|    |  Что изменилось за 10 лет рыночных реформ? С началом рыночных преобразований основной задачей системы 
              социальной защиты стала оперативная реакция на обостряющиеся социально-экономические 
              проблемы (рост числа бедных и безработных, появление беженцев и 
              мигрантов, невыплаты заработной платы и пенсий и пр.). В результате 
              появились новые виды социальных пособий и льгот на федеральном, 
              региональном и местном уровнях. Но основные социальные обязательства 
              и принципы социальной поддержки советского периода были сохранены, 
              разного рода льготами было охвачено около 70% всего населения. По 
              оценкам Минтруда РФ, к 2000 году они распределялись на 10 крупных 
              категорий (см. таблицу). Основные категории лиц, получавших социальные 
              льготы в 2000 году 
               
                | Категории льготников | Доля в % |   
                | Учащиеся школ  | 27,9 |   
                | Ветераны труда  | 22,2 |   
                | Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны (ВОВ)  | 12,9 |   
                | Инвалиды, включая детей  | 8,6 |   
                | Дети в возрасте до 3 лет  | 4,6 |   
                | Военнослужащие (включая членов их семей) и граждане, уволенные 
                    в запас, сотрудники МВД  | 4,5 |   
                | Учащиеся общеобразовательных школ из многодетных семей  | 2,4 |   
                | Лица, проживающие на территориях с льготным социально-экономическим 
                    статусом  | 1,9 |   
                | Участники ВОВ, инвалиды ВОВ и члены их семей  | 3,8 |   
                | Прочие льготные категории  | 11,2 |   
                | Всего | 100,0 |  К настоящему времени в России сложилось огромное и едва 
              ли оправданное многообразие различных форм и видов социальной поддержки. 
              Только на федеральном уровне установлено около 156 видов социальных 
              выплат, льгот, пособий и дотаций, оказываемых 236 категориям населения. 
              Закономерным следствием такой политики стало несоответствие обязательств 
              государства реальным бюджетным возможностям: в 1999 г. обязательства 
              только по федеральным льготам и пособиям составили 15% ВВП, при 
              этом реальные расходы консолидированного бюджета по статьям раздела 
              "Социальная политика" составили 1,7% ВВП, или 6% суммарных 
              расходов консолидированного бюджета. Это означает, что право значительной 
              части получателей льгот оказалось не реализованным.  
              
               |