Через несколько лет пенсии рискуют усохнуть до одной
пятой от зарплаты
Привязка индексации пенсий к инфляции перестала себя оправдывать
- по крайней мере, в условиях опережающего роста зарплат. Если около
десяти лет назад средняя пенсия составляла треть от средней зарплаты,
то сейчас четверть. И есть риск, что в дальнейшем она уменьшится
до одной пятой от зарплаты. По разным экспертным оценкам, период
такого усыхания пенсий может занять от "пары лет" до восьми
лет. Выход на пенсию становится для человека финансовым ударом.
В российской пенсионной системе назревает проблема, которую вскоре
станет невозможно замалчивать: рост пенсий уже критически отстает
от увеличения зарплат. Это прослеживается по официальной статистике.
Росстат приводит такой показатель, как отношение средних назначенных
пенсий к среднему размеру начисленной заработной платы работников
организаций.
В 2024 году по итогам ноября (более свежих данных статистика пока
не содержит) это соотношение составило чуть больше 24%.
Другими словами, в среднем по экономике сегодняшняя пенсия - это
лишь четверть от сегодняшней зарплаты. Как это еще можно проиллюстрировать?
Например, следующим образом: приходя в магазин, сегодняшний пенсионер
может купить в четыре раза меньше товаров, в четыре раза меньше
продуктов питания, чем пришедший в этот же магазин сегодняшний работник,
не достигший пенсионного возраста.
Здесь следует сделать несколько оговорок. Согласно Конвенции Международной
организации труда (МОТ), коэффициент замещения пенсией утраченного
заработка должен быть 40%. Об этом вновь и вновь напоминают и многие
экономисты, и депутаты, стремясь продемонстрировать общепризнанные
в мире стандарты.
Однако, как ранее уже писала "НГ" с опорой на разъяснения
Минтруда, эта рекомендация МОТ не столь однозначна. Потому что в
соответствии с Конвенцией, для подсчета коэффициента замещения используется
вовсе не простое отношение средней пенсии к средней зарплате, а
соотношение средней заработной платы и суммы обеспечения, выплачиваемого
по нормам законодательства РФ. То есть учитываться могут не только
сами пенсии, но и дополнительные льготы и выплаты.
Кроме того, конвенция устанавливает особые нормативные условия,
которым должен соответствовать получатель, также есть свои тонкости
с тем, какие именно зарплаты мы берем для сравнения (см. "НГ"
от 21.04.21).
Еще следует помнить, что Росстат дает усредненный показатель по
всем видам пенсий, а не только пенсий по старости. Это тоже может
влиять на окончательные результаты сопоставлений. Хотя в этом случае
отметим, что все-таки выплаты пенсионерам по старости не так уж
сильно отличаются от усредненных показателей Росстата.
В частности, Социальный фонд России ранее отчитался,
что по состоянию на 1 октября 2024-го средний размер пенсий по старости
составил в стране примерно 22,6 тыс. руб. в месяц: у работающих
пенсионеров по старости - около 19,2 тыс. руб., а у неработающих
- 23,4 тыс. руб. Росстат же сообщал, что в октябре прошлого года
средняя по стране пенсия была около 21 тыс. руб. в месяц, примерно
такой же размер указан и по итогам всего 2024 года.
Все эти "но" важно упомянуть. Однако при этом Росстат
приводит в своих публикациях именно тот показатель, который приводит
(упрощенный). И этот показатель Росстата тоже вполне наглядно демонстрирует,
в каком положении находятся сегодняшние пенсионеры, более того,
он позволяет судить о тенденциях, которые вызывают все больше опасений.
До 2017 года средняя пенсия составляла примерно треть средней зарплаты.
"Но с тех пор этот показатель падает, особенно резко в последние
три года", - сообщает аналитический Telegram-канал MMI. По
его экспертным оценкам, по итогам 2024 года это соотношение составило
уже даже менее 24% - 23,6% (так ли это на самом деле - можно будет
узнать позже, когда Росстат наконец-то обнародует свои данные по
росту зарплат за декабрь 2024-го).
"Это минимум, наблюдавшийся перед валоризацией пенсий, - уточняет
аналитический Telegram-канал. - Еще пару лет, и (соотношение. -
"НГ") будет ниже 20%". Такое ожидаемое усыхание пенсий
по отношению к зарплатам эксперты канала называют уже не иначе как
"возвращением в 90-е".
