… о пересечении
беженцами российско-финской границы
Как сомалийцы ехали из России в Финляндию на велосипедах.
Репортаж РБК
Как закрытие финских КПП повлияло на жизнь Ленинградской
области и как так получилось, что выходцы с Ближнего Востока и Африки
поехали в ЕС на велосипедах из Выборга - в материале РБК
Из-за наплыва мигрантов с Ближнего Востока и из Африки Финляндия
с полуночи субботы, 18 ноября, полностью закрыла четыре пункта пропуска
на границе с Россией. РБК поговорил с теми, кто пытался пересечь
границу на велосипедах и самокатах, местными жителями и пограничниками.
"Через Россию безопаснее"
Вечером в четверг, 16 ноября, в Ленинградской области к КПП на одном
из шоссе, ведущих к российско-финской границе, подъехало такси.
Из него вышли четыре сомалийца в осенних куртках и кроссовках. Они
решили ехать из России в Финляндию и просить убежища.
По-английски более-менее сносно говорит только один - Мохаммед.
Он рассказал корреспонденту РБК, что из Сомали они уехали два с
половиной месяца назад, еще месяц ушел на то, чтобы добраться до
России. Накануне они доехали до Выборга - ближайшего к границе крупного
города, переночевали и на следующий день на такси приехали к КПП.
Дежурящие там полицейские забрали у сомалийцев паспорта, мобильные
телефоны и велели ждать.
На вопрос, что молодые люди собираются делать в Финляндии, Мохаммед
ответил: "Просить убежище". Желание попасть в Европу именно
через Россию, а, например, не по Средиземному морю, сомалийцы объясняют
большими рисками, связанными с плаванием. Через Россию, по их мнению,
безопаснее.
Примерно через 40-45 минут после сомалийцев к КПП на такси подъехала
еще одна группа беженцев, на этот раз из Сирии. Шесть человек. У
них тоже забрали паспорта и телефоны.
Полицейские, дежурящие на КПП, пояснили корреспонденту РБК, что
отправили данные по всем мигрантам в ФСБ и теперь ожидают сотрудников
службы, которые должны их "опросить для безопасности".
По их словам, ждать придется долго, потому что на другом КПП в это
же время собрались еще 25 мигрантов, едущих в Финляндию. Кроме того,
существуют и другие КПП, но есть ли на них сейчас мигранты и сколько
их, полицейские не знали.
Ждать пришлось около двух с половиной часов. После этого к КПП подъехали
две легковые машины с номерами Ленобласти, которые увезли сомалийцев
и сирийцев. Перед этим им вернули паспорта. Следующий этап после
проверки на КПП - покупка велосипедов для пересечения границы, рассказали
РБК перебиравшиеся в ЕС сомалийцы.
Сообщения о росте числа граждан третьих стран, прибывающих из России
в Финляндию, появились в конце прошлой недели. В основном это были
выходцы из Йемена, Сирии и Сомали. Финская пограничная служба отмечала,
что все они используют Россию для транзита, пересекают границу на
велосипедах и не имеют шенгенской визы (через пункты пропуска в
Ленобласти нельзя проходить пешком, пересекать границу можно только
на каком-либо транспортном средстве). Сразу после пересечения границы
они просят об убежище. По правилам ЕС, каждое такое прошение должно
быть рассмотрено, даже если у просителя нет визы, поэтому немедленная
депортация мигрантам не грозит.
Финляндия сначала отреагировала на происходящее запретом пересекать
границу с Россией на велосипедах. Однако мигранты продолжили въезжать
в страну. Как сообщила погранслужба Финляндии, поздно вечером 17
ноября на погранпереходе "Ниирала" (с российской стороны
- "Вяртсиля", Карелия) группа примерно из 30 человек попыталась
перейти границу с Финляндией. Пограничники остановили их, но один
из прибывших попытался пробежать. Пограничники применили газ.
В разговоре с корреспондентом РБК работающие в Ленобласти российские
пограничники сказали, что сомалийцы, сирийцы, йеменцы и другие мигранты
легально находятся в России и оснований для того, чтобы не выпустить
их из страны, нет. Они подтвердили, что у мигрантов нет шенгенских
виз, но подчеркнули, что это не является основанием для их задержания
или выдворения.
