Для цитирования: : Кашницкий И.С.,
Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Миграция молодежи в России //Демоскоп
Weekly. 2016. № 703-704. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0703/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Миграция молодежи
в России |
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Илья
КАШНИЦКИЙ
|
Никита
МКРТЧЯН
|
Олег
ЛЕШУКОВ
|
|
Куда поступают выпускники школ
Выявить масштабы и направления миграции молодежи в разрезе
регионов также позволяет сопоставление численности поступивших в
вузы (государственные и негосударственные) на очную форму обучения
по программам бакалавриата и специалитета и численности выпускников
школ, получивших аттестат о среднем (полном) общемо бразовании.
Для этого используются данные Федеральной службы государственной
статистики за 2012/2013 и 2013/2014 учебные годы. Логика довольно
проста: если число новых студентов в регионе значительно меньше
числа выпускников школ, которые ориентированы на продолжение обучения
в вузах, мы вправе предположить, что весь «излишек» абитуриентов
отправился покорять вузы за пределами родного региона. И наоборот,
если студентов-первокурсников значительно больше, чем местных выпускников
школ, «излишек» студентов первого года обучения, очевидно, сформирован
абитуриентами из других регионов.
Для корректного сравнения произведены некоторые предварительные
расчеты. Во-первых, не все выпускники школ поступают в вузы, хотя
этот процент и очень высок. Часть выпускников школ после получения
диплома о среднем общем образовании продолжают обучение в учреждениях
среднего профессионального образования, отправляются в армию, выходят
на рынок труда и т.д. Именно поэтому в нашем анализе используется
только доля выпускников школ, продолжающих обучение на программах
высшего образования в том же отчетном году, которая в 2013/2014
учебном году составляла, по нашим расчетам, 78%. Очень близкие результаты
приведены в статье Т.Л. Клячко[28].
Поэтому данные о численности выпускников общеобразовательных организаций,
получивших аттестат о среднем общем образовании, были скорректированы
на указанный показатель. Во-вторых, не все абитуриенты вузов — «вчерашние»
школьники. Среди поступающих на программы бакалавриата и специалитета
есть люди, окончившие школу не в этом же году: поступающие не первый
раз, вернувшиеся из армии, выпускники отчетного года организаций
СПО, пришедшие с рынка труда[29].
В 2013 году среди студентов, зачисленных на очную форму обучения
по программам бакалавриата и специалитета, окончившие школу в том
же отчетном году составили 87%. Для сопоставления выбрана именно
очная форма обучения: эти образовательные программы предполагают,
что студент постоянно находится вблизи вуза, в то время как учет
заочных программ может сместить оценку миграции. Учитывая эти поправки,
мы получили численность поступивших в вузы на программы бакалавриата
или специалитета, которые окончили школу в том же году. Сопоставив
суммарное число зачисленных на первый курс обучения с суммарной
численностью выпускников школ, планирующих продолжать обучение в
организациях высшего образования, мы получаем значения, характеризующие
перераспределение потоков абитуриентов между регионами. Для каждого
региона положительное отклонение соотношения от единицы отражает
его миграционную привлекательность для молодежи, отрицательное –
свидетельствует об оттоке молодежи, связанном с поступлением в вузы
в других регионах страны.
В среднем по стране соотношение составляет 0,74 — значит,
в России значительно больше «отточных» регионов оттока, чем регионов
с крупными образовательными центрами. Из 78 регионов миграционно
привлекательными по данному показателю в 2012–2014 гг. оказались
лишь 14. Это прежде всего Санкт-Петербург с Ленинградской областью,
Москва с Московской областью, Томская, Новосибирская и Воронежская
области, Хабаровский край — регионы, в которых сосредоточены крупнейшие
университеты (рис. 8). Если соотношение числа первокурсников с суммарной
численностью выпускников школ существенно больше единицы, есть основания
предполагать, что регион получил приток абитуриентов из других областей
страны. В большинстве регионов имел место отток молодежи разной
интенсивности. Во многих из них местные вузы приняли менее половины
выпускников школ, а в Чукотском АО – менее десятой части. По соотношению
численности первокурсников и выпускников школ видно, что вузы республик
Северного Кавказа получают существенно меньше студентов, чем численность
выпускников школ в этих регионах. Похожая картина – во многих регионах
Севера и Востока страны.
Рисунок 8. Отношение числа поступивших в вузы
на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета
к числу выпускников с аттестатом о среднем общем образовании, 2012-2014
годы
Источник: Росстат
Сравнение результатов сопоставления численности первокурсников
и выпускников с данными о миграции молодежи студенческих возрастов,
полученными на основе текущего учета и переписей населения, показывает,
что при всех способах выявления наиболее привлекательных для учебных
мигрантов регионов их список остается одним и тем же.
[28] Клячко Т.Л. Высшее
образование: больше, лучше или дешевле? // Демоскоп Weekly. 2016.
№ 669–670 http://demoscope.ru/weekly/2016/0669/demoscope669.pdf
[29] Шугаль Н.Б. Методика
оценки потоков обучающихся в российской системе образования. Препринт
WP10/2010/04 ГУ ВШЭ. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010.
|