Для цитирования: Махрова А.Г., Бочкарев
А.Н. Маятниковая миграция в Московском регионе: новые данные //
Демоскоп Weekly. 2017. № 727-728. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0727/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Маятниковая
миграция в Московском регионе: новые данные |
Над темой номера работали
|
|
|
Алла
МАХРОВА[1]
|
Антон БОЧКАРЕВ[2]
|
|
Данные для изучения маятниковой миграции - традиционные
и новые
Маятниковая трудовая миграция – один из важнейших атрибутов
связанности городских агломераций, сложный и многогранный объект
исследования. В отличие от практики западных стран в России их исследование
затруднено отсутствием качественной статистики: несмотря на масштабы
и значимость явления, исследования поездок коммьютеров не проводятся
на постоянной основе. Особенно актуальна проблема учета и анализа
маятниковых миграций для Московского столичного региона[3],
так как это не только ареал самых масштабных возвратных миграций
в пределах России, но и место проявления новых трендов в их развитии:
именно здесь они наиболее интенсивны и в то же время изменчивы.
На этом фоне появление (пока в ограниченном доступе)
данных о маятниковых миграциях из принципиально новых источников
информации, возникновение которых напрямую связано с информатизацией
общества, свидетельствует о быстрой и существенной модернизации
методического аппарата их изучения. Один из таких подходов реализован
в данной работе, в которой для оценки трудовой маятниковой миграции
были использованы данные о передвижениях абонентов сотовых компаний,
которые относятся к категории так называемых BigData («большие данные»).
Методы изучения и оценка масштабов[4].
Система учета коммьютеров в странах Европы и США развивается с середины
XX века, при этом исследования трудовых маятниковых миграций, как
правило, проводятся отдельно от общих наблюдений за миграционным
движением населения. Так, Бюро цензов США проводит «Оценки дневного
населения с учетом маятниковых мигрантов», которые содержат усредненные
данные за трехлетний период по территориальным единицам учета с
населением не менее 20 тыс. человек, а за пятилетний период – по
всем обследуемым территориям[5].
На постоянной основе проводятся исследования маятниковых миграций
Национальным статистическим ведомством Великобритании, где они базируются
на данных переписей населения, которые привязаны к «Модели маятниковых
миграций»[6].
В отличие от зарубежных стран в России нет устоявшейся
практики мониторинга данного процесса. Федеральная служба государственной
статистики РФ не проводит исследований трудовых маятниковых миграций,
а единственным примером их централизованного исследования стала
Всесоюзная перепись 1970 г. с данными о направлениях и объемах поездок
на меж- и внутрирегиональном уровнях[7].
В рамках переписи 2002 года были проведены пилотные исследования
в Преображенском районе Москвы и сельской местности Красногорского
района, но из-за их высокой стоимости решено было отказаться от
исследований трудовых маятниковых миграций в рамках переписи[8].
Проблема отсутствия централизованных данных компенсируется
использованием различных источников информации, каждый из которых
обладает своими преимуществами и недостатками. В целом они могут
быть поделены на условно прямые (данные официальной статистики,
деперсонифицированные данные Пенсионного фонда РФ, результаты социологических
опросов и др.) и косвенные, включающие, помимо прочих, данные сотовых
операторов связи, которые являются новым источником информации,
имеющим свои многочисленные ограничения и допущения (табл. 1).
Таблица 1. Источники данных для оценки маятниковых
трудовых миграций
Условно прямые
|
Косвенные
|
1. Данные Пенсионного фонда РФ (предоставляются в деперсонифицированном
виде)
|
1. Данные об объемах пассажиропотоков (по числу проданных
билетов в пригородном сообщении)
|
2. Социологические опросы
|
2. Сопоставление числа занятых в экономике муниципальных
образований с численностью экономически активного населения
|
3. Баланс трудовых ресурсов
|
3. Данные о локализации активности в сетях мобильной связи,
позволяющие оценить передвижения с разными ритмами
|
4. Данные о временной регистрации
|
4. Данные о путях перемещения коммьютеров с применением геоинформационных
систем, включая информацию из социальных сетей (Twitter, Instagram,
Foursquare и др.);
|
Источник: Аверкиева К.В., Антонов Е.В., Кириллов П.Л.,
Махрова А.Г., Медведев А.А., Неретин А.С., Нефедова Т.Г.,
Трейвиш А.И. Между домом и ... домом. Возвратная пространственная
мобильность населения России /Ред. Т.Г. Нефедовой, К.В. Аверкиевой,
А.Г. Махровой. Москва: Новый хронограф, 2016.