Есть, однако, и другие расчеты. Как сказал "НГ" профессор
Финансового университета при правительстве Александр Сафонов, по
его оценкам, при сложившейся динамике соотношение среднего размера
начисленной пенсии к средней заработной плате достигнет порога в
20% "к 2033 году".
"Правительству необходимо срочно принимать решения по повышению
благосостояния пенсионеров", - призывают авторы MMI. По их
мнению, пенсии необходимо увеличить сразу в полтора раза, что предполагает,
по экспертным оценкам, дополнительные расходы бюджетной системы
на уровне 5 трлн руб. в год. Правда, это, как уточняют эксперты,
не только серьезная нагрузка на бюджет, но еще и мощный проинфляционный
фактор. И именно поэтому, как можно предположить, такое резкое увеличение
пенсий становится фантастическим сценарием.
Опрошенные "НГ" эксперты тоже признают наличие проблемы.
"Действительно, в последние годы происходит увеличение разрыва
между пенсиями и средней заработной платой. Индексация пенсий происходит
ежегодно на уровень чуть выше официального показателя инфляции,
а средняя заработная плата растет под влиянием рыночных факторов",
- пояснила доцент Российского экономического университета им. Г.В.
Плеханова Людмила Иванова-Швец.
Для того чтобы разрыв не увеличивался и чтобы пенсии не усыхали
по отношению к зарплатам, "необходимо доиндексировать пенсии,
ориентируясь не только на уровень инфляции, но и на рост заработных
плат", считает Иванова-Швец. И хоть такой шаг, по ее словам,
станет действительно серьезной нагрузкой на бюджет, "делать
это необходимо для поддержания уровня жизни пенсионеров".
"Решение данной проблемы состоит в том, чтобы изменить порядок
индексации пенсий (перейти к индексации по росту средней заработной
платы), отказаться от предоставления льгот по уплате страховых взносов
в пенсионный фонд", - отметил, в свою очередь, Сафонов. Помимо
этого он указал на необходимость борьбы с теневыми (серыми) заработками
и отказа от политики сокращения численности работающих по трудовым
договорам.
В такой экспертной дискуссии, однако, стоит обратить внимание на
еще один аспект. Привязка индексации пенсий к росту зарплат действительно
может показаться сейчас наиболее логичной и даже очень желательной
мерой.
Но эта мера гипотетически может в одночасье стать настоящим бичом
для пенсионеров - в том случае, если заработные платы в стране начнут
расти намного медленнее, чем сейчас, если рост номинальных зарплат
вдруг начнет отставать от инфляции. Тогда потребуется вновь возвращаться
к индексации именно по инфляции.
И все эти метания из стороны в сторону могут лишь еще больше запутать
ситуацию. Что, однако, не отменяет обозначенной проблемы усыхания
пенсий в сравнении с зарплатами и необходимости в ближайшее время
ее решить.
Есть и более оптимистические оценки. Доцент Тверского государственного
университета Надежда Пилипчук сообщила, что с учетом тонкостей расчета
коэффициента замещения МОТ Россия как раз выполняет взятые на себя
международные обязательства в части замещения пенсией утраченного
заработка получателя, а по отдельным группам коэффициент замещения
даже несколько выше.
"При этом принятая в России солидарная пенсионная система предполагает,
что рост заработных плат работающего поколения влияет на пенсионное
обеспечение родителей, поэтому с будущего года индексация будет
проводиться дважды. В апреле - по темпам роста заработных плат с
учетом поступлений в систему пенсионного страхования", - уверила
эксперт.
Анастасия БАШКАТОВА. Независимая газета, 18 февраля
2025 года
Экономисты предложили вариант изменения пенсионной
системы Что может помочь благосостоянию пенсионеров и рынку
труда
Пенсии в 2025 году
Улучшить пенсионную систему России могли бы повышение оплаты труда
бюджетников, сокращение неформального сектора, вовлечение пенсионеров
в занятость, считают в Финансовом университете. РБК разбирался,
насколько это реалистично
Чтобы обеспечить "удовлетворительное" пенсионное обеспечение,
необходимо целенаправленно повышать уровень зарплат бюджетников
и вовлекать в страховую систему новых плательщиков - из неформального
сектора. К такому выводу пришли профессора Финансового университета
при правительстве Александр Сафонов и Юлия Долженкова в монографии
"Пенсионное страхование: теория, практика и стратегии развития",
которую изучил РБК.