20 октября Россия вышла из соглашения о содействии приграничному
сотрудничеству с Финляндией, которое было подписано в 2012 году.
По нему среди прочего обе страны содействовали "укреплению
и развитию приграничного сотрудничества на основе равноправия и
взаимной выгоды", занимались разработкой и реализацией стратегий
территориального развития и повышали инвестиционную активность приграничных
районов.
Собеседники РБК, ехавшие в Финляндию из Сомали, подтвердили, что
в России они находятся легально - у них есть загранпаспорта и российские
студенческие визы. По их словам, информацию о том, как добраться
до России, они нашли в интернете. У них есть так называемые менеджеры,
которые помогают им добраться до Европы.
В итоге сомалийцы купили велосипеды и благополучно добрались до
Финляндии. Об этом они сообщили корреспонденту РБК спустя сутки
после того, как их забрали с КПП.
Как рассказали РБК в одной из транспортных компаний, занимавшихся
пассажирскими перевозками в Финляндию, они в последние недели подключены
к перевозке иностранцев к границе - забирают их из хостелов и отелей
в Петербурге и довозят до пограничной зоны. По словам собеседника
РБК в компании, с перевозчиком связываются "менеджеры"
и договариваются о поездке на английском или ломаном русском языке.
Возят мигрантов и другие транспортные компании Выборга и Петербурга.
С велосипедами мигрантам помогают местные бизнесмены. По словам
одного из собеседников РБК, их просят забирать определенное количество
велосипедов в определенном месте и затем перегружать в другую машину
под Выборгом. Кроме того, местные жители рассказали, что велосипеды
также продавала петербургская компания из кузова машины недалеко
от границы. Стоимость одного велосипеда, по их словам, составляла
$450.
16 ноября "Фонтанка" опубликовала фото, сделанное недалеко
от погранперехода "Брусничное", на котором видно, как
неизвестный мужчина в камуфляже, приехавший на УАЗ "Патриот",
передает мигранту велосипед.
Пограничники в разговоре с корреспондентом РБК пояснили, что мигранты
сейчас едут через пограничную зону каждый день.
Пограничная служба Юго-Восточной Финляндии отмечала, что за день
до закрытия границы (17 ноября) к ним прибыли 163 просителя убежища.
За день до этого (16 ноября) убежище попросили 26 человек, 15 ноября
- 75, 14 ноября - 50.
Президент Финляндии Саули Ниинисте обвинил Москву в использовании
мигрантов для "дестабилизации обстановки" в соседней стране
и заявил, что российские пограничники помогают беженцам пересекать
российско-финскую границу.
МИД России назвал такие обвинения "очень странными". Кремль
выражал сожаление из-за "сознательного дистанцирования"
Хельсинки от "прежнего доброго уровня характера двусторонних
отношений".
В 2021 году миграционный кризис начался летом и продолжился осенью
на границе Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвией. Тогда мигранты,
в основном из Ирака, начали массово пытаться перейти границу со
стороны Белоруссии и попасть в Евросоюз. Страны обвинили Минск в
намеренной отправке беженцев к ним и ведении так называемой гибридной
войны для того, чтобы оказать давление на ЕС. Президент Александр
Лукашенко отвергал эти обвинения, но пояснял, что белорусские власти
не будут останавливать потоки мигрантов, направляющихся в европейские
страны.
Чтобы остановить поток нелегалов, Финляндия приняла решение с полуночи
18 ноября закрыть четыре пункта пропуска через российскую границу
из девяти: "Ваалимаа" (с российской стороны "Торфяновка"),
"Нуйямаа" ("Брусничное"), "Иматра"
("Светогорск") и "Ниирала" ("Вяртсиля").
