|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Автор обзора - Мария ВИЛКОВА
(студентка 4 курса факультета экономических наук НИУ ВШЭ)
Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ
|
The End of Hypergamy: Global Trends and Implications
Esteve, A., Schwartz, C. R., van Bavel, J., Permanyer, I.,
Klesment, M., & García-Román, J. (2016). The
End of Hypergamy: Global Trends and Implications. Population
and Development Review, 42(4), 615-625. https://doi.org/10.1111/padr.12012
|
Исторически, мужчины получали более высокий уровень
образования, чем женщины, однако в большинстве стран ситуация кардинально
изменилась вместе с распространением массового образования. В 2010
году среди населения с высшим образованием в возрасте 25-29 лет
женщин было больше чем мужчин в 139 странах, общее население которых
составляет 86% населения мира.
Для измерения гендерных различий в образовании предложен
индикатор образовательного преимущества женщин (women’s
educational advantage), он равен вероятности того, что уровень образования
случайно выбранной женщины 25-34 лет превысит уровень образования
случайно выбранного мужчины той же возрастной группы, если уровень
их образования не одинаков. Значения показателя больше 0.5 говорят
о том, что женщины являются в среднем более образованными, чем мужчины.
На рисунке 1 изображено изменение индикатора образовательного
преимущества женщин для 120 стран мира и временного промежутка с
1960 по 2011 год по мере роста доли населения с высшим образованием.
Легко заметить, что вероятность того, что женщина является более
образованной, чем мужчина, растет вместе с общим уровнем образования
в стране. Если сравнивать континенты, то наименее образованными
являются страны Африки, при этом значительны гендерные различия:
высшее образование поучают в основном мужчины (хотя рост индикатора
образовательного преимущества женщин за исследуемый период наблюдался
почти во всех странах). В странах Азии и Ближнего Востока тенденция
к сокращению гендерных различий в образовании с ростом уровня образования
также заметна. Наиболее высок уровень образования в странах Европы
и Северной Америки, и почти во всех случаях женщины имеют образовательное
преимущество. Особенно выделяется Латинская Америка, при сравнительно
небольшой доле населения с высшим образованием, почти во всех странах
региона значение индикатора образовательного преимущества женщин
больше 0,5 или близко к этому значению. Несмотря на различия между
странами и регионами, очевидно, что за рассматриваемый период индикатор
образовательного преимущества женщин вырос во всех странах, и во
многих уже превышает значение 0,5.
Рисунок 1. Изменения связи между долей населения
с высшим образованием и образовательным преимуществом женщин, для
отдельных стран, 1960-2011
Источник: вычисления авторов на основе переписей населения
и выборочных обследований
Авторы статьи — Альберт Эстев, Кристина
Шварц, Ян ван Бавел, Иньяки Перманьйер,
Мартин Клемон и Хуан Гарсия-Роман
— отмечают, что эти практически повсеместные изменения должны влиять
на широкий спектр демографических процессов: брачность, разводимость,
рождаемость и гендерное равенство. Фокус статьи — на образовательной
гипергамии — практике, когда мужья являются более образованными,
чем их жены. Образовательная гипергамия, как часть гипергамии (обычая
женитьбы на женщине равного или более низкого социального статуса),
связана с историческими патриархальными нормами, свойственными людским
сообществам во всем мире. Однако, возможно ли сохранение этого явления,
если женщины становятся более образованными, чем мужчины? На рисунке
2 изображена взаимосвязь между образовательным преимуществом женщин
и долей пар, в которых уровень образования жены превышает уровень
образования мужа. Видно, что в странах, где уровень образования
женщин в среднем выше, чем уровень образования мужчин, жены являются
более образованными, чем их мужья. Временные тренды для отдельных
стран показывают такую же зависимость: с ростом уровня образования
женщин относительно мужчин растет и доля пар, в которых уровень
образования у женщины выше, чем у мужчины. Таким образом, в большинстве
стран Европы женщины в семьях уже в среднем более образованы, чем
мужчины, и, скорее всего, так будет вскоре и в других странах. Авторы
статьи называют это «концом образовательной гипергамии». При этом,
стоит заметить, что это изменение может быть не связано с каким-либо
изменением предпочтений мужчин и женщин в выборе партнера, скорее
всего, это является просто адаптацией к демографическим реалиям.
Рисунок 2. Изменения связи между долей пар,
в которых женщина имеет более высокий уровень образования, чем мужчина,
и образовательным преимуществом женщин, для отдельных стран, 1960-2011
Источник: аналогично рис. 1
Интересно проследить, как «конец образовательной гипергамии»
скажется на гендерном равенстве в обществе. О прогрессе в гендерном
равенстве можно говорить, если женщина, имея лучшее образование,
чем мужчина, также и зарабатывает больше. На рисунке 3 показан процент
пар, в которых женщина зарабатывает больше, чем мужчина, в зависимости
от уровня образования обоих. Видно, что даже между европейскими
странами существуют серьезные различия, но, опять же, общий тренд
очевиден: в парах, где образование жен выше образования мужей, выше
и вероятность того, что жена зарабатывает больше мужа.
Рисунок 3. Связь между долей пар, в которых
женщина зарабатывает больше, и уровнем образования женщины и мужчины
в паре, для 27 европейских стран
Источник: вычисления авторов на данных EU-SILC 2007, 2011
Важным является то, что более высокий уровень образования
женщины в паре не имеет негативного влияния на вероятность развода.
Авторы ссылаются на исследование, проведенное в США, согласно которому
положительная связь между образовательным преимуществом женщин и
вероятностью развода, существовавшая до 1990 года, исчезла для браков,
заключенных после 1990 года[1].
Кроме того, существуют исследования, которые показывают, что в европейских
странах более высокий уровень образования женщины в паре может положительно
влиять на рождаемость[2]. Правда,
эта зависимость верна для европейских стран с низкой рождаемостью,
где рост уровня образования женщин тесно связан с гендерным равенством,
то есть он дает возможность женщине быть более независимой экономически
и, поэтому, принимать самостоятельные решения о большом числе детей.
Какое влияние «конец образовательной гипергамии» будет иметь на
рождаемость в других странах, пока остается неясным.
|