Приложение
Меры по предотвращению распространения
коронавируса и минимизации последствий его распространения
Германия[1]
Общая ситуация
По данным института Джона Хопкинса на 27 марта 2020
года количество подтвержденных случаев заражения коронавирусом COVID-19
в Германии составляет 47278 человек, 281 человек погибло, по числу
зараженных Германия занимает пятое место после США, Китая, Италии
и Испании.
Первый случай нового коронавируса COVID-19 был зарегистрирован
в Германии 28 января 2020 г. в Баварии. Если 1 марта 2020 г. число
зараженных в стране было лишь 57 чел., то 9 марта 2020 г. стало
более 1 тыс. чел. (1139 чел.), 19 марта – более 10 тыс. чел. (12327
чел.), 21 марта – более 20 тыс. (21828 чел.), 24 марта – более 30
тыс. (30081 чел.)
Рисунок 3. Количество подтвержденных случаев, смертей
и выздоровевших от коронавируса, всего
Источник: данные Центра системных наук и инженерии Университета
имени Джона Хопкинса.
Правительство Германии взаимодействует с федеральными
землями и муниципалитетами. Создана правительственная комиссия и
кризисный штаб, которые проводят регулярные заседания, чтобы согласовывать
меры по противодействию коронавирусу. Принимаемые правительством
решения согласовываются с рекомендациями специалистов из Института
им. Роберта Коха, занятых разработкой вакцин и лекарства от коронавируса.
Федеральное правительство Германии планирует выделить
на дополнительные меры по противодействию негативным последствиям
коронавируса 122,5 млрд. евро.
Проведенный анализ показывает, что меры, предпринимаемые
Германией по предотвращению распространения коронавируса и минимизации
последствий его распространения, можно условно объединить в следующие
группы:
- Меры по ограничению социальных контактов;
- Меры по поддержке организаций;
- Меры по стимулированию занятости и снижению безработицы;
- Меры по защите арендаторов, лиц, имеющих кредитную
задолженность, и лиц, имеющих обязанность по уплате коммунальных
платежей;
- Меры по поддержке доходов населения, в том числе,
посредством облегчения доступа к социальным пособиям;
- Меры по оказанию поддержки пожилым;
- Меры пограничного контроля.
В целом, для предотвращения распространения коронавируса
в настоящее время в Германии введены достаточно жёсткие ограничения
по социальным контактам, закрыты культурные, спортивные, образовательные
и другие подобные учреждения, однако на начальном этапе распространения
вируса менее строгие ограничения по снижению социальных контактов
население соблюдало, по-видимому, недостаточно хорошо.
Немецкие ученые проанализировали, как эпидемия коронавируса
может распространяться в Германии и рекомендовали своему правительству
опыт Южной Кореи: в массовом порядке проводить тесты и последовательно
изолировать инфицированных людей[2].
Жесткие меры предосторожности должны соблюдаться два месяца, но
и затем следует сохранять повышенную бдительность. Причем даже в
самом позитивном сценарии предполагается, что в Германии будут заражены
около 1 млн. чел., число смертей составит около 12 тыс. чел. В худшем
случае, если государство не предпримет достаточных мер, может быть
заражено 70% населения, а число смертей составит более 1 млн. чел.
Относительно предпринимаемых Германией мер по минимизации
последствий распространения коронавируса на экономику можно отметить,
что значительная часть мер касается поддержки предприятий, особенно
малых и средних предприятий, а также самозанятых лиц. Эти меры включают
как грантовую поддержку, так и предоставление на выгодных условиях
кредитов, налоговых льгот, послаблений в части оплаты аренды и кредитных
платежей.
Значимой мерой, снижающей риски роста безработицы, является
упрощение получения организациями пособий для работников, работающих
неполное время из-за сокращения производства. Хотя предоставление
государственных пособий для поддержки заработной платы работников
и снижения рисков их увольнения является более затратной мерой,
чем предоставление кредитов организациям на данные цели, представляется,
что такая мера является экономически оправданной. Сохранение объемов
страховых взносов за работников, которое предполагается при реализации
указанной меры, позволит не уменьшить объем социальных прав работников
в будущем.