Все они, кроме "Вяртсили", находятся в Ленобласти, в Выборгском
районе. Закрыты КПП будут до февраля 2024 года. Если мигранты продолжат
прибывать через остальные пять погранпереходов на границе с Россией,
то могут быть закрыты и они, писал финский телеканал MTV3 со ссылкой
на правительственные источники. Заработок на санкционке
Жители Ленобласти, которая граничит с Финляндией, рассказали корреспонденту
РБК, что раньше местные "не вылезали" из европейской страны
- у многих там живут родственники, кто-то купил недвижимость, кто-то
летал из аэропорта Хельсинки в Европу, остальные просто ездили закупаться
европейскими товарами. Выборжец Олег рассказал, что в Финляндии
у него живет дочь. В середине сентября финны запретили пересекать
границу автомобилям с российскими номерами, и после этого он потерял
возможность навещать семью на своей машине. Постоянно ездить автобусом
для него слишком дорого, говорит мужчина. Единственным вариантом
оставался тот, при котором зять Олега специально ездил в Россию,
забирал его и вез к дочери, а затем привозил обратно. Но теперь
недоступен и он.
Еще одна женщина рассказала РБК, что 17 ноября приехала в Светогорск
на один день для того, чтобы в последний раз перед закрытием увидеть
дочь и внука. Она уже больше 15 лет живет в Финляндии и периодически,
раз в неделю или две, ездит в Россию, чтобы повидаться с семьей.
Кроме того, она заходит в российские продуктовые магазины, закупает
продукты и едет обратно. Но теперь привычная схема оказалась нарушена,
и когда она снова сможет увидеть дочь и внука, женщина не знает.
Близкое соседство с Финляндией давало жителям Ленобласти и возможность
приработка. Так, легально в Россию можно ввезти 31 кг европейских
вещей, из них 5 кг - санкционных продуктов, например колбасы, сыра,
икры. Договорившись с местными предпринимателями, можно было закупить
в Финляндии необходимые им товары в пределах весовой нормы и за
небольшую плату ввезти в Россию. "Раньше даже какая-нибудь
бабулька могла заработать немного денег. А теперь все закрыли",
- поясняет один из собеседников РБК.
Кроме того, многие брали с собой пассажиров за небольшую плату,
когда ехали в Финляндию по своим делам. Как минимум отбить траты
на бензин получалось всегда. У некоторых собеседников РБК были даже
"постоянные клиенты" - люди, которым нужно было ездить
в Финляндию часто.
"Люди в панике начали звонить и говорить, что пытаются поменять
билеты"
Местный бизнес, который был завязан на Финляндию, страдает от ужесточения
правил прохождения российско-финской границы довольно давно. Под
удар попали небольшие предприниматели, ориентировавшиеся на поток,
идущий к границе. Как рассказала РБК жительница поселка Торфяновка
(находится рядом с одноименным погранпереходом) Маргарита, с сокращением
числа людей, пересекающих границу, в населенном пункте закрылось
много мелкого бизнеса, например пункты по продаже страховок. Автостраховка
"Зеленая карта" перестала действовать в ЕС, Великобритании
и Швейцарии с 1 июня. Одновременно перестали действовать в России
страховки, выданные в странах Европы. Теперь автовладельцам необходимо
получать полис на пунктах пропуска той страны, в которую они въезжают.
"Магазины пока не закрылись, но выживают из последних сил.
Они все же сильно ориентировались на дальнобойщиков, финнов, российских
туристов. Это ужас", - пояснила она. По ее словам, впервые
полностью поток в сторону границы и обратно прекратился в пандемию,
затем число проезжающих начало восстанавливаться, но вскоре снова
"все обрубили".
В одном из отелей, расположенном рядом с границей, РБК сказали,
что пока будут работать, но как долго - неизвестно. В частности,
режим работы отеля на Новый год пока непонятен и брони на праздники
там пока не принимают.
Пострадали и люди, которые занимались пассажирскими перевозками.
"Убытки, конечно, есть. С 24 июля 2022 года до 16 сентября,
когда запретили ездить машинам с российскими номерами, я сделал
около 100 поездок, мог и три раза за день ездить в Финляндию. А
теперь все. За две недели, с 16 сентября по конец месяца, пропало
где-то 10-12 поездок точно", - рассказал Евгений, возящий пассажиров
в Финляндию.
