Сервисы дистанционной диагностики сообщили о снижении
спроса на их услуги
Сервисы онлайн-медицины рассказали о снижении спроса на свои услуги,
у некоторых оно доходило до 30%. При этом растет популярность гастроэнтерологов
и нутрициологов из-за проблем с пищевым поведением, вызванных стрессом
Представители нескольких сервисов, оказывающих услуги телемедицины,
рассказали РБК о сокращении спроса на свои услуги после начала военной
спецоперации на Украине.
По словам главы сервиса "Доктор рядом" Марии Коломенцевой,
в марте спрос на дистанционные консультации снизился на 30% по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года. В период потрясений люди зачастую
откладывают решение рутинных вопросов, касающихся здоровья, "на
потом" - все силы и средства направлены на актуальные проблемы,
объяснила Коломенцева. Она считает падение спроса временной ситуацией
и ожидает рост количества обращений через два-три месяца, поскольку
о себе даст знать отложенный спрос и "тяжелые психологические
потрясения", когда будет необходима помощь врачей.
Спрос на телемедицинские услуги по подписке, а не в рамках ДМС упал
примерно на 28%, подтвердила основатель health-tech компании AIBY
Ольга Осокина.
По словам главы медтех-компании MDinc Магомед-Амина Идилова, количество
пациентов в частных клиниках снизилось на 30%. Он отметил, что медицинские
процедуры являются "одним из первых пунктов экономии".
О "некотором спаде" в спросе в конце февраля и начале
марта рассказал и представитель сервиса "Доктис". Но в
течение марта ситуация стабилизировалась. "Как онлайн-сервис,
мы зависим от возможностей продвижения в интернете и, в частности,
в социальных медиа, и понадобилось некоторое время, чтобы перестроить
эту работу из Facebook и Instagram (деятельность этих социальных
сетей признана экстремистской в России и запрещена) в сеть "ВКонтакте"
и др. В начале марта после отключения рекламы мы заметили, что замедлился
темп роста записей пациентов на сдачу различных анализов, но по
итогам месяца мы все равно вышли на рост выручки", - пояснил
он.
По данным "Анализа рынка телемедицины в России", подготовленного
BusinesStat, в 2020 году был всплеск обращений к врачам через сервисы
телемедицины: было организовано 4,51 млн консультаций - это в четыре
раза больше, чем в 2019-м. В 2021 году показатель вырос не так значительно,
на 9,7%, до 4,95 млн телеконсультаций, поскольку коронавирусные
ограничения на посещения клиник были ослаблены. Объем рынка в 2020
году вырос в два раза по сравнению с предыдущим годом и достиг 8,71
млрд руб., а в прошлом году увеличился на 16%, до 10,1 млрд руб.
В 2022-м показатель может вырасти на 17%, до 11,82 млрд руб., ожидает
компания. Прогноз учитывает специальную военную операцию, уточнил
представитель BusinesStat.
Однако не все сервисы заметили снижение спроса с началом военной
операции. По словам исполнительного директора "СберЗдоровье"
Майи Сикириной, в этом сервисе за последние два месяца число консультаций
с врачами и специалистами, наоборот, выросло на 71% по сравнению
с тем же периодом прошлого года. "Одним из ключевых драйверов
роста обращений к врачам является рост спроса со стороны бизнеса.
Компании выбирают цифровую медицину в дополнение к ДМС или вместо
классического страхования, чтобы уменьшить расходы без снижения
качества оказания помощи сотрудникам, а также из-за желания предоставить
медицинские решения как можно большему числу сотрудников",
- отметила она.
Директор по цифровой трансформации ГК "МЕДСИ" Александр
Пилипчук напомнил, что до 14 марта было законодательно разрешено
удаленно даже на первичном приеме при наличии признаков ОРВИ ставить
диагноз COVID и открывать электронный лист нетрудоспособности. "Эти
послабления почти в три раза увеличили объем консультаций, продемонстрировав
потенциал телемедицины. После отмены такой возможности количество
телемедицинских консультаций снизилось, однако оно выше, чем до
этих изменений, примерно на 35-40%. Изменения спроса именно после
24 февраля мы не наблюдаем", - рассказал Пилипчук.