В части социальной поддержки населения значимым нововведением
является предоставление родителю пособия за вынужденный уход за
ребенком до 12 лет по причине закрытия школ и детских садов, а также
облегчение условий предоставления базовых пособий для низкодоходных
групп населения, предоставляемых с учетом проверки нуждаемости.
Дополнительные пособия населению для стимулирования потребления
не введены, вероятно, по причине того, что уровень защищенности
населения от рисков снижения дохода посредством системы социальной
защиты в стране изначально является высоким.
1. Противоэпидемические меры
1.1. Меры по ограничению социальных контактов
13 марта 2020 г. (общее число заболевших в Германии
– 2369 чел.) большинство федеральных земель Германии решили закрыть
с 16 марта школы и детские сады.
Все федеральные земли ввели меры по ограничению социальных
контактов: отменены массовые мероприятия, закрыты культурные учреждения,
закрыты школы и детские сады, ограничена работа ресторанов, баров
и клубов с 16 марта (общее число заболевших 4838 чел.).
18 марта (общее число заболевших 9360 чел.) Ангела Меркель
в своем телеобращении к нации призвала население Германии соблюдать
введенные правительствами федеральных земель ограничения на социальные
контакты. Однако молодежь продолжала собираться группами в городских
парках, а родители - приводить на игровые площадки детей.
22 марта (общее число заболевших 23129 чел.) Федеральное
Правительство совместно с правительствами федеральных земель выпустили
рекомендации по ограничению социальных контактов, вступившие в силу
с 23 марта:
- Гражданам рекомендуется минимизировать контакты с лицами вне
своего домохозяйства.
- Соблюдать вне домохозяйства минимальное расстояние 1,5 м от
других людей. Это расстояние надо соблюдать и в общественном транспорте.
В случае невозможности его соблюдения следует избегать использования
данного транспорта.
- Проводить время в общественных местах разрешено только самостоятельно,
или с другим лицом, не проживающим в домохозяйстве или с членами
своего домохозяйства.
- Запрещено проводить праздники в общественных местах, в квартирах
и частных учреждениях.
- Запрещены встречи и собрания нескольких человек, не проживающих
в одном домохозяйстве, в частных квартирах.
- Не должен осуществляться уход за детьми со стороны соседей.
- Закрыты рестораны, но еду можно заказывать на дом.
- Закрыты парикмахерские, косметические студии, массажные кабинеты,
тату-студии и другие компании в области личной гигиены.
- Во всех организациях, особенно организациях общественного транспорта,
должны соблюдаться правила гигиены и применяться эффективные меры
защиты для сотрудников и посетителей.
- Пользоваться личным автомобилем можно только самостоятельно
или совместно с членами семьи.
Указанные меры введены на срок не менее двух недель.
Закон о защите от инфекций допускает штраф до 25 000
евро. В отдельных случаях возможен тюремный срок до двух лет.
В соответствии с нормативными актами федеральных земель
Германии закрыты все объекты, не являющиеся необходимыми для жизнеобеспечения,
в том числе учреждения культуры, образовательные учреждения, кинотеатры,
бассейны, сауны, спортивные учреждения и спортивные объекты, библиотеки,
культовые учреждения, развлекательные учреждения, предприятия общественного
питания, ярмарки, выставки, парки развлечений, зоопарки, большие
торговые центры. При этом продовольственные магазины, аптеки, автозаправочные
станции, почтовые отделения, банки, магазины бытовой химии, строительные
магазины, газетные киоски, прачечные, магазины садовых товаров и
зоотоваров работают в обычном режиме. Закрытие учреждений в федеральных
землях осуществлялось в разное время начиная с 16 марта по 23 марта.
Закрытие школ и детских садов во всех федеральных землях произошло
к 18 марта и продлится минимум до 14 апреля.
Федеральное управление гражданской защиты и ликвидации
последствий стихийных бедствий выпустило «Руководство по обеспечению
готовности к чрезвычайным ситуациям и корректным действиям в чрезвычайных
ситуациях», в котором содержится информация о том, какие продукты
и каким образом надо запасать дома, какие медикаменты должны быть
в домашней аптечке. В частности, рекомендовано иметь следующий запас
продуктов из расчета на одного человека для десятидневного питания:
напитки (20 литров); крупы, хлеб, картофель, макароны (3,5 кг);
овощи (4 кг); фрукты, орехи (2,5 кг); молоко, молочные продукты
(2,6 кг); рыба, мясо, яйца или яичный порошок (1,5 кг); масло (0,357
кг).
