|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Ксенофобия и мигранты
Наибольшая дистанцированность сохраняется по отношению
к выходцам из Африки, Средней Азии и цыганам. Две трети опрошенных
считают, что необходимо «ограничивать приток трудовых мигрантов».
При этом половина респондентов считает, что работа мигрантов «полезна
для страны и общества», этот показатель за восемь лет заметно вырос.
Материалы опроса с комментарием Льва Гудкова.
Сейчас я назову вам несколько национальностей,
а вы скажите мне о каждой из них, насколько близко вы готовы видеть
ее представителей? (в %% ответивших, ответы ранжированы
по последнему столбцу, приводятся сумма ответов «Пускал(а)..» и
«Не пускал(а)..»)
|
август 2010
|
июль 2018
|
август 2019
|
август 2020
|
декабрь 2021
|
выходцев из Африки
|
55
|
60
|
61
|
59
|
52
|
выходцев из Средней Азии (таджиков, узбеков)
|
58
|
60
|
59
|
59
|
51
|
цыган
|
54
|
61
|
57
|
63
|
51
|
китайцев
|
62
|
54
|
53
|
52
|
45
|
чеченцев
|
57
|
46
|
43
|
44
|
41
|
украинцев
|
33
|
42
|
35
|
41
|
32
|
евреев
|
34
|
26
|
24
|
27
|
22
|
Наименьшая социальная дистанция наблюдается в отношении
евреев: «вблизи» их готовы видеть 45% россиян — среди членов семьи
(13%), среди близких друзей (11%), среди соседей (14%), среди коллег
по работе (7%). Среди жителей России их готовы видеть четверть (27%)
опрошенных.
Насколько близко вы готовы видеть евреев?
|
август 2010
|
июль 2018
|
август 2019
|
август 2020
|
декабрь 2021
|
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи
|
2
|
6
|
12
|
13
|
13
|
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей
|
3
|
8
|
10
|
10
|
11
|
Готов(а) видеть их среди соседей
|
8
|
13
|
12
|
13
|
14
|
Готов(а) видеть их среди коллег по работе
|
9
|
6
|
7
|
7
|
7
|
Готов(а) видеть их среди жителей России
|
27
|
32
|
28
|
25
|
27
|
Пускал(а) бы их в Россию только временно
|
17
|
11
|
12
|
14
|
9
|
Не пускал(а) бы их в Россию
|
17
|
15
|
12
|
13
|
13
|
Затрудняюсь ответить
|
16
|
10
|
7
|
6
|
6
|
В отношении китайцев наблюдается довольно высокий уровень
социальной дистанции. Несмотря на то, что жителями России их готовы
видеть 21% респондентов, в то же время 23% пускали бы их в Россию
только временно, 22% не пускали бы.
Насколько близко вы готовы видеть китайцев?
|
август 2010
|
июль 2018
|
август 2019
|
август 2020
|
декабрь 2021
|
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи
|
1
|
2
|
4
|
5
|
5
|
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей
|
1
|
5
|
6
|
5
|
8
|
Готов(а) видеть их среди соседей
|
5
|
8
|
8
|
9
|
8
|
Готов(а) видеть их среди коллег по работе
|
5
|
4
|
6
|
7
|
7
|
Готов(а) видеть их среди жителей России
|
13
|
20
|
19
|
16
|
21
|
Пускал(а) бы их в Россию только временно
|
30
|
27
|
28
|
30
|
23
|
Не пускал(а) бы их в Россию
|
32
|
27
|
25
|
22
|
22
|
Затрудняюсь ответить
|
13
|
9
|
5
|
6
|
5
|
Более половины респондентов хотели бы ограничить нахождение
выходцев из Африки в России: четверть (25%) пускали бы их только
временно, 27% не пускали бы их в страну. Идентичное наблюдается
в отношении таджиков и узбеков.