Спрос среди корпоративных клиентов упал на какое-то время, но сейчас
возвращается, отметил сооснователь и исполнительный директор экосистемы
медицинских сервисов BestDoctor Михаил Беляндинов. Больше всего
это было заметно среди компаний, которые были релоцированы и где
высокая доля ИТ-специалистов. Из наиболее востребованных специалистов
он назвал психологов - всем сейчас не хватает внутренней силы и
уверенности в будущем.
Представитель "Яндекс.Здоровье" отказался от комментариев. Какие направления стали популярными
По словам Майи Сикириной, наиболее востребованными в последние два
месяца были терапевты, медицинские советники (сопровождает пациента
от момента обращения до полного выздоровления, советует, к какому
врачу лучше обратиться), педиатры, психологи, дерматологи, гинекологи
и неврологи. Причем психологи вошли в тройку наиболее востребованных
специалистов впервые. Число обращений к ЛОРам, неврологам, дерматологам
и гастроэнтерологам выросло на 120-145% по сравнению с тем же периодом
2021 года. "Востребованность гастроэнтерологов может быть обусловлена
в том числе стрессовыми состояниями, которые могут провоцировать,
например, синдром раздраженного кишечника или переедание",
- говорит Сикирина.
Ольга Осокина говорит, что с начала весны этого года особенно сильно
вырос спрос на нутрициологию (направление, связанное с правильным
питанием), что открыло новую нишу для телемедицинских сервисов.
"Нарушение пищевого поведения - одно из следствий ментальных
переживаний, поэтому возможен некоторый рост обращений к диетологам
и нутрициологам в будущем", - согласна Мария Коломенцева. Но
пока она считает этот тренд незначительным. По ее словам, наиболее
значительно, более чем на 50%, пока растет спрос на консультации
психологов и психотерапевтов - людям необходима экстренная помощь,
чтобы справиться со стрессом и неопределенностью. Какие еще есть проблемы
Несмотря на то что медицина всегда вне политики, стартапы в медтехе
чувствуют себя нестабильно, отметил Магомед-Амин Идилов. "В
России для медицинских стартапов часто есть только два варианта
развития - получить поддержку от государства через гранты и всевозможные
программы, но тогда иметь потенциал только на локальном рынке, или
выбрать частные инвестиции и тогда иметь шансы на международное
развитие", - говорит Идилов. Он указал, что инвестиции в медтех-проекты
в России "всегда были ограничены", но сейчас привлечение
денег многократно усложнилось, поэтому многие предприниматели стремятся
подстраховаться и релоцироваться. "Чаще всего перспективные
фаундеры переезжают ради возможности вести бизнес на другие рынки,
которые больше российского, а не быть ограниченными одной юрисдикцией
с замедлением платежей из-за рубежа, привлечением средств и т.д.
Для сравнения: мировой рынок одной только нейрореабилитации - $32,5
млрд, а доля России на нем - 3-4%, ограничивать инновационные технологии
в медицине такими объемами как минимум недальновидно", - рассуждает
Идилов.
Еще одна проблема, по словам Ольги Осокиной, - недоступной стала
часть библиотек, на которых раньше обучали искусственный интеллект,
из-за чего могут пострадать проекты предиктивной медицины. Это произошло
из-за приостановки оплаты российскими картами подписки, а также
из-за решений владельцев некоторых зарубежных библиотек. Это, в
свою очередь, может привести к снижению точности построенных моделей
на 30%, тогда как критический уровень отклонения в прогнозных моделях
- 5% и более, предупредила Осокина.
Однако в крупных компаниях говорят, что для них эта проблема неактуальна,
поскольку у них есть свои библиотеки. Мария Коломенцева отметила,
что "Доктор рядом" использует обезличенные данные пациентов,
преимущественно собранные самой компанией, а также медицинские базы
и справочники. По словам Александра Пилипчука, МЕДСИ также использует
для обучения искусственного интеллекта собственные данные. "Например,
наша партнерская компания "Платформа "Третье мнение"
реализует продукты по анализу рентгеновских снимков, снимков компьютерной
томографии и маммографии, в большей степени именно опираясь на наши
данные. Соответственно, серьезных проблем с закрытием доступа к
упомянутым библиотекам мы не испытываем", - заключил он.