На региональном уровне информацию о маятниковых миграциях
содержат материалы Обследования населения по проблемам занятости
(далее – ОНПЗ), проводимые Росстатом. Первое такое обследование
было выполнено в июне 1992 года в Орловской области; сплошное обследование
на регулярной основе введено с октября того же года, а с конца 1999
года оно проводится ежеквартально. Данные ОНПЗ содержат информацию
об объеме межрегиональной трудовой миграции, позволяя таким образом
получить оценку количества маятниковых трудовых мигрантов между
Москвой и Московской областью. Согласно этим данным, в 2012 году
около 41% поездок в Москву совершалось в ежедневном режиме, а из
479 тыс. занятых, выезжавших на работу из Московской области, 437,5
тыс. работало в Москве[9].
На основе данных ОНПЗ, а также результатов обследования
занятости на малых предприятиях, можно рассчитать баланс трудовых
ресурсов, который позволяет оценить количество коммьютеров
на региональном и муниципальном уровнях. Согласно одной из проведенных
оценок, в 2001 году центростремительный поток из области в Москву
достигал 1-1,3 млн человек[10].
В целом эти данные подтверждают результаты других исследований,
хотя и несколько занижают число маятниковых трудовых мигрантов[11].
Во Всероссийскую перепись населения 2010 года
были включены вопросы (номер 11.2 и 11.3 в переписном листе) о нахождении
места работы: внутри населенного пункта проживания, внутри своего
региона, за пределами своего региона с уточнением субъекта РФ[12].
Дополняя эти данные другой информацией из опросных листов (о поле,
возрасте, семейном положении, доходе и др.), можно сформировать
«социальный портрет» трудового мигранта, а также выделить по территориальному
признаку маятниковых мигрантов. К сожалению, перепись не включала
вопрос о периодичности поездок, что затрудняет сопоставление данных
с ОНПЗ, где эта информация присутствует.
Методология переписи подразумевала возможность заполнения
переписных листов на основе административных источников при невозможности
личного опроса или отсутствии респондента[13].
При этом пункты 11.2 и 11.3 могли быть оставлены пустыми, либо же
указывалось, что респондент работает в пункте проживания, что могло
приводить к занижению количества трудовых мигрантов. В то же время,
нет причин не доверять информации о респондентах, указавших место
работы за пределами населенного пункта проживания. Таким образом,
достоверность данных переписи по оценке трудовых маятниковых миграций
близка или соответствует ОНПЗ[14].
Транспортная статистика играет вспомогательную
роль, позволяя получить представление только об общих показателях
маятниковой миграции в регионе. В середине 1980-х годов проводилась
оценка их численности на основе данных о количестве купленных абонементов
на железнодорожном транспорте, дополненных натурными наблюдениями
в пересадочных узлах в часы-пик с пригородных поездов/автобусов
на метро. Согласно этому исследованию, центростремительный поток
коммьютеров составлял порядка 750 тыс. человек в сутки, а центробежный
– около 150 тыс. человек[15].
В настоящее время на основании данных ОАО «РЖД» о месячном
пассажиропотоке между Москвой и Московской областью можно оценить
лишь примерный объем суточных перемещений пассажиров, так как без
данных о пассажиропотоках по времени суток невозможно сделать обоснованную
оценку потоков в Москву и из нее. Также ценность железнодорожной
статистики нивелируется большим количеством безбилетных пассажиров,
или же пассажиров, покупающих билеты, не соответствующие их маршруту.
Для межсубъектных автобусных маршрутов, помимо проблемы «зайцев»,
существует также проблема нелегальных маршрутов, а также практика
проезда без билета (только по оплате наличными).
Анализ данных Центральной пригородной пассажирской компании
и Московско-Тверской пригородной компании показал, что за февраль
2014 года из Московской области в Москву на пригородных поездах
было перевезено 14,4 млн пассажиров. Большая часть пассажиропотока
(81,6%) формируется на станциях, расположенных в зоне ближних и
средних пригородов. При этом крупнейшие станции, пассажиропоток
на которых за месяц превышал 10 тыс. человек, суммарно дают более
95% пассажиропотока, а 12 (по официальному территориальному делению
– 11 за счет включения Железнодорожного в состав Балашихи) крупнейших
центров притяжения формируют порядка 50% пассажиропотока. За исключением
Подольска и Раменского эти центры сконцентрированы вблизи МКАД,
представляя собой так называемые «окраинные города» (edge
cities)[16].
