вполне эффективна 
              с точки зрения бюджетного наполнения, хотя в других городах ее никогда 
              не "пиарили" публично. Мэр Москвы предпочитает умалчивать, 
              что 2/3 бюджета города формируют естественные монополии и крупнейшие 
              частные компании экспортных секторов экономики, штаб-квартиры которых 
              "прописаны" в столице. Но все же в столице сложилась и 
              вторая опора - сектор услуг и средне-малый бизнес, и она весьма 
              устойчива.  Акцент на перетягивание налогоплательщиков и некоторые 
              успехи на этом поприще отбивают интерес властей Петербурга к развитию 
              средне-малого бизнеса и сектора услуг, которые являются основой 
              экономики крупных городов в развитых странах.  Политика привлечения иностранных промышленных инвесторов 
              с выделением площадок в черте города также закрепляет индустриальный 
              "профиль" города. Безусловно, почти двукратный рост бюджета 
              Петербурга за 2003-2005 гг. выглядит впечатляющим, но отставание 
              от Москвы по доходам бюджета сократилось не так сильно - с 4,4 до 
              3,7 раз за эти же годы. При этом возникает очевидный конфликт среднесрочных 
              (бюджетное наполнение) и долгосрочных (постиндустриальное развитие 
              крупнейшего города) целей.  Можно возразить, что для Питера этап накопления экономических 
              ресурсов еще не пройден, поэтому нужны любые ресурсы. И не надо 
              сравнивать с Москвой, где финансовые ресурсы уже так велики, а структура 
              экономики изменилась настолько, что индустриальная составляющая 
              не может играть большой роли в развитии. Но если развитие опирается 
              на несбалансированные по секторам экономики или нестабильные (перемещаемые 
              директивно) источники доходов, в перспективе проблемы экономики 
              Петербурга могут быть значительными. Суммарный вклад остальных городов-миллионеров (в 2003 г. их было 
              11) почти по всем показателям в 1,5-2 раза ниже Москвы, хотя их 
              население больше (рис. 1). Самая большая проблема - стабильно низкая 
              доля инвестиций, она даже ниже доли этих городов в численности населения. 
              Однако есть признаки ускорения развития этих центров: а) заметно 
              вырос их вес в розничной торговле за счет начавшегося прихода в 
              города-миллионеры крупных компаний и консолидации регионального 
              торгового бизнеса, б) постепенно увеличивается их доля в жилищном 
              строительстве, что указывает на рост доходов населения и оживление 
              спроса.
 В книге детского писателя Льва Кассиля ребенок спрашивал: 
              "Если кит и вдруг на слона налезет? Кто кого сборет?" 
              Применительно к развитию городов "кит" (столичный статус 
              города) явно перебарывает "слона" (численность населения). 
              Помимо очевидного примера Москвы, это подтверждают расчеты для всех 
              региональных "столиц", сделанные по трем периодам: конца 
              советских лет (1991 год), кризиса (1998 год) и экономического роста 
              (2003 год). Во всех городах-региональных центрах, независимо от 
              численности их населения, заметно выросла средняя заработная плата 
              относительно средних заработков жителей собственного региона (рис. 
              2).  
 Рисунок 2. Отношение средней заработной платы в региональном 
              центре к средней заработной плате по региону, % Этот процесс шел наиболее интенсивно в период децентрализации 
              и частичного перераспределения политических и экономических ресурсов 
              в пользу регионов, т.к. основную выгоду получили региональные столицы, 
              где возникали и концентрировались более высокооплачиваемые рабочие 
              места.  При смене политического вектора на централизацию и возросшем 
              изъятии ресурсов стала понятной разная степень жизнестойкости экономики 
              региональных столиц. Она теперь обусловлена не благоприятной политической 
              конъюнктурой, а долговременным и хорошо известным фактором - агломерационным 
              эффектом: чем крупнее региональный центр, тем более развит в нем 
              спрос на новые рыночные отрасли и выше их концентрация, а также 
              уровень оплаты труда.  По данным статистики явно опережающий рост заработков 
              сохранился в городах с населением более 500 тысяч человек, но реальное 
              опережение, скорее всего, продолжается и в менее крупных, его просто 
              "не видит" официальная статистика, базирующаяся на отчетности 
              крупных и средних предприятий и организаций.  Влияние статуса особенно заметно в развитии торговли: 
              доля региональных столиц в товарообороте торговли своего региона 
              выросла вдвое - до 55-60%. Мощная концентрация торговых функций 
              в региональных центрах практически не зависит от людности этих центров 
              и весьма слабо - от "политической погоды" на дворе. Проблема 
              в другом - эта концентрация происходит за счет "опустынивания" 
              сельской периферии и малых городов регионов, утраты ими большинства 
              сервисных функций. Устойчивость развития региональных столиц связана не 
              только с сектором услуг, но и с промышленностью. И эта устойчивость 
              увеличилась, т.к. в 2/3 городов-центров происходившее в годы кризиса 
              сокращение их доли в промышленном производстве региона сменилось 
              небольшим ростом, за исключением нескольких центров с невысокой 
              численностью населения (рис. 3).  
