|
Социальные льготы и новое неравенство
По данным бюджетных обследований Госкомстата России,
очевидный лидер по размеру выплат в расчете на одного получателя
среди всех социальных льгот - льготы и дотации на оплату отдыха;
за ними, с большим отрывом, идут льготы и дотации на содержание
детей в дошкольных учреждениях и на медицинское обслуживание (табл.
1).
Таблица 1. Размеры дотаций и льгот, получаемых
домохозяйствами, во II квартале 1999-2000 годов (в среднем на получателя,
в месяц), в рублях
|
Все домохозяйства
|
В том числе
|
II квартал 1999г.
|
II квартал 2000г.
|
в городской
местности
|
в сельской
местности
|
Расходы
|
II квартал 1999г.
|
II квартал 2000г.
|
II квартал 1999г.
|
II квартал. 2000г.
|
на питание
|
155,5
|
88,0
|
213,6
|
98,3
|
62,1
|
70,9
|
на оплату транспортных расходов
|
56,0
|
80,1
|
57,7
|
83,2
|
32,0
|
39,7
|
на оплату жилья
|
48,2
|
62,2
|
50,4
|
64,3
|
36,2
|
51,7
|
на оплату отдыха
|
658,3
|
777,9
|
688,5
|
835,6
|
403,3
|
396,7
|
на медицинское обслуживание
|
144,7
|
310,7
|
148,8
|
208,4
|
125,9
|
692,5
|
на содержание детей в дошкольных учреждениях
|
263,0
|
383,0
|
268,7
|
395,8
|
233,1
|
315,6
|
Покупка товаров по сниженным ценам
|
46,1
|
174,2
|
154,8
|
195,7
|
24,2
|
105,5
|
Подарки от предприятий, фондов
|
95,5
|
108,7
|
83,6
|
93,4
|
108,4
|
136,5
|
Другое
|
33,8
|
36,4
|
34,6
|
33,7
|
30,9
|
46,8
|
Однако если посмотреть на следующую таблицу 2, где представлена
доля домохозяйств, получающих те или иные льготы, то оказывается,
что самые значительные по размеру льготы относятся как раз к числу
наименее распространенных.
Реально получатели льгот представлены всего в 33-37%
домохозяйств. Наиболее распространены льготы на оплату транспортных
услуг и жилья, их получатели имеются примерно в одной пятой домохозяйств.
Но средняя величина этих льгот невелика. А вот дорогостоящие льготы
на оплату отдыха (в расчете на одного получателя они в 10-15 раз
больше льгот на оплату жилья) массовыми не назовешь: их получатели
встречаются примерно в 1,5-2,0% домохозяйств, и, скорее всего, это
- не самые обездоленные.
В целом, несмотря на формально высокое распространение
социальных льгот, их роль как массового фактора, влияющего на объем
располагаемых ресурсов1 основной части
населения, не слишком значительна. При этом, по-видимому, сохраняется
дифференцирующая роль социальных льгот, выгодная относительно привилегированным
слоям.
Таблица 2 . Доля домашних хозяйств, имеющих получателей
дотаций и льгот, во II квартале 1999-2000 годов
|
Все домохозяйства
|
В том числе
|
в городской местности
|
в сельской местности
|
II квартал 1999г.
|
II квартал 2000г.
|
II квартал 1999г.
|
II квартал 2000г.
|
II квартал 1999г.
|
II квартал. 2000г.
|
Домохозяйства, имеющие в своем составе получателей дотаций,
в % к числу домохозяйств соответствующей группы
|
32,7
|
36,4
|
36,8
|
40,4
|
21,2
|
25,4
|
из них:
|
на питание
|
3,9
|
5,2
|
3,5
|
4,7
|
5,0
|
6,5
|
на оплату транспортных расходов
|
18,1
|
20,1
|
22,9
|
25,2
|
5,2
|
6,2
|
на оплату жилья
|
17,5
|
19,2
|
20,3
|
21,8
|
10,1
|
12,3
|
Отметим в заключение, что основные получатели льгот
(и по распространенности, и по размеру выплат) концентрируются в
городах. Сельские жители в этом плане дискриминированы.
1 - К располагаемым ресурсам относятся:
израсходованные в течение месяца денежные средства, натуральные
поступления продуктов питания и полученные в натуральном выражении
социальные выплаты и льготы.
|