Кроме того, выгодным для бюджетной системы будет вовлечение пенсионеров
в занятость - тренд современного рынка труда, набирающий обороты
в условиях "стареющего общества", полагают эксперты. По
их оценке, действующий уровень пенсионного обеспечения в России
недостаточен: несмотря на проведение пенсионной реформы, лицам,
получавшим низкие зарплаты, пенсии не обеспечивают удовлетворение
базовых потребностей, а гражданам с высокими зарплатами выплаты
не компенсируют утраченный заработок в необходимой мере. Почему нужна была пенсионная реформа
Пенсионная реформа, которая стартовала с 1 января 2019 года, рассчитана
до 2028 года. Она предполагает поэтапное повышение возраста выхода
на пенсию. До 2019 года мужчины выходили на пенсию в 60 лет, а женщины
- в 55 лет. В 2028 году пенсионный возраст для мужчин составит 65
лет, для женщин - 60 лет. Возраст назначения социальной пенсии по
старости, которую получают граждане, не имеющие необходимого стажа
работы для получения страховой пенсии, также был повышен на пять
лет - с 65 до 70 лет для мужчин и с 60 до 65 лет для женщин.
Пойти на такой шаг правительство заставила ситуация с трудовыми
ресурсами: доля работающих людей "становится все меньше, пенсионеров,
соответственно, все больше", говорил на тот момент глава правительства
Дмитрий Медведев, и это могло привести к "разбалансировке пенсионной
системы - вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои
социальные обязательства". Только при повышении пенсионного
возраста можно было "обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам",
отмечал он. В 2017 году (в год перед объявлением реформы пенсионного
возраста) страховые взносы с зарплат работающих граждан покрывали
только 68% выплат страховой пенсии (по данным отчетности Пенсионного
фонда), государству приходилось закрывать дисбаланс за счет трансфертов
из федерального бюджета.
Демографические изменения, которые снижают число плательщиков страховых
взносов относительно получателей пенсий (вследствие снижения рождаемости
и роста продолжительности жизни), - мировой тренд, который приводит
к разбалансированности пенсионных систем, указано в монографии.
Повышение пенсионного возраста - "наиболее простой и наиболее
часто используемый" прием для достижения баланса.
Росстат прогнозировал, что за 15 лет (2016-2031 годы) численность
населения России в трудоспособном возрасте уменьшится в зависимости
от варианта прогноза на 3-7 млн человек, при этом количество граждан
в пенсионном возрасте будет расти, следует из монографии. Актуальная
версия демографического прогноза статслужбы, охватывающая 2024-2046
годы, предполагает аналогичную тенденцию: рост численности населения
в возрасте старше трудоспособного на 2,8 млн человек и сокращение
количества граждан трудоспособного возраста на 4,9 млн человек в
среднем (базовом) варианте. Доступные трудовые ресурсы России за
2022-2024 годы, помимо связанных с военными действиями на Украине,
сократились примерно на 2 млн человек в силу демографии: на пенсию
ежегодно уходило значительно больше людей, чем вышло на рынок выпускников
школ, колледжей и вузов, написал в недавней колонке на РБК экономист
Михаил Задорнов.
По состоянию на 1 января 2025 года в России насчитывалось 41,17
млн пенсионеров, их число за год увеличилось на 94 тыс., или 0,2%,
писал РБК. Без повышения пенсионного возраста их было бы приблизительно
на 5 млн больше, оценивает демограф Игорь Ефремов. "А если
бы пенсионеров было больше, то мы не можем предположить, насколько
хватило бы ресурсов федерального бюджета и/или резервного фонда.
Теоретически можно было бы сохранить пенсию на нынешнем уровне,
но тогда, соответственно, должны были бы вырасти трансферты в Социальный
фонд", - указывает он.
При этом, по мнению Ефремова, с точки зрения демографии повышение
пенсионного возраста для женщин было назревшим. Для мужчин же можно
было оставить 60 лет, как было, либо повышать более плавно - на
один-два месяца в год, так как средняя продолжительность жизни мужчин
в России примерно на десять лет меньше, чем у женщин, полагает эксперт. Пенсии и инфляция
Авторы монографии рассмотрели динамику размера пенсий с 2013 по
2023 год и пришли к выводу, что, хотя в номинальном выражении пенсии
непрерывно увеличивались, им не всегда удавалось обогнать инфляцию.