Из них особенно выделяется городской округ Балашиха, образованный
в результате объединения городов Балашиха и Железнодорожный в 2015
году, который суммарно дает порядка 10% пассажиропотока области
при 6% ее населения. Наибольшее количество крупнейших центров притяжения
сконцентрировано на северо-восточном направлении (Мытищи, Королев,
Пушкино), откуда едет порядка 14-16% пассажиров.
Данные Пенсионного фонда РФ – один из относительно
новых источников данных о маятниковых миграциях. Помимо сложности
получения, скорее даже недоступности, основным их недостатком служит
то, что страховой номер привязывается к месту его получения, т.е.
к месту проживания гражданина на момент регистрации в системе пенсионного
страхования. Впоследствии место проживания могло неоднократно измениться,
что со временем приводит к нарастанию расхождений с реальным местом
регистрации. Так, в Московской агломерации на протяжении последних
30-35 лет пропорция между центробежным и центростремительным потоком
сохраняется практически неизменной (80% к 20%). Однако согласно
данным Пенсионного фонда за 2014 год это соотношение составило 60%
к 40%.[17] Вероятно, центростремительный
поток занижен за счет недоучета притока мигрантов, купивших жилье
в Московской области, но работающих на столичном рынке труда (они
учтены как жители других регионов, работающие в Москве). Также данные
Пенсионного фонда отображают москвичей, постоянно живущих и работающих
в Московской области, как «ложных» маятниковых мигрантов.
Социологические опросы составляют отдельную
группу методов исследования передвижений коммьютеров. Высокая стоимость
затрудняет их проведение на регулярной основе, но возможность получения
отсутствующей в других источниках информации (пол, возраст, профессия
респондента и пр.) делает данные соцопросов весьма ценными для анализа
трудовых маятниковых миграций. В качестве примера можно привести
социологический опрос, проведенный «Центром экономики инфраструктуры»
(ЦЭИ) в 2014 году, который содержал данные и об объемах трудовой
миграции[18].
Данные сотовых операторов являются новым источником
данных, которые, несмотря на все свои недостатки, зарекомендовали
себя как достаточно достоверный источник разной информации, позволяя
провести гораздо более детальный и достоверный анализ трудовых маятниковых
миграций, чем при использовании ряда других источников данных. Одной
из первых работ в РФ в этой области стало исследование, подготовленное
к Московскому урбанистическому форуму в 2013 году, когда было изучено
перемещение населения в границах Московской агломерации с помощью
данных сервиса Геопространственного анализа ОАО «Мегафон»[19].
Еще одним примером работы на основе данных навигационных
приложений стало исследование «Дом – работа, работа – дом», проведенное
компанией «Яндекс» по данным программ «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Карты»
в ноябре 2016 года. Пользователи приложений имеют возможность сохранять
наиболее часто посещаемые адреса в памяти программы для расчета
кратчайшего пути на личном автомобиле. Из массива данных были выбраны
точки «дом» и «работа»: всего в Москве и ближайшем Подмосковье было
выделено 490 тысяч пар таких точек[20].
Как показало это исследование, данные навигационных программ позволяют
детально изучить маршруты автомобилистов, в том числе являющихся
маятниковыми мигрантами. В то же время, большое число людей пользуется
общественным транспортом, они не могут быть учтены в рамках этого
подхода.
В данной работе использованы данные Департамента информационных
технологий города Москвы (ДИТ), которые собираются с июля 2015 года
на основе обезличенной информации об абонентах операторов «большой
тройки» («Билайн», «МТС», «Мегафон»).[21]
Для определения местоположения абонента используют замер удаленности
абонента от трех станций по мощности сигнала от его сотового телефона.
В настоящее время сотовая сеть состоит из ячеек 500 на 500 метров,
что определяется по наименьшей плотности расположения ретрансляторов
сотовых операторов. Данные, поступившие на сервера компаний-операторов,
обезличиваются, а затем агрегируются по временным интервалам и по
муниципальным образованиям в зависимости от требований формируемого
отчета. Также выборка очищается от сигналов модемов, планшетов,
а также телефонов, используемых для передачи данных через сеть Интернет
(по сути, тех же модемов) и абонентов, которые пользуются двумя
и более сим-картами.