Насколько близко вы готовы видеть выходцев из
Африки (темнокожих)?
|
август 2010
|
июль 2018
|
август 2019
|
август 2020
|
декабрь 2021
|
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи
|
1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей
|
1
|
3
|
5
|
4
|
6
|
Готов(а) видеть их среди соседей
|
5
|
6
|
5
|
6
|
7
|
Готов(а) видеть их среди коллег по работе
|
5
|
2
|
4
|
4
|
5
|
Готов(а) видеть их среди жителей России
|
15
|
17
|
18
|
17
|
20
|
Пускал(а) бы их в Россию только временно
|
29
|
27
|
31
|
31
|
25
|
Не пускал(а) бы их в Россию
|
26
|
33
|
30
|
28
|
27
|
Затрудняюсь ответить
|
18
|
10
|
5
|
6
|
6
|
Насколько близко вы готовы видеть выходцев из
Средней Азии (таджиков, узбеков)?
|
август 2010
|
июль 2018
|
август 2019
|
август 2020
|
декабрь 2021
|
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4
|
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей
|
1
|
3
|
4
|
4
|
6
|
Готов(а) видеть их среди соседей
|
4
|
6
|
6
|
7
|
7
|
Готов(а) видеть их среди коллег по работе
|
4
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Готов(а) видеть их среди жителей России
|
18
|
19
|
22
|
18
|
22
|
Пускал(а) бы их в Россию только временно
|
29
|
30
|
30
|
33
|
25
|
Не пускал(а) бы их в Россию
|
29
|
30
|
29
|
26
|
26
|
Затрудняюсь ответить
|
13
|
6
|
4
|
4
|
5
|
Доля тех, кто хотел бы ограничить присутствие украинцев
в России, снизилась по сравнению с августом 2020 года с 41% до 32%:
15% (в 2020 — 22%) пускали бы их в Россию только временно, 17% (в
2020 — 19%) не пускали бы.
Насколько близко вы готовы видеть украинцев?
|
август 2010
|
июль 2018
|
август 2019
|
август 2020
|
декабрь 2021
|
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи
|
5
|
6
|
11
|
11
|
13
|
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей
|
4
|
6
|
8
|
7
|
9
|
Готов(а) видеть их среди соседей
|
10
|
8
|
10
|
11
|
10
|
Готов(а) видеть их среди коллег по работе
|
6
|
3
|
5
|
5
|
4
|
Готов(а) видеть их среди жителей России
|
31
|
29
|
28
|
23
|
26
|
Пускал(а) бы их в Россию только временно
|
20
|
20
|
19
|
22
|
15
|
Не пускал(а) бы их в Россию
|
13
|
22
|
16
|
19
|
17
|
Затрудняюсь ответить
|
12
|
7
|
4
|
3
|
4
|
По отношению к цыганам наблюдается один из самых высоких
уровень социальной дистанцированности. Однако с августа 2020 года
уменьшилась доля тех, кто ограничил бы присутствие цыган в России:
14% (в 2020 — 19%) пускали бы их в Россию только временно, 37% (в
2020 — 44%) не пускали бы.
Насколько близко вы готовы видеть цыган?
|
август 2010
|
июль 2018
|
август 2019
|
август 2020
|
декабрь 2021
|
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи
|
1
|
1
|
2
|
3
|
3
|
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей
|
1
|
1
|
2
|
2
|
3
|
Готов(а) видеть их среди соседей
|
3
|
5
|
5
|
4
|
6
|
Готов(а) видеть их среди коллег по работе
|
2
|
1
|
2
|
1
|
3
|
Готов(а) видеть их среди жителей России
|
24
|
23
|
29
|
23
|
29
|
Пускал(а) бы их в Россию только временно
|
19
|
18
|
16
|
19
|
14
|
Не пускал(а) бы их в Россию
|
35
|
43
|
41
|
44
|
37
|
Затрудняюсь ответить
|
15
|
8
|
5
|
5
|
5
|
Отношение к чеченцам остается стабильным: четверть (26%)
россиян не пускали бы их в Россию, 15% пускали бы их в Россию только
временно.
