Трудовая миграция из Центральной Азии выгодна России,
следует из докладов Института ВЭБа. Но политика в этой сфере нуждается
в изменениях: эксперты предлагают ввести налоговые льготы и допустить
приезжих к местному самоуправлению
Эксперты Института ВЭБ.РФ провели масштабное исследование трудовой
миграции в Россию из традиционных стран - доноров рабочей силы -
Таджикистана, Киргизии, Узбекистана. Авторы докладов, посвященных
каждой из трех стран, пришли к общему выводу, что перетекание трудовых
ресурсов из стран Центральной Азии в Россию несет для всех сторон
больше преимуществ, чем негативных последствий.
Среди плюсов: мигранты покрывают дефицит дешевой рабочей силы в
принимающей стране, а сами отправляют заработанные деньги на родину.
В числе минусов и рисков: проблемы с ассимиляцией, ксенофобия, неустроенность
проживания, оседание в неформальной занятости, радикализация и участие
в преступной деятельности.
Чтобы нивелировать недостатки трудовой миграции, страны Евразийского
экономического союза (ЕАЭС), и прежде всего Россия, должны создавать
комфортные условия для жизни и работы приезжающих работников, считают
авторы докладов.
Среди их рекомендаций - четкая миграционная политика, создание системы
профессиональной подготовки и адаптация прибывших в российском обществе. Выгоды для России
Трудовые мигранты составляют более 10% всей рабочей силы в России,
говорится в докладе об Узбекистане, подготовленном Институтом ВЭБа
совместно с МИДом республики и Университетом мировой экономики и
дипломатии в Ташкенте.
Численность иностранных мигрантов в 2021 году МВД России оценивало
в 7 млн человек. При этом разрешение на работу или трудовой патент
по состоянию на конец 2021 года официально имели 2,1 млн человек,
отчитывался Росстат.
Высокая потребность в иностранных работниках обусловлена демографическим
кризисом в России, который привел к дефициту рабочей силы, указывают
эксперты.
В исследовании отмечается, что работники из-за рубежа способствуют
увеличению емкости внутреннего рынка России, поскольку от половины
до двух третей зарплаты тратят на приобретение продовольственных
и непродовольственных товаров и услуг в стране пребывания.
Кроме того, трудовые мигранты "играют роль амортизатора в случае
кризисов и роста уровня безработицы", отмечают авторы исследования.
Это выражается в том, что при ухудшении экономической ситуации и
падении спроса на рынке труда в первую очередь увольняют мигрантов.
Опрос лета 2020 года показывал, что 75% трудовых мигрантов в России
либо лишились работы, либо были отправлены в неоплачиваемый отпуск.
Еще одно преимущество трудовых мигрантов в том, что они приобретают
патенты на осуществление рабочей деятельности, что является источником
доходов бюджета. По трудовым патентам в России работают граждане
Узбекистана и Таджикистана, а работникам из Киргизии после вступления
страны в ЕАЭС патент не требуется. По данным МВД, за 11 месяцев
2020 года мигранты приобрели патенты на сумму почти 44 млрд руб. Структура занятости мигрантов
Для экономик Узбекистана, Таджикистана и Киргизии характерны дефицит
рабочих мест и низкий уровень доходов, указывают авторы докладов.
Поэтому у трудоспособного населения этих стран популярен вариант
отъезда на заработки за рубеж. Для многих семей в этих государствах
переводы заработков из-за рубежа являются главным или единственным
источником доходов. Основным направлением для трудовой миграции
является Россия (сюда едут около 70-90% мигрантов в зависимости
от страны), на втором месте с большим отрывом Казахстан.
Структура занятости для приезжих из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана
отличается. Так, киргизы традиционно больше заняты в сфере услуг,
чем в строительстве. В секторе услуг трудятся около 60% всех граждан
республики, работающих за рубежом. Это обусловлено тем, что киргизские
мигранты в достаточной степени владеют русским языком уже в момент
первичного въезда в Россию, говорится в соответствующем исследовании.
По данным Азиатского банка развития, около 60% приехавших из Таджикистана
заняты в строительстве и 17% - в сфере торговли и услуг.
Что касается граждан Узбекистана, то они работают в основном в сфере
строительства, ЖКХ, транспорта и логистики, розничной и оптовой
торговли, общественного питания, говорится в докладе об Узбекистане.
Доли занятых по сферам деятельности не приводятся. Что предлагают эксперты
Миграция рабочей силы является "объективной необходимостью"
как для стран-доноров, так и для принимающей России, убеждены эксперты
Института ВЭБа. Авторы каждого доклада описали меры, которые, по
их мнению, должны войти в миграционную политику России. Общий лейтмотив
рекомендаций - обеспечение трудовых и социальных прав мигрантов.
Авторы доклада об Узбекистане считают необходимым создание бирж
труда и единой электронной платформы государственных услуг для мигрантов.
Еще одно предложение - экономически стимулировать мигрантов, прибывающих
в малоосвоенные регионы страны с помощью финансовых надбавок и налоговых
льгот.
В свою очередь, исследователи, готовившие доклад по Киргизии, предлагают
поощрять переезд семей мигрантов в Россию (сейчас без длительной
регистрации проблематично устроить детей в школу). Кроме того, эксперты
призывают разработать и реализовать с привлечением организаций гражданского
общества программу вовлечения мигрантов в процесс принятия решений
на местном и муниципальном уровне в населенных пунктах, где они
проживают в большом количестве.