Rambler's Top100

№ 141 - 142
1 - 25 января 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр  

Пищевая и энергетическая ценность рациона питания россиян близка к минимальной норме

За годы реформ снизилось потребление продуктов питания животного происхождения

По сравнению с развитыми странами в России потребляют меньше мяса, рыбы, молока и фруктов, но больше картофеля

Ресурсы продуктов животноводства в 90-е годы сократились, возросла роль импорта

Объем сельскохозяйственного производства уменьшился

Расходы на питание остаются основной статьей расходов россиян, хотя их доля в последние годы снижалась

Расходы на питание остаются основной статьей расходов россиян, хотя их доля в последние годы снижалась

Изменение объемов потребления продуктов питания обусловлено не только изменением объемов производства и импорта данных продуктов питания, но и возможностями населения приобретать их.

Тенденции изменения покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения по различным видам продуктов питания представлены на рис. 20-21. Хотя они отличаются значительными колебаниями, можно отметить основные изменения.

По сравнению с 1990 годом, наибольшее снижение покупательной способности денежных доходов населения к 2002 году произошло по свежей рыбе (на 58,2%), молоку цельному (на 45,4%), хлебу (на 41,5%), свежей капусте (на 36,2%) и говядине (на 35,6%). Покупательная способность по сахару, рису, крупе и муке осталась почти неизменной.


Рисунок 20-21. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения России, кг (штук) в месяц, 1970-2002

В период реформ расходы на приобретение продуктов для домашнего питания стали основной статьей расходов частных домохозяйств. Начиная с 1992 года, они превышают расходы на непродовольственные товары (рис. 22). В 1998-1999 годах они превышали половину потребительских расходов населения, а в 2002 году снизились до 41,7%. Расходы на питание вне дома (общественно питание) сократилось с 6% в 1980-1985 годах до 2,5% в 2001-2002 годах.

Рисунок 22. Структура потребительских расходов домашних хозяйств, 1980-2002, %

Наиболее значительные расходы связаны с приобретением мяса и мясопродуктов (рис. 23-24), причем их доля колебалась в пределах 25-30% от общих расходов на приобретение продуктов питания. Удельный вес расходов на приобретение хлеба и хлебопродуктов возрос с 10% в 1980-х - начале 1990-х годов до 17% в конце 1990-х. На молоко и молочные продукты уходит от 13 до 15% совокупных расходов на приобретение продуктов питания.

Доля расходов на сахар и кондитерские изделия достигла наибольшего значения в 1992-1993 годах - 19%, а затем снизилась до 8-9%. Удельный вес расходов на чай, кофе, безалкогольные напитки, напротив, возрос с 2-3% до 7%.


Рисунок 23-24. Доля потребительских расходов домашних хозяйств на покупку отдельных видов продуктов питания, 1980-2002, %

Доля расходов на продукты для домашнего питания заметно различается в зависимости от дохода домохозяйств. Если 10% беднейшего населения тратит на эти цели более половины своих денежных доходов, то 10% самых богатых - только 30,1% (рис. 25). При этом абсолютные значения затрат на питание различаются уже не в 1,7 раза, а почти в 6 раз (с учетом различий в уровне среднедушевых денежных доходов, указанных на графике справа в рублях). Если в первой группе в среднем на одного члена домохозяйства на приобретение продуктов питания в 2002 году тратилось порядка 300 рублей в месяц, то в десятой - почти 1800 рублей.

Поэтому для беднейших слоев населения жизненно важным подспорьем в обеспечении продуктами питания служат натуральные поступления (от работодателя, личного подсобного хозяйства и т.п.).

Рисунок 25. Структура расходов домашних хозяйств на конечное потребление в зависимости от уровня располагаемых денежных доходов (по первой, четвертой седьмой и десятой 10-типроцентным группам населения), 2002, %


Источники: www.gks.ru,
Российский статистический ежегодник, 2000 и 2003.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most