Насколько близко вы готовы видеть чеченцев?
|
август 2010
|
июль 2018
|
август 2019
|
август 2020
|
декабрь 2021
|
Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4
|
Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей
|
1
|
4
|
5
|
5
|
6
|
Готов(а) видеть их среди соседей
|
4
|
7
|
7
|
8
|
8
|
Готов(а) видеть их среди коллег по работе
|
3
|
2
|
4
|
3
|
4
|
Готов(а) видеть их среди жителей России
|
22
|
31
|
34
|
32
|
31
|
Пускал(а) бы их в Россию только временно
|
19
|
19
|
16
|
18
|
15
|
Не пускал(а) бы их в Россию
|
38
|
27
|
27
|
26
|
26
|
Затрудняюсь ответить
|
13
|
9
|
5
|
5
|
6
|
Произошло незначительное снижение доли тех, кто считает,
что правительство России должно ограничивать приток трудовых мигрантов:
так считают 68% респондентов.
Как вы думаете, какой политики должно придерживаться
правительство России относительно трудовых мигрантов?
|
июль 2017
|
июль 2018
|
август 2019
|
август 2020
|
декабрь 2021
|
Ограничивать приток трудовых мигрантов
|
58
|
67
|
72
|
73
|
68
|
Способствовать притоку трудовых мигрантов
|
6
|
14
|
9
|
11
|
11
|
Мне все равно
|
30
|
17
|
15
|
14
|
19
|
Затруднились ответить
|
6
|
2
|
4
|
3
|
2
|
Половина россиян считает, что работа мигрантов полезна
для страны и общества. За восемь лет – с июня 2013 по декабрь 2021
– количество респондентов, которые придерживаются этого мнения,
выросло с 41% до 50%.
Согласны ли вы с тем, что работа мигрантов полезна
для страны и общества?
|
июнь 2013
|
август 2019
|
декабрь 2021
|
Определенно да
|
5
|
12
|
15
|
Скорее да
|
36
|
35
|
35
|
Скорее нет
|
35
|
29
|
26
|
Определенно нет
|
16
|
17
|
19
|
Затрудняюсь ответить
|
8
|
6
|
5
|
По сравнению с августом 2019 года на 6 п.п. снизилась
доля респондентов, считающих, что присутствие мигрантов в их городе
или регионе чрезмерно.
Согласны ли вы с тем, что присутствие мигрантов
в нашем городе/регионе чрезмерно?
|
июнь 2013
|
август 2019
|
декабрь 2021
|
Определенно да
|
35
|
34
|
29
|
Скорее да
|
34
|
29
|
28
|
Скорее нет
|
22
|
25
|
27
|
Определенно нет
|
4
|
7
|
9
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
6
|
7
|
На 5 п.п. уменьшилось число опрошенных, согласных с
тем, что их родственники и знакомые готовы делать работу, которую
сейчас выполняют мигранты.
Согласны ли вы с тем, что мои родственники и
знакомые готовы делать работу, которую сейчас выполняют мигранты?
|
июнь 2013
|
август 2019
|
декабрь 2021
|
Определенно да
|
17
|
27
|
26
|
Скорее да
|
40
|
37
|
33
|
Скорее нет
|
20
|
19
|
20
|
Определенно нет
|
7
|
10
|
12
|
Затрудняюсь ответить
|
17
|
8
|
9
|
Практически неизменным остается количество россиян,
которые согласны с тем, что большинство мигрантов живет лучше и
богаче, чем они и их семья: определенно согласны 19%, скорее согласны
22%.
Согласны ли вы с тем, что большинство мигрантов
живет лучше и богаче, чем я и моя семья?
