… о понимании
компаниями современных демографических тенденций
Люди реже женятся, позже заводят детей и дольше
живут: как на этом заработать
Современные городские жители дольше живут, позже и реже
вступают в брак и заводят детей, зато больше любят животных. Как
компании делают на этом бизнес и одновременно помогают решать проблемы
старения населения и нехватки рабочей силы?
Новые потребители - образованные и одинокие любители животных
За последние 20 лет процент россиян с высшим образованием увеличился
с 11% в 2000 году до 31% в 2021 году, а средний возраст вступления
в брак - с 21-24 лет в 1990-х годах до 27-29 лет в 2020 году. Во
всем мире растет средний уровень образования и одновременно люди
все позже вступают в брак. По мнению демографов и социологов, эти
факты взаимосвязаны - особенно в том, что касается образования женщин.
По данным исследований, женщины с образованием в среднем позже выходят
замуж и рожают детей.
Параллельно происходят важные изменения в распределении доходов
и покупательской способности - так, в странах "Большой семерки"
(Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США)
женщины уже контролируют две трети семейного бюджета, а по мере
уменьшения разрыва в заработной плате с мужчинами покупательская
способность женщин будет расти.
Эти изменения происходят по всему миру. Эксперты исследовательского
института КНР Evergrande (относящегося к крупнейшему холдингу недвижимости
в стране, который прямо сейчас находится на грани банкротства, однако
статистику успел собрать весьма объемную) в феврале этого года сообщали,
что за период с 2013 по 2020 год молодые китайцы стали вдвое реже
вступать в брак. Одновременно падают и темпы прироста населения
в Китае, несмотря на то что после долгого запрета иметь больше одного
ребенка в семье разрешили сначала двух, а потом и трех детей.
Что касается Европы, там каждый год рождается детей меньше, чем
умирает [людей, всего - Демоскоп], что приводит к естественной убыли
- уменьшению количества населения по естественным причинам. Так
происходит из-за низкой рождаемости и высокой доли пожилых людей.
В России естественная убыль населения каждый год ставит новые рекорды,
а пандемия только усугубила эту тенденцию.
Разрыв между трудоспособным и стареющим населением в развитых странах
придется заполнять за счет трудовых мигрантов, а также более позднего
выхода на пенсию и повышения производительности за счет цифровой
экономики. При этом, как ожидается, около 50% прироста мирового
населения до 2050 года будет приходиться на Африку - то есть притока
новых граждан стоит ожидать именно оттуда, в том числе за счет климатический
миграции.
При этом перераспределение уровня рождаемости и смертности (известное
как второй демографический переход) сейчас происходит во всем мире,
но менее развитые страны, например, на юге Африки, вступают в него
с опозданием на несколько десятилетий. В России первый переход случился
на 50-100 лет позже, чем в западных странах, - в середине XIX века,
когда произошли великая "эмансипация" и аграрная реформа.
В Европе первый переход связан с распространением правил гигиены,
развитием медицинского образования и в целом улучшением условий
жизни. Само понятие демографического перехода появилось в 1945 году
- его ввел демограф Фрэнк Ноутстейн, но похожие идеи были и раньше.
Вот что, как принято считать, происходит в этот период:
улучшаются условия жизни, развивается образование и медицина,
растет количество врачей, и распространяются правила гигиены;
увеличивается средняя продолжительность жизни;
снижается смертность, меняются болезни и причины смерти, а люди
все реже умирают от болезней;
снижается рождаемость, увеличивается возраст вступления в брак
и рождения первого ребенка.
Сейчас в экономической истории стран происходит важный
переход от низкого уровня жизни и высокой детской смертности к высокому
уровню жизни, низкой детской смертности и низкой рождаемости. Низкие
коэффициенты рождаемости могут показывать экономический успех стран:
у женщин появляется право учиться и работать - следовательно, они
предпочитают рожать меньше детей и все силы вкладывать в развитие
одного-двух.
Классическая модель Барро и Беккера, определяющая связь между общественными
благами, расходами государства и экономическим ростом, говорит,
что родители предпочитают иметь меньше детей, чтобы больше инвестировать
в образование каждого ребенка. Также, согласно модели, повышение
заработной платы женщин приводит к сокращению времени, затрачиваемого
на вынашивание и воспитание детей. И такие прогнозы эмпирически
подтверждаются шведскими исследованиями: две трети снижения рождаемости
можно объяснить снижением детской смертности, а оставшуюся треть
- увеличением заработной платы.
На фоне снижения рождаемости и роста числа одиноких людей в развитых
странах увеличиваются расходы на домашних питомцев, а некоторые
люди все чаще относятся к ним как к полноценным членам семьи. За
время пандемии расходы на питомцев выросли у 75% владельцев, при
этом 71% россиян тратят до 5000 рублей в месяц, а 19% - от 5000
до 10 000 рублей. В США, согласно прогнозам, в 2021 году суммарные
расходы на питомцев составят $109,6 млрд, а в 2018-м этот показатель
равнялся $90,5 млрд.
Кто и как зарабатывает на демографических изменениях
Меняющийся демографический состав общества влияет на экономику и
на потребительские привычки и структуру расходов людей, поэтому
многие компании пытаются вовремя улавливать новые тренды, чтобы
заработать на них. Вот примеры таких компаний.
Rover
На какое изменение реагирует: жители крупных городов позже заводят
детей, но больше заботятся о домашних питомцах.
Какую проблему и как решает: помогает найти няню для животных, когда
работающим и путешествующим хозяевам не с кем их оставить.
