|
|
Мигрантофобия
и ксенофобия: срез общественных настроений |
|
Над темой номера работала
Анастасия ЛЕОНОВА
|
Иммигранты на этнической шкале социальной дистанции
Оценочное отношение к этничности и соответствующие представления
о привилегированном положении русских могут порождать конфликт при
соприкосновении с представителями других национальностей, в поведении
которых субъект не замечает признания своего превосходства7. Это
изначально конфликтное отношение в значительной степени определяет,
в частности, взгляд на реальных или потенциальных иммигрантов.
Характерно, что наиболее распространенные причины неприязни
к мигрантам не до конца рационализированы: "они ведут себя
агрессивно и нагло, они опасны, я их боюсь", "они везде,
их слишком много" и т.п. Это ксенофобские реакции в словарном
значении слова: они обусловлены страхом перед чужим, неизвестным.
Таким фобиям, как правило, не сопутствуют сложные представления
о характере социального взаимодействия, причинах и последствиях
миграции, о конкуренции на рынке труда или культурной экспансии;
они не дифференцируют приезжих по происхождению, этничности, целям
их приезда. Подобная неприязнь поддерживается наиболее архаичными,
рутинными страхами, которые внушены всем, что выходит за рамки повседневного
опыта, и вызывают простейшую реакцию: стремление уклониться от дальнейших
контактов с неизвестным, обеспечить для себя культурно однородную,
предсказуемую среду обитания.
Негативное отношение к мигрантам объясняют традиционным
недоверием к сфере торговли и предпринимательства, убежденностью,
что приезжие "выживают коренное население с насиженных мест"
и "живут лучше коренного населения", а также боязнью трудовой
конкуренции. В последнем объяснении, однако, следует видеть скорее
риторическую фигуру, нежели указание на реальную проблему.
Весьма характерным в "антимигрантском" комплексе
является мнение, что мигранты прокладывают себе путь взятками, а
их правонарушения остаются безнаказанными. Очевидно, что это мнение,
как и другие подобные предрассудки, включает имплицитную оценку
российского ("русского") общества и государственной правоохранительной
структуры, неустойчивых по отношению к внешним "разлагающим"
воздействиям.
Негативное отношение к мигрантам и дискриминационная
политика в их отношении часто оправдывается ссылками на то, что
они не представляют никакой экономической ценности для принимающей
страны, а лишь стремятся "поживиться за счет коренного населения",
- хотя очевидно, что вакансии, занятые мигрантами, нельзя назвать
привлекательными.
Рисунок 1. Как правило, большинство приезжих из других
регионов и ближнего зарубежья заняты на тяжелых и низкооплачиваемых
работах - в строительстве, на дорожных работах, в общественном транспорте,
в торговле. Как вы думаете, сможет ли ваш город (район) обойтись
без них? (2003, % от числа опрошенных, N=1600)
Иерархическое восприятие этносов ведет к выстраиванию
своеобразной шкалы социальной дистанции, характеризующей степень
"чуждости" той или иной этнической группы и, соответственно,
готовность к взаимодействию с ней в том или ином качестве.
В общественных науках используются различные методики
измерения социальной дистанции. Наиболее известной из них является
та называемая шкала Богардуса8. Соответствующим показателем на этой
шкале служит та степень, в которой респондент готов допустить представителя
данной этнической группы в качестве жителя его страны, коллеги по
работе, соседа, родственника и т.п. В ходе проведенного в Левада-Центре
исследования использовалась модифицированная методика, опирающаяся
на сходный принцип. Вместо традиционной семибалльной использовалась
четырехбалльная шкала, значения которой соответствовали оценкам
от "целиком положительно" до "целиком отрицательно".
Чем ближе показатель к единице, тем отношение положительнее, чем
ближе к четырем, - тем отрицательнее. В статье приводятся усредненные
индексы социальной дистанции, аппроксимирующие дистанцию для каждого
этноса по разным видам взаимодействия.
Помимо культурно близких, едва ли не тождественных русским
украинцев и белорусов, а также мифических "западных" иностранцев,
в зоне "приемлемости", если принять за ее границу значение
индекса социальной дистанции 2,5 (см. рис. 2), оказываются лишь
мусульмане Поволжья (татары, башкиры и др.) и северные народы (якуты,
чукчи и др.), традиционно входившие в состав России и ныне не вызывающие
отторжения. Народы же Кавказа и Закавказья (в частности, чеченцы)
в восприятии опрошенных оказались даже более далекими, чем народы,
никогда не жившие в России и представляющие иные континенты. "Кавказцев",
наряду с традиционно враждебно воспринимаемыми цыганами, наименьшая
доля опрошенных готова принять даже в качестве жителей страны, не
говоря уже о более тесных формах возможного взаимодействия.
Рисунок 2. Усредненный индекс социальной дистанции (2004
год, N=500)
Как видно из рис. 3, наиболее важными сферами взаимодействия
являются семейные связи и соседские отношения, которые оказались
даже важнее рабочих (это косвенно свидетельствует о неактуальности
такого мотива ксенофобии, как трудовая конкуренция).
Рисунок 3. Индексы социальной дистанции по разным видам
взаимодействия (2004 год, N=500)
7 - О проблеме иерархически-оценочного
выстраивания общностей по принципу происхождения см. Борусяк Л.
Патриотизм как ксенофобия (результаты опроса молодых москвичей)
// Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004,
№6 (74), в печати.
8 - Пример применения шкалы Богардуса для анализа
межэтнических отношений на постсоветском пространстве см.: Паниотто
В. Динамика ксенофобии в Украине, 1994-2002 //Социология: теория,
методы, маркетинг. №3 (июль). Киев, 2003. С.74-92.
|