Rambler's Top100

№ 153 - 154
5 - 18 апреля 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Санкт-Петербургские ведомости" и "Парламентская газета" о прогнозах мирового населения
"Le Figaro" о городском и сельском населении мира
"Русский курьер" о демографической ситуации в России
"Frankfurter Allgemeine Zeitung" и "Российская газета" о демографической политике в Китае
"Известия" о шведской семье
"Молодежь Эстонии" о браках в Эстонии
"Зеркало недели" о бездетности
"Известия" о "нерожденных детях" в США
"Родная газета" о старении
"Бизнес&Балтия" о рабочих местах, модернизации и IT-технологиях
"Российская газета" о прогнозах безработицы в России
"RBC daily", "Российская газета" и "Время новостей" о борьбе с нелегальной миграцией в России
"Российская газета" об операции "Нелегальный мигрант" в Краснодарском крае
"Gazeta.kz" о новых миграционных законах в Казахстане

"USINFO" о положении ВПЛ из Чечни глазами ОБСЕ
"Al Hayat" об иракской эмиграции
"Tageszeitung" о проблеме вторых жен беженцев-мусульман
"Независимая газета" о геноциде и холокосте
"Российская газета" об иностранных студентах в Санкт-Петербурге
"Wall Street Journal" о вымирающих языках
"Газета" о "неприкасаемых" в Японии
"Российская газета" о зарубежных соотечественниках
"Литературная газета" о соотечественниках и законе "О репатриации"
"Известия" о национальном составе населения России и Москвы
"Российская газета" о переписи и казаках
"Время новостей" о социальных реформах в России
"Известия" о проблеме бедности в России
"Известия" о мужском репродуктивном здоровье
"Российская газета" о здоровье российских призывников
"Российская газета" о наркопреступности и борьбе с ней

… о национальном составе населения России и Москвы

Валерий Степанов: "У Москвы по-прежнему русское лицо"