Отмечено, что накопление запасов, свыше рекомендованных
в руководстве, является неразумным.
С целью недопущения дефицита продовольственных товаров
федеральное правительство дало рекомендацию федеральным землям Германии
приостановить запрет на работу в выходные и праздничные дни для
соответствующих организаций.
Школьники Германии должны были перейти от очных к цифровым
урокам. Правительство Германии выделяет на развитие цифровых технологий
в обучении школьников 5 млрд Евро.
2. Меры по поддержке организаций
2.1. Меры по поддержке значимых компаний
Федеральное правительство Германии создало Фонд экономической
стабилизации для обеспечения ликвидности и платежеспособности значимых
для страны компаний и компаний, обеспечивающих критически значимую
инфраструктуру.
Для обеспечения ликвидности компаний заложено 400 млрд.
евро государственных гарантий, на предоставление прямых инвестиций
компаниям – 100 млрд. евро и, дополнительно, на специальные кредитные
программы от Немецкого государственного банка KfW – 100 млрд. евро.
Предприятия, имеющие право на поддержку, должны соответствовать
хотя бы двум из следующих трех критериев:
- общие активы составляют более 43 млн. евро;
- продажи составляют более 50 млн. евро;
- более 249 сотрудников в среднем в год.
2.2. Меры по поддержке малых предприятий, индивидуальных
предпринимателей и самозанятых
Введена программа неотложной помощи для малых предприятий,
индивидуальных предпринимателей и самозанятых с финансированием
50 млрд. евро.
Программа включает в себя следующие меры:
- Компании с количеством сотрудников до пяти человек получают
единовременную выплату в размере до 9 000 евро на 3 месяца.
- Компании, в которых занято до десяти сотрудников, получают
единовременную выплату в размере до 15 000 евро на 3 месяца.
Указанные средства могут быть потрачены на текущие эксплуатационные
расходы: арендную плату, выплаты по кредитам по коммерческим помещениям.
Причем если арендодатель снижает арендную плату как минимум на 20%,
предоставленную единовременную выплату можно использовать в течение
двух дополнительных месяцев.
Заявки на предоставление указанных выплат рассматриваются
на уровне федеральных земель и муниципалитетов.
2.3. Меры по поддержке малых, средних и крупных компаний[3]
Для обеспечения ликвидности организаций вносятся изменения
в программу кредитования организаций. Если ранее объем государственных
гарантий составлял 50% для таких активов как недвижимость, запасы
готовой продукции и т.д., и 0% для оборотных средств, то сейчас
объем государственных гарантий составляет до 90% на все активы.
Проценты по кредитам снижены. Например, для малых и средних компаний
1-1,46% годовых. Сокращены сроки рассмотрения заявок (до 15 дней).
Немецкий государственный банк (KfW) принимает часть
риска по выплате кредита на себя. Это повышает шансы выдачи организации
кредита коммерческими банками.
В случае крупных компаний, работающих на рынке не менее
3 лет, принятие риска составляет до 80%, а в случае малых и средних
компаний, работающих на рынке не менее 3 лет, - до 90%. Организации,
работающие на рынке более 5 лет, могут подать заявку на кредит на
инвестиции и оборотные средства на сумму до 1 млрд. евро, но не
более:
- 25% годовых продаж 2019 г.;
- удвоенных расходов на заработную плату в 2019 г.;
- текущих потребностей в финансировании на 18 месяцев для малых
и средних компаний или 12 месяцев для крупных компаний;
- 50% от задолженности по кредитам на сумму более 25 млн. евро.
Заявка на кредит подается организацией в коммерческий
банк, который сам передает заявление в государственный банк KfW.
Заявка проверяется KfW и принимается решение о предоставлении кредита.
В случае положительного решения коммерческий банк предоставляет
кредит.
2.4. Меры по поддержке медицинских учреждений и медицинского
персонала
Больницы получают финансовую компенсацию из специального
фонда за сделанные операции и проведенное лечение.
