Ученые назвали проблемы, мешающие развивать Сибирь
Министр обороны РФ Сергей Шойгу, заявивший на встрече
с учеными Сибирского отделения РАН о необходимости создания в Сибири
новых научно-промышленных центров, обозначил важнейшую стратегическую
задачу развития страны. Именно обсуждение на высшем политическом
уровне дает возможность перевести эту идею из теоретической плоскости
в практическую. О стоящих на пути препятствиях - в комментариях
сибирских ученых. "Партия сказала: надо!"
Доцент кафедры региональной экономики Алтайского госуниверситета,
кандидат экономических наук Валерий Мищенко уверен, что Сибирь,
как и Дальний Восток, необходимо развивать, поскольку пришло время
активного сотрудничества России с азиатскими странами.
Ученый напомнил, как возник Заринск - самый молодой город Алтайского
края, основанный в 1979 году. Стране требовался крупный завод по
производству коксующего угля. Его нельзя был строить на Кузбассе,
где ситуация с экологией дошла до опасной черты, и выбор пал на
соседний Алтайский край с его малолюдной северо-восточной частью.
Строительство коксохимического завода - ядра нового города - началось
в 1972 году и было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
К появлению коксохимического гиганта приложили руки в общей сложности
пятнадцать тысяч добровольцев со всего СССР. В 1996 году в Заринске
проживало 52300 человек, ныне - 45400. По большому счету, местный
градообразующий завод, где работают 3,5 тысячи человек, остается
чужеродным для экономики Алтайского края.
Так же в советское время на Алтае появились город-курорт Белокуриха
и Яровое, славящееся своими целебными озерами.
- В 1970-е годы первый секретарь крайкома КПСС Александр Георгиев
уговорил минсредмаш СССР (ныне - "Росатом") отделить одно
строительно-монтажное управление от "Сибакадемстроя",
занимавшегося строительством новосибирского Академгородка, и перебросить
его в Белокуриху. На деньги профсоюзов были построены санатории,
ТЭЦ, больница, школы, первые жилые пятиэтажки, - отметил Валерий
Мищенко.
Яровое было основано в 1943 году, после эвакуации из Крыма химзавода,
который работал на военные нужды страны, а через пятьдесят лет получило
статус города краевого значения. С 2004 года здесь началось большое
строительство курортных объектов. Сейчас в Яровом живет почти восемнадцать
тысяч человек (в Белокурихе - чуть больше пятнадцати тысяч).
Для всех новых городов Алтайского края характерны минимум две особенности
- наличие градообразующего стержня (завод либо санаторно-курортный
комплекс) и небольшое население. Поэтому важны ответы на вопросы:
вокруг каких производств строить сибирские города в XXI веке и кем
их населять?
- Мы активно обсуждали с коллегами из других городов России, прежде
всего с демографами, идею строительства в азиатской части страны
трех-пяти городов с населением до миллиона человек, - отмечает доцент
Алтайского филиала РАНХиГС, кандидат географических наук Алексей
Еремин. - Реализовать ее будет крайне сложно.
Опыт взят из советского прошлого, а это командно-административная
система и плановая экономика. Второй раз в ту же реку не войти -
нынешние реалии совсем другие. Появившийся в постсоветскую эпоху
Иннополис в Татарстане - фактически пригород Казани, их разделяет
всего тридцать километров. При огромных финансовых вложениях в течение
пяти лет численность населения Иннополиса не превысила нескольких
тысяч человек. Человеческий фактор
- Второй момент связан с отсутствием демографических ресурсов, -
продолжает эксперт. - Звучат разные предложения. Например, развернуть
нынешние миграционные потоки из регионов не в столицы, а в новые
города. Но это потребует очень серьезных затрат. Зарплаты должны
быть выше не на десять-пятнадцать процентов, а в несколько раз.
И новым городам нужны высокие стандарты потребления.
В советское время большой прирост молодого населения и другие нравственные
ценности ("А я еду за туманом и за запахом тайги") позволяли
перераспределять на Восток большие трудовые потоки. Но сейчас население
России сокращается, причем в Сибири и на Дальним Востоке - особенно.
При этом избыточного сельского населения не осталось еще в прошлом
веке.
- В двадцатом веке действовала целенаправленная государственная
политика - сдвинуть на восток население страны, сосредоточенное
в основном на западе, для освоения новых территорий. В начале советского
периода доля населения азиатской части составляла десять процентов,
а к концу, согласно переписи 1989 года, ее удалось поднять до 22
процентов. С тех пор каждая новая перепись фиксирует снижение. По
состоянию на 2021 год доля россиян, живущих за Уральским хребтом,
упала до девятнадцати процентов. В 1990 году в Сибири и на Дальнем
Востоке проживало 29 миллионов человек, в 2021-м - уже 25 миллионов.
При этом население Сибири сокращается медленнее. Дальний Восток
за постсоветский период потерял 22 процента населения, Сибирь -
около десяти, - констатирует Алексей Еремин.