|
август 2019
|
декабрь 2021
|
Определенно да
|
21
|
19
|
Скорее да
|
23
|
22
|
Скорее нет
|
29
|
29
|
Определенно нет
|
12
|
15
|
Затрудняюсь ответить
|
16
|
15
|
Комментарий Льва ГУДКОВА:
Многолетние исследования ксенофобии, расизма и антисемитизма,
проводимые сотрудниками Левада-Центра с 1989 года, свидетельствуют
об устойчивости этнонациональных и расовых предрассудков, характерных
для большинства российского населения. Высокая тревожность, социальная
незащищенность в повседневной жизни, комплексы коллективной неполноценности,
ресентимент и опыт привычного насилия со стороны власти «снимается»
и находит свое превращенное выражение в негативных проекциях россиян
на воображаемых этнических или расовых «других», наделяемых общими,
неиндивидуализируемыми свойствами «чужести», «опасности», «враждебности»
и иррациональной силы. Стремление защититься от их «влияния» или
«экспансии», угрозы для образа жизни россиян, материальных интересов
или утраты культуры этнического большинства России в той или иной
форме характерны в среднем для 55-65% населения (в моменты кризисов
и повышения ксенофобских переживаний), в периоды относительного
благополучия, как показывают исследования эти показатели могут снижаться
до 40-45%. Но так или иначе латентные, пассивные формы ксенофобии
и расизма являются доминирующими реакциями на вероятность появления
«других», «чужих» в сферах повседневного жизни россиян (трудовой
миграции, усиления горизонтальной мобильности населения, в том числе
— и жителей российских регионов).
Используемые в социологических исследованиях средства
измерения ксенофобии и расизма обычно строятся на так называемых
методах фиксации социальной дистанции между какой-то одной этнонациональной
группой и рядом других, образцом которых служит «шкала Богардуса».
В том или ином, полном или усеченном виде, эта методика позволяет
измерять степень терпимости/нетерпимости по отношению к «чужим»
в зависимости от того, насколько «другие» могут затрагивать интересы
и социальное пространства данной группы, то есть от того, идет ли
речь о допуске в страну, занятии значимых социальных позиций в социальной
структуре (в правительства, в системе образования, СМИ, полиции
и т.п.), о вероятности соседства, совместной работе или (наибольшая
степень сопротивления и агрессии) о браке, родстве с людьми другой
расы, этнической принадлежности, веры. Наиболее жесткие барьеры
и сопротивление по отношению к «иным», «другим», «чужим» составляют
крайние символические позиции: перспектива родства с ними, с одной
стороны, и занятие высших позиций в государстве (президента, главы
правительства и т.п.). Именно эти узлы социальной системы (базовая
структура – семья, с одной стороны, символическая репрезентация
коллективной общности, национального целого, с другой) отличаются
предельным уровнем традиционалистской защиты.
Следует сразу подчеркнуть: опросы общественного мнения
относительно этнонациональных предрассудков и стереотипов восприятия
людей другой этнической или расовой принадлежности описывают не
реальный опыт индивидуального взаимодействия конкретных людей, респондентов,
с «инородцами», а устойчивые коллективные (чаще даже — архетипические)
представления о других. Как правило, они представляют собой мифологизированные
проекции и компоненты собственной групповой или коллективной идентичности,
но только в негативных проекциях на «других». Ксенофобия и расизм
тем самым служит поддержанию границ между своими и чужими в условиях,
когда основное этническое большинство испытывает дефицит собственных
позитивных значений.
Рассматривая динамику массовой ксенофобии в России,
можно сделать следующие выводы: ксенофобские настроения, слабо выраженные
в момент распада СССР, постепенно нарастали к концу 1990-х годов,
пик их приходится на 2013 год. Крымская эйфория заметно снизила
их уровень и интенсивность выражения, канализировав латентную враждебность
такого рода и концентрируя негативизм на образах «русофобского Запада»
и «украинцах», «бандеровцах». Но, начиная с кризиса 2015-2016 года,
уровень ксенофобии опять начинает подниматься и остается повышенным
до 2018 года, по крайней мере, в отношении некоторых представителей
этнических или расовых общностей.