После официального объявления о закрытии границы с Финляндией в
Ленобласти люди, у которых были запланированы вылеты из финских
аэропортов после 18 ноября, стали "в панике звонить и говорить,
что пытаются поменять билеты на вылет на завтра", - рассказал
сотрудник компании-перевозчика. "Но билетов на самолеты, уже,
естественно, не было. Поэтому все свои самолеты отменили, все поездки
и трансферы [после 18 ноября] у нас отменились, кто-то поедет через
Турцию, кто-то через Эстонию", - пояснил он. Сейчас компания
будет просчитывать логистику и искать новые маршруты в Европу.
Последние недели его компания возила пассажиров в Финляндию с пересадкой:
на российских машинах их довозили до ближайшего к границе населенного
пункта, где их забирала финская машина партнеров.
Примерно такую же схему использовали и перевозчики грузов, рассказал
Евгений. По ней финская фура доезжала до границы, отцепляла контейнер
и передавала его ожидающей российской фуре, которая увозила его
заказчику в Россию.
"Сегодняшняя ситуация [с ограничениями на границе и ее закрытием],
безусловно, кого-то сломала, кто-то закрылся и ушел с рынка. Но
кто-то перенастроил процессы и продолжает работать, скорректировав
свои действия", - считает исполнительный директор регионального
отделения "Деловой России" в Ленобласти Константин Бородаев.
По его словам, предпринимательство - это умение лавировать, например
между властями и покупателями, между конкурентами: "Те, кто
посильнее с такой точки зрения предпринимательства, смогли переформатировать
свой бизнес и бизнес-процессы, остались на рынке и продолжают работать".
Бородаев говорит, что закрытие границ и введение санкций затронуло
практически любую отрасль региона. "Но если говорить про страну
в целом, то эта ситуация могла развиться в двух направлениях: это
могло ее сломать окончательно либо возродить и сделать сильнее.
Мне кажется, в нашем случае произошел второй вариант. Сейчас мы
производим сами какие-то вещи, которые раньше покупали.
Мария ЛИСИЦЫНА. РБК, 18 ноября 2023 года
"Фонтанка" узнала, как организована
доставка беженцев на финскую границу
Заявление финских властей о том, что Кремль подстроил
набег беженцев на границы, - это серьезное обвинение, которое требует
доказательств. "Фонтанка" два дня искала их в чатах, где
сотни арабоговорящих людей обсуждают эмиграцию в Финляндию через
Россию.
Число беженцев, которых финские пограничные службы официально у
себя зарегистрировали с начала кризиса, - чуть больше 400 человек.
Это на два порядка меньше, чем количество желающих повторить этот
путь, невзирая на то, что он стал гораздо длиннее и сложнее. В специализированных
чатах, где арабоговорящие молодые люди обсуждают стратегию и тактику
таких бросков, - тысячи людей и еще больше тех, кто ищет информацию
самостоятельно.
Убедившись в том, что до границы беженцев совершенно точно довозят
на российских машинах, а затем снабжают их велосипедами, корреспондент
"Фонтанки" несколько дней наблюдал за общением арабов
в их чатах, пытаясь понять, как работает эта система.
Первое, что бросается в глаза: подавляющее большинство людей в растерянности
и пытается найти хоть какие-то крупицы информации о том, что их
ждет на пути в Финляндию и как его можно облегчить. Сразу стоит
отметить, в этих чатах общаются люди с какими-никакими финансовыми
подушками. Совсем без денег никто даже не пытается. В список обязательных
трат входит получение российской визы, билет до Москвы или Минска,
трансфер до Петербурга. Это тысячи евро на человека.
Способа нелегально попасть в Россию, тем более на самолете, не существует.
Так что когда российские пограничники говорят, что все мигранты,
выезжая в Финляндию, показывают полностью легальные документы, они
не врут. Другое дело, что у многих сирийцев, йеменцев, иракцев российские
визы уже просрочены. Самый стандартный срок, на который их дают,
- 30 дней. За это время сориентироваться человеку, не говорящему
по-русски и ничего не понимающему в миграционном законодательстве,
нелегко. А просроченная виза - это административное правонарушение,
центр временного содержания, суд, штраф и депортация. "Фонтанка"
спросила арабского юриста, который консультирует своих земляков
в одном из чатов, видит ли он признаки спланированной акции российских
властей по переправке беженцев в Финляндию. "Я хочу вам сказать,
что российские власти задержали многих людей и вернули их с окраин
Санкт-Петербурга, а также арестовали тех, у кого нет действующей
визы для пребывания в Российской Федерации, включая женщин и детей",
- был ответ.
