Rambler's Top100

№ 143 - 144
26 января - 8 февраля 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Когда же закончится марафон алкогольной смертности?

Статистика алкогольной смертности оставляет желать лучшего

С 1990 по 2001 год прямые и непрямые алкогольные потери превысили 7 миллионов человек

Наиболее тесно связанная с алкоголем смертность нарастает с запада на восток и с юга на север

Какие регионы несут наиболее тяжелые потери

Алкогольная смертность: Россия на фоне других стран

Темы предыдущих номеров

См. также раздел: "Читайте книги и журналы"

См. также Архив "Темы номеров"

 

Дмитрий Краснопевцев. Без названия. Dmitrii Krasnopevtsev Untitled. ( 1973) Когда же закончится марафон алкогольной смертности?

Над темой номера работал
Александр НЕМЦОВ

Алкогольная смертность: Россия на фоне других стран

Для оценки масштабов алкогольной смертности в России можно провести сравнение российских данных по доле алкогольной смертности (33,8%) с аналогичными показателями в США9 и в девяти Европейских странах10.

Американские данные вполне сопоставимы с российскими, так как учитывают как прямые, так и непрямые алкогольные потери. В 1989 году алкогольная смертность составляла в США 5% всех смертей в стране. За предшествующие 10 лет алкогольная смертность в США снизилась на 10%, а за следующие шесть - еще на 11% и составляла 4,4% при потреблении 6,6 литров чистого алкоголя на человека в год11.

Рамштедт исследовал алкогольную смертность в европейских странах, где диагностика такой смертности поставлена значительно лучше, чем у нас. В своей работе он учитывал только прямые алкогольные потери, но его список включал также все соматические заболевания, связанные с употреблением спиртного. Можно думать, что какая-то небольшая часть непрямых потерь в этой работе не учтена, но результаты близки к оценке полных алкогольных потерь в США, где, правда, потребление несколько ниже, чем в Европе. С учетом этих особенностей данных Рамштедта их можно сопоставить с российскими (рис. 7; российские показатели приведены к смертности с 15-летнего возраста, как и в работе Рамштедта): показатель для России - 32,0%, для следующей за ней Финляндии с самым высоким показателем в Европе - 3,7%. Поверить, что эти результаты сравнения близки к реальности, помогают данные об ожидаемой продолжительности жизни мужчин в России (59 лет), в европейских странах (74-77 лет), а также в США (74 года): разница составляет 15-18 лет, т.е. почти треть от жизни российских мужчин.

Рисунок 7. Алкогольная смертность в России и в 10 странах Европы в 1995 году

Различия алкогольной смертности в России и европейских странах обусловлены не только, а может быть и не столько различием среднедушевого потребления, сколько разницей в качестве жизни, включающем качество медицинской помощи, питания и многое другое, что защищает от токсического действия алкоголя. Для этого различия имеет значение дополнительная токсичность нелегальных спиртных напитков, очень большая доля водки в потреблении, а также неблагоприятные особенности генетической природы российской популяции в отличие от европейской12.

Однако учет этих привходящих обстоятельств не может оправдать ужасающую алкогольную смертность в России. Возможно, будь эти условия лучше, а генетика российской популяции - сродни европейской, алкогольная смертность в России была бы ниже. Но мы имеем то, что имеем: неблагополучные генетические особенности, низкое качество медицинской помощи, плохое питание и недостойное нашего населения качество жизни, а с ними - очень высокий уровень алкогольной смертности.


9 - Stinson F.S., Dufour M.C., Steffens R.A., DeBakey S.F. Alcohol Health & Research World, 1993, 17; McGinnis J., Foege W.H. Proceedings of the Association of American Phusicians. 1999, 111: 251-260.
10 - Ramstedt European Journal of Population, 2002, 18: 307-323.
11 - McGinnis and Foege, op. cit.
12 - Ogurtsov, P.P., Garmash, I.V., Miandina, G.I., Guschin, A.E., Itkes, A.V., Moiseev, V.S. Addiction Biol. 2001, 6: 377-383.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most