Медики считают, что общество их не ценит
Российские медики встревожены негативным отношением общества к ним
- такие результаты показал опрос профессионального сервиса "Справочник
врача". Они полагают, что такое мнение о врачах формируется
под влиянием массмедиа и соцсетей. Медики предупреждают, что негативные
стереотипы о хамстве и вымогательстве со стороны врачей могут привести
к опасному самолечению и плохо влияют на приток молодых кадров в
профессию. Впрочем, в Минздраве не видят "тренда на целенаправленное
негативное освещение работы медиков".
В ноябре профессиональный сервис "Справочник врача" опросил
медиков о том, как они оценивают образ врача в массмедиа и общественном
сознании. На вопросы сервиса ответили 1667 медиков. Более половины
(55%) считают, что российское общество в целом негативно относится
к врачам, 37% видят положительное отношение, остальные "затруднились
ответить". При этом 53% опрошенных видят, что отношение к врачам
ухудшилось "в последние несколько лет". Еще 33% не заметили
никаких изменений в последнее время, а 14% упомянули позитивные
перемены.
Телевидение, интернет и социальные сети по большей части играют
негативную роль в формировании образа врача - так считают 52% опрошенных.
В массмедиа они чаще всего наблюдают (можно было выбрать несколько
вариантов) безразличие врачей к пациентам (указали 57%), некомпетентность
(62%), халатность (58,7%), желание заработать на пациенте, "развод"
на дорогостоящее лечение и процедуры (47,6%), грубость и хамство
(46,6%), образ "врача-убийцы" (36,5%), сговор с "большой
фармой" (27,8%), взяточничество (25,5%), алчность (19,6%),
пьянство на рабочем месте (13,6%), желание навредить (10,4%).
Такие стереотипы могут негативно повлиять на моральное состояние
врачей и уменьшить их мотивацию к работе (34% опрошенных). Другие
возможные последствия - снижение доверия пациентов к здравоохранению
(25,5%), уменьшение притока молодых специалистов (10,3%), популяризация
"псевдоврачей" (10%), распространение мифов и фейковой
информации (7,3%), а также переход граждан к рискованному самолечению
(6,2%). Интересно, что сразу 85% опрошенных уверены: негативные
стереотипы о врачах влияют на выбор профессии школьниками.
Сопредседатель профсоюза медработников "Действие" Андрей
Коновал согласен, что в "различных комментариях в соцсетях,
в публикациях" фиксируется негативное отношение к врачам. Однако
те же пациенты вспоминают и положительный опыт взаимодействия с
врачами, отмечает он. "Но мне понятны результаты опроса. Действительно,
любой несправедливый отзыв - пусть он даже будет один - глубоко
ранит людей, которые часто работают в тяжелых условиях, практически
жертвуя собой, своей личной жизнью,- говорит профсоюзный деятель.-
Многие недостатки в работе медучреждений переносятся на конкретных
врачей. Как будто бы виноваты именно они, а не та система, которая
создана организаторами здравоохранения".
Социолог, основатель центра социального проектирования "Платформа"
Алексей Фирсов говорит, что отношение общества к системе здравоохранения
"амбивалентное": в последнее время есть улучшения, но
доля критики все еще высока. А врач как "фронтир" этой
системы "попадает под раздачу", считает господин Фирсов.
Хотя эта ситуация "подвижная": "В период пандемии
мы видели, насколько вырос авторитет низовых медицинских структур
- тех, кто напрямую общается с пациентами. Они пользовались в тот
период наибольшим ресурсом доверия. Не думаю, что этот эффект завершился.
Люди еще помнят".
Глава комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев тоже вспоминает,
что в пандемию благодарность пациентов "не знала границ".
Но теперь, по его мнению, в системе отношений "врач-пациент"
наступили "медицинские будни": "А система эта очень
сложная. Я называю ее особой эмоциональной вселенной. Пациент поступает
в больницу с аппендицитом, ему странно и страшно - вспоминаются
все страшилки из прессы, а еще и живот болит. Тут врач и медсестры
должны быть максимально эмпатичны. Надо поставить себя на место
заболевшего". Депутат полагает, что только законодательными
инициативами проблемы не решить: "Что касается повышения престижа
профессии, то здесь много составляющих. В их числе - шаги к взаимодействию,
взаимопониманию, взаимоуважению, которые могут делать и врачи, и
пациенты, и журналисты".
Директор НМИЦ ЛРЦ, главный внештатный специалист по анестезиологии-реаниматологии
Минздрава РФ Сергей Царенко полагает, что до пандемии уровень уважения
к профессии врача оценивался "на тройку". Во время пандемии
он приблизился к "пятерке", а сейчас "где-то на уровне
четырех баллов". "Я не чувствую негатива от пациентов
в отношении лично меня и окружающих меня врачей. До сих пор люди
вспоминают с теплом нашу четкую, самоотверженную, красивую работу
во время ковида. И мы живем в значительной степени на этом вотуме
доверия, сформировавшемся мнении, которое пока не изменилось, -
говорит господин Царенко. - Если потерять этот вотум доверия, пострадают
в первую очередь не врачи. Мне очень жаль моих коллег, они испытывают
пресс негативизма и прочее, но еще и очень жаль пациентов. Если
люди не верят врачу, то он может им помочь в лучшем случае в половину
своих возможностей".
В Минздраве РФ тоже напоминают, что в период пандемии "был
отмечен рост положительных оценок деятельности медработников, уважение
и количество положительных отзывов о медицинских работниках существенно
выросло". Но и после пандемии "интерес и внимание к медицинским
работникам и темам здравоохранения со стороны СМИ сохраняется на
высоком уровне" - число публикаций на эту тему по сравнению
с допандемийным 2019 годом выросло более чем в 4 раза. "В настоящий
момент тренда на целенаправленное негативное освещение работы медиков
нет, - уверены в министерстве. - Представленные данные опроса пользователей
отдельно взятого интернет-ресурса не являются репрезентативными
для оценки того, как врачи оценивают образ врача в массмедиа и общественном
пространстве. Необходимо также делать поправку на то, что врачи
не являются специалистами в оценке работы СМИ и общественного мнения,
они чаще всего не обладают необходимыми инструментами для мониторинга
и анализа медиапространства. И таким образом, результат этого опроса
может являться лишь представлением частного мнения отдельных респондентов,
не являющихся экспертами".
Наталья КОСТАРНОВА. Коммерсантъ, 4 декабря 2023
года