Кто он, откуда и почему предлагает свои услуги - неизвестно. Но
юридические советы "бывалых" на форумах выглядят примерно
так: "Въезжаете в Финляндию и просите убежища. После суда вы
получите отказ. Подайте апелляцию. Скорее всего, снова получите
отказ, но в итоге вы окажетесь в стране и проживете там как минимум
год, пока не получите окончательный отказ. В течение этого периода
вы пытаетесь урегулировать свою ситуацию".
Также активно обсуждается вопрос - есть ли смысл после пересечения
российского кордона выбросить паспорт и явиться к финнам уже без
документов. Сирийцы недоумевают - а в чем смысл, если у вас легальные
документы? Но ответ расставляет все по местам - этот шаг актуален
для марокканцев, у которых в стране нет никакой войны, и им поэтому
совершенно точно откажут в убежище. А так есть шанс сказать, что
ты тоже сириец, просто потерял паспорт. Дальше, можно предположить,
финские СМИ расскажут о том, как русские пограничники пропустили
через границу человека вообще без документов.
Жалобы на российскую полицию массово идут сейчас из района Костомукши,
где финны оставили работающим пункт пропуска Вартиус - ближайший
теперь к Петербургу.
"Брат мой, у русских плохое настроение. Они не разрешили мне
поехать к ним", - рассказывает один из "попытавшихся".
"Короче говоря, беженцы - это бремя для обеих стран",
- проницательно пишет еще один.
"Молодых людей, которые вчера переехали, русские привезли обратно
из района Саллы, и они были в машине", - это уже отчет о следующем
после Костомукши работающем пункте пропуска.
"До сих пор я не слышал, чтобы кто-нибудь с просроченной российской
визой пересекал границу из российского пункта в финский. У большинства
из тех, кто пересекает границу, еще не истек срок действия российской
визы. Обратите внимание, что сорок человек были арестованы за нарушение
российской визы в пункте Вартиус", - обращает внимание один
из участников чата.
"После всех этих многочисленных случаев, которые случаются
с людьми с просроченными визами (на данный момент я знаю около девяти
человек), я был бы глупцом, если бы рискнул, потому что в дороге
вас неизбежно остановят и поймают, в отличие от того, как было в
первые два дня, когда патрулей было не так много", - говорит
другой.
Один из ключевых терминов в чате - "????", "Мухариб".
Гугл-переводчик зловеще переводит это как "торговец людьми".
Знакомый нам сириец объясняет: речь о посреднике, который помогает
беженцам попасть в Европу. О таких людях говорят с неприязнью, обещают,
что они точно обманут, заберут деньги, а услугу не окажут. Но все
ищут, как с ними связаться, и рассказывают о своем опыте.
"Ребята, первый вопрос, почему так мало приехавших в Финляндию,
то есть неделю назад, по официальным данным, около 250 человек пропустили.
Знаю, что каждый "мухариб" отправлял примерно 6-7 машин
в день, то есть около 25 человек и более, а вы знаете, сколько там
контрабандистов и посредников, из Минска каждый день в течение недели
выезжало около 100 человек. Куда делись остальные люди?, - задается
вопросом один из участников чата. - Я знаю много людей, которые
выезжали с "мухарибами", и я тоже поехал 15-го числа.
С нами ехало пять машин за один день, но две машины остановила полиция,
и те, кто был в них, сейчас находятся под стражей в России".
"Ребята, мы из Карелии, в Петербурге, от погранперехода Салла.
Если кто-то находится на той же дороге, разворачивайтесь и возвращайтесь.
Те, кто там стоят, не обычные полицейские - ФСБ. Я египтянин, и
с нами было двое сирийцев, у которых просрочена виза. Они нам сказали
буквально: не портите отношения между двумя странами", - горюет
неудачливый беженец.
