Rambler's Top100

№ 17 - 18
23 апреля - 6 мая 2001


О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая
полоса

содержание
номера

читальный
зал

приложение

обратная
связь

доска
объявлений

   

поиск

архив

перевод
translation

Оглавление
Тема номера
КАК УЙТИ ОТ СИСТЕМЫ ВСЕОБЩИХ ЛЬГОТ?

Советское наследие

Что изменилось за 10 лет рыночных реформ?

Социальные льготы и новое неравенство

Почему необходимо реформировать систему льгот?

Как будем реформировать?

Кто выиграет, кто проиграет?

Темы предыдущих номеров

Над темой номера работала Лилия ОВЧАРОВА

См. также Архив Темы номеров

 

Почему необходимо реформировать систему льгот?

Основные доводы в пользу реформирования российской системы социальных выплат и льгот общеизвестны:

  • В настоящее время всевозможные социальные выплаты и льготы установлены для значительной части населения. По оценкам Минтруда, численность получателей льгот составляет около 100 миллионов человек. На оплату льготной социальной системы требуется более 250-300 млрд. рублей в год;
  • Права на льготы определяются статусом людей, их отнесением к той или иной категории и не взаимоувязаны с материальным положением получателей льгот;
  • Отсутствует четкое разграничение полномочий и ответственности по предоставлению социальных пособий и льгот между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Это приводит к размыванию ответственности за администрирование и финансовое обеспечение социальных выплат и льгот;
  • Для многих видов льгот не определены источники финансирования.

Действующая система социальных выплат и льгот имеет ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. Из общей суммы поддающихся учету расходов на социальную помощь только одна треть поступает малоимущему населению. Остальные две трети получают те, кто может обойтись без поддержки общества1. Таким образом, рудименты "социалистического" распределения вступают в противоречие со смыслом социальных льгот в цивилизованной рыночной экономике, где они должны быть ориентированы на поддержку бедных слоев населения. Возможно, нынешняя система льгот работает на социальную дифференциацию, больше чем существующая оплата труда. Это противоречие, в свою очередь, тормозит дальнейшее позитивное продвижение по пути становления рыночной экономики.

К этому надо добавить, что социальные льготы, усиливающие социальное неравенство, - далеко не единственные в нашей стране. В еще большей мере неравенство складываются за счет предоставления налоговых, таможенных и кредитных льгот. Например, налоговые льготы нам стоят не менее 5% ВВП, а таможенные льготы - около 1,5% ВВП. Как известно, принципы распределения здесь такие же, как и в случае с социальными льготами: льготы даются самым сильным и самым "заслуженным".

Стало быть, сейчас социальные льготы в России - это лишь элемент более широкой государственной социально-экономической стратегии: предоставление привилегий в обмен на "заслуги". Если принимать во внимание реально предоставляемые (а не те, которые формально положены по закону) и поддающиеся учету социальные льготы, то сейчас это - не самая дорогая льготная система. Налоговые льготы стоят дороже.

Впрочем, если к социальным льготам отнести и всю систему теневых социальных льгот (жилье, медицинское, транспортное и санаторно-курортное обслуживание), то, сколько эти льготы стоят, никто не знает. Возможно, если эти льготы учесть, то социальная компонента льгот действительно станет самой дорогой.

 


1 - Выступление М.Касьянова в Государственной Думе 17 мая 2000 г .
Российская газета от 19.05.2000 г.

 

Вернуться назад
Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most