- Сейчас в тридцатку крупнейших городов России входят десять в Сибири
и на Дальнем Востоке. В постсоветский период лишь города-миллионники
Новосибирск и Красноярск демонстрируют динамику роста, причем не
очень устойчивого - за все время примерно на двести тысяч человек.
Их население пополняется за счет соседних регионов, при этом многие
жители, в свою очередь, перебираются в Москву и Санкт-Петербург.
За счет более высоких зарплат есть небольшой рост у Томска. Город-миллионник
Омск остается на одном демографическом уровне. Барнаульцами становятся
бывшие селяне, но часть горожан, опять же, ищет лучшую долю в Новосибирске,
Краснодаре, Калининграде, Москве и Питере. То есть идет процесс
перераспределения людских ресурсов. А новых людей для новых городов
просто нет, - поясняет Алексей Еремин. Взять ответственность
Между тем директор Алтайского института труда и права, кандидат
экономических наук Руслан Самсонов уверен, что инициатива комплексного
социально-экономического развития Сибири назрела давно.
- Идея правильная и своевременно озвученная. Но такой мегапроект
требует широчайшего общественного обсуждения, к которому должны
подключиться экономисты, демографы, социологи, политологи, юристы
и другие представители научного сообщества страны, - убежден ученый.
- Здесь возникает немало вопросов. Пока речь идет о четырех научно-промышленных
центрах Сибири. Но это все равно что пресловутая точечная застройка
в Барнауле, вызывающая у горожан одно раздражение. Нужна концепция
комплексного развития всей Сибири, Дальнего Востока и Арктики, полноценного
освоения этой территории. Необходим системный подход, в котором
государство берет на себя ответственность за будущее азиатской части
страны.
Второй аспект, на который обращает внимание Руслан Самсонов, связан
с моноспециализацией будущих городов - например, лесопереработкой
или производством алюминия. Но это огромный риск, бомба замедленного
действия. За примером не надо далеко ходить - то же Яровое пережило
тяжелейшие времена после кризиса на местном химзаводе. Новым научно-промышленным
центрам нужна диверсификация производства.
- Экономика будущего города должна быть гибкой, функционировать
при любой рыночной конъюнктуре. А сам город - экологически комфортным,
гармонично встроенным в окружающую среду. То есть речь идет об экополисах,
даже при наличии алюминиевых заводов, - подчеркивает эксперт.
По мнению экономиста, средства на реализацию такого мегапроекта
у государства сейчас есть (золотовалютные запасы и Фонд национального
благосостояния), однако потребуется много времени. И здесь тоже
нужно просчитывать риски: экономика России остается в целом сырьевой,
а мир стремительно меняется, переходит на новые энергосберегающие
и альтернативные технологии.
В какой мере в реализации мегапроекта может помочь частный бизнес?
Опыт Алтайского края, обладающего огромным аграрным и туристско-рекреационным
потенциалом, в этом отношении скорее отрицательный - крупный бизнес
последние тридцать лет идет сюда неохотно.
- Инвестиционный климат оставляет желать лучшего, - отмечает Руслан
Самсонов. - Можно, конечно, поручить свыше реализацию мегапроекта
крупным компаниям, но тогда она будет носить несистемный характер.
Такие инвесторы быстро приходят, но и быстро уходят. Зато возникают
хронические проблемы - например, экологические.
Еще одна характерная негативная особенность таких проектов - их
часто не доводят до конца. Можно привести множество примеров, когда
реализацию сворачивали на полпути, акцентируя внимание на формальных
показателях, а не на достижении поставленных целей. Ведь есть программы
развития Сибири и Дальнего Востока, которые ставят акцент на транспортной
инфраструктуре, создание которой актуально для любого региона. Вложения
в инфраструктуру дают мощный мультипликативный эффект. При этом
необходима "дорожная карта ответственности" для всех,
кто реализует тот или иной проект.
- У нас каждый год рождаются масштабные инициативы и программы,
в которых легко можно запутаться, но кто-нибудь знает о результатах
и ответственности за их выполнение? - задает вопрос Руслан Самсонов. Прямая речь
Руслан Самсонов, директор Алтайского института труда и права:
- В России тотальный кадровый дефицит сильных управленцев во всех
сферах, и это плоды нашего образования последних десятилетий. Многие
нынешние "эффективные менеджеры" непригодны для серьезных
проектов. Случилось это потому, что социальные лифты работают в
ручном режиме или совсем не работают. Нужно искать и растить ответственных,
профессиональных управленцев для мегапроекта развития Сибири и Дальнего
Востока. Образно говоря, наша "операционная система" пока
не готова для установки таких сложных программ. Она будет тормозить.
И нам нужен апгрейд всей "институциональной операционки"
для разработки и реализации амбициозных проектов
Сергей ЗЮЗИН. Российская газета, 23 сентября
2021 года