Иными словами, утверждать, что российские власти намеренно свозят
к границе беженцев, чтобы "дестабилизировать" Финляндию,
можно, только предположив, что все чаты с тысячами подписчиками
и десятками тысяч сообщений подделаны какой-то хитроумной и очень
работящей российской спецслужбой.
"Фонтанка" попробовала проверить, работает ли все еще
этот путь с "мухарибами". В обсуждениях участников чатов
фигурировала цифра 2000-3000 евро. Столько якобы стоит добраться
до Финляндии при помощи таких посредников. Опытным путем удалось
выяснить, что тут речь идет о "пакетной" услуге: приглашение
из России (его делают турфирмы под бронь в гостинице), билет на
самолет до Минска или Москвы, дорога до Петербурга и заброска поближе
к границе. Причем эта цифра, очевидно, не включала велосипед, который
надо было отдельно покупать с фургонов в районе Выборга, и действовала
лишь до тех пор, пока работали три ближайшие к Петербургу пункта
пропуска.
После того, как финны их закрыли, дорога до границы сильно подорожала.
Кроме того, стало серьезно холодно, да и подвозят теперь максимум
за 30 км до границы - дальше сам. Ну и плюс машины на подъездах
реально останавливают, проверяют документы; у кого виза просрочена
- дальше не едет.
Общаться с "нашим" "мухарибом" было нелегко.
Судя по номеру телефона, сим-карта у него польская. На фотографии
в профиле - старенький черный Opel с евросоюзовскими номерами. По-английски
и по-русски он не говорит, арабским явно пользуется, как и мы, через
гугл-переводчик. По ходу общения выяснилось, что он вообще турок.
В начале разговора речь зашла о 700 евро за человека. Или 2800 за
четырех - в полной машине. За эти деньги он обещал отвезти к пункту
пропуска Салла. Это очень далеко - с Мурманской трассы надо поворачивать
у Кандалакши, а потом еще 170 км по, мягко говоря, не очень хорошей
дороге на запад. Это самый дальний из продолживших работать пунктов
пропуска на границе с Финляндией, самый "дикий" и пока
не принесший печальных новостей о развороте беженцев.
По ходу разговора цена снизилась до 450 евро с человека. Однако,
несмотря на европейские номера, высаживать беженцев он собирается
на российской территории, и как далеко от границы, не говорит: "В
зависимости от ситуации". Можно предположить, что речь идет
об окрестностях поселка Куолоярви в Мурманской области, где за 10
километров до пункта пропуска расположен пограничный пост. На минутку,
сейчас там -21°С. В ответ на просьбу подвезти к самому пункту пропуска
за дополнительные деньги - потому что мы опасаемся, что он нас высадит
в глухом лесу, и мы там насмерть замерзнем, "мухариб"
полез в бутылку, заявив, что мы должны доверять его моральным качествам
и вообще мы его такими подозрениями оскорбляем. Короче, не договорились.
В конечном итоге нам так и не удалось отыскать следы координируемой
из одного центра системы гарантированной доставки беженцев до финской
границы. Если она и есть, то работает она весьма так себе, не давая
гарантий добраться до цели. Никаких доказательств того, что российские
власти якобы намеренно выпихивают беженцев в Финляндию, за несколько
дней общения с арабскими путешественниками не появилось. Но стоит
признать, бизнес на обслуживании беженцев действительно существует,
и оборот у него немаленький.
О том, что выходцы из стран Магриба на самом деле оккупируют границы
Евросоюза - далеко не только финские, редакции рассказал знакомый
житель Сирии.
"Зарплата у нас в Сирии в среднем 150-200 тысяч фунтов (около
7 тысяч рублей). Чтобы содержать семью, надо полтора-два миллиона,
то есть в десять раз больше. Поэтому молодежь сбегает в Европу,
чтобы там работать и заработать денег, - рассказывает мужчина. Он
тоже не верит в то, что российские власти намеренно "гонят"
его соотечественников в Финляндию: "Моего друга шесть часов
держали в московском аэропорту, чтоб проверить, он в Европу бежит
или просто в Россию в гости едет".