Перепись населения прошла более года назад, но до сих пор Госкомстат не обнародовал данные о национальном составе Москвы и регионов. Между тем ученые, опираясь на предварительные данные переписи, опровергают мифы о нашествии китайцев и засилье кавказцев . В потоке мигрантов, хлынувшем в Россию после распада СССР, 70-80 процентов составляют русские. О том, как изменилась за последние годы этническая карта России, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Валерий СТЕПАНОВ рассказал корреспонденту "Известий" Ольге ТИМОФЕЕВОЙ.
- За 13 лет после советской переписи россиян стало меньше. И русских тоже. Виновата миграция?
- Миграция сыграла скорее нормализующую роль. Убыль и постарение населения России 1990-х годов - результат начала снижения рождаемости в 1970-х. На этом фоне миграция стала важным ресурсом восполнения населения. Но перемены этнического состава населения оказались незначительными: 70-80 процентов мигрантов из стран ближнего зарубежья - русские. Миграционный бум 90-х в значительной степени кажущийся. В советские времена объемы миграции были куда большими - много уезжало из России в другие республики СССР, но и приезжало тоже много. Если раньше счет мигрантов шел на миллионы, то теперь их сотни тысяч. Но уезжают меньше, и получается как бы большой приток.
- Куда уезжают современные россияне?
- В страны дальнего зарубежья едут на постоянное жительство сравнительно немного, но оттуда в Россию - еще меньше, так что это направление - не очень заметный фактор демографических потерь. Но некоторые этнические группы в связи с выездом изрядно уменьшились. Много немцев за десяток лет выехало в Германию, армян - в США, там мощная армянская диаспора. Евреи - в Израиль и США. Закавказские и северокавказские греки - в Грецию и страны Европы. Но половина из них - русские: кто-то частично осознает себя евреем или немцем, кто-то состоит в браке с ними. Кроме тех, кто переселяется на постоянное место жительства, есть еще поток трудовых мигрантов. Официальная статистика проводит между ними четкую грань. Но в реальности их трудно различить.
- А в Россию на заработки едет много людей?
- Больше, чем в любую другую республику бывшего Союза. Причем распределение гастарбайтеров соответствует географии размещения капитала в России: больше всего иностранцев в столичных регионах, прежде всего в Москве (более 40%), в нефте- и газодобывающих районах Севера и Сибири, в крупных промышленных центрах, транспортных узлах, на Дальнем Востоке (китайский феномен). Потоки временных мигрантов направляются с территории Украины (примерно треть работников), Азербайджана, Молдавии, Казахстана, Белоруссии, Китая, Турции. Полагают, что в Азербайджане в "отходничестве" принимает участие чуть ли не четверть всех семей. А сами россияне едут на заработки в страны дальнего зарубежья.
- Что изменилось в этнической карте России к 2002 году?
- Как показала перепись, доля русских сократилась с 82 процентов в 1989 году до 80. Причина не только в демографическом старении. Расхожим является мнение, что национальность у каждого одна и дается с рождения. Но реальность иная. В 1989 году четверть населения жила в семьях со сложным этническим составом. Часто человек осознает себя, к примеру, не только немцем, а русским немцем, или русским и немцем одновременно, или ситуативно: в одних случаях - русским, а в других - немцем. К сожалению, переписной механизм не улавливает такие вещи - и порядка десяти процентов населения в России не учтено правильно.
- Из-за двойственности сознания?
- Да. А еще потому, что некоторые люди никогда и не задумывались над этим, тем более что в паспорте с 1997 года нет графы "национальность". Они просто не готовы, а для статистики получается, что они уклоняются от ответа. Таких "уклонившихся" Госкомстат насчитал полтора миллиона. И большая часть - в Москве и Петербурге. Около 10-15 процентов вообще трудно воспринимали вопрос о "национальной принадлежности". Если в России стало меньше украинцев и белорусов, это не значит, что они вымерли или уехали. Произошла, по терминологии специалистов, смена этнической идентичности - явление трудноуловимое статистикой.
- И все-таки, сколько национальностей в России?
- В 1989 году в СССР было 128 национальностей. Сейчас в России - 158. А перепись 1926 года насчитала 194. Конечно, никто не вымер и никуда не исчез. Весь вопрос в методике: как группировать и учитывать. Но реального появления этнических групп не произошло.
- Москва показательна в этом отношении?
- Москва в этническом отношении - не государство в государстве, а зеркало России. Здесь ярче всего проявляются процессы, сопутствующие урбанизации: снижение рождаемости, старение населения, высокая смертность, стрессогенность, тяжелая экология. Но она привлекает социальную активность, и коммерческую в первую очередь. Москва - миграционный очаг.
- Какие этнические группы на втором и третьем месте в Москве?
- Нужно хорошо представлять, что такое первое и второе место. Русские по численности несопоставимы с потоком всех остальных. Если русских среди приезжающих 66 процентов, то украинцев - всего четыре процента. Называть ли это место вторым? Москва ежегодно пополняется 30 тысячами русских и двумя тысячами украинцев. Около полутора тысяч армян и 1200 чеченцев - по три процента. Четырнадцать лет назад на третьем месте были евреи, но интенсивный отток сдвинул их, и третье место может уйти к татарам. На четвертом или пятом наверняка окажутся армяне: за десять лет их число могло удвоиться до 83 тысяч. Вместе с корейцами они с начала 90-х возглавляют список экономически успешных групп, показывая блестящие способности корпоративной адаптации к условиям большого города. Азербайджанская диаспора тоже демонстрирует прекрасные возможности социального продвижения. Сейчас их может оказаться 56-60 тысяч против 21 тысячи в 1989 году. Года три назад писали о двух "этнических проблемах" в России: "китайском нашествии" на востоке и "миллионе азербайджанцев" в Москве. Причины таких заявлений - от обычных спекуляций до проблем регистрации приезжих в Москве: человек вынужден регистрироваться несколько раз в год, а статистика это суммирует. Да еще желание показать, что существует проблема, на которую нужны бюджетные средства. Если продолжить список москвичей в этническом измерении, то грузин было порядка 19 тысяч, теперь, наверное, 25-27. Среди очень маленьких категорий более заметны стали чеченцы - с двух тысяч в 1989 году до, видимо, 14 тысяч. Больше стало осетин - около 12 тысяч. Аварцев было 1,7 тысячи, стало 3,5. Даргинцев было 890 человек, стало около 1,2 тысячи. Ингуши приросли с 0,7 до 4 тысяч. Если суммировать кавказцев, в 1989 году их было около 99,6 тысячи - один процент населения Москвы. Теперь, по моим оценкам, их численность удвоилась. О нашествии говорить некорректно, не говоря уже о моральной стороне таких оценок.
- Какие еще группы можно считать более-менее заметными?
- Для обыденного сознания - больше никакие. Чисто статистически заметной группой в Москве остается мордва - около 30 тысяч человек и чуваши. Узбеков стало, возможно, 12 тысяч против 9. Прирост казахов для Москвы невысок: с 8 до 10 тысяч. Наверное, заметнее станут молдаване. В 1989-м список "заметных" замыкали немцы и латыши. Латышей стало явно меньше, а для немцев Москва была только миграционным трамплином на Запад.
- Кого труднее всего посчитать?
- Переписная статистика "не видит" вьетнамцев и выходцев из стран дальнего зарубежья. В 1989 году вьетнамцев было около тысячи человек, и цифры нынешней переписи тоже будут далеки от реальности. Вьетнамцы ведут корпоративный образ жизни, имеют своих "полпредов", которые общаются с внешним миром и с властью. Для Москвы это самая скрытная категория.
- Что же, в целом Москва не изменилась?
- Москва вбирает в себя людей в той же пропорции, что и вся страна. Период "рыночной" (то есть базарной) миграции уже прошел. Теперь в Москву едут горожане - она все больше становится городом специалистов. Кроме того, очень сильно влияет на людей, и особенно на детей, смена этнического самоопределения. Какая-то часть даже стремится побыстрее ассимилироваться и, не теряя "домашнего" этнического самосознания, приобщается к общероссийской, русской, московской культуре. В этом смысле лицо столицы меняется мало.

Как вы относитесь к идее "Россия для русских"?

 

1998 август

1998 декабрь

2000 январь

2001 ноябрь

2002 июль

2002 декабрь

2003 июль

Поддерживаю, ее давно пора осуществить

15

13

15

16

17

16

21

Ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах

31

30

34

42

38

38

32

Отрицательно, это настоящий фашизм

32

30

27

20

28

26

18

Меня это не интересует

10

14

12

11

10

9

7

Не задумывался над этим

5

6

6

6

-

8

14

Затруднились ответить

7

7

6

5

7

3

8

Источник: ВЦИОМ-А

Как бы вы отнеслись к браку вашего близкого родственника (дочери, сына, внука)...

 

с одобрением

нейтрально

с неодобрением

затруднились ответить

С русским

78

19

2

1

С украинцем или белорусом

48

35

13

4

С латышом, литовцем, эстонцем

23

38

33

6

С грузином, армянином, азербайджанцем

11

26

58

5

С казахом, таджиком, киргизом или узбеком

10

28

57

5

С евреем

14

35

46

5

С чеченцем

8

20

66

6

С немцем, англичанином, французом

26

40

27

7

Ольга ТИМОФЕЕВА. "Известия", 25 марта 2004 года

<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)