Про Сан-Франциско ходит поговорка, что там собак больше, чем детей,
причем недавно выяснилось, что так оно и есть. Поэтому компании
думают над новыми бизнес-идеями, которые помогут заработать на этом
явлении. Rover - популярная в США платформа, где можно найти няню
для собаки или кошки, их еще называют догситтерами. Стартап появился
еще в 2011 году, почти в одно время с другими шеринг-проектами Uber
и Lyft. "Многие проблемы, с которыми вы сталкиваетесь при воспитании
человеческих детей, теперь вы наблюдаете в индустрии домашних животных",
- рассказывал генеральный директор стартапа Аарон Истерли. Rover
долгое время конкурировал на рынке домашних животных в рамках шеринг-экономики,
а в 2021 году сервис вышел на IPO с оценкой $1,35 млрд.
Andela
На какое изменение реагирует: перенаселение в одних странах и нехватка
рабочей силы в других.
Какую проблему и как решает: создает рабочие места для жителей бедных
стран, а также помогает компаниям восполнить нехватку сотрудников
и повысить уровень инклюзии и разнообразия.
В Африке существует проблема с нехваткой рабочих мест, а на Западе
- растущий дефицит рабочей силы. Миграция - один из способов решить
эту проблему, но с появлением удаленки работать становится намного
проще. Людям не придется покидать родные города и страны в поисках
работы, а компании смогут получить недостающих специалистов. Кроме
того, Всемирный экономический форум среди плюсов удаленной работы
отмечает экономию затрат, повышение производительности, гибкости
и масштабируемости, расширение доступа к талантам, сокращение текучки
кадров и удержание благодаря различным вариантам удаленной работы.
Нью-йоркский стартап Andela помогает IТ-компаниям находить удаленных
разработчиков из Африки, Латинской Америки и других менее развитых
регионов. Сервис запустился в 2014 году и тогда построил в Нигерии,
Кении, Руанде и Уганде центры для поиска, проверки и обучения инженеров
для работы в международных организациях. С началом пандемии компания
начала закрывать физические корпуса, что помогло ей расшириться
на другие континенты и привлекать специалистов с большим опытом
для удовлетворения требований клиентов. Andela работает более чем
с 200 компаниями, среди клиентов - GitHub, ViacomCBS, Pluralsight,
Seismic, Cloudflare, Coursera и InVision.
Eatwith (предыдущее название VizEat)
На какое изменение реагирует: рост количества одиноких людей.
Какую проблему и как решает: помогает одиноким людям найти компанию
для обеда или для ужина.
Одиночество - одна из главных проблем здоровья общества. Оно так
же вредно, как и курение, считает Американская ассоциация по продвижению
наук. Для спасения людей от этой угрозы в Париже придумали стартап
Eatwith, который объединяет любителей еды. Люди могут приглашать
незнакомцев на обеды и ужины, или организовывать совместные мастер-классы,
походы в интересные рестораны или пикники в необычном месте.
Сейчас Eatwith - крупнейшая платформа в Европе для общественного
питания. В 2016 году сервис получил инвестиции €3,8 млн, а в 2017
компания купила американский стартап EatWith, чтобы стать мировым
лидером в сфере обедов с местными жителями. Eatwith работает более
чем в 130 странах. Проект объединяет местных жителей и путешественников,
которые могут вместе приготовить блюда или отравиться куда-то поесть.
Хозяева обычно публикуют фотографии себя и блюд, которые они готовят,
перечисляют языки, на которых говорят, а также уточняют алкогольные
напитки, которые они планируют наливать при встрече. По словам соосновательницы
сервиса Камиллы Румани, приложение по сути возрождает традицию семейных
обедов и ужинов в новом технологичном формате, делая ее доступной
для одиночек.
Birdie
На какое изменение реагирует: старение населения.
Какую проблему решает: помогает организовать уход за пожилыми людьми,
который не всегда оказывается качественно.
По данным исследований, люди старше 50 лет осваивают технологии,
носимые устройства, гаджеты умного дома примерно такими же темпами,
как и люди в возрасте от 18 до 49 лет. Поэтому рынок SilverTech-стартапов
(они AgeTech или GrannyTech) активно развивается: по оценке экспертов,
мировая экономика старения достигнет $27 трлн в 2025 году, а объем
AgeTech к 2025 году составит $2,7 трлн.
Британский стартап Birdie - это платформа для комплексного ухода
за пожилыми людьми, чтобы они могли самостоятельно жить в собственном
доме. Сервис использует приложения и устройства, подключенные в
доме, чтобы отслеживать состояние пожилых людей в режиме реального
времени: контролирует прием препаратов, отправляет отчеты о самочувствии
и о посещении врача, а также присылает мгновенные оповещения, если
что-то пошло не так. В 2021 году сервис получил $11,5 млн инвестиций.
Еще сервис позволяет сократить административные расходы медицинских
учреждений и упростить обслуживание пациентов. Например, он устраняет
необходимость в бумажных записях, а также обеспечивает полную прозрачность,
например, может уведомлять опекунов о приеме лекарства.
Основная миссия Birdie - поддержать медицинские учреждения, чтобы
они предлагали персонализированный подход, а в перспективе - профилактический
уход, чтобы пожилые люди могли как можно дольше жить в своем доме.
"Технологии могут полностью изменить то, как мы заботимся о
пожилых людях, и помочь им стареть дома намного дольше, здоровее
и счастливее", - говорит генеральный директор и соучредитель
Макс Парментье.