Затем специалисты ДИТ формируют отчеты о различных типах
перемещений абонентов: в основу данной работы легла матрица корреспонденций
«дом-работа». Фактически данные сотовых операторов являются источником
информации, позволяющим оценить объемы центростремительного и центробежного
потоков, выявить дифференциацию трудовых маятниковых миграций в
разрезе муниципальных районов Москвы и муниципальных образований
Московской области, аттрактивность главного и локальных центров
притяжения, сезонные колебания потоков коммьютеров и ряд других
аспектов.
Отсутствие единого источника информации о трудовых маятниковых
миграциях ведет к тому, что отечественные исследователи вынуждены
интегрировать данные многих ресурсов, приходя к усредненной оценке
потоков коммьютеров. Обобщение исследований, выполненных за последние
годы в Московском столичном регионе, показывает, что в настоящее
время центростремительный поток оценивается в 0,8–1,2 млн человек,
а центробежный поток составляет от 0,2 до 0,5 млн человек (табл.
2).
Таблица 2. Оценки потоков трудовых маятниковых
миграций
по Москве и Московской области
Источники данных
|
Год
|
Оценки, млн. человек
|
Москва
|
Московская область
|
Въезд
|
Выезд
|
Въезд
|
Выезд
|
Перепись населения (Флоринская и др., 2015)[22]
|
2010
|
|
|
|
0,9
|
Обследование населения по проблемам занятости (ОНПЗ)[23]
|
2012
|
0,4
|
|
|
0,4
|
Баланс трудовых ресурсов (Махрова и др., 2008)[24]
|
2005
|
1,2
|
0,3
|
0,3
|
1,2
|
Баланс трудовых ресурсов Комитета по труду и занятости правительства
Московской области (Махрова, Кириллов, 2015)[25]
|
2014**
|
|
|
0,2
|
0,9
|
Пенсионный фонд РФ, Налоговая служба РФ (Шитова, 2009, Шитова,
Шитов, 2013)[26][27]
|
2001
|
0,9-1,2
|
|
|
0,9-1,2
|
Пенсионный фонд РФ (Махрова и др., 2008; Махрова, Кириллов,
2015)[28][29]
|
2005
|
1,2
|
0,3
|
0,3
|
1,2
|
2014**
|
0,8
|
0,5
|
0,5
|
0,8
|
Социологический опрос «Центра экономики инфраструктуры» (Махрова,
Кириллов, 2015)[30]
|
2014***, зима
|
1,2
|
0,3
|
0,3
|
1,2
|
2014***, лето
|
0,3*
|
|
|
0,3*
|
Данные операторов сотовой связи (Махрова и др., 2016)[31]
|
2015***
|
1,3
|
0,4
|
0,4
|
1,3
|
* - москвичи, живущие в Московской области и ездящие
на работу в Москву
** - Москва в новых границах
*** - Москва в старых границах
Источник: Махрова А.Г., Кириллов П.Л., Бочкарев А.Н. Маятниковые
трудовые миграции населения в Московской агломерации: опыт оценок
потоков с использованием данных сотовых операторов // Региональные
исследования. 2016. № 3 (53). С. 71–82.
[1] Махрова Алла Георгиевна
- ведущий научный сотрудник, канд. геогр. н.; Институт географии
РАН, отдел социально-экономической географии; Московский государственный
университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра
экономической и социальной географии России.
[2] Бочкарев Антон Николаевич
- младший научный сотрудник, Институт географии РАН, отдел социально-экономической
географии; аспирант, Московский государственный университет имени
М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра экономической
и социальной географии России.
[3] Здесь и далее под Московским
столичным регионом понимается территория Москвы и Московской области.
[4] Авторы благодарят Российский
научный фонд, при финансовой поддержке которого был подготовлен
раздел «Методы изучения и оценка масштабов» данной статьи (проект
№ 14-18-00083 «География возвратной мобильности населения в сельско-городском
континууме» Института географии РАН)
[5] Commuting in America 2013.
National report on commuting patterns and trends // American Association
of State Highway and Transportation Officials, October 2013, 32
p. URL: http://traveltrends.transportation.org/Documents/B1_CIA_Overview_web_2.pdf
(дата доступа 02.02.2016).
[6] Commuting Patterns in the
UK, 2011 // Part of 2011 Census, Origin-destination Statistics on
Migration, Workplace and Students for Local Authorities in the United
Kingdom Release.
[7] Махрова А.Г., Кириллов
П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием
дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка
// Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
[8] Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А.
