ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ
НАСЕЛЕНИЯ от 25.01.2002 №8-ФЗ
Всероссийская
перепись населения является основным источником формирования федеральных
информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения,
его распределения по территории Российской Федерации в сочетании
с социально - экономическими характеристиками, национальным и языковым
составом населения, его образовательным уровнем.
Статья 1. Всероссийская перепись населения
и основные принципы ее проведения
1. Всероссийская перепись населения (далее
также - перепись населения) представляет собой сбор сведений о лицах,
находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации,
и проводится на всей территории Российской Федерации по единой государственной
статистической методологии в целях получения обобщенных демографических,
экономических и социальных сведений.
2. Всероссийская перепись населения проводится
с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной
жизни и жилища.
3. Сведения, полученные в ходе Всероссийской
переписи населения, не могут быть использованы в целях причинения
имущественного и морального вреда человеку и гражданину, затруднения
реализации его прав и свобод.
4. Участие во Всероссийской переписи
населения является общественной обязанностью человека и гражданина.
Статья 2. Правовая основа Всероссийской
переписи населения
Правовой основой Всероссийской переписи
населения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный
закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации.
Статья 3. Периодичность проведения, срок
проведения и дата Всероссийской переписи населения
1. Всероссийская перепись населения проводится
не реже чем один раз в десять лет.
2. Срок проведения Всероссийской переписи
населения представляет собой период, в течение которого осуществляется
сбор сведений о населении. Дата Всероссийской переписи населения
представляет собой момент (год, месяц, день и час), на который осуществляются
сбор сведений о населении и его учет.
3. Срок проведения и дата Всероссийской
переписи населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Лица, подлежащие Всероссийской
переписи населения
1. Всероссийской переписи населения подлежат:
1) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица
без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения
на территории Российской Федерации, за исключением иностранных
граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи;
2) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской
Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения
за пределами Российской Федерации.
2. Всероссийской переписи населения не
подлежат иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями
в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 5. Организация проведения Всероссийской
переписи населения
1. В целях проведения Всероссийской переписи
населения Правительство Российской Федерации в соответствии со своими
полномочиями определяет:
1) федеральный орган исполнительной власти, ответственный за
подготовку и проведение Всероссийской переписи населения, обработку
полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи
населения и ее методологическое обеспечение (далее - федеральный
орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской
переписи населения);
2) федеральные органы исполнительной власти, ответственные за:
2. Федеральные органы исполнительной власти, определенные
Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, при осуществлении своих полномочий по подготовке и проведению
Всероссийской переписи населения взаимодействуют с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации. Координация деятельности
указанных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации может быть возложена на специальный
орган (комиссию), создаваемый в этих целях Правительством Российской
Федерации.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями
оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти,
ответственному за проведение Всероссийской переписи населения,
в осуществлении его полномочий:
1) уточняют перечень и границы муниципальных образований, обеспечивают
наличие в муниципальных образованиях указателей с названиями улиц,
номерами домов и квартир;
2) предоставляют необходимые картографические материалы;
3) предоставляют помещения, оборудованные средствами связи и
пригодные для работы лиц, осуществляющих сбор сведений о населении,
хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи
населения, транспортные средства, средства связи, а также необходимые
сведения и материалы.
4. Органы местного самоуправления оказывают содействие
федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение
Всероссийской переписи населения, в привлечении граждан, проживающих
на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору
сведений о населении.
Статья 6. Сведения о населении и порядок их сбора
1. Сведения о населении могут содержать следующие данные
о лицах, подлежащих Всероссийской переписи населения:
- пол;
- возраст (дата рождения);
- гражданство (состояние в гражданстве, наличие двойного гражданства,
наименование государства или государств, гражданином которых является
опрашиваемое лицо);
- национальная принадлежность;
- владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или
другие языки);
- образование общее (начальное общее, основное общее, среднее
(полное) общее) и профессиональное (начальное профессиональное,
среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское
профессиональное);
- состояние в браке;
- количество детей;
- родственные отношения с проживающими совместно лицами;
- место рождения (наименование государства, субъекта Российской
Федерации);
- место жительства и (или) место пребывания (наименование государства,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования, городского,
сельского поселения);
- жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома,
размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства
жилого помещения);
- источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности
или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности,
стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной
источник средств к существованию);
- занятость (наличие работы или иного занятия, являющихся источниками
средств к существованию, либо их отсутствие).
