|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Алкоголизм и как с ним бороться
Проблема алкоголизма косвенно затрагивает более
трети опрошенных. Начало антиалкогольной кампании в стране готовы
поддержать почти две трети россиян
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представляет данные исследования, посвященного теме алкоголизма.
Проблема алкоголизма актуальна для многих в нашей стране
(по признанию 41% опрошенных в их близком окружении есть алкоголики).
Большинство граждан не остается безразличным в вопросе отношения
к алкоголикам, а законодательство, направленное на снижение употребления
алкоголя, считается скорее излишне мягкими, чем жесткими. Ряд мер
по борьбе с алкоголизмом находит широкую поддержку среди населения.
Чаще всего алкоголизм относят к категории болезней,
требующих медицинского вмешательства (45%). С другой стороны, около
четверти опрошенных (27%) считают это болезнью социального характера.
Существующие государственные меры по сокращению потребления алкоголя
41% опрошенных называют недостаточными (среди тех, в чьем окружении
есть алкоголики, – 47%), и только 9% характеризуют их как чрезмерные
(о достаточности говорят 35%).
Среди мер по борьбе с алкоголизмом наибольшей поддержкой
россиян пользуется запрет на продажу спиртного гражданам, не достигшим
21 года (53%), а также рекламы алкоголя (46% в 2017 г. - против
57% в 2009 г.), пропаганда здорового образа жизни (48%) – с 2005
г. (39%) актуальность последней заметно выросла. В то же время за
12 лет снизилась доля тех, кто выбирает вариант «введение уголовной
ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии
алкогольного опьянения в общественных местах» (с 39% до 28%).
Наименее популярными, как показал опрос, являются следующие
меры: повышение цен на алкогольную продукцию (18%) и введение тотального
запрета («сухого закона») – 13%. Респонденты, сказавшие, что в их
близком кругу есть алкоголики, чаще, чем остальные, поддерживают
«адресные» действия: принудительное лечение (36%), запрет продажи
алкоголя в утреннее время (35%).
Начало антиалкогольной кампании в стране поддержали
бы 64% россиян (за последние десять лет эта доля изменилась незначительно).
Данные опроса комментирует руководитель практики информационной
политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин:
«Сегодня общество санкционирует государству широкие полномочия
по осуществлению достаточно жестких мер, направленных на ограничение
потребления алкоголя: это касается и «закона 21», и запрета рекламы
алкогольной продукции под зонтичными брендами, и восстановления
вытрезвителей. С другой стороны, формируется запрос не только на
запретительные меры: общество ожидает наглядных мер по пропаганде
ЗОЖ. Если мы обратим внимание на то, что в целом россияне считают
алкоголизм медицинской и социальной проблемой, то очевидно, что
сегодня общество ожидает от государства масштабных шагов, которые
были бы логичным продолжением политики, проводимой в последние несколько
лет и направленной на борьбу с потреблением алкоголя и табачных
изделий».
Есть ли среди ваших близких, знакомых алкоголики
или нет?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Да, есть
|
41
|
Нет, таких людей среди моих близких и знакомых нет
|
43
|
Может и есть, но мне об этом точно неизвестно
|
15
|
Отказ от ответа
|
1
|
Как Вы относитесь к алкоголикам?
(закрытый вопрос, один ответ, %)
|
Все опрошенные
|
Среди близких есть алкоголики
|
Среди близких НЕТ алкоголиков
|
Неизвестно, есть или нет среди близких алкоголики
|
Это частное дело каждого, я таких людей не осуждаю
|
17
|
15
|
16
|
23
|
Алкоголизм - это болезнь, и таким людям нужна медицинская помощь
|
45
|
47
|
45
|
43
|
Алкоголизм – социальная проблема, и «лечить» надо само общество
|
27
|
30
|
24
|
28
|
Алкоголики – опасные люди, их следует изолировать от общества
|
7
|
6
|
9
|
4
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
2
|
6
|
2
|
Как Вы лично оцениваете принятые в нашей стране законодательные
меры, направленные на уменьшение потребления алкоголя?
(закрытый вопрос, один ответ, %)
|
Все
опрошенные
|
Среди близких есть алкоголики
|
Среди близких нет
алкоголиков
|
Неизвестно, есть или нет среди близких алкоголики
|
Чрезмерно жесткие
|
9
|
9
|
9
|
10
|
Ровно такие, как нужно
|
35
|
31
|
38
|
39
|
Недостаточные, слишком мягкие
|
41
|
47
|
37
|
36
|
Затрудняюсь ответить
|
15
|
13
|
16
|
15
|
Какие конкретно меры для борьбы с алкоголизмом Вы бы поддержали?
(закрытый вопрос, любое число ответов, %)
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2009 г.
|
2017 г.
|
Запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года
|
56
|
48
|
63
|
53
|
Пропаганда здорового, трезвого образа жизни
|
39
|
42
|
47
|
48
|
Полный запрет рекламы любого вида алкоголя, в т.ч. и слабоалкогольных напитков*
|
55
|
52
|
57
|
46
|
Восстановление вытрезвителей**
|
0
|
0
|
0
|
38
|
Принудительное лечение от алкоголизма
|
27
|
22
|
29
|
32
|
Ограничение продажи алкоголя в утреннее время
|
25
|
19
|
31
|
30
|
Развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма, в том числе нетрадиционных
|
19
|
20
|
25
|
30
|
Введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах
|
39
|
38
|
34
|
28
|
Организация обществ трезвости, анонимных алкоголиков
|
15
|
11
|
15
|
22
|
Повышение цен на алкогольную продукцию
|
13
|
10
|
19
|
18
|
Введение запрета на производство и продажу спиртных напитков (ведение «сухого закона»)***
|
0
|
6
|
10
|
13
|
Другие меры
|
2
|
1
|
4
|
11
|
Ничего предпринимать не надо, государство не должно в это вмешиваться
|
3
|
3
|
3
|
2
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
3
|
2
|
3
|
* в 2005-2006 гг. данный вариант ответа звучал «запрет рекламы алкоголя»
** в 2005-2009 гг. данный вариант ответа не предлагался
*** в 2005 г. данный вариант ответа не предлагался
Если бы сегодня была объявлена антиалкогольная кампания,
то поддержали бы Вы ее или нет?
(закрытый вопрос, один ответ, %)
|
2005 г.
|
2009 г.
|
2017 г.
|
Безусловно, да
|
32
|
34
|
28
|
Скорее да
|
26
|
31
|
36
|
Скорее нет
|
21
|
17
|
17
|
Безусловно, нет
|
15
|
8
|
13
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
10
|
6
|
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 3-4
августа 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от
18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной
двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров
объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка
телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены
на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам.
Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95%
не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов
могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства,
возникающие в ходе полевых работ.
В 2005-2009 гг. были проведены квартирные опросы.
Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3463, 11 сентября 2017 г.
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116388
|