Rambler's Top100

№ 207 - 208
20 июня - 14 августа 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Экономика нелегальной миграции в России

Нельзя регулировать то, о чем ничего не знаешь

Сколько в России незаконных мигрантов?

Конкурируют ли мигранты с местной рабочей силой?

Сколько денег мигранты отправляют на Родину?

Незаконная миграция и принудительный труд

Трудовая миграция в России в глобальном контексте

Приложение 1

Приложение 2

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Эдна Хайбел. Иммигранты. Edna Hibel. The immigrants Экономика нелегальной миграции в России

Владимир МУКОМЕЛЬ

Над темой номера работал Владимир МУКОМЕЛЬ

Незаконная миграция и принудительный труд

Важный аспект, выпадающий из дискуссий о незаконной миграции, - тот факт, что труд подавляющего числа мигрантов носит принудительный характер.

Определение принудительного труда МОТ содержит два важных элемента: работа или служба выполняются под угрозой наказания и выполняются не добровольно, причем наказание не обязательно проявляется в форме карательных санкций, но может также иметь форму утраты прав и привилегий. Эксперты МОТ особо отмечают: "Принудительный труд нельзя просто приравнять к низкой заработной плате или плохим условиям труда. Это понятие не охватывает также ситуации чистой экономической необходимости, когда работник считает, что он не может покинуть рабочее место из-за реального или мнимого отсутствия альтернативной занятости"44.

Во всех странах и регионах трудящиеся-мигранты, особенно находящиеся на нелегальном положении, больше других подвержены риску стать жертвой практики принудительной вербовки и занятости. Мигранты более уязвимы просто потому, что они и их семьи теряют много больше, чем приобретают, если власти узнают о такой социальной практике.

В России риски многократно возрастают из-за смычки недобросовестных работодателей с правоохранительными органами, коррупции. Деликатные формулировки доклада МОТ, могут вызвать улыбку (Вставка 2):

Вставка 2.
"Неэффективное правоприменение может быть обусловлено отсутствием механизмов защиты жертв, а также неосведомленностью правоохранительных и судебных органов в отношении случаев применения принудительного труда и торговли людьми. Власти могут опираться на противоположные толкования своих собственных законов, особенно в случае возникновения коллизии между применением иммиграционных законов (которые предусматривают немедленную депортацию нелегальных трудящихся-мигрантов) и законов в отношении защиты прав человека и трудовых прав, включая основные права жертв торговли людьми. Наконец, во многих странах основным препятствием на пути эффективного обеспечения применения законодательства является коррупция".

Глобальный альянс против принудительного труда, с.79

В российской действительности мигранты сталкиваются со всеми формами принудительного труда, включая самые экзотические. Согласно одному из исследований, на вопрос: "Известны ли Вам случаи содержания мигрантов в рабских условиях", 15% опрошенных экспертов ответили "Да, таких случаев много", а 66% - "Есть отдельные случаи"45.

Таблица 4. Идентификация принудительного труда

Отсутствие согласия на проводимую работу (ее недобровольный характер) («путь» к принудительному труду)

Угроза наказания (средства удержания в ситуации принудительного труда) Фактическое наличие или явная угроза:

рождение/наследование в ситуации «рабства» или долговой кабалы;

физического насилия в отношении работника или его семьи или близких;

физическое похищение человека;

сексуального насилия;

продажа человека в собственность другому человеку;

чрезмерного возмездия;

физическое удержание на месте производственной деятельности;

заключения в тюрьму или иного физического ограничения свободы действий;

психологическое принуждение (приказание о выполнении работ, подкрепляемое угрозой наказания за непослушание);

денежных штрафов;

вынужденная задолженность (за счет подделки счетов, завышения цен, снижения стоимости товаров или услуг, завышения процентных ставок и т.п.);

выдачи властям (полиции, службам иммиграции и т.п.) и депортации;

увольнения с нынешней работы;

обман или лживые обещания относительно вида и условий труда;

недопущения к будущей работе;

задержка и невыплата заработной платы;

исключения из общины и общественной жизни;

удержание удостоверений личности или иных личных ценностей.

лишения прав и привилегий;

лишения пищи, крова или иных средств к существованию;

перевода на работу с еще худшими условиями;

потери социального статуса.