К концу сентября больницы получат 560 евро в день за
каждую незанятую койку. За каждую новую койку для интенсивной терапии,
которую создают больницы, они получают 50 000 евро.
На дополнительные расходы, включая средства индивидуальной
защиты, больницы получают средства в размере 50 евро за пациента.
Пособие по временному уходу увеличивается на 38 евро до 185 евро
в день.
Врачи, работающие в амбулаторных медицинских учреждениях,
могут рассчитывать на компенсационные выплаты при снижении приема.
Молодые люди, находящиеся в процессе обучения по медицинским
специальностям, в случае если они будут работать и уменьшать нагрузку
на систему здравоохранения, могут рассчитывать на получение выплат
на оплату своего образования (BAfoG).
2.5. Меры по финансовой поддержке поставщиков социальных
услуг
Поставщики социальных услуг и социальные учреждения
в Германии, способствующие предотвращению последствий от коронавируса,
получат безвозмездную финансовую поддержку от государства. Это касается
организаций, работающих с инвалидами, предоставляющих услуги детям,
женщинам, пенсионерам, услуги на рынке труда и услуги по изучению
языка.
2.6. Меры по поддержке самозанятых и малых предприятий
в сфере культуры и СМИ[4]
Самозанятым и малым предприятиям в сфере культуры и
СМИ предоставляются гранты для оплаты аренды помещений. Кроме того,
будут предоставляться ссуды.
Самозанятым будет предоставлено социальное обеспечение,
включая пособие по безработице, сроком на шесть месяцев. При выплате
пособия будут учитываться расходы на жилье.
2.7. Меры по поддержке самозанятых и малых предприятий
на уровне федеральных земель[5]
Федеральные земли Германии предоставляют дополнительную
поддержку самозанятым лицам и малым предприятиям, зарегистрированным
на их территории и пострадавшим от коронавируса (см. таблицу ниже).
Таблица 1. Помощь малым предприятиям и самозанятым от
федеральных земель
Наименование федеральной земли
|
Тип поддержки
|
Размер поддержки
|
Баден-Вюртемберг
|
безвозмездный грант
|
до 5 чел. – до 9000 евро;
до 10 чел. – до 15000 евро;
до 50 чел. – до 50000 евро
|
Бавария
|
безвозмездный грант
|
до 5 чел. – 5000 евро;
до 10 чел. – 7500 евро;
до 50 чел. – 15000 евро;
до 250 чел. – 30000 евро
|
Берлин
|
безвозмездный грант
|
до 5 чел. – 5000 евро
|
Бранденбург
|
безвозмездный грант
|
до 2 чел. – до 5000 евро;
до 5 чел. – до 10000 евро;
до 15 чел. – до 15000 евро;
до 50 чел. – до 30000 евро;
до 100 чел. – до 60000 евро
|
Бремен
|
безвозмездный грант
|
до 10 чел. – до 5000 евро
|
Гамбург
|
безвозмездный грант
|
до 10 чел. – 5000 евро;
до 50 чел. – 10000 евро;
до 250 чел. – 25000 евро
|
Гессе
|
безвозмездный грант
|
до 5 чел. – до 10000 евро;
до 10 чел. – до 20000 евро;
до 50 чел. – до 30000 евро;
|
Мекленбург-Передняя Померания
|
возмездная субсидия
|
до 5 чел. – до 9000 евро;
до 10 чел. – до 15000 евро;
до 24 чел. – до 25000 евро;
до 49 чел. – до 40000 евро;
|
Нижняя Саксония
|
безвозмездный грант
|
до 5 чел. – 3000 евро;
до 10 чел. – 5000 евро;
до 30 чел. – 10000 евро;
до 49 чел. – 20000 евро;
|
Северный Рейн-Вестфалия
|
Возмездный грант для компаний и безвозмездный для самозанятых
|
5-10 чел. – 25000 евро;
самозанятые – до 2000 евро
|
Рейнланд-Пфальц
|
Быстрый кредит (беспроцентный до 2021 г., на 6 лет)
|
до 10 чел. – до 10000 евро;
до 30 чел. – до 30000 евро
|
Саар
|
Безвозмездная субсидия
|
годовые продажи до 200000 евро – 3000 евро;
до 400000 евро – 6000 евро;
до 700000 евро – 10000 евро;
|
Саксония
|
Быстрый кредит
|
годовые продажи до 1 млн евро – 5000-50000 евро
|
Саксония-Ангальт
|
Помощь самозанятым музыкантам, художникам и писателям
|
400 евро в месяц на 2 месяца
|
Шлезвиг-Гольштейн
|
субсидия
|
самозанятым – 2500 евро;
1-5 чел. – 5000 евро;
до 50 чел. – 10000 евро.