Кроме того, индексация по уровню инфляции носит компенсаторный характер:
индексируется падение реальных доходов пенсионеров за предшествующий
период, отмечается в работе. "Это означает, что сразу же после
дня индексации новый виток инфляции снова снижает реальное содержание
пенсии", - поясняют Сафонов и Долженкова.
К примеру, из-за того что в 2016 году удалось проиндексировать пенсии
только на 4%, а темпы инфляции за предыдущий год составили 12,9%,
до 2021 года, несмотря на превышающие инфляцию темпы индексации,
наблюдалось снижение реальных размеров пенсий, указывают они. В
начале 2017 года правительство осуществило единовременную выплату
пенсионерам, чтобы компенсировать недоиндексацию пенсий 2016 года.
При этом сокращение реальных пенсий, возможно, было более значительным,
чем отражалось в статистике: расчеты реальных доходов пенсионеров
на основе общего индекса инфляции не дают корректного результата,
считают авторы. "Общий индекс инфляции не совпадает (он значительно
ниже) с индексом роста цен по товарным группам, которые в структуре
реального потребления пенсионеров занимают основное место. Более
точным был бы расчет по индексам роста цен на лекарственные препараты,
основные продукты питания и жилищно-коммунальные услуги, которые
в потребительском бюджете пенсионера занимают подавляющую часть",
- отмечается в монографии. Уровень замещения утраченной зарплаты
Сегодня, говорится в монографии, "для лиц, получавших в процессе
трудовой деятельности низкие зарплаты, пенсии выполняют роль замещения
заработка, но их уровень крайне низок для удовлетворения жизненно
важных потребностей". В то же время у россиян, кто получал
зарплаты выше среднего, "пенсии существенно превышают прожиточный
минимум пенсионера, но их уровень столь низок относительно размера
заработной платы, что не может рассматриваться как страхование ее
утраты".
Коэффициент замещения утраченного заработка, рассчитывающийся как
соотношение среднего размера пенсии и средней начисленной зарплаты,
за минувшие десять лет находился на уровне 24,6-33%, следует из
представленных в работе расчетов. Это ниже уровня 40%, который признается
Международной организацией труда как показатель качества пенсионной
системы.
Кроме того, за период с 2013 по 2023 год средняя пенсия составляла
лишь 1,6-1,7 прожиточного минимума пенсионера. При этом следует
учитывать, что более 6 млн пенсионеров (или 14,6%) получают социальные
доплаты к пенсии для достижения прожиточного минимума, указано в
монографии.
Прожиточный минимум пенсионера в целом по России в 2025 году составляет
15 250 руб., однако региональные величины могут быть как ниже, так
и выше федеральной. Они варьируются от 12 657 руб. (в Липецкой области)
до 39 803 руб. (в Чукотском автономном округе). В 2024 году средний
размер назначенных пенсий составил 20 964 руб., в реальном выражении
они сократились на 0,8% относительно 2023 года, следует из данных
Росстата. Предлагаемые изменения
"Проведенные расчеты показывают, что при имеющемся количестве
плательщиков страховых взносов, сложившемся уровне зарплат и страховом
тарифе невозможно удовлетворительное пенсионное обеспечение",
- констатируют Сафонов и Долженкова. Для того чтобы изменить ситуацию
к лучшему, по мнению авторов работы, необходимо:
" целенаправленно повышать уровень заработной платы основной
массы работников, прежде всего бюджетников, поскольку именно они
составляют значительную долю занятых с низкой заработной платой
на формальном рынке труда;
" увеличивать сборы страховых взносов за счет вовлечения в
страховую пенсионную систему новых плательщиков из неформального
сектора.
Авторы монографии указывают, что неформальный рынок труда (под ним
понимается сегмент занятых, с зарплат которых не отчисляются страховые
взносы, то есть теневой сектор, а также самозанятые) в настоящее
время занимает заметную долю в экономике. По их подсчетам, основанным
на официальной статистике Росстата, наиболее высокая доля занятых
в неформальном секторе в последние годы наблюдалась в 2019 и 2021
годах (17,4%), в 2023 году этот показатель опустился до отметки
15,6%.