О лицах, временно находящихся на территории Российской
Федерации, но постоянно проживающих за пределами Российской Федерации,
осуществляется сбор сведений, касающихся цели их приезда в Российскую
Федерацию.
2. Сбор сведений о населении, не предусмотренных пунктом
1 настоящей статьи, а равно принуждение опрашиваемых лиц предоставить
о себе указанные сведения не допускается.
3. Сбор сведений о населении осуществляется путем опроса
населения и заполнения переписных листов при обходе жилых и иных
помещений, в которых проживают (пребывают) опрашиваемые лица. Сбор
указанных сведений также может осуществляться либо с использованием
средств связи, либо в специальных помещениях, предоставляемых для
этих целей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и (или) органами местного самоуправления в соответствии с подпунктом
3 пункта 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
4. Опрос населения осуществляется на русском языке.
В республиках, входящих в состав Российской Федерации, опрос населения
может осуществляться на государственном языке соответствующей республики.
В местах компактного проживания коренных малочисленных народов опрос
населения может осуществляться на языке соответствующего коренного
малочисленного народа. В случае, если опрашиваемое лицо не владеет
языком, на котором осуществляется опрос, ему обеспечивается право
на пользование услугами переводчика.
5. Переписные листы заполняются лицами, осуществляющими
сбор сведений о населении, на русском языке со слов опрашиваемых.
Статья 7. Переписные листы и иные документы Всероссийской
переписи населения
1. Переписной лист представляет собой документ установленного
образца, содержащий полученные в ходе проведения Всероссийской переписи
населения сведения о лицах, находящихся на дату ее проведения на
территории Российской Федерации.
2. Бланки переписных листов содержат вопросы к опрашиваемым
лицам в целях получения сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи
6 настоящего Федерального закона. Формы бланков переписных листов
утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Переписные листы и иные документы Всероссийской переписи
населения, содержащие сведения о населении, имеют защиту, степень
которой определяется в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
4. Порядок хранения переписных листов и иных документов
Всероссийской переписи населения определяется Правительством Российской
Федерации.
Статья 8. Гарантии защиты сведений о населении, содержащихся
в переписных листах
1. Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах,
являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению)
и используются в целях формирования соответствующих федеральных
информационных ресурсов.
2. Обработка сведений о населении, содержащихся в переписных
листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного
доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного
искажения.
3. Должностные лица государственных органов, органов
местного самоуправления, организаций, а также иные лица, которые
в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности
имеют доступ к сведениям о населении, содержащимся в переписных
листах, и допустили утрату или разглашение этих сведений либо фальсифицировали
эти сведения или содействовали их фальсификации, несут ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность
не разглашать конфиденциальную информацию о населении, полученную
в ходе проведения переписи населения, должна предусматриваться трудовыми
договорами, заключенными с гражданами, привлеченными к работе по
проведению переписи населения, а в отношении должностных лиц - нормативными
правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 9. Лица, осуществляющие сбор сведений о населении,
и оплата их труда
1. К работе по сбору сведений о населении привлекаются
граждане Российской Федерации, прошедшие специальное обучение.
2. Организация обучения и условия оплаты труда лиц,
привлекаемых к сбору сведений о населении, определяются в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Подведение итогов Всероссийской переписи
населения и их опубликование
1. Подведение итогов Всероссийской переписи населения
осуществляется в порядке и в срок, которые устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
2. Итоги Всероссийской переписи населения являются доступными
каждому и подлежат официальному опубликованию.
Статья 11. Источники финансирования Всероссийской переписи
населения
1. Финансирование расходов, связанных с подготовкой
и проведением Всероссийской переписи населения, подведением и опубликованием
ее итогов, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Финансирование расходов, связанных с реализацией
мероприятий, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 статьи 5 настоящего
Федерального закона, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов в пределах средств, передаваемых
соответственно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям
из федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
3. Правительством Российской Федерации определяется
порядок передачи бюджетам субъектов Российской Федерации и местным
бюджетам средств из федерального бюджета для финансирования расходов,
связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных подпунктом
3 пункта 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент Российской Федерации
|