|
Тюрингия
|
безвозмездный грант
|
1-5 чел. – 5000 евро;
до 10 чел. – 10000 евро;
до 25 чел. – 25000 евро;
до 49 чел. – 30000 евро;
|
2.8. Меры по снижению налоговой нагрузки на организации
на уровне федеральных земель
На уровне федеральных земель реализуются меры, направленные
на снижение налоговой нагрузки организациям, пострадавшим от коронавируса,
включая отсрочку по налоговым платежам и снижение предоплаты налоговых
платежей (см. таблицу ниже).
Таблица 2. Меры по снижению налоговой нагрузки на организации
на уровне федеральных земель
Наименование федеральной земли
|
Тип поддержки
|
Баден-Вюртемберг
|
- отсрочка платежа по подоходному налогу, корпоративному
налогу и налогу с продаж на три месяца;
- снижение фиксированных авансовых платежей по подоходному
налогу и корпоративному налогу;
- сокращение налоговой базы для авансовых платежей
|
Бавария
|
- отсрочка платежа по подоходному налогу, корпоративному
налогу и налогу с продаж на три месяца;
- снижение фиксированных авансовых платежей по подоходному
налогу и корпоративному налогу;
- сокращение налоговой базы для авансовых платежей
|
Берлин
|
- сокращение предоплаты налогов
- отсрочка налоговых платежей
|
Бранденбург
|
- отсрочка платежа по подоходному налогу, корпоративному
налогу и налогу с продаж на три месяца;
- снижение фиксированных авансовых платежей по подоходному
налогу и корпоративному налогу;
- сокращение налоговой базы для авансовых платежей
|
Бремен
|
- беспроцентная отсрочка погашения задолженности по налогу
на прибыль, налогу на прибыль, налогу с продаж и налогу
на торговлю
- снижение фиксированных авансовых платежей по подоходному
налогу и корпоративному налогу;
- сокращение налоговой базы для авансовых платежей
|
Гамбург
|
- беспроцентная отсрочка подоходного налога, налога на
прибыль и налога с продаж;
- сокращение квартальных авансовых платежей по налогу
|
Гессе
|
- беспроцентная отсрочка погашения задолженности по налогу
на прибыль и налогу с продаж;
- снижение фиксированных авансовых платежей по подоходному
налогу и корпоративному налогу;
- сокращение налоговой базы для целей предоплаты налога
|
Мекленбург-Передняя Померания
|
- беспроцентная отсрочка погашения задолженности по налогу
на прибыль и налогу с продаж;
- снижение предоплаты по налогу на прибыль и корпоративному
налогу;
- сокращение налоговой базы для целей предоплаты налога
|
Нижняя Саксония
|
- отсрочка погашения требований по подоходному налогу и
корпоративному налогу;
- снижение предоплаты по налогу на прибыль и корпоративному
налогу;
- сокращение налоговой базы для целей предоплаты налога
|
Северный Рейн-Вестфалия
|
- беспроцентная отсрочка погашения задолженности по налогу
на прибыль и налогу с продаж;
- снижение предоплаты по налогу на прибыль и корпоративному
налогу;
- сокращение налоговой базы для целей предоплаты налога
|
Рейнланд-Пфальц
|
- сокращение предоплаты налогов
- отсрочка налоговых платежей
|
Саар
|
- сокращение предоплаты налогов
|
Саксония
|
- беспроцентная отсрочка погашения задолженности по налогу
на прибыль и налогу с продаж;
- снижение предоплаты по налогу на прибыль и корпоративному
налогу;
- сокращение налоговой базы для целей предоплаты налога
|
Саксония-Ангальт
|
- уменьшение текущих авансовых платежей по подоходному
налогу или корпоративному налогу;
- беспроцентная отсрочка по уплате налогов
|
Шлезвиг-Гольштейн
|
- беспроцентная отсрочка погашения задолженности по налогу
на прибыль и налогу с продаж;
- снижение предоплаты по налогу на прибыль и корпоративному
налогу;
- сокращение налоговой базы для целей предоплаты налога
|
Тюрингия
|
- беспроцентная отсрочка погашения задолженности по налогу
на прибыль и налогу с продаж;
- снижение предоплаты по налогу на прибыль и корпоративному
налогу;
- сокращение налоговой базы для целей предоплаты налога
|
2.9. Меры по упрощению процедур государственных закупок
В случае срочности заказа не обязательно публиковать
уведомление о закупках. С поставщиком можно связаться по телефону
или электронной почте. Срочный заказ может включать немедленную
поставку дезинфицирующих средств, одноразовых перчаток, масок, защитного
и медицинского оборудования, а также предоставление в крайне сжатые
сроки IT-услуг для поддержания деятельности органов государственного
управления.