 Рисунок 3. Доля региональных центров в объеме промышленного 
              производства региона, % Помогло изменение структуры промышленности и рынков 
              сбыта: быстрее всего развивалась пищевая промышленность и другие 
              отрасли, обслуживающие рынок самих городов-центров, своего и соседних 
              регионов.  Таким образом, новый этап промышленного развития региональных 
              центров - импортозамещающий и поэтому устойчивый, экспортные производства 
              чаще расположены в других, менее крупных городах. Почему для региональных 
              столиц опережающий индустриальный рост позитивен?  Аргументация простая: им еще очень далеко до городов 
              постиндустриальной экономики и для развития действительно нужен 
              промышленный рост и растущий сбыт продукции на прилегающих рынках. 
              Благодаря сочетанию торговых, инфраструктурных и промышленных функций 
              формируется более устойчивый экономический ландшафт региональных 
              столиц.  Если рассматривать Петербург как представителя региональных 
              центров, то и его дальнейшая индустриализация во благо. Но хочется 
              видеть его рядом с Москвой, а развитие мегалополисов идет по другим 
              законам - в сторону постиндустриальной экономики. Однако накопленный 
              агломерационный потенциал и финансовые ресурсы не совпадают, поэтому 
              город вынужденно оказался "между двух стульев". Монопрофильные города крупного бизнеса - единственная 
              группа, главным фактором роста в которой является экспортная промышленная 
              специализация, востребованная мировым рынком. Эти города обычно 
              невелики по численности населения, но их достаточно много: из 14% 
              городов России, в которых основные предприятия принадлежат крупным 
              компаниям или группам, 6% - "базовые" для крупного бизнеса, 
              в них расположены важнейшие активы компаний. Именно эти города еще 
              в 1990-е годы выделялись более высокими заработками (в 1,5-6 раз 
              выше средних по региону) и доходами муниципальных бюджетов.  Еще не завершена обработка базы данных за 2003 год, 
              но общие контуры динамики понятны: отрыв в заработках сохраняется, 
              растет и модернизируется потребление жителей, но об устойчивом развитии 
              речи нет: города с монопрофильной экономикой в принципе не могут 
              быть устойчивыми, еще одна проблема большинства таких городов - 
              невысокое качество населения. Как раз эти города обеспечили прорыв 
              за пределы статусных (столичных) зон роста, их развитие помогает 
              передать импульса роста дальше на периферию, "в Кологрив и 
              Урюпинск".  Пока перспективы их развития неопределенны и сильно 
              зависят от политики крупного бизнеса: либо удастся повысить качество 
              населения с помощью социальных программ и развить сектора местной 
              экономики, и тогда конъюнктрурные колебания не так страшны - поможет 
              мобильность и адаптивность населения, либо будут выжаты все соки 
              из имеющихся ресурсов и активов, а города так и останутся фабричными 
              слободами или поселками недавних мигрантов.  Вопрос остается открытым, и региональные различия велики: 
              например, опыт Ханты-Мансийского АО возволяет надеяться на лучшие 
              перспективы, а состояние социальной среды многих индустриальных 
              городов Урала, Иркутской области так и остается проблемным. Крупный 
              бизнес либо отделывается "имиджевой" благотворительностью, 
              либо вынужден воспроизводить старую советскую систему, замещая "экономное" 
              государство и фактически беря на содержание муниципалитеты. При 
              такой политике средств на повышение качества населения, как правило, 
              не остается. Таким образом, факторы развития городов-центров роста 
              разные - в первую очередь это статус, обеспечивающий концентрацию 
              финансовых ресурсов для развития, затем численность населения города 
              и связанные с ней концентрация платежеспособных потребителей и лучшее 
              качество населения (для миллионников и столиц регионов), для монопрофильных 
              городов крупного бизнеса важнейшую роль играют более высокие заработки 
              занятых и поступление в местные бюджеты части экспортных доходов, 
              обеспечивающие рост общественных благ.  За исключением Москвы, "собирающей" все преимущества 
              в сверхконцентрированном виде, всем прочим городам-центрам роста 
              не хватает финансовых ресурсов, особенно инвестиций, менее крупным 
              - и человеческого капитала. Далеко не все города-центры роста притягивают 
              мигрантов, но лишь немногие явно ощущают дефицит трудовых ресурсов. 
             Возможности и риски развития выделенных групп городов 
              разные, но очевидно одно - других центров роста у нас пока нет и 
              не предвидится в среднесрочной перспективе, может быть, за исключением 
              приморских портовых городов. А если это так, то главная задача федеральных 
              властей - поддержать естественные факторы роста этих городов, уже 
              проявившиеся в период экономического подъема, инвестициями, поддержкой 
              инновационных социальных программ крупных компаний, направленных 
              на рост человеческого капитала, отказом от дальнейшей централизации 
              всего и вся. И тогда импульс роста будет распространяться нормальным 
              эволюционным путем - от центров к периферии. 
 1 - Доцент МГУ, директор региональных 
              программ Независимого института социальной политики. 
              
             |