Источник: Глобальный альянс против принудительного труда, с.6

Примечание: Основными конвенциями, в которых рассматриваются проблемы, связанные с принудительным трудом, являются: Конвенция 1930 года о принудительном труде (29), Конвенция 1957 года об упразднении принудительного труда (105), Конвенция 1999 года о наихудших формах детского труда (182) - все они ратифицированы Российской Федерацией; другие основополагающие Конвенции МОТ также имеют непосредственное отношение к проблемам искоренения принудительного труда. Кроме того, следующие конвенции имеют отношение к вопросам принудительного труда: Конвенция (пересмотренная) 1949 года о трудящихся-мигрантах (97), Конвенция 1975 года о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения) (143) и Конвенция 1997 года о частных агентствах занятости (181) - ни одна из них Россией не ратифицирована46.

Задержка и невыплата заработной платы, удержание удостоверений личности, или иных личных ценностей, угроза выдачи властям и депортации давно стали повседневными социальными практиками. Согласно обследованию Г. Витковской, 25% мигрантов принуждены работать сверх положенного времени, 20% - выполнять работу, не входящую в их обязанности, с недоплатами сталкиваются 28% респондентов, с регулярными задержками зарплаты - 13%47.

Согласно исследованию Е. Тюрюкановой, более чем в 20% случаев паспорт мигранта изымается работодателем, только 37% мигрантов отметили, что они могут свободно уйти от работодателя, 18% опрошенных мигрантов в Москве и 15% в Ставрополье заявили о наличии долга перед работодателем, причем размер долга, как правило, превышает месячный заработок мигранта, 31% мигрантов в Москве были ограничены в свободе перемещения, содержались взаперти. Наиболее распространенные формы принуждения - к работе сверх положенного времени без дополнительной оплаты, к работе с повышенной интенсивностью, длительные задержки зарплаты, принуждение к работе, на которую не было дано согласия.

Согласно опросу 2003 года, 70% таджикских рабочих в России не выходили на улицу со своего места работы, где они и проживали48.

Среди мигрантов, опрошенных в Москве и Ставрополье, не оказалось ни одного (!), не испытавшего никаких форм насилия и принуждения, в Омске таких было 27%49. Эксперты полагают, что более половины (56%) мигрантов вовлечены в принудительный труд, причем треть экспертов считают, что все или почти все мигранты вовлечены, в той или иной степени, в принудительный труд50.

Последняя оценка, вероятно, близка к истине и представляется существенно более достоверной, чем оценки МОТ, полагающей, что в странах с переходной экономикой насчитывается около 210 тысяч человек, занятых принудительным трудом51. Судя по косвенным данным, из этих 210 тысяч человек 70% заняты принудительным трудом в целях коммерческой сексуальной эксплуатации, тогда как только 30% подвергаются другим видам экономической эксплуатации52. Масштабы принудительного труда вне сферы секс-индустрии в России явно недооцениваются. По данным МОТ, среднегодовая прибыль, получаемая за счет эксплуатации работников, принуждаемых к труду в странах с переходной экономикой, оценивается в 3,4 млрд. долларов ежегодно, при этом прибыль на одного работника составляет 2353 доллара в год, а на работника, подвергающегося эксплуатации в коммерческих целях - 23500 долларов53.

Если считать, что принудительным трудом в России занято 70-80% незаконных мигрантов, постоянно присутствующих на российском рынке труда, в том числе 70-100 тысяч в сфере секс-индустрии, то прибыль от их эксплуатации составляет 7,5 млрд. долларов ежегодно. На этом фоне бурные дискуссии о вывозимых ими средствах представляются, по меньшей мере, неуместными.


44 - Глобальный альянс против принудительного труда. Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда Международная конференция труда, 93-я сессия 2005 год. Доклад I (B), Международное бюро труда, Женева, с.5, www.ilo.org/declaration
45 - Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми с.51
46 - Глобальный альянс против принудительного труда, с. 90. Сведения о ратификации Российской Федерацией конвенций МОТ см.: http://www.ilo.ru/countries.htm
47 - Проблемы незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования), с. 131.
48 - Трудовая миграция в странах Центральной Азии, Российской Федерации, Афганистане и Пакистане. Аналитический обзор. Алматы: ЕК МОМ, 2005, с. 45.
49 - Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми, с.66, 68.
50 - Там же, с. 51.
51 - Глобальный альянс против принудительного труда, с.16. Правда, МОТ оговаривает, что эти оценки "следует понимать как оценочное глобальное минимальное количество лиц, занятых в настоящее время принудительным трудом в смысле Конвенций 29 и 105". (Там же, с.13).
52 - Исходя из расчетного объема прибыли от принудительного труда (3,4 млрд. долларов), приводимой прибыли на одного работника, подвергаемого сексуальной эксплуатации в коммерческих целях (23500 долларов) и работника, подвергающегося другим видам экономической эксплуатации (Глобальный альянс против принудительного труда, с.74).
53 - Глобальный альянс против принудительного труда, с. 74.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.