3. Меры по стимулированию занятости и снижению безработицы
3.1. Меры по снижению безработицы: упрощение получения
пособий в связи с сокращением работы
13 марта 2020 года был принят «Закон о временном улучшении
правил, регулирующих выплаты пособий по краткосрочным работам»,
упрощающий получение компаниями пособий для работников в связи с
сокращением часов работы в период кризиса.
Федеральное агентство по трудоустройству выплачивает
пособие работникам компании с целью частичной компенсации произошедшего
снижения заработной платы. Это позволяет сократить расходы работодателя
по оплате работников. Таким образом, даже в условиях снижения прибыли,
компании могут избежать увольнений.
Компания имеет право на получение такой поддержки для
своих работников в случае, если выполнены следующие условия:
- сокращение часов работы сотрудников в компании обусловлено
экономическими причинами или каким-либо неизбежным событием (например,
в связи с распространением коронавируса прервались поставки или
сорвался контракт);
- сокращение часов работы сотрудников неизбежно и компания сделала
все, чтобы это предотвратить или минимизировать;
- сокращение часов работы сотрудников носит временный характер
(это значит, что в течение года можно ожидать, что ситуация нормализуется);
- компания уведомила Федеральное агентство по трудоустройству
о сокращении часов работы сотрудников;
- за работника уплачиваются страховые взносы по медицинскому,
пенсионному страхованию и страхованию от несчастных случаев, безработицы
и на случай долговременного ухода и его не увольняют;
- по крайней мере 10% сотрудников компании (ранее было 30%) испытывают
сокращение заработной платы более чем на 10% в связи с сокращением
часов работы.
Сокращение часов работы может составлять 100%, что означает,
что работа полностью останавливается на временный период. При этом
в компании должен продолжать работать хотя бы один сотрудник. Кроме
того, для получения поддержки не должно быть «отрицательных часов
работы», т.е. работы без оплаты. Переход на сокращенные часы должен
быть зафиксирован в дополнительных соглашениях или коллективных
договорах.
Страховые взносы с сокращенной заработной платы работодатель
и работники должны уплачивать в обычном режиме. Страховые взносы
с невыплаченной заработной платы (разницы между обычной заработной
платой и сокращенной заработной платы) работодатель должен выплачивать
самостоятельно. Работодатель может получить компенсацию за уплаченные
им в период с 1 марта по 31 декабря 2020 г. страховые взносы с невыплаченной
зарплаты работников, работающих неполное время. Компенсация выплачивается
Федеральным агентством по трудоустройству. Это гарантирует сохранение
уровня социального обеспечения работников.
Размер пособия, предоставляемый работнику, составляет
в общем случае 60% от утраченного заработка (разницы между зарплатой
при обычной и сокращенной работе), а для работников с детьми – 67%
от утраченного заработка. При этом заработная плата при обычной
работе учитывается до определенного предела, что ограничивает максимальный
размер пособия, который может быть предоставлен работнику (не более
4623 евро в 2020 г.). Максимальный срок выплаты пособия – 12 месяцев
(но может быть продлен до 24 месяцев).
