Rambler's Top100

№ 61 - 62
1 - 14 апреля 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Россия готовится к переписи

Все 100 процентов населения должны быть охвачены переписью

Конкурс на лучший материал о переписи

Национальность на три цифры

Татары разберутся внутри своего этноса

Идеологических отказников немного

На рекламу переписи населения будет истрачено 8 миллионов долларов

Рубильник – орудие Госкомстата

В Бурятии не хватает переписчиков с высшим образованием

На рекламу переписи населения будет истрачено 8 миллионов долларов

В марте незаметно для всех истек первый этап информационно-разъяснительной кампании, которой Госкомстат и его партнерские организации предваряют общероссийскую перепись населения. До самой переписи осталось еще полгода. Специалисты по общественным связям из рекламного агентства МУВИ компании "Видео Интернешнл" и "Компании развития общественных связей" (КРОС) считают свою задачу выполненной: благодаря тому, что в России все смотрят телевизор, 98% жителей страны с помощью неброского ролика хотя бы поставлены в известность о предстоящем главном событии года. "Сейчас мы уже хотя бы точно знаем, что перепись произойдет", -- заверяет президент КРОС Сергей Зверев.

Скромные ролики, которые крутились по телеканалам в течение последнего месяца, на самом деле только начало пропагандистской кампании. С 13 мая на телевидении пройдет целый блок новых роликов, адресованных наиболее "проблемным" группам населения - тем, кто, согласно данным социологических опросов, не хочет сотрудничать со статистиками. В частности, будет ролик для подростков с нехитрым названием "Круто!". Отдельный ролик предназначается ветеранам. Своей части программы удостоены также некоторые федеральные округа. Специальные ролики покажут жителям Кавказа, Поволжья и Дальнего Востока - с учетом всей местной специфики. Для детей, по словам гендиректора агентства МУВИ Екатерины Селявиной, снимут ролик "Считалочка". Дети, надеются рекламщики, после просмотра этого клипа превратятся в бесплатных агитаторов и будут убеждать родителей пройти перепись. В середине лета телевизионный шквал окончится, а с середины августа начнется последний подготовительный этап: по телевизору будут показывать уже не клипы, а мини-представления, демонстрирующие гражданам встречу с переписчиком, на улицах вывесят наружную рекламу, а последняя неделя по интенсивности воздействия должна напоминать самые горячие дни предвыборных кампаний.

При этом вся смета информационной кампании составляет чуть больше 8 миллионов долларов. На федеральную кампанию из них уйдет 2,5 млн., на работу в регионах -- 1245 тысяч долларов. Остальное практически целиком уйдет на рекламу. Генеральный директор Института региональных проблем Максим Дианов считает, что финансирование более чем скромное. "Хотелось бы пожаловаться, что денег нет. Названные вам цифры - это то, что заложено в бюджет переписи. Разумеется, этого мало. Во многих регионах на разъяснительную кампанию тратятся местные средства. Причем по закону компенсировать регионам будут все затраты, кроме как раз "информационной подготовки".

Между тем рекламная кампания переписи - дело весьма специфическое и дорогостоящее, к тому же подобного опыта у российских пиарщиков просто нет. "В данном случае мы не призываем людей что-то купить, -- объясняет Сергей Зверев. - Мы должны предложить им совершить серьезный осознанный поступок. Сейчас, когда большинство людей уже знает, что перепись - главное событие года, настало время доходчиво объяснить каждому человеку, почему он должен участвовать в переписи и в чем его конкретный интерес".

Эксперты считают, что в оставшиеся полгода им вполне удастся убедить все население России открыть дверь переписчикам и ответить на вопросы переписных листов. В рамках отпущенных им средств они стараются делать все возможное: консультируются с общественными организациями, пытаются заручиться поддержкой конфессиональных объединений, входят в контакт с представителями диаспор. Без помощи муниципалитетов организовать работу вообще было бы невозможно.

Кстати, глава ИРП Максим Дианов отмечает, что в регионах информированность жителей о переписи и готовность принять в ней участие гораздо выше, чем в столицах. Возможно, это связано с тем, что жители провинции более дисциплинированны и открыты. А по столицам как раз можно судить о переменах в жизни страны. Предыдущая перепись проводилась еще в СССР в 1989 году. Агитационная кампания была не такой красочной (хотя, по словам господина Зверева, лучшие плакаты прошлых лет собраны в офисе КРОС), но у статистиков, по крайней мере, не было повода думать о том, что перепись вообще может не состояться. Сегодня же приходится учитывать не только появление бронированных дверей и нежелание граждан общаться с представителями государства, но и интересы криминального мира, который интересуется истинными сведениями о россиянах не меньше статистиков и фискальных органов. Более того, организаторам переписи важнее понять общую картину - по словам начальника управления переписи и демографической статистики Госкомстата Ирины Збарской, она, по большому счету, "не интересуется конкретным Иваном Ивановичем Ивановым". Но многие россияне в это не верят. И опасаются, что весь массив собранной в ходе переписи информации немедленно не только попадет в фискальные органы, но и появится на CD-ROM на "Горбушке" или Митинском радиорынке - точно так же, как сейчас там продаются базы данных ГИБДД или МГТС. И пока развеять это заблуждение не удается ни статистикам, ни рекламщикам. "Да, результаты переписи будут доступны, - говорит Сергей Зверев. - Но если бы люди слушали внимательно то, что мы через СМИ пытаемся до них донести, они бы давно знали, что по технологии опроса не возникает персонификация данных. Специалисты работают с массивами статистических данных, а узнать что-то о конкретном человеке из них будет просто невозможно".

Иван СУХОВ. Время новостей On-line, 27 марта 2002 года

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most