|
|
Может
ли помочь развитым странам замещающая миграция? |
|
Над темой номера работал
Михаил ДЕНИСЕНКО
|
За что критиковали экспертов ООН?
Сразу после представления широкой публике доклад вызвал
необыкновенно бурную для научных публикаций реакцию в средствах
массовой информации и политических кругах. Более 100 статей в "Монд",
"Нью-Йорк Таймс", "Вашингтон Пост", "Гардиан"
и других наиболее известных газетах и журналах в разных стран мира
были посвящены обсуждению материалов доклада или содержали ссылки
на него.
Научной общественности основные положения доклада были
впервые представлены на съезде Ассоциации американских демографов
в марте 2000 года. Уже там обозначились различия в восприятии доклада,
которые во многом определялись специализацией ученых. Одни из них
- как правило, "чистые" демографы - были снисходительны
и сдержаны, отмечая в докладе отсутствие научной новизны с точки
зрения концептуальных подходов, методов и выводов. Другие, наоборот,
обращали внимание на значимость полученных оценок и выводов, которые,
благодаря средствам массовой информации, стали доступны широкой
общественности. В марте того же года доклад обсуждался на заседании
Комиссии по народонаселению ООН. Осенью о замещающей миграции говорили
участники совещания экспертной группы ООН, посвященного политике
в области старения и сокращения численности населения2.
О докладе говорили на многих научных семинарах, комиссиях и конференциях,
в ходе которых затрагивались проблемы миграции.
Обсуждение доклада породило немало критики в его адрес.
Критика содержания доклада профессиональными демографами
касалась, в первую очередь, гипотез, которые использовали его авторы
в своих расчетах.
По мнению некоторых ученых, гипотезы, положенные в основу
прогностических сценариев, представляются чрезвычайно упрощенными.
Так, динамика населения весьма чувствительна к изменениям в уровнях
рождаемости. Даже если согласиться с тем, что коэффициент суммарной
рождаемости будет колебаться в пределах от 1 до 2, в этих пределах
он может принимать весьма различные значения. Две гипотезы, по которым
коэффициенты суммарной рождаемости равны либо 1,3, либо 1,8 рождений
на одну женщину, дают различные демографические результаты, если
говорить о динамике численности и возрастном составе населения.
Интересно было бы проследить зависимость объемов замещающей миграции
от разных величин суммарного коэффициента рождаемости, изменяющегося
в пределах от 1 до 2.
Таким же упрощением представляется и гипотеза идентичности
уровня рождаемости мигрантов и коренного населения, когда речь идет
об эмиграции из стран, где уровень рождаемости заметно выше.
При анализе влияния миграционных процессов в докладе
недостаточно внимания уделяется процессу старения самих мигрантов
и циклическому характеру изменений миграционного прироста. В частности,
для аргументации тезиса о том, что миграционные процессы не могут
остановить старение населения в развитых странах, недостаточно сказать,
что для этого потребуются необычайно большое количество иммигрантов,
не имеющее исторических аналогов. Необходимо описать и механизм
формирования этого количества. Популяция мигрантов и их потомков
в условиях низкой рождаемости сама быстро стареет. Для того, чтобы
преодолеть это старение в будущем, придется привлекать еще больше
количество мигрантов. Подобный мультипликативный эффект в докладе
прослеживается, но не отмечается специально. Циклы миграционного
прироста будут видны с большей очевидностью, если горизонт прогнозирования
отодвинуть, например, с 2050 до 2100 года.
В целом, следует, видимо, согласиться с мнением отдельных
участников совещания экспертной группы ООН, посвященного политике
в области старения и сокращения численности населения, что последний
пятый сценарий (замещающая миграция обеспечивает неизменный уровень
коэффициентов демографической поддержки) и его представление в докладе
являются неудачными, по сравнению с тем, что уже было опубликовано
в научных изданиях. В данном случае "не имеющие исторических
аналогов" результаты оценок были легко предсказуемыми. Они
не имеют никакого практического смысла и только дают почву для сенсационных
сообщений в средствах массовой информации, которые искажают содержание
доклада.
Ряд замечаний, высказанных авторам доклада, был связан
с излишней демографизацией ими проблемы старения населения. Некоторые
демографы и экономисты отмечали, что в докладе мало говорится о
социальных и экономических мерах преодоления последствий старения,
а оценки миграции никак не связаны с экономическими характеристиками
и социально-политической обстановкой в тех странах, для которых
они проводились. На все эти замечания можно ответить только тем,
что в докладе в центре внимания были только демографические факторы
старения и депопуляции, а миграция рассматривалась как средство
сдерживания этих процессов.
В то же время было и немало критики, основанной на недоразумениях.
Например, в некоторых известных изданиях материалы интерпретировались
журналистами как прогнозные оценки. Они писали о миллионах мигрантов,
которые, согласно прогнозам ООН, заполонят Европу в ближайшие десятилетия.
Эти утверждения совершенно не соответствует целям и содержанию доклада.
Естественно, из всех сценариев для подачи в прессу журналисты выбирали
самый сенсационный с точки зрения подачи материалов и самый нереальный
пятый сценарий, в котором предполагалось сохранение на неизменном
уровне коэффициентов демографической поддержки.
И все же необычайно бурная реакция на доклад средств
массовой информации продемонстрировала то, что широкие круги населения
в западных странах сегодня чрезвычайно остро осознают проблемы,
связанные со старением населения. Такого интереса не было в прошлом.
Сегодня общество в развитых странах предчувствует необратимость
грядущих изменений в социальной системе. Но каких? В каком направлении?
На эти вопросы пока ответов нет.
2 - United Nations (2000), United Nations Expert
Group Meeting on Policy Responses to Population Ageing and Population
Decline. New York, 16-18 October. ESA/P/WP.163.
|