Ранее пенсионеры были заинтересованы работать неофициально или не
работать вовсе: отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам
в 2016 году усилил переток рабочей силы на неформальный рынок труда,
а также увеличил число отказов пенсионеров от трудовой деятельности,
отмечают авторы монографии. Это негативным образом сказалось на
уровне отчислений страховых взносов с заработков данной категории
граждан в пенсионную систему. Впрочем, с начала 2025 года индексация
пенсий работающим пенсионерам возобновилась. На этом фоне уже в
2024 году их число выросло на 343 тыс. человек, писал РБК.
Не менее негативным явлением именно для пенсионной системы, считают
Сафонов и Долженкова, стал эксперимент по введению статуса самозанятых.
Этот правовой институт "не предусматривает вообще формирование
каких-либо пенсионных прав и не создает потоки страховых взносов
в пенсионную систему", указывают авторы. При этом самозанятые
могут формировать пенсию самостоятельно, добровольно уплачивая страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование в Социальный фонд
России. Как сообщал в начале февраля заместитель председателя Соцфонда
Александр Чернышев, более 1,5 млн самозанятых россиян (из 12 млн,
по свежим данным Федеральной налоговой службы) уже сформировали
права на получение страховой пенсии. Плюсы и минусы сокращения неформальной занятости
Теоретически вовлечение в страховую пенсионную систему новых плательщиков
из неформального сектора кажется хорошей идеей, говорит ведущий
научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования
ИПЭИ РАНХиГС Виктор Ляшок. "Однако такая политика чревата высокими
рисками. Одна из наиболее привлекательных для неформальных работников
сторон налога на профессиональный доход - низкие ставки. При введении
обязательных страховых взносов существуют высокие риски, что такие
работники снова уйдут в тень", - говорит эксперт.
Также, по его словам, пока не найден качественный инструмент добровольного
вовлечения населения в страховые пенсионные отношения: во многом
это связано с тем, что финансовая система России отличается высокой
волатильностью, а доля сбережений у населения остается достаточно
низкой.
Возможности привлечения работников из неформального сектора ограничены,
считает замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана
Синявская. "У нас не настолько большой сегмент неформальной
занятости, а тот, что существует, выгоден и бизнесу, и работникам",
- пояснила она.
Более того, по мнению Синявской, никуда не деться от того факта,
что структура занятости меняется во всем мире в сторону сокращения
занятости по найму. "Везде увеличивается доля нестандартной
занятости, растет самозанятость, платформенная занятость. И к этим
процессам система социального страхования, разработанная для обществ
массовой индустриализации, не готова", - убеждена эксперт.
Для сбора пенсионных взносов с работников из неформального сектора
может работать только сочетание стимулирующих и ужесточающих мер,
считает главный экономист "Эксперт РА" Антон Табах. "Как
вариант, например, продекларировать, что те, кто не будет делать
взносы в указанных размерах, получат только социальную пенсию, то
есть позже и меньше. Но это должно декларироваться заранее, чтобы
потом не стать социальной проблемой", - отмечает Табах.
Разные инструменты ужесточения уже использовались, отчасти сработали,
но позитивная мотивация могла бы сейчас быть более эффективной,
добавляет Синявская. "Здесь многое упирается в низкий размер
пенсии, который, по мнению трудоспособного населения, не стоит того,
чтобы ради него отказываться от преимуществ альтернативных форм
занятости", - отмечает она. Замещение дефицита кадров пенсионерами
"Вовлечение пенсионеров в занятость станет основным трендом
в условиях стареющего общества. России было бы неоправданной роскошью
отказываться от столь качественной рабочей силы только лишь потому,
что энергетика пожилых людей уступает молодым", - пишут Сафонов
и Долженкова. С отсылкой на статистические данные авторы монографии
указывают, что сегодня начиная с 50 лет уровень занятости лиц старших
возрастов в России начинает резко падать:
" в 50-54 года она составляет 80%;
" в 55-59 лет уже 58%;
" в 60 лет работу имеют только 18% граждан;
" после 70 продолжают трудиться лишь 1-2% пенсионеров.