3.2. Меры по стимулированию занятости в общественно
важных отраслях
С целью обеспечения достаточного числа работников в
сфере здравоохранения, сельского хозяйства и продажи продовольственных
продуктов питания вводится временное ограничение на учет временной
работы в данных отраслях при получении пособий по снижению рабочего
времени.
3.3. Меры по стимулированию занятости после назначения
пенсии
Лица, получающие пенсию, в 2020 г. могут зарабатывать
44590 евро в год вместо 6300 евро без снижения размера пенсии.
3.4. Увеличение срока работы сезонных рабочих в сельском
хозяйстве
Для поддержки сельского хозяйства временные сезонные
рабочие в сельском хозяйстве теперь могут работать не 70 дней, а
115 дней.
4. Меры по защите арендаторов, лиц, имеющих кредитную
задолженность, и лиц, имеющих обязанность по уплате коммунальных
платежей
В случае, если из-за распространения коронавируса арендаторы
не могут исполнять свои платежные обязательства и или не могут выполнять
их своевременно, они защищены от расторжения договора аренды. Такие
же правила касаются оплаты электричества, газа,
телефона, Интернета и телевидения. Договора аренды не должны быть
расторгнуты в одностороннем порядке до 30 июня 2020 года.
В течение трехмесячного периода кредиторы не могут подавать
заявление о процедурах банкротства в связи с неуплатой платежей
по кредитам.
5. Меры социальной поддержки
5.1. Упрощение получения социальных пособий[6]
Пособия, предоставляемые в соответствии со Второй книгой
Социального кодекса (SGB II) и 3 и 4 главой Двенадцатой книги Социального
кодекса (SGB XII) будут предоставляться быстро, без лишних административных
барьеров.
Эти пособия включают в себя пособие для лиц, ищущих
работу, предоставляемое лицам, не имеющим трудового стажа, а также
длительно безработным; базовое пособие на обеспечение жизненно важных
расходов; базовое пособие в пожилом возрасте и в случае снижения
трудоспособности.
С 1 марта 2020 года по 30 июня 2020 года при предоставлении
указанных пособий:
- не учитываются активы домохозяйства,
- учитываются фактические расходов на аренду и отопление.
Это позволяет лучше учесть текущее материальное положение
семей и резкое снижение их доходов.
Личное обращение для получения пособий не требуется.
При этом возможность личного контакта со специалистами остается
на случай чрезвычайных ситуаций. Обратиться за назначением пособий
можно по телефону, через Интернет и посредством почтовой связи.
5.2. Упрощение получения доплаты на ребенка
Процедура получения доплаты на ребенка упрощается. Проверка
доходов семьи осуществляется не за последние шесть месяцев, а за
последний месяц. Проверка активов семьи приостановлена. Если семья
получала доплату ранее, то продление на следующие шесть месяцев
проводится без новой проверки доходов. Эти правила действуют с 1
апреля по 30 сентября 2020 г.
5.3. Введение компенсации за вынужденный уход за ребенком
и отмена взносов за детский сад
Министерство труда и социальной защиты ввело компенсацию
за потерю заработка в случае вынужденного ухода за детьми до 12
лет при закрытии школ и детских садов. Компенсация предоставляется
только в случае, если нет возможности обеспечить уход за ребенком,
например, другим родителем или с помощью услуг каких-либо учреждений.
При этом бабушки и дедушки, как лица из категории группы риска,
не должны быть вовлечены в уход за ребенком.
Компенсация предоставляется в размере 67% от заработной
платы, предоставляется на срок до шести недель и ограничивается
максимальной месячной суммой в 2016 евро. Оплата компенсации производится
работодателем, который в последствие может получить возмещение по
данным расходам. Компенсация не распространяется на период школьных
каникул.
Для родителей, которые работают в критически важных
сферах (в области энергетики, водоснабжения, утилизации отходов,
питания, гигиены, телекоммуникаций и информационных технологий,
здравоохранения, финансов и бизнеса, транспорта, СМИ, государственного
управления, школьного образования, социального обеспечения) организуется
присмотр за их детьми до 12 лет. Необходимо чтобы в полных семьях
оба родителя, а в неполных семьях - единственный родитель, работали
в указанных сферах.