В данном пресс-релизе мы приводим усеченные формы методики
измерения ксенофобии и ее динамики за последние 10 лет и только
по нескольким принципиальным позициям: условно показателям расовой
неприязни (китайцы, темнокожие выходцы из Африки), этнической антипатии
— приезжим из Средней Азии (таджикам, узбекам), культурно и социально
«чужим» (проявляющейся, например, в различных образах деклассированных,
асоциальных и криминализованных «цыган»), настороженности и подозрительности
в отношении «своих» по государственной принадлежности, но «этнически
чужих» (чеченцев, за которыми тянется след восприятия их как антироссийски
настроенных горцев, террористов, исламистов, варваров, противников
в двух войнах), и, наконец, «украинцев» и «евреев». Включение «украинцев»
в данном случае важно для фиксации параметров наведенной пропагандой
искусственной враждебности к Украине после 2014 года (более ранние
исследования не отмечали сколько-нибудь значимых негативных установок
по отношению к Украине и украинцам). Напротив, «евреи» всегда присутствовали
в данных исследованиях, играя роль эталона или меры ксенофобии и
средства измерения ее динамики, поскольку антисемитизм – самая старая
в России форма генерализованной ксенофобии, ставшая парадигмальной
для всех остальных; по ее схеме артикулируются все прочие националистические
и конспирологические идеологии).
Основные выводы из настоящего замера:
- Хотя структура ксенофобии и расизма остается неизменной,
общая интенсивность негативных установок снижается в последние
годы. Особенно заметно это проявляется в отношении «евреев» (рост
позитивных установок с 2010 по 2021 год с 22% до 45%; снижение
негативизма и разного рода ограничений за тот же период с 34%
до 22%), «китайцев» (доля позитивных или нейтральных ответов выросла
с 12 до 28%; доля негативных снизилась с 62% до 45%), «чеченцев»
(доля показателей терпимых установок выросла с 9 до 22%, негативных
снизилась с 57 до 41%).
- Отношение к африканцам сохраняет преимущественно
негативный и настороженных тон (увеличение толерантных мнений
с 12 до 22%, негативные остались практически теми же сами – 58-60%
на протяжении 2010-2020 гг., в декабре 2021 - 51%). То же можно
сказать и о цыганах (рост позитивных установок с 7 до 15%; объем
негативных колеблется от 54% до 63% в августе 2020 года, затем
снижается до 51%).
- Отношение россиян к украинцам отражает ослабление
действия антиукраинской пропаганды: доля позитивных установок
с 2010 года поднялась до 32-36%, доля негативных осталась примерно
на том же уровне – 33% в 2010 году, 32% — в 2021 году (хотя в
2018 и 2020 году отмечались всплески негативизма до 41-42%).
- Наиболее очевидным выражением нерефлексивной антипатии
и тревожности является отношение к трудовым мигрантам. Оно носит
характер откровенных пожеланий, чтобы начальство ограничило поток
мигрантов, ввело различные запретительные барьеры и меры для мигрантов.
За последние 5 лет доля считающих, что правительство должно препятствовать
потоку мигрантов, выросла с 58 до 68-73%. Это и есть доминанта
общественного мнения. Попытка ставить чуть более детализированные
вопросы и зафиксировать возможность более рационализированного
отношения к приезжим и трудовым мигрантам дает немного: мнение
о том, что присутствие мигрантов в том городе, где живут респонденты,
«чрезмерно», хотя и снизилось с 2013 года с 69 до 57%, но все
равно остается преобладающим. Мнение «работа мигрантов полезна
для страны и общества» стали разделять половина опрошенных (рост
с 2013 года на 9%, с 41%), но доля несогласных с ним, хотя и снизилась
за тот же период с 51 до 45%), все равно остается очень значительной.
Подробнее об исследованиях ксенофобии, расизма и антисемитизма:
- Гудков Л., Пипия К. Параметры ксенофобии, расизма и антисемитизма
в современной России // Вестник общественного мнения, 2018, №3-4
(127), июль-декабрь, с. 33-64.
- Антисемитизм и ксенофобия в современной России (колл.авт.)
// Вестник общественного мнения, 2021, №1-2 (132), январь — июнь,
с. 175-270.
Опрос Левада-центра проведен 16 — 22 декабря 2021
года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского
населения объемом 1640 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137
населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на
дому у респондента методом личного интервью.
Левада-Центр, 24 января 2022 г.
Подробнее см.: https://www.levada.ru/2022/01/24/ksenofobiya-i-migranty/
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих
организаций, выполняющих функции иностранного агента.
|