Rambler's Top100

№ 223 - 224
21 ноября - 4 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Из архивных папок 
Из истории переписи населения 1959 года

Почему так долго не было переписи

Граждане интересуются населением своей страны

На подходах к переписи 1959 года

Помешательство на секретности

«Это позволит отделить во времени учет населения от учета скота»

Почему так долго не было переписи

Сегодня статистические приложения к Демоскопу пополняются данными о возрастном, половом и брачном составе населения СССР по результатам переписи населения 1959 года. Это была первая послевоенная перепись населения, проведенная спустя 14 лет после окончания войны, а разрыв с предыдущей переписью - 1939 года - составил 20 лет.

Ниже приводится небольшой отрывок из только что вышедшей книги "Демографическая модернизация России: 1900-2000", где описываются ситуация со статистической информацией о населении, сложившаяся в СССР после жесточайших репрессий 1930-х годов, уничтоживших, в частности, и лучшие кадры демографов и статистиков.

"Конечно, руководство страны не могло долгое время обходиться без более или менее объективной информации хотя бы об основных социальных процессах в СССР. Преподав кровавый урок статистикам, оно все же почувствовало реальную необходимость статистических, в том числе и демографических, сведений для своих практических нужд. Постепенно повышается статус статистического ведомства, ЦУНХУ еще в 1941 году вновь переименовывают в ЦСУ, а в 1948-м освобождают от подчинения Госплану. Во время войны государственная статистика, помимо рутинной работы по сбору и обработке текущих данных, выполняла и специальные задания правительства, в частности проводила срочные переписи, в том числе и населения1.

Однако в новой ситуации, даже если статистическое ведомство собирало объективную информацию и передавало ее правительству, оно перестало обслуживать общество в широком смысле слова, более того, именно сокрытие информации от общества стало одной из основных его функций. Работники государственной статистики, видимо помня предыдущее десятилетие, были вполне довольны таким положением вещей, они готовили секретные сообщения о численности населения, трудовых ресурсов и т.п. - и даже не мыслили себе ничего иного. А завеса секретности, в свою очередь, облегчала возможности фальсификации данных, которые никогда не попадали в поле общественного контроля.

Ярчайший пример такой бесконтрольной фальсификации - фантастическое преуменьшение Сталиным демографических потерь СССР во Второй мировой войне, о котором говорилось выше. Стремление скрыть масштабы людских потерь заставила руководство СССР отказаться от проведения послевоенной переписи населения, хотя в 1945-1951 годах, после Второй мировой войны, во всех европейских странах, и участвовавших и не участвовавших в ней, такие переписи прошли. Везде, в том числе и в потерпевшей поражение Германии, государство стремилось оценить демографические последствия войны2, в каком-то смысле это было необходимо, чтобы подвести черту под миновавшей катастрофой. В Советском Союзе, стране-победительнице, такой заинтересованности почему-то не было.

В письме начальника ЦСУ В. Старовского, направленном в 1947 году председателю Госплана СССР Н. Вознесенскому (тогда ЦСУ еще входило в состав Госплана), говорилось, что "проведение новой переписи населения в ближайшее время, по мнению Центрального статистического управления Госплана СССР, нецелесообразно… Однако для практических нужд необходимо иметь данные о современной численности… и… составе населения. Для этой цели необходимо провести единовременный учет населения… В отличие от итогов переписи населения итоги учета не будут подлежать публикации, как это принято для переписей в международной практике". Письмо датировано 14 июля 1947 года. На нем стоит виза "Доложить лично. Н. Вознесенский". Надпись сбоку гласит: "Доложено лично 29.08.1947. Получено указание отложить до конца пятилетки. Старовский"3.

К концу пятилетки Вознесенский был расстрелян, и Старовский, видимо, больше не возвращался к этому вопросу. Он понял настроение начальства, и у него были причины не проявлять особой настойчивости. Из 8 человек, возглавлявших советскую статистическую службу с момента ее создания в 1918 году до момента смерти Сталина, пятеро были казнены. В. Старовский был одним из трех оставшихся в живых, он пользовался доверием Сталина, но, как известно, до конца Сталин не доверял никому. В 1952 году над Старовским "сгущаются тучи… В.Н. Старовского вызывают в ЦК, где ему припоминают все его старые грехи… В ЦК принимается решение о вынесении В.Н. Старовскому строгого выговора и о постановке перед ВАК СССР вопроса о лишении его ученой степени доктора экономических наук. Ставится вопрос об освобождении В.Н. Старовского от руководства государственной статистикой (по другим сведениям подобное решение даже было принято, но так и не вступило в силу)"4. Последствия подобного развития событий в те годы были непредсказуемы, но, судя по тому, что в этом конкретном случае все обошлось, речь шла всего лишь о профилактике запугиванием.

Так или иначе, но никакого единовременного учета, не говоря уже о переписи населения, в послевоенном СССР проведено не было, и страна жила, не имея представления о числе собственных граждан.

Даже в середине 1950-х годов многочисленные зарубежные исследователи все еще тщетно пытались хотя бы приблизительно оценить число жителей одной из самых больших стран мира. Французский демограф А. Сови приводил сводку таких оценок - от 213 до 220 млн. человек на середину 1955 года5. Когда же, три года спустя после смерти Сталина, впервые была опубликована официальная цифра, она оказалась существенно ниже всех имевшихся оценок: 200,2 млн. человек в апреле 1956 года6. Это означает, что даже западные эксперты, пытавшиеся учесть реальные демографические потери СССР в 30-40-х годах XX века, были введены в заблуждение советской пропагандой и преуменьшили эти потери на 10-20 млн. человек"7.


1 - Ежов А. Срочные переписи //Вестник Статистики 1985, 4.
2 - "Особенно сразу после войны - как среди населения, так и в органах власти и в сфере науки [в Германии] существовала огромная заинтересованность в выявлении числа выживших и погибших" (Оверман Р. Человеческие жертвы второй мировой войны в Германии // Вторая мировая война: Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. Перевод с немецкого. М., Весь мир, 1997: 683).
3 - РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 4590. Л. 1-2.
4 - Оксенойт Г. В.Н. Старовский // Вестник статистики. 1988. № 12: 46.
5 - Sauvy A. La population de l’Union Soviétique. Situation, croissance et problèmes actuels // Population. 1956. No. 3 : 464.
6 - Народное хозяйство СССР. Статистический ежегодник. М.: Статистика, Финансы и статистика 1956: 17.
7 - Демографическая модернизация России: 1900-2000. М., Новое издательство, 2005.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.