От "ашек" до "яшек": почему
в российских школах так много классов и в каких хотят учиться
сами дети
В российских школах едва хватает алфавита для обозначения
первых классов. В первый день учебного года в социальных сетях широко
разошелся видеоролик из Краснодара, где дети стоят с табличками
1 "Ы", 1 "Х", 1 "Ф" и 1 "Я".
Для старшего поколения это выглядит странно, но теперь так обозначают
классы по всей стране. Би-би-си рассказывает, почему так происходит,
и что об этом думают сами дети.
Как сообщили региональные СМИ, в краснодарской школе №94 в этом
году - 840 первоклассников и 29 первых классов, а праздничную линейку
пришлось проводить в две смены.
Пользователи соцсетей, для которых более привычна ситуация, когда
в одной параллели не больше пяти-шести классов - то есть классы
от "А" до "Е", отреагировали на ситуацию шутками
и недоумением.
Также появление 1 "Я" класса в краснодарской школе стало
поводом для обсуждения в соцсетях тем миграции в южные регионы России
и высокой плотности населения на юге страны.
"Краснодар стал настолько большим городом, что уже только в
одной школе есть по 28 первых классов, да, есть 1 "Ы"
класс", - прокомментировал один из пользователей "Твиттера".
На самом деле появление первых "Ф", "Ы" и "Я"
мало связано с ростом населения или рождаемости.
В Москве школы, набирая первоклассников, доходят до середины алфавита:
школьники попадают, например, в классы "Л" и "П".
Десятки параллельных классов - это следствие укрупнения школ, объединения
учебных заведений в так называемые кластеры. Процесс объединения
школ уже несколько лет идет во многих регионах России, главным образом
- в крупных городах. Зачастую этот процесс сопровождается протестами
родителей, нежеланием руководства школ объединяться и даже судебными
разбирательствами.
В столице реформа школьной системы стартовала в начале 2010-х годов,
когда мэром стал Сергей Собянин, а департамент образования Москвы
возглавил Иосиф Калина.
До реформы финансирование московских школ во многом определялось
их статусом (школа это или гимназия и т.д.), а после деньги стали
выделять, исходя из количества детей в каждом учебном заведении.
Чтобы решить проблему "непопулярных" школ с малым количеством
учеников и переполненных престижных, власти стали их объединять.
Власти заявляли, что объединение школ в кластеры необходимо в первую
очередь для повышения качества образования. Инициаторы реформы обещали,
что повысится доступность профильного образования в старших классах,
у школьников будет более широкий выбор дополнительных занятий, конкуренция
между учителями будет выше, а возможностей для профессионального
роста педагогов - больше.
Однако, как выяснили в 2016 году исследователи из Института образования
Высшей школы экономики, на практике все оказалось сложнее.
Согласно исследованию, доступность профильного образования в старших
классах, действительно, немного выросла, однако "простым"
классам достаются не лучшие педагоги, успеваемость в целом по школе
не выравнивается, кружков стало больше за счет появления платных
секций, а число детей, посещающих бесплатные кружки, практически
не изменилось.
Педагоги также говорили о росте нагрузки и появлении новых неоплачиваемых
обязанностей, но при этом учителя укрупненных школ были чуть более
довольны своей зарплатой, чем их коллеги из "обычных"
школ.
Многие критики реформы и исследователи указывают на существенные
негативные изменения в результате укрупнения школ, но процесс объединения
учебных заведений в кластеры продолжается.
Это означает, что первоклассники в ближайшем будущем будут приходить
в 1 "А", 1 "К" и, возможно, 1 "Я".
Русская служба Би-би-си спросила самих первоклассников, в класс
с какой литерой они хотели бы попасть и что они думают о той букве,
которая досталась их классу.
"Это какие-то непонятные буквы"
В школе в Ростове-на-Дону, куда в первый класс идет 7-летний Платон,
в этом году - 20 первых классов, по 30 и больше человек в каждом.
Платон хотел бы попасть в класс "А", но попал в "Е".
"Потому что первое сентября, первый класс и первая буква алфавита,
- говорит первоклассник. - Но и мой класс мне тоже нравится, тут
есть мои друзья из детского сада. Ещё мне бы хотелось в "П"
класс, потому что это первая буква моего имени. А вот в "У"
класс я бы не хотел, потому что они последние идут на линейку и
вообще везде будут последние".
Первоклассница Саша из Москвы также не очень довольна буквой, которая
досталась ее классу: "Г" - очень твердая. Вот "В"
мягкая, я бы хотела быть в 1 "В". Еще у нас 1 "К"
и 1 "Л", там я бы тоже не хотела быть. Это какие-то непонятные
буквы. А после 1 "Г" нет 1 "Д". Непонятно. Но
вообще это не очень важно, какая у тебя буква, надо только запомнить
свою".
Арсений пошел в 1 "Л" класс в Москве и говорит, что ему
не нравится доставшаяся его классу буква.
"Я бы хотел чтобы у меня "А" была. "А"
- это моя любимая буква, на "А" начинается мое имя. Ну
ладно, пусть останется буква "Л", - объясняет Арсений.
Аглая пошла в школу в Москве в 1 "П" класс. Сначала она
сказала родителям, что ей все равно, какая буква достанется ее классу,
потом подошла к плакату с алфавитом, посчитала и заметила: "Не
так уж [буква П] и далеко".
Александра - ученица 1 "Л" класса московской школы - говорит,
что она довольна тем, какая буква досталась ее классу: "Я думаю,
что "Л" - это хорошая буква. Мне нравится буква "Л",
потому она красиво называется, и еще у нее красивая форма".
А первокласснику Тихону, который теперь учится в 1 "Л"
классе в Москве, буква "Л" не нравится.
"Потому что это не первая буква моего имени, - объясняет он.
- Мне не нравится и вторая буква моего имени. Мне нравится "Х",
третья буква моего имени, и "Т" - первая буква моего имени,
потому что это буквы моего имени. Потому что "Л" отличается
от буквы "Т", она другая и по-другому стоит - на двух
ногах, а "Т" на одной. И еще по другому произносится.
Я хотел бы в первый "Т", первый Тиша. Всё!"
Анна РЫНДА. ВВС Русская служба, 2 сентября 2021
года