Взносы родителей за детский сад приостанавливаются,
в том числе и для родителей, работающих в критически важных сферах,
дети которых продолжают посещать детский сад в резервных группах.
Федеральные земли выделают средства муниципалитетам для компенсации
потерь родительской платы за детский сад.
6. Меры по оказанию поддержки пожилым
6.1. Поддержка лиц, нуждающихся в уходе
Дополнительные расходы по уходу за больными и пожилыми
лицами, связанные с распространением коронавируса, должны быть возмещены
за счет средств страхования по долговременному уходу. Причем различные
административные требования, в т.ч. по проведению дополнительной
оценке потребностей, временно приостановлены.
6.2. Введение ограничений на оказание услуг дневного
пребывания пожилых в учреждениях социального обслуживания и посещения
пожилых в домах престарелых
С целью минимизации заражения коронавирусом пожилых
приостановлено оказание услуг дневного пребывания пожилых в учреждениях
социального обслуживания. Вместо этого услуги по уходу могут быть
оказаны одиноким пожилым и пожилым, чьи опекуны, работают в критически
важных сферах (например, в сфере здравоохранения, государственного
управления и социального обеспечения).
Посещения пожилых в домах престарелых запрещены.
6.3. Меры по снижению рисков социальной исключенности
среди пожилых и лиц из групп риска, находящихся на карантине и в
режиме самоизоляции на уровне федеральных земель
Правительства федеральных земель предоставляет финансовую
поддержку муниципалитетам для того, чтобы открыть дополнительные
пункты телефонных и видео консультаций и поддержки для пожилых и
лиц из групп риска, находящихся на карантине и в режиме самоизоляции.
Кроме того, оказывается финансовая поддержка муниципалитетам по
развитию добровольческой помощи указанным группам.
7. Меры пограничного контроля
Введен пограничный контроль с Австрией, Швейцарией,
Францией, Люксембургом и Данией.
С 16 марта 2020 года пересечение границ с Австрией,
Францией, Люксембургом, Данией и Швейцарией возможно только в определенных
пунктах пересечения границы.
С 18 марта 2020 года федеральное правительство Германии
ввело ограничения на въезд для граждан других стран, не входящих
в ЕС (кроме Великобритании, Исландии, Лихтенштейна, Норвегии, Швейцарии).
Трансграничные поездки с рабочими целями разрешены,
в то время как с личными целями – только по неотложным нуждам (например,
лечение, смерть родственников). При этом туристические поездки запрещены.
Запрещен с 25 марта 2020 г. въезд в страну сезонным
рабочим.
Трансграничные перевозки товаров разрешены.
Лица, пребывающие из Китая, Японии, Южной Кореи, Ирана
и Италии должны заполнить специальную карточку, чтобы затем иметь
возможность отслеживать контакты, в случае если их попутчик является
зараженным коронавирусом. В случае наличия у пребывающих лиц признаков
заболевания при пересечении границы, федеральная полиция незамедлительно
сообщает об этом местным органам здравоохранения, проводится медицинская
оценка и принимается решение о лечении.
Федеральное правительство Германии выделило 50 млн.
евро для вывоза своих граждан, которые не могут вернуться на Родину
из-за рубежа в связи отменой транспортного сообщения по причине
коронавируса.
[1] Основной источник информации,
если не отмечено иное: https://www.bundesregierung.de/
[2] В ФРГ ученые смоделировали
сценарии распространения коронавируса, dw.com/ru
[3] https://www.kfw.de/KfW-Konzern/Newsroom/Aktuelles/Pressemitteilungen-Details_575168.html
[4] https://muzobozrenie.ru/germaniya-vydelila-50-milliardov-evro-dlya-artistov-i-rabotnikov-sfery-kultury/?fbclid=IwAR3QjxomE8cG_hEU_B2PGzVMNvQLPNVOgnOrK_71frLFLo4ZYz5dCk7Fenc
[5] https://www.steuertipps.de/selbststaendig-freiberufler/betriebsausgaben/coronakrise-hilfen-vom-staat-fuer-selbststaendige
[6] https://www.bmas.de/DE/Presse/Pressemitteilungen/2020/sozialschutzpaket.html
|