Пожилые работники являются важным ресурсом занятости в условиях
стареющего общества, и преодолевать существующие стереотипы в отношении
возможностей привлечения их к разнообразным задачам важно, согласна
Синявская. Но решить проблему дефицита кадров на рынке труда только
лишь за счет этого невозможно, добавляет она.
"Отчасти положительную роль в увеличении занятости именно пенсионеров
может сыграть возвращение индексации пенсий работающим пенсионерам,
но прочие ограничения - здоровье, внуки, стереотипы, реальная нестыковка
квалификации работников старших возрастов и потребностей современного
рынка труда - никто не отменял", - подчеркивает Синявская.
Численность лиц старшего возраста меньше, чем дефицит на рынке труда,
поэтому надо искать резервы замещения труда автоматизацией и способы
повысить производительность, а также привлекать мигрантов, перечисляет
эксперт.
Все стареющие общества решают проблему нехватки трудовых ресурсов
именно так (за счет привлечения на рынок труда пенсионеров. - РБК),
отмечает Табах. И других способов обеспечить приемлемый уровень
дохода у пожилых граждан, помимо больших пенсионных накоплений на
частном или государственном уровне (как в той же Норвегии), нет,
добавляет он. Накопительный вариант пенсии при этом, по словам Табаха,
актуален только для самых богатых обществ. С 2024 года в России
действует программа долгосрочных сбережений (ПДС) - добровольный
накопительно-сберегательный продукт для граждан с поддержкой государства
(на счет ПДС можно перевести в том числе средства пенсионных накоплений
и получать софинансирование взносов, а также налоговый вычет). По
состоянию на конец 2024 года в программе участвовали 2,4 млн граждан,
совокупный объем вложений составил 171 млрд руб.
Все большее присутствие пенсионеров на рынке труда - реальность,
подчеркивает Табах. "Причем в некоторых секторах на старших
работников есть более высокий спрос, потому что молодежи сейчас
слишком мало, молодые сотрудники слишком востребованны и этим, можно
сказать, избалованы", - отмечает эксперт. Работодатели свое
отношение к пожилым работникам постепенно меняют, но это зависит
от сектора, профессии и пр., указывает Синявская. По ее словам,
охотнее всего пожилых работников берут в бюджетный сектор, который
проигрывает коммерческому по зарплатам.
В целом же сегодня назревает вопрос, насколько устойчивы пенсионные
системы, базирующиеся на взносах с расходов на оплату труда и пенсиях,
привязанных к стажу, размышляет Табах. "Но пока это вопрос
теоретический, потому что нынешним пенсионерам и людям старшего
возраста уже были даны гарантии от государства", - резюмирует
эксперт.
Анна ГАЛЬЧЕВА, Елена РОЖКОВА, Екатерина
ВИНОГРАДОВА. РБК, 24 февраля 2025 года
Российские работники стали оплачивать свыше 85%
пенсий пожилых Какие факторы стоят за сокращением дефицита
пенсионной системы
На фоне взрывного роста зарплат резко сократился базовый
дефицит пенсионной системы в России. В 2024 году отчисления с зарплат
текущих работников покрыли уже 86% расходов на страховые пенсии,
подсчитал РБК. Два года назад было 67%.
В российской системе солидарного пенсионного обеспечения (когда
пенсии нынешним пожилым финансируют работающие поколения) в 2024
году произошел резкий сдвиг: взносы работодателей с зарплат работников
в части обязательного пенсионного страхования позволили профинансировать
86% расходов на выплату страховой пенсии по старости - против 75%
в 2023 году и 67% в 2022-м. В прошлом году Фонд пенсионного и социального
страхования (Соцфонд) собрал в свой бюджет этих взносов на 8,73
трлн руб., а на выплату трудовых пенсий потратил 10,15 трлн руб.
(коэффициент покрытия - 86%), следует из отчета об исполнении бюджета
Соцфонда, изученного РБК. В анализируемые суммы поступления страховых
взносов включено погашение задолженности за истекшие расчетные периоды;
взносы и выплаты в новых регионах также входят.
Исторически пенсионная система России была дефицитна в части обеспечения
расходов на пенсии пожилым взносами с зарплат работников. Во многом
этот растущий дисбаланс, покрывавшийся трансфертами из федерального
бюджета, и стал причиной решения о поэтапном повышении пенсионного
возраста, принятого в 2018 году. В 2017 году страховые взносы с
зарплат покрывали только 68% выплат страховой пенсии.