Анализ и прогнозирование маятниковой трудовой миграции в Подмосковье
(на примере г. Дубны) // Проблемы прогнозирования, №4, 2008. С.
112–122.
[9] Флоринская Ю.Ф., Мкртчян
Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда. – М.:
Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.
[10] Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А.
ГИС-анализ пространственной структуры и потоков маятниковой трудовой
миграции в регионе на примере Московской агломерации // Материалы
XIII Международной научной конференции по проблемам развития экономики
и общества, 3-5 апреля 2012 г., ВШЭ, Москва. URL: http://regconf.hse.ru/uploads/a8cf29519a6283e1882983243c8f6eb22a86e0c5
(дата обращения 07.03.2016).
[11] Махрова А.Г., Кириллов
П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием
дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка
// Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
[12] Антонов Е.В. Трудовая
мобильность населения России по данным Всероссийской переписи 2010
года // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2016.
№ 2. С. 54–63.
[13] Федеральный закон «О
Всероссийской переписи населения» (в ред. Федеральных законов от
28.11.2009 № 293-ФЗ, от 27.07.2010 № 204-ФЗ). Статья 6, п. 3. URL:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Official/fz-293.docx
(дата обращения: 03.12.2016).
[14] Антонов Е.В. Трудовая
мобильность населения России по данным Всероссийской переписи 2010
года // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2016.
№ 2. С. 54–63.
[15] Махрова А.Г., Кириллов
П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием
дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка
// Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
[16] Махрова А.Г., Нефедова
Т.Г., Трейвиш А.И. Московская агломерация и Новая Москва // Pro
et Contra. Москва как физическое и социальное пространство. №6 (57),
ноябрь – декабрь, 2012. С. 20-33.
[17] Махрова А.Г., Кириллов
П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием
дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка
// Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
[18] Для анализа трудовых
маятниковых миграций населения в работе были использованы результаты
социологического опроса, проведенного Центром экономики инфраструктуры
[Махрова, Кириллов, 2015]. Объем выборки составил 1200 респондентов
по Москве и 4000 респондентов по Московской области. Выборка строилась
пропорционально численности населения и социально-демографическим
показателям административных округов города, за исключением Зеленограда,
а также аналогичным характеристикам муниципальных образований Московской
области.
[19] Богоров В. Новиков А.,
Серова Е. Самопознание города // Археология периферии. М., 2013.
С. 380-405.
[20] Дом – работа, работа
– дом. Компания «Яндекс. Интернет-источник, 2016. URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/home_work
(дата обращения 16.02.2017)
[21] Авторы благодарят Департамент
информационных технологий правительства г. Москвы за возможность
использовать предоставленные ими данные о передвижениях абонентов
сотовой связи для написания данной работы.
[22] Флоринская Ю.Ф., Мкртчян
Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда. М.: Издательский
дом «Дело» РАНХиГС, 2015.
[23] Труд и занятость. Статистический
справочник. М.: Федеральная службы гос. статистики, 2013.
[24] Махрова А., Нефедова
Т., Трейвиш А. Московская область сегодня и завтра: тенденции и
перспективы пространственного развития. – М.: Новый хронограф, 2008.
[25] Махрова А.Г., Кириллов
П.Л. Сезонная пульсация расселения в Московской агломерации под
влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению
и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117 –
125.
[26]Шитова Ю.Ю. Маятниковая
миграция в Подмосковье: комплексный социально-экономический анализ.
Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009.
[27] Шитова Ю., Шитов Ю.
Маятниковая трудовая миграция в Московском регионе. Демоскоп Weekly.
№ 569 – 570. 30 сентября – 13 октября 2013.
[28] Махрова А., Нефедова
Т., Трейвиш А. Московская область сегодня и завтра: тенденции и
перспективы пространственного развития. – М.: Новый хронограф, 2008.
[29] Махрова А.Г., Кириллов
П.Л. Сезонная пульсация расселения в Московской агломерации под
влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению
и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117 –
125.
[30] Махрова А.Г., Кириллов
П.Л. Сезонная пульсация расселения в Московской агломерации под
влиянием дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению
и оценка // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117 –
125.
[31] Махрова А.Г., Кириллов
П.Л., Бочкарев А.Н. Маятниковые трудовые миграции населения в Московской
агломерации: опыт оценок потоков с использованием данных сотовых
операторов // Региональные исследования. 2016. № 3 (53). С. 71–82.
|