В рублевом выражении первичный дефицит в 2024 году опустился до
1,4 трлн руб. - самого низкого значения по крайней мере с 2014 года
(в предыдущие десять лет он в среднем превышал 2 трлн руб.). Помимо
основной распределительной модели государство развивает и модель
добровольных пенсионных накоплений, когда работник копит себе же
на будущую пенсию (с 2024 года в России действует программа долгосрочных
сбережений).
В 2025 году коэффициент может возрасти до 92% (прогнозируемые взносы
на обязательное пенсионное страхование - 10,05 трлн руб., расходы
на выплату страховой пенсии - 10,94 трлн руб.), следовало из осеннего
проекта бюджета Соцфонда. РБК направил запрос в Минтруд.
Почему так произошло
На такую картину повлияло несколько факторов, говорит профессор
Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. "Первыий
фактор - рост заработных плат, которыий увеличивает объем поступлениий
страховых взносов", - отмечает он. По данным Росстата, номинальные
зарплаты в России в январе-ноябре 2024 года выросли на 17,8% к январю-ноябрю
2023-го (данных за весь год еще нет).
Второй фактор - снижение числа выходящих на пенсию вследствие повышения
пенсионного возраста, продолжает Сафонов. Из-за реформы часть тех,
кто должен был бы выйти на пенсию, задерживаются на рынке труда.
С 2017 года численность пенсионеров в России, получающих страховую
пенсию, снизилась на 2,3 млн человек.
И третиий фактор: индексация пенсиий осуществляется по уровню инфляции,
а не по динамике роста среднеий зарплаты, добавляет Сафонов. Поскольку
номинальный рост зарплат, как правило, опережает уровень инфляции,
разница между расходами на выплату пенсиий и поступлениями взносов
сокращается, уточняет он.
Кроме того, на динамику коэффициента покрытия мог повлиять и тот
факт, что в структуре пенсионеров растет доля получающих социальные
пенсии, которые ниже, чем пенсии по старости, предполагает экономист.
Деийствительно, основным фактором, благодаря которому удалось во
многом сбалансировать доходы и расходы Социального фонда в части
выплаты страховых пенсиийй, стал опережающиий рост зарплат на фоне
кадрового голода, подтверждает старшиий научныий сотрудник Института
социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок. На 2025
год Соцфонд заложил увеличение фонда зарплат в экономике на 13,4%.
Однако вряд ли такое соотношение задержится надолго, считает он.
"Я не думаю, что это долгосрочная история. В этом году индексация
пенсиий тоже идет по уровню инфляции: сначала хотели на 7,3% проиндексировать,
потом увеличили до 9,5%, а в следующем году - с учетом возросших
доходов Социального фонда - она может стать выше. И есть вероятность,
что (на фоне торможения роста зарплат. - РБК) ситуация начнет меняться
в обратную сторону", - рассуждает Ляшок.
Он также считает, что "никто не стремится" к тому, чтобы
страховые взносы на 100% финансировали выплату пенсии?, и в целом
в этом нет необходимости.
Пока не вполне ясно, начался ли "разворот" тенденции ускоренного
роста зарплат из-за ограниченных возможностей повышения их компаниями
или оно продолжится из-за недостатка предложения труда, написали
аналитики ЦМАКП 21 февраля.
В сентябре 2024 года РБК сообщал, что власти обсуждают варианты
оптимизации бюджета Соцфонда. В итоге с 2025 года правительство
подняло с одного до полутора минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)
порог зарплаты, с суммы превышения которого субъекты малого и среднего
предпринимательства платят пониженный тариф взносов социального
страхования (то есть фактически взносы с зарплат в малом бизнесе
увеличились). Правительство также унифицировало трансферты Соцфонду,
заменив несколько раздельных траншей, связанных с пенсионной системой,
единым трансфертом на обязательное пенсионное страхование. В настоящее
время работодатели отчисляют страховые взносы по единому тарифу
30% и 15,1% - при превышении заработком так называемой предельной
базы, из них 72,8% идут на пенсионное страхование (остальное - на
медицинское страхование и от временной нетрудоспособности).
Иван ТКАЧЁВ, Екатерина ВИНОГРАДОВА